Сообщение на тему «Применение опорных схем в преподавании технологии»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Сообщение на тему:

«Применение опорных схем в преподавании технологии».







Применение опорных схем в преподавании технологии.

Листы опорных схем обеспечивают логически - последовательное раскрытия темы или задание - это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе и творческой. Опорные схемы - это надёжный помощник восприятия, запоминания, творчества.

Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает её) он приобретает уверенность, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение «заученного, а на суть, осознание причинно-следственных связей. Ни один, даже самый слабый ученик, не чувствует себя беспомощным, возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку.

Опорные схемы обеспечивают дружную работу всего класса, позволяет работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективные изучение. Время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, увеличивается для выполнения практического задания.

Цель перспективы - увеличить время на усвоение трудных вопросов, тем и разделов программу. Поэтому можно дать каждому ученику и всем вместе столько часов, сколько необходимо, учитывая индивидуальные возможности и способности.

При этом постоянно и активно используются опорные схемы (обобщающие таблицы, комплекты карточек - опор) по темам. Они дают возможность после первого введения в тему оперативно проводить на уроке многократное повторение.

Очень важное условие в работе со схемами то, что они должны постоянно подключатся к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учится.

Материал для перспективной подготовки я беру из учебников, используя дополнительную литературу.

Сначала мной проводится структурно - функциональный анализ отобранной литературы, затем составляется черновой набросок важных сокращенных знаний, которые преобразуются в смысловые буквенные единицы информации. Далее происходит преобразование в блоки соответственно смысловым частям, выделение цветом и показ взаимосвязей и взаимодействий в блоках. Использование геометрических фигур, линий, знаков, цветового сигнала.

Считаю применение опорных схем для записи инструкционных карт, технологических карт, карточек - задания при объяснении нового материала учителем и устном ответе ученика в качестве наглядных пособий, необходимым и рекомендуемым.

Таким образом:

Цель метода: рациональное, мотивированное применение знаний; ликвидация перегрузок за счёт сокращения времени; воспитание интереса, активности, самостоятельности к поиску и учению; отработка предметной технологии.

Главная цель: изложить изученное так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти.

Работая с детьми на уроках, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в труде -первостепенное условие становления личности. Успех в труде - это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.

Чтобы дело спорилось, ребенок должен организовать свой труд - в этом ему поможет учитель. Творчество учителя рождает творчество ученика.

Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот моя цель.

Конан Доил, хотя и не был ученым психологом, но словами Шерлока Холмса правильно сказал, что наш мозг подобен пустому чердаку и от нас зависит, чем мы "этот чердак" заполним - хламом или нужными вещами. Если мы его забьём хламом, то тогда некуда будет поместить нужную вещь, а если в этом хламе есть что-то нужное, то его там не скоро найдешь. Следовательно, раз в единицу времени ученик может усвоить определённое, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи.

Наши дети получают в большом объеме разную информацию. Найти основу - зерно в потоке информации порой ребятам очень сложно. Помочь им найти это рациональное зерно поможет метод опорных схем Шаталова, с которым я ознакомилась при обучении в институте.

Для того чтобы ребята что-то усвоили и выполнили это на практике, им нужно знать, что от них требуется, какие этапы они должны пройти и видеть конечную цель.

Идея метода - разложить поставленную задачу на определённые этапы, отразить этапы решения задачи в схемы и выделить главное и второстепенное, опираясь на зрительную память.

Учебников по предмету много, но в одних учебниках содержится неполная информация по теме, в других много лишнего. Поэтому самым лучшим источником информации служит тетрадь.

Опорные схемы - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков.

Компактные, опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску.

В опорных схемах есть и элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят.

Но главная цель - изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти, а также произошло осмысление конечной цели и промежуточных этапов. В каждом листе опорных схем закодирован весь учебный материал соответствующих разделов программы по технологии.

Задача :научить расставлять акценты при выполнении задания; научить использовать свои знания в составление таблиц - схем, логического поэтапного пути к конечной цели; научить умению логично выстроить цепочку технологического процесса.

Значение: компактность излагаемого материала; логическая взаимосвязь, карта всей дороги (перспективность) сокращение информации по сути; изучение и овладение методом; восприятие материала: фундамент - надстройка.

© 2010-2022