Рабочая программа по кружковой работе. (кружок Мастерица)

Работа кружка направлена на развитие творческих возможностей учащихся, расширение кругозора, обогащение представлений о распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, уточнение знаний и умений учащихся по обработке и вышиванию различными стежками и швами, шелковыми лентами. На занятиях кружка дети приобщаются к миру народного искусства, учатся в совершенстве владеть иглой,  раскраивать по шаблону, конструировать изделия, учатся планировать предстоящую работу, изготовлять панно, сув... Программа работы кружка «Мастерица» рассчитана на 1 год. Кружок комплектуется из учащихся 4-7 классов.
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Декоративно - прикладное искусство играет важную роль в воспитании подрастающего поколения внутренней культуры, способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности и народном творчестве. Занимаясь в кружке декоративно - прикладного творчества, дети приобщаются к богатому наследию народных промыслов, к миру национальной культуры, у них зарождается чувство прекрасного, развивается фантазия и художественно - образное мышление.

Работа кружка направлена на развитие творческих возможностей учащихся, расширение кругозора, обогащение представлений о распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, уточнение знаний и умений учащихся по обработке и вышиванию различными стежками и швами, шелковыми лентами. На занятиях кружка дети приобщаются к миру народного искусства, учатся в совершенстве владеть иглой, раскраивать по шаблону, конструировать изделия, учатся планировать предстоящую работу, изготовлять панно, сувениры, игрушки.

Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из рукоделий и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию.

Кроме того, занятие рукоделием развивает мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, сосредоточенность, аккуратность, а так же является средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей.

Большое внимание уделяется вопросам композиции на плоскости объемно-пространственной композиции, роли цвета, формы и конструкции, технологии переработки природных материалов в декоративные формы. Программа создает необходимые условия для свободного самовыражения и художественного творчества ребенка. Она рассчитана на обучение детей с 10 до 13лет.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Описание места учебного предмета

Программа работы кружка «Мастерица» рассчитана на 1 год. Кружок комплектуется из учащихся 4-7 классов. Количество детей в группе для освоения программы - 12 человек.

Режим работы кружка - 2 занятия в неделю по 2:15 часа. Всего 76 занятий, 171 час.

Структура программы

Программа кружка «Мастерица» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  • Работа с бумагой

  • Декупаж (яичная скорлупа)

  • Ниточная страна (изонить)

  • Яичная мозайка

  • Лепка из солёного теста

  • Папье-маше.

  • Выставки, экскурсии.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

-исторический аспект

-связь с современностью

-освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

-выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

-эскиз

-воплощение в материале

-выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах -выставках районного уровня.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы

Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.

Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете технологии.

Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.

Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.

Дидактический материал:

Журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из бумаги и природного материала. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса
Должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.

  • Народные художественные промыслы России и родного края.

  • Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

  • Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

  • Правила организации рабочего места.

  • Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

  • Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

  • Основные приемы и элементы яичной мозайки.

  • Иметь представление о традициях разных стран.

  • Технологию изготовления игрушек из солёного теста и папье-маше.

  • Технологию изготовления коллажа, аппликации (декупаж).

  • Технологию изготовления картин в технике изонить.
    Должны уметь:

Правильно организовать свое рабочее место. Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике. Работать с электронагревательными приборами. Выполнять правила техники безопасности. Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из соленого теста. Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации. Работать по шаблону. Уметь набирать квадрат из нитей, собирать треугольники различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг. Приобрести навыки работы с яичной скорлупой. В процессе работы ориентироваться на качество изделий. Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету. Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Содержание программы

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

Декупаж. Яичная скорлупа. 48 занятий

1

Вводное занятие

2

2

Виды технологий. Выбор изделия

2

3

Правила работы с клеем, наждачкой. ТБ.

2

4

Подготовка яичной скорлупы.

2

5

Подготовка основы. Инструменты.

2

6

Нанесение 1 слоя.

2

7

Послойная работа.

2

8-10

Выравнивание поверхности

6

11

12

Грунтовка слоя

4

13-15

Нанесение рисунка

6

16-18

Прорисовка контура

6

19-21

Нанесение верхнего слоя

6

22-23

Изготовление рамки

4

24

Соединение с картиной

2

Яичная мозайка. 40 занятий

25

Яичная мозайка. Выбор картины.

2

26-28

Яичная мозайка. Подготовка основы

6

29

Яичная мозайка. Покраска картона.

2

30-32

Покраска скорлупы.

6

33-35

Подготовка материала

6

36

Размещение элементов

2

37-41

Приклеивание скорлупы на основу

10

42

Устранение дефектов

2

43

Покрытие лаком

2

44

Соединение с рамкой

2

Солёное тесто 40 занятий

45

ТБ при работе с тестом. Способы приготовления теста и сушки изделий.

2

46

Выбор поделки. Составление плана работы.

2

47-48

Оберег для дома (плоское изделие).

4

49-50

Грунтовка. Покраска изделия.

4

51-52

Исправление дефектов. Покрытие изделия лаком.

4

53-54

Панно из соленого теста (частично объемное изделие)

Составление плана работы (коллективная работа)

4

55-57

Выполнение элементов картины.

6

58

Покраска элементов.

2

59-60

Подготовка основы. Приклеивание элементов на основу.

4

61-62

Покрытие лаком. Соединение с рамкой

4

63-64

Объёмные изделия из солёного теста.

4

Папье-маше 10 занятий

65

Знакомство с техникой.

2

66-67

Объёмные изделия.

4

68-69

Грунтовка и покраска изделия

4

Изонить 12 занятий

70

Знакомство с техникой изонить. ТБ с иглами, ножницами.

2

71

Схемы и правила их заполнения.

2

72-73

Выбор рисунка. Создание эскиза. Подбор цветовой гаммы.

4

74-75

Создание и оформление картины.

4

76

Заключительное занятие. Выставка поделок.

2


Литература:

1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1996 г.

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001г.

3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992г.

4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990г.

6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков 2010г.

7.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещение», Москва,2008г.

9. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО» Москва, 2005г.

10. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок. »ЭКСМО» Москва,2005г.

11. Пластелиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006г.

12.Журнал «Школа и производство»

13. Газета «Делаем сами»

14. Газета «Мастак»

16. Роспись по дереву. - М.: Издательский Дом мсп, 2007. - 96 С.

17. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. -М.6 Изд-во ЭКСМО, 2005. - 64 С., ил.

18. Ресурсы сети Интернет.



© 2010-2022