- Преподавателю
- Технология
- Тематическое планирование по технологии
Тематическое планирование по технологии
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лежнева Т.Г. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области".
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №_______от «___»_______20___г.
Директор_________ Л.В. Шиленкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу ТЕХНОЛОГИИ,
изучаемому на базовом уровне.
( 5 класс)
Лежнева Татьяна Геннадьевна
Учитель технологии
первой квалификационной категории
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 5 класса разработана на основе программы «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В.Д. Симоненко в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Рабочая программа имеет базовый уровень и направлена на достижение следующих целей и задач:
-
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
-
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
-
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д.Симоненко «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс Вентана-Граф, 2008, включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
На данной ступени обучения учащиеся знакомятся с основами материаловедения, формируют навыки при выполнении простых ручных работ, умение работать с различными инструментами и бытовой техникой; осваивают технологии изготовления изделий (швейное дело, лоскутная техника, кулинария). При изучении темы: «Технология ведения дома» у учащихся приобретаются навыки по наведению чистоты дома, воспитывается аккуратность, опрятность и эстетический вкус. На уроках уделяется большое внимание практическим работам с целью овладения учащихся общетрудовыми умениями и навыками. Наряду с традиционными методами обучения применяется метод проектов. Использования этого метода позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные на разных этапах обучения.
Изучение всех разделов сопровождается выполнением практических работ, на которые отводится не менее 70% времени.
Реализация рабочей программы в 5 классе рассчитана на 68 часов, по два урока в неделю.
С учетом того, что ведется интегрированный курс обучения (мальчики и девочки вместе) внесены следующие изменения:
Класс
Тема
Изменения
5
Основы материаловедения
6 вместо 2 часов
Ручные работы
6 вместо 2 часов
ВТО
2
Элементы машиноведения
6
Проектирование и изготовление швейного изделия
20 вместо 24 часов
Технология изготовления изделий из лоскутков
4 вместо 10 часов
Уход за одеждой
4 вместо 2 часов
Кулинария
12
Технология ведения дома
8 вместо 2 часов
68 часов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по "Технологии", 5 класс.
№
Тема урока.
Тип урока.
Наименование самостоятельных, практических, лабораторных, контрольных работ и их функции.
Формы контроля знаний.
Необходимое оборудование.
Основы материаловедения (6часов).
Учащиеся должны иметь представление о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них.
1-2
Вводный инструктаж по ТБ, ОТ. Введение в предмет « Технология». Классификация текстильных волокон.
Введение новых знаний. Комбинированный.
Практическая работа «Составление таблицы».
Индивидуальный и групповой
Демонстрационный материал, книги.
3-4
Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Полотняное переплетение.
Комбинированный.
Лабораторная работа «Выполнение образца полотняного переплетения»
Фронтальный
Демонстрационный материал, книги.
5-6
Получение ткани. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани.
Комбинированный.
Практическая работа. «Изучение свойств нитей основы и утка». Итоговая практическая работа. «Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»
Фронтальный групповой
Демонстрационный материал, книги.
Ручная работа. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Рукоделие.(6часов)
Учащиеся должны знать терминологию ручных работ, виды декоративно-прикладного искусства, материалы и инструменты, свойства цвета. Уметь выполнять различные виды стежков, сформировать навыки по пришиванию пуговиц.
7
Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления.
Комбинированный..
Заполнение таблицы.
Фронтальный
Учебник, тетрадь, плакаты, набор инструментов.
8
Технология выполнения ручных работ.
Комбинированный.
Заполнение таблицы.
Фронтальный
Учебник, тетрадь, плакаты, набор инструментов.
9-10
Ручные работы.
Комбинированный.
Практическая работа «Изготовление образцов тканей со сточками»
Фронтальный
Учебник, тетрадь, плакаты, набор инструментов.
11-12
Выполнение простейших вышивальных швов.
Комбинированный.
Итоговая практическая работа «Выполнение простейших вышивальных швов»
Фронтальный
Учебник, тетрадь, плакаты, набор инструментов.
Влажно-тепловые работы. (2 часа)
Учащиеся должны знать терминологии, применяемые при выполнении утюжильных работ, правила техники безопасности, сформировать навыки по организации рабочего места для выполнения утюжильных работ.
13-14
Терминология, применяемая при влажно-тепловых работах.
Комбинированный.
Заполнение таблицы.
Фронтальный
Учебник, тетрадь, плакаты, утюжильная доска, утюг.
Элементы машиноведения.(6 часов).
Учащиеся должны иметь представление о технических характеристиках швейной машины, уметь организовать рабочее место, управлять швейной машиной, шить и делать закрепки на ткани.
15-16
История создания швейных машин, их виды. Техника безопасности работы на швейной машине.
Введение новых знаний Усвоение нового материала.
Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине.
Фронтальный
Учебник, тетрадь, швейная машина.
17-18
Подготовка швейной машины к работе. Выполнение машинных строчек.
Комбинированный.
Практическая работа «Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям»
Индивидуальный и групповой
Учебник, тетрадь, швейная машина.
19-20
Виды машинных швов.
Комбинированный.
Итоговая практическая работа. «Регулировка длины стежка. Выполнение машинных швов»
Фронтальный
Учебник, тетрадь, швейная машина.
Проектирование и изготовление швейного изделия. (8 часов)
Учащиеся должны иметь представление о рабочей одежде, знать правила снятия мерок и уметь их использовать, уметь строить и читать чертеж. Сформировать навыки по моделированию, уметь вносить модельные изменения в выкройку.
21-22
Подготовительный этап творческого проекта. Виды рабочей одежды и требования к ней. Фартуки в национальном костюме.
Комбинированный.
Практическая работа «Эскиз фартука национального костюма»
Фронтальный
Журналы мод, учебники, тетрадь.
23-24
Снятие мерок и их условные обозначения. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок
Комбинированный.
Практическая работа «Снятие мерок и запись результатов измерений»
Индивидуальный и групповой
Учебник, тетрадь, сантиметровая лента, карандаш.
25-26
Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Технологический этап творческого проекта. Построение чертежа выкройки в масштабе.
Комбинированный.
Практическая работа «Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам»
Индивидуальный и групповой
Учебник, тетрадь, сантиметровая лента, карандаш.
27-28
Моделирование изделий. Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии.
Комбинированный.
Практическая работа. «Моделирование фартука выбранного фасона».
Фронтальный
Журналы мод, учебники, тетрадь.
Технология изготовления изделия. (12 часов)
Учащиеся должны знать последовательность сборки изделия, иметь представление о раскладке, подготовке ткани и выкройки, о способах и методах обработки изделия и уметь их использовать.
29-30
Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Комбинированный. Усвоение нового материала.
Практическая работа «Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора»
Фронтальный
Учебник, тетрадь, сантиметровая лента, карандаш.
31-32
Выполнение ручных работ. Прямые стежки. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.
Комбинированный.
Практическая работа «Выполнение ручных стежков, строчек и швов»
Фронтальный
Учебник, тетрадь, сантиметровая лента, карандаш.
33-34
Выполнение стачных работ. Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва.
Комбинированный.
Практическая работа. «Соединение деталей изделия машинными швами»
Фронтальный
Учебник, тетрадь, швейная машина.
35-36
Окончательная обработка изделия. Художественная отделка изделия.
Комбинированный.
Практическая работа. «Отделка изделия»
Фронтальный
Учебник, тетрадь, сантиметровая лента, карандаш.
37-38
Влажно-тепловая обработка изделия Ее значение при изготовлении швейных изделий.
Комбинированный.
Практическая работа. «Влажно-тепловая обработка изделия»
Фронтальный
Учебник, тетрадь, гладильная доска, утюг.
39-40
Заключительный этап. Защита проектов.
Обобщающий. Контрольно-проверочный.
Контроль и оценка качества готового изделия. Итоговая практическая работа «Проектирование и изготовление швейного изделия»
Фронтальный
Учебник, тетрадь, швейная машина.
Технология изготовления изделий из лоскутков.(4 часа).
Учащиеся должны знать историю лоскутного шитья, правила изготовления шаблонов, уметь изготавливать и пользоваться шаблонами, владеть технологией изготовления мозаики из полос.
41-42
Организация рабочего места. История лоскутной техники. Подготовка материалов к работе.
Введение новых знаний. Усвоение нового материала.
Практическая работа «Изготовление эскизов и шаблонов лоскутного изделия»
Индивидуально-групповой
Учебник, тетрадь, лоскутки, швейная машина, картон, набор инструментов.
43-44
Прихватки из лоскутов.
Комбинированный.
Итоговая практическая работа «Раскрой и пошив изделия»
Индивидуально-групповой
тетрадь, лоскутки, швейная машина, картон
Уход за одеждой.(4 часа).
Учащиеся должны иметь понятия о видах ремонта одежды, владеть навыками по ремонту одежды, наложению различных видов заплат, по уходу за одеждой.
45-46
Уход за одеждой. Условия хранения шерстяных и меховых изделий
Комбинированный.
Практическая работа «Заполнение таблицы»
Индивидуально-групповой
Учебник, тетрадь, ткань, инструменты, образцы.
47-48
Ремонт одежды.
Контрольно-проверочный
Итоговая практическая работа «Выполнение ремонта накладной заплатой»
Фронтальный
Учебник, тетрадь, ткань, инструменты, образцы.
Кулинария.(12 часов).
Учащиеся должны знать правила санитарии, гигиены, ТБ на кухне; правила нарезки овощей, технологию приготовления блюд из яиц.
Иметь представление о процессах пищеварения, витаминах и их влиянии на здоровье человека; о правилах обработки всех видов овощей, о разновидностях бутербродов и горячих напитков.
Уметь выполнять правила нарезки овощей, готовить салат, определять свежесть яиц, накрывать на стол.
49-50
Общие сведения о питании. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.
Комбинированный.
Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки.
Групповой
Таблицы. Кухонные принадлежности, тетрадь
51-52
Физиология питания. Общие сведения о питательных веществах и витаминах
Комбинированный.
Практическая работа. Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, удовлетворяющих суточную потребность человека в витаминах.
Групповой
Учебник, тетрадь, плакаты, набор посуды.
53-54
Овощи в питании. Тепловая обработка овощей. Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.
Комбинированный.
Практическая работа. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей.
Групповой
Наглядные пособия, кухонные принадлежности, овощи.
55-56
Блюда из яиц. Строение яйца. Способы определения свежести яиц.
Комбинированный.
Приготовление блюда из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.
Групповой
Наглядные пособия, кухонные принадлежности, яйца.
57-58
Бутерброды, горячие напитки.
Комбинированный.
Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Групповой
Наглядные пособия, кухонные оборудование и принадлежности.
59-60
Сервировка стола к завтраку. Культура поведения за столом.
Обобщающий. Контрольно-проверочный
Итоговая практическая работа. Составление меню на завтрак. Эстетическое оформление стола.
Фронтальный
Наглядные пособия, кухонные принадлежности, тетрадь.
Технология ведения дома.(8 часов).
Учащиеся должны иметь представление о требованиях, предъявляемых к интерьеру кухни и столовой; оборудовании и его влиянии на человека; о возможностях отделки и декоративного убранства кухни.
Уметь выполнять эскизы изделий.
61-62
Подготовительный этап творческого проекта. Эстетика и экология жилища. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.
Введение новых знаний. Комбинированный
Практическая работа. Выполнение эскиза интерьера кухни.
Фронтальный
Учебник, тетрадь, плакаты, различные журналы с изображениями интерьера кухни.
63-64
Интерьер кухни, украшение кухни изделиями собственного изготовления.
Комбинированный.
Практическая работа «Выполнение эскиза салфеток, полотенец и др.»
Фронтальный
Учебник, тетрадь, плакаты, журналы с изображениями интерьера кухни.
65-66
Технологический этап творческих проектов.
Закрепление изученного материала
Практическая работа. «Разработка и создание украшения для кухни»
Фронтальный
Инструменты, материал для работы.
67-68
Защита проекта.
Обобщающий. Контрольно-проверочный
Итоговая работа Презентация проекта
Фронтальный
Количество контрольных работ за год:
Итоговая практическая работа
Защита творческого проекта
8
6
2
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
5 класс
Учащиеся должны знать:
-
виды технологий, негативные последствия влияния общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;
-
основные компоненты проекта;
-
общие сведения о процессе пищеварения, о роли витаминов в обмене веществ, общие сведения о пищевой ценности овощей, технологию приготовления блюд из вареных и сырых овощей, оформление готовых блюд, правила санитарии и гигиены при обработке продуктов, приемы безопасной работы с кухонным оборудованием;
-
общие сведения из истории интерьера, способы отделки интерьеров;
-
правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине, классификацию текстильных волокон, правила подготовки швейной машины к работе;
-
общие сведения о конструировании и моделировании одежды, правила построения и оформления чертежей, правила снятия мерок для построения чертежа фартука;
-
технологию выполнения стачного шва и краевых швов, способы раскладки выкройки на ткань, оборудование рабочего места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;
Учащиеся должны уметь:
-
определять потребности людей и общества, обосновывать выбор изделия для проекта, представлять результаты проектной деятельности;
-
работать с кухонным оборудованием, определять качество овощей, проводить первичную и тепловую обработку овощей, готовить бутерброды и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
-
разрабатывать интерьер кухни, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни;
-
готовить швейную машину к работе, выполнять машинные строчки, регулировать длину стежка;
-
строить чертеж фартука, снимать и записывать мерки, выполнять моделирование выполнять раскрой изделия, обрабатывать детали кроя, ремонтировать одежду заплатами.
Материально-техническое обеспечение
Швейные машины
Утюги
Гладильная доска
Таблицы устройства швейной машины
Электроплиты
Холодильник
Комплект столовой посуды
Комплект чайной посуды
Столовые приборы
Оборудование и инструменты для кулинарной обработки пищи
Таблицы по кулинарии, швейному делу
Образцы декоративно-прикладного искусству
Простейшие осветительные приборы
Деревянные заготовки
Таблицы по черчению
Инструменты и материалы для ручных работ
Санитарно-гигиеническое оборудование кухни и столовой
Фильтр для воды
Печь СВЧ
Весы настольные
Комплект кухонного оборудования на бригаду
Технические средства обучения
Дидактико-технологическое оснащение включает тематические плакаты по всем разделам, тематические карты, инструкционно-технологические карты, лекала, карточки заданий в количестве 15 экземпляров.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.
Литература
-
Сасова И. А. Новое поколение учебно-методических комплектов по «Технологии» // Научно-педагогический журнал «Школа и производство» 2005. №7.
-
Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Сасовой, - М.; Вентана-Графф, 2003. - 299с.; ил
-
Сборник проектов по курсу «Технология-5»: Пособие для учителя /М.И. Гуревич, М. Б. Павлова, И, Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под редакцией И. А. Сасовой, - М,: Вентана-Граф, 2003 - 114с.; ил.
-
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного лоскутного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. - М.:Школа-Пресс, 2000. - 96с.: ил. (Б-ка журнала «Школа и производство»). Вып. 4.
-
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) /Авт.: В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2004. - 240 с.: ил.
-
Чернякова В. Н. Технология обработки ткани: Учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений / В. Н. Черняква, - ;-е изд. - М.: Просвещение 2001. - 191с.: ил.
-
Маркуцкая, С. Э. М 25 Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7классы / С. Э. Маркуцкая. - М.: издательство "Экзамен", 2006. - 186с. (Серия "Учебно-методический комплект")
"РАССМОТРЕНО".
Протокол заседания
методического объединения учителей
№ ___ от "___" _________________ г.
_____________________________________
"СОГЛАСОВАНО".
Зам. директора по УВР
Подпись__________________(Моисеева С.Э..)
Дата_______________
ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
по _______технологии________
(название предмета)
___5а_____ класс 2013-2014 учебный год
Учитель __Лежнева Татьяна Геннадьевна _____
№
Тема раздела
Кол-во часов
Сроки изучения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1
2
3
1
2
3
4
1
Основы материаловедения
6часов
пр
2
Рукоделие.
6часов
пр
3
Элементы машиноведения
6 часов
пр
4
Проектирование и изготовление швейного изделия
20 часов
№
Тема раздела
Кол-во часов
Сроки изучения
Январь
Февраль
Март
Апрель
май
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
4
Проектирование и изготовление швейного изделия
6 (из 20 часов)
пр
5
Уход за одеждой.
4часов
пр
6
Технология изготовления из лоскутков.
4часа
пр
7
Кулинария
12часов
пр
8
Технология ведения дома.
8 часов
пр