Декоративно-прикладное творчество в воспитании патриотических чувств у подрастающего поколения

Для формирования чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом не  следует забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает «от сердца». Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуально, оно знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества. В настоящее время наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические.  Они предпочитают иностранные фильмы и игры. Народные русские промыслы стали уходить из быта семьи. Нарушается связь между поколениями. У молодёжи меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим приобщение обучающихся к национальной  культуре становится чрезвычайно актуальным в педагогической практике.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр

Советского района г. Волгограда















Декоративно-прикладное творчество

в воспитании патриотических чувств

у подрастающего поколения













Автор: Пономарёва Анна Вячеславовна

педагог дополнительного образования











г. Волгоград - 2014 год







«Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи». Д.С. Лихачев

Любовь к родине. И важно, и сложно, и нужно… невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего отечества.

Для формирования чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом не следует забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает «от сердца».

Первое чувство гражданственности и патриотизма: чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Именно поэтому родная культура, традиции творчество как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того, чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуально, оно знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

В настоящее время наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они предпочитают иностранные фильмы и игры. Народные русские промыслы стали уходить из быта семьи. Нарушается связь между поколениями. У молодёжи меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим приобщение обучающихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальным в педагогической практике.

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Компенсировать дефицит знаний у детей возможно через ознакомление с народной игрушкой. Создавая игрушки, народ преследовал разные цели. Одной из целей было развлечь дитя, занять игрой и привить первые трудовые навыки. На сегодня сохранилось достаточно много игрушек народного промысла. Следует знакомить современных детей с игрушками, которыми играли в прошлом. К народным игрушкам относятся: Городецкая, хохлома, глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь), гжель, матрешки. Эти игрушки привлекают детей тем, что они необычны, они отличаются от современных игрушек. Педагогу следует обратить на этот интерес особое внимание, так как через народную игрушку легче всего ознакомить с культурой русского народа. Рассказывая о том, как изготовляются игрушки, что это нелегкий труд, у детей вырабатывается чувство гордости за игрушки родного края, чувство уважения к мастерам, создавшим эти игрушки.

Создавая объемные композиции из солёного теста по мотивам русских народных сказок, ребёнок старается передать в них быт, традиции, культуру своего народа.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта. Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через художественное творчество необходимо поставить перед собой следующие задачи:

1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);

2. показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок;

3. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;

4. формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи; обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах;

5. создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ;

6. осуществлять индивидуальный подход к ребёнку.

Работа по ознакомлению детей с декоративно- прикладным искусством должна проходить в 4 этапа:

1. знакомство с историей данного искусства, рассматривание предметов, иллюстраций, выделение цветовых приёмов, основных традиционных элементов росписи (ягоды рябины, цветы, круги и т. д.), сюжетных линий;

2. рисование простейших элементов росписи (круг, круг в круге, скрещенные, волнистые линии и т. д.);

3. составление узора с учётом приобретённых творческих навыков на бумагу;

4. Нанесение народной росписи на бумагу, бумажные формы предметов (тарелка, ложка, ваза и т. д.); на глиняные формы или формы из солёного теста, из дерева. Работы детей должны обязательно выставляться на выставку, что даст ребёнку дополнительный стимул к творчеству, интерес к своим национальным истокам, положительные эмоции, уверенность в себе.

Таким образом, ребёнок не только учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа, овладевает изобразительно-выразительными навыками, но и приобщает детей к культуре русского народа, знакомит с историей и его бытом. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми - настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я - россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.








Литература:

1. Буре Р. С., Година Г. Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада 2-е изд., испр. и доп., - М.: Просвещение, 1989, 96 с.

2. Дегтярева М.А. Народная педагогика и патриотизм// Мир образования - образование в мире- 2003- № 1- с 176

3. Декоративно-прикладное искусство - Википедия

ru. wikipedia. org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство

4. «Знакомство детей с русским народным творчеством»; С.-П., изд. «Детство-пресс», 2001 г.

5. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. - М.: Детство-Пресс, 2002 г.

6. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. - М.: Искусство, 2004 г.

7. Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. - М., 2004 г

8. Ярыгина, Н. А. декоративно - прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников/ Н. А. Ярыгина // Начальная школа плюс До и После. - 2008.- №4.



© 2010-2022