Конспект урока технологии на тему Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока технологии на тему Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе.Конспект урока технологии на тему Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе.КГУ «Средняя школа №13» акимата города Рудного











Тема: Лоскутная пластика.

Технология изготовления көрпе.

6 класс


Учитель технологии

Жусупова Лейла Батырбековна

(без категории)












2015 г.

Цель: Познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники. Нарисовать эскиз көрпе и выполнить шаблон для раскроя элементов.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники; материалами и приспособлениями для шитья, научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов көрпе

  2. Развивать и совершенствовать творческие способности учащихся, пространственное воображение, коммуникативные умения,

  3. Воспитывать эстетический вкус, художественное мышление, интерес к казахскому народному творчеству.

Тип урока: комбинированный

Методы проведения урока: беседа, рассказ-объяснение, показ наглядностей практическая работа учащихся.

Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная.

Технические средства обучения: Образцы лоскутного шитья, инструкционные карты.

Оформление доски: казахская пословица «Шеберлiкке шек жоқ». Мастерству нет предела.


Ход урока.

  1. Организационный момент

  1. Проверка готовности к уроку.

  2. Проверка списочного состава.

  3. Сообщение темы и цели урока.


  1. Вхождение в тему.

Метод «Ассоциации»: - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Лоскут»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) написать на доске

Л линейка

О одеяло

С своими руками

К кусочки

У убранство

Т ткань


  1. Объяснение нового материала

Лоскутное рукоделие пришло к нам из глубокой древности. У казахов и киргизов этот вид рукоделия называется «курак», в России - «ляпочиха», а в Америке - «печворк»

Дети, как вы думаете, почему у разных народов зародилась традиция лоскутного рукоделия? С чем это связано? (ответы детей).

- Совершенно верно. В те времена ткань стоила очень дорого, и поэтому собирали все обрезки и кусочки, чтобы потом из них сшить еще что-нибудь. В дословном переводе слово «курак» с казахского языка означает «вещь из кусочков».

Давайте послушаем сообщение, которое нам приготовила Диана.

Сообщение. «Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения - көрпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. Куракам казахи приписывали магические свойства. Считалось, что чем большее количество лоскута использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше - халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте».

- Сейчас я хочу предложить вашему вниманию выставку работ казахского лоскутного рукоделия.

- Что можно сделать с лоскутом, оставшимся после раскроя швейного изделия?

- Есть ли у вас в семье изделия из лоскута? Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством?

Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.

- Давайте вспомним разновидности казахского орнамента? (геометрический, космогонический, растительный и зооморфный).

Совершенно верно, молодцы. А какая из разновидностей национального орнамента использована в нашем изделии? (геометрический). Верно. Из геометрических мотивов, в казахском орнаменте доминирует треугольник. Он всегда считался мощным оберегом, такую форму предавали амулетам-талисманам на счастье. Сейчас - это дань красивой народной традиции. Рисунок нашего көрпе тоже состоит из сочетания разноцветных треугольников.

Цвет у казахов имел свое значение: красный - огонь домашнего очага; черный - сила, цель, благополучие; зеленый - весна, молодость; желтый - разум.

- Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков?

Для работы необходимо иметь: иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.
Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

- Как подготовить материал к работе?
Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:
1. Определение прочности окраски ( уголок ткани проутюживают через мокрую ткань. Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки. При необходимости можно закрепить краску, используя уксус.
- Зачем нужна эта операция?

2.Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.


  1. Практическая работа.

Инструкционная карта

  1. Составление эскиза көрпе. Размер 40×40

  1. Нарисуйте в тетради эскиз көрпе в масштабе 1:4.

  2. Раскрасьте каждый треугольник желаемым цветом (не забывая о сочетании цвета)

Конспект урока технологии на тему Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе.Конспект урока технологии на тему Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе.

  1. Выполнение шаблона для раскроя элементов көрпе.

1. Измерьте один треугольник из эскиза масштабной линейкой и перечертите его на картон в натуральную величину

Конспект урока технологии на тему Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе.

2. К каждой стороне треугольника добавьте по 1 см (припуск на шов)

Конспект урока технологии на тему Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе.

3. Вырезать шаблон по внешнему контуру


  1. Целевой обход учителя.

Обходя класс, рабочие места учащихся, учитель контролирует работу учащихся.


  1. Закрепление нового материала

  1. Как переводится слово «Курак».

  2. Какие нужны инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков?

  3. Какую лучше использовать ткань для работы?

  4. Как подготовить материал к работе?

  1. Анализ и оценка урока. Проанализировать урок, отметить типичные ошибки, определить пути их исправления, выставить оценки за урок.



  1. Рефлексия

  • Что нового узнали?

  • Чему научились?

  • Было ли трудно?

  • Хотели бы заниматься лоскутной пластикой?


  1. Домашнее задание.

Принести выстиранные и выглаженные разноцветные лоскуты ткани, кусок х/б ткани для нижней части, поролон толщиной 2см, булавки, иглу, нитки и ножницы.

Методическая литература:

1. Интернет журнал Хуторской А.В. «Что такое современный урок».

2. Педагогический интернет журнал «Коллеги»

Интернет-ресурсы:

1. nsportal.ru/

2. nacrestike.ru/

3. zhannet.jimdo.com/


© 2010-2022