Статья «Воспитательная работа и развитие творчества на уроках трудового обучения. »

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья«Воспитательная работа и развитие творчества на уроках трудового обучения.»Учитель трудового обучения

Макеевской общеобразовательной

школы І - ІІІ ступеней №72

Степанова Антонина Васильевна

«Воспитательная работа и развитие творчества на уроках трудового обучения.»

Вся задача воспитания - заставить человека не только

поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим;

не только работать, но и любить работу. Рёскин Д.

…Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных…



Трудовая деятельность является основным занятием людей и необходимым условием существования человеческого общества. Только трудом создаются все материальные блага. Чтобы жить, заниматься политикой, наукой, искусством нужно иметь пищу, одежду, жилище. Их необходимо производить в трудовой деятельности.

Труд учащихся, соединенный с образованием, является не только целью их воспитания, подготовки к практической деятельности, но и средством формирования личности.

Целью трудового обучения является формирование технично, технологично образованной личности, подготовленной к жизни и активной трудовой деятельности в условиях современного высокотехнологичного информационного сообщества, жизненно необходимых знаний, умений, навыков введения домашнего хозяйства, обеспечение условий для профессионального самоопределения учащихся, вырабатывания у них навыков творческой деятельности, воспитание культуры труда.

Перед трудовым обучением ставится задание способствовать формирования в учащихся компетентности, а именно: технического и технологического кругозора, культуры труда и быта, самостоятельного и критического мышления, развитие личностных качеств, необходимых для человека как субъекта современного производства и культурного развития общества; воспитание ответственности за результаты собственной деятельности.

Акцент в работе учащихся переносится на развитие творческого и критического мышления, умением работать с информационными источниками, различными видами проектно-технологической документации; формирование у учащихся навыков проектной деятельности, умения проводить анализ, оценку технологичных объектов, сознательно выбирать те или иные технологические процессы, трудовые приемы и технические приспособления; умения проводить анализ, оценку процесса и результата труда; проводить простые маркетинговые исследования.

В ходе выполнения трудовой деятельности у учащихся развиваются многие нравственные качества: организованность, дисциплина, взаимопомощь, ответственность. Труд воспитывает волю и уверенность в себе, пробуждает инициативу, стимулирует творчество. Успешное выполнение работы дает им нравственное удовлетворение, содействует развитию хорошего настроения, особенно если она по душе. Поэтому важным является правильный подбор видов труда для учащихся с учетом их склонностей и профессиональных интересов.

Воспитание человека начинается с самого рождения и продолжается всю жизнь. Но трудно переоценить роль школы в этом процессе. Таким образом задание, которое стоит перед образованием, заключается в том чтобы не только дать человеку всесторонние знания, развивать в нем самостоятельное мышление, а также воспитывать любознательную, творческую личность. При воспитании творческих способностей у каждого ученика необходим индивидуальный подход. Прежде всего, нужно определить в какой области лежат творческие способности учащихся.

Среди разнообразия новых педагогических, технологических технологий в системе образования, предназначенных для реализации личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе для полноценного развития личности ученика, его подготовки к реальной деятельности. Эта методика обеспечивает не только хорошее усвоение учебного материала, но и актуальное, моральное развитие учащихся, их самостоятельность, позитивное отношение к учителю и между собой, коммуникабельность, желание помочь другим.

В проектной методике все обучение направленно на личность ученика, его потребности и интересы. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий, который завершается результатом, созданием творческого продукта. Чтобы достигнуть такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекать с этой целью знания различных отраслей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения, устанавливать причинно-наследственную связь.

Развитие творческой, познавательной активности учащихся и её поддержание - условия эффективности процесса обучения. Это одна из основных целей, которая ставится практически на каждом занятии по трудовому обучению.

Понятие творчества подразумевает: самостоятельность, инициатива. Работа учащихся на уроках трудового обучения - это техническое творчество. И творческая активность учащихся на занятиях, это, прежде всего, когда они что-то изменяют, дополняют, комбинируют, вносят новое, а не бессмысленно копируют действия учителя.

Создание красивых вещей - процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Учащимся предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом выполняя творческие задания.

Составляющие творческого процесса:

  1. Осознание задумки (прогнозирование результатов творчества)

  2. Прогнозирование путей реализации задуманного.

  3. Манипулирование образами в мыслях, разбор вариантов.

  4. Техническое оснащение. Реализация идей, версий.

  5. Оценка найденных решений, вариантов, соотношений их с задумкой.

  6. Бракировка и отбор.

На уроках трудового обучения мы учим детей технологии изготовления изделий, чтобы они могли самостоятельно изготовить его еще раз. И каждое изделие получается уникальным и неповторимым, потому что каждый индивидуально вносит какие-то элементы отделки и оформления.

Системы действий самостоятельной деятельности учащихся:

  1. Репродуктивно-различительные - узнавание, разделение и классификация объектов.

  2. Репродуктивно-воспроизводящие - воспроизведение, использование знаний и практическая работа по алгоритму.

  3. Репродуктивно-прогностические - работа по алгоритму, требующая быстрых действий и оперативно-практического мышления.

  4. Эвристично-прогностические - рационализация конструкции объектов и технологии.

  5. Креативно-прогностические - создание новой конструкции объектов труда, техпроцесса.

Деятельность, как общее понятие, является движущей силой и условием общественного прогресса. Психологи определяют три основные вида деятельности человека: игру, обучение, труд. Учащиеся участвуют в разных видах деятельности: учебно-познавательной, игровой, предметно-преобразующей, профессионально-трудовой, социально-комуникативной. На уроках трудового обучения учащиеся сталкиваются со всеми видами деятельности, изучают и применяют различные технологии.

Технология - это наука о мастерстве, способы взаимодействия человека, орудий и предметов труда. Сейчас технологии становятся важнейшими факторами познавательного, социально-экологического и культурного развития общества и улучшения качества жизни людей.

Технология - культурологическое понятие, связанное творческим мышлением и творческой предметно преобразующей деятельностью человека. Это уровень развития преобразующей деятельности человека, который выражается в совокупности исследовательских технологичных процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологичной среды.

На уроках трудового обучения одним из основных является процесс проектирования и изготовления качественных и оригинальных изделий, которые имеют практическое применение.

На уроках ребята работают как индивидуально, так и в творческих группах. Работа творческих групп над коллективными проектами имеет большое воспитательное значение для развития творческих способностей учащихся, развитие художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории, традициям, для профессиональной ориентации. На занятиях дети получают навыки организации труда, воспитывается трудолюбие, бережное отношение к инструментам и материалам, а так же к результатам своей работы, учатся работать в коллективе.

Важную роль на уроке занимает так же эстетическое воспитание и развитие вкуса. Целью эстетического воспитания на уроках технологии является формирование всесторонне развитой личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное в процессе трудовой деятельности.

Эстетическое воспитание на уроках технологии осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения школьников, вида деятельности.

На уроках трудового обучения широко применяются так же творческие игры. Творческая игра способствует созданию у ребят эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, умение находить решения в нестандартной ситуации.

«Не мыслями надобно учить, а учить мыслить», - говорил Э. Кант. Для этого стараюсь приучать своих учеников видеть, чувствовать, развивать самостоятельность, инициативу, т. е. качества, сопутствующие творчеству, обуславливающие развитие творческих способностей, способствующие развитию гармоничной личности.

5



© 2010-2022