Разработка урока по технологии Изготовление изделия из металла

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Ревенская СОШ

Карачевского района Брянской области

Разработка урока по технологии

"Изготовление изделия из металла"

Цели урока

  1. Совершенствовать умения и навыки разметочных работ, опиливания металла, резания слесарной ножовкой, работ на сверлильном станке.

  2. Воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы.

Объект работы: разводка для зубьев пилы

Методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база:

- кабинет (мастерская) технологии;
- станки: сверлильный станок;
- инструменты и приспособления: слесарный разметочный инструмент, различные виды напильников, слесарная ножовка, слесарный верстак;
- материалы: заготовки из листового металла, образцы изготовляемого изделия, выполненные учениками предыдущих лет.

  • Дидактическое обеспечение:

- учебник;
- рабочая тетрадь;
- дополнительная литература (словари, справочники);
- плакаты;
- учебно-техническая документация (УТД): технологические карты;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: устный и письменный опрос, рассказ, демонстрация, практическая работа.



Разработал учитель технологии

Шумаков А.А.









Ноябрь 2013

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Контроль посещаемости. Проверка готовности учащихся к уроку. Назначение дежурных.

  1. Повторение пройденного материала.

  1. Вопросы:

  1. Что называется сталью? (сплав железа с углеродом, где содержание углерода до 2,14%)

  2. Как классифицируются стали? (по химическому составу стали бывают углеродистые и легированные, по назначению - конструкционные, инструментальные и специальные)

  3. Чем отличаются углеродистые стали от легированных? (свойствами, потому что во время плавки в сталь добавляют другие элементы - хром, никель, вольфрам и другие)

  4. Где применяются различные виды стали (из конструкционной стали изготавливают строительные конструкции, гайки, болты; из инструментальной - для изготовления, молотков, зубил, напильников)

  5. Что такое термическая обработка? (изменение свойств сталей с помощью теплового воздействия)

  6. Какие виды термической обработки вы знаете? (закалка, отпуск, отжиг, нормализация)

  1. Тестирование:

  1. Процентное содержание углерода в стали:

А) до 1,24%; Б) более 1,24%; В) до 2,14%; Г) более 2,14%

  1. Маркировка стали зависит:

А) от процентного содержания углерода;

Б) от процентного содержания азота;

В) от наличия в стали добавок:

Г) от механических свойств стали

  1. Для изготовления молотков, зубил, ножниц, напильников применяется:

А) конструкционная сталь:

Б) инструментальная углеродистая сталь;

В) легированная сталь;

Г) чугун

  1. Установите соответствие:

А) конструкционная сталь - ___ 1) ШХ15Г

Б) инструментальная углеродистая сталь - ___ 2) У8

В) легированная инструментальная сталь - ___ 3) Ст2

Г) шарикоподшипниковая сталь - ___ 4) ХВГ

  1. Как можно изменить свойства стали?

А) подвергнуть тепловому воздействию;

Б) изменить форму детали;

В) нанести защитное покрытие


  1. Заполните таблицу:

Определение

Термин

Нагрев заготовки до определённой температуры и медленным охлаждением вместе с печью

Нагрев заготовки до определённой температуры, выдержке при этой температуре и быстром охлаждении в воде или масле

Нагрев остывшей закалённой заготовки до определённой температуры с последующим охлаждении в воде или на воздухе



  1. Как определить температуру нагрева стали при закалке в печи?

А) с помощью термометра;

Б) по цветам каления;

В) по нагреву печи

  1. На предприятиях термическую обработку материалов выполняют рабочие - _____________________

  1. Изучение нового материала

  • Сообщение темы и целей урока

Чтобы полотно пилы свободно перемещалось в пропиле производят развод зубьев пил. Развод зубьев производят разводкой - объектом нашей предстоящей работы.

  • Демонстрация объекта труда

  • Раздать технологические карты и определить основные слесарные операции для изготовления изделия

  1. Разметка - нанесение на заготовку контуров будущего изделия. Разметку выполняют разметочными инструментами: чертилкой, разметочным циркулем, кернером, при помощи металлической линейки или угольника.

  2. Опиливание металла - это срезание с заготовок небольшого слоя металла при помощи напильника для получения требуемых размеров, формы и заданной шероховатости поверхности

  • Виды напильников (демонстрация)

  • Приёмы работы при опиливании

  1. Резание металлов - это операция по разделению заготовок на части с помощью инструментов нажимного действия (ножниц, ножовок)

  • Приёмы работы слесарной ножовкой

  • Правила работы слесарной ножовкой


  1. Сверление отверстий

  • Правила сверления отверстий


  1. Зачистка изделий из металла.

  • Инструменты и приспособления для зачистки


  1. Практическая работа

«Изготовление разводки для зубьев пилы»

  1. Организация рабочего места

Для выполнения работы понадобятся: слесарный верстак, чертилка, угольник, линейка, разметочный циркуль, кернер, молоток, напильник, слесарная ножовка, сверло 5, сверлильный станок, шлифовальная шкурка.

  1. Вводный инструктаж

  • Выполнение слесарных операций по технологической карте

Технологическая карта. Изготовление разводки зубьев пилы.

Разработка урока по технологии Изготовление изделия из металла



Разводка зубьев пилы

М 1:1

Сталь 45

п/п

Последовательность выполнения работ


Эскиз

Инструменты и оборудование


1

Выбрать заготовку с учётом припусков на обработку

Разработка урока по технологии Изготовление изделия из металла


Верстак, линейка



2

Разметить заготовку по чертежу

Разработка урока по технологии Изготовление изделия из металла

Верстак, линейка, угольник, чертилка, циркуль, кернер, молоток, напильник



3

Опилить по контуру

Разработка урока по технологии Изготовление изделия из металла

Верстак, тиски, напильник


4

Прорезать и расточить места для зубьев пилы


Разработка урока по технологии Изготовление изделия из металла


Верстак, слесарная ножовка, надфиль


5

Просверлить отверстие 5 мм, снять заусенцы

Разработка урока по технологии Изготовление изделия из металла


Сверлильный станок, тиски, сверло


6

Зачистить поверхность


Разработка урока по технологии Изготовление изделия из металла

Верстак, напильник, шлифовальная шкурка



7

Контроль размеров и качества изделия

Разработка урока по технологии Изготовление изделия из металла



Верстак, линейка

  • Правила техники безопасности при:

  • Разметке

  1. Проверяйте перед работой состояние разметочного инструмента

  2. Подавать чертилку ручкой от себя

  3. Чертилку и циркуль не кладите в карман


  • Опиливание

  1. Надёжно закрепляйте заготовку

  2. Не поджимайте пальцы левой руки при обратном ходе напильника

  3. Проверяйте прочность насадки ручки и её исправность

  4. Не работайте напильником без ручки или с треснувшей ручкой

  5. Не сдувайте стружку и не сметайте её руками, используйте щётку-смётку

  6. Не проверяйте качество опиливания на ощупь

  • Резание слесарной ножовкой

  1. Правильно и надёжно закрепляйте заготовку в тисках

  2. Правильно натягивайте ножовочное полотно

  3. Работайте ножовкой плавно и без рывков

  4. Не сдувайте опилки и не удаляйте их руками

  5. Поддерживайте отрезаемую часть заготовки

  6. Не работайте полотном со сломанными зубьями


  • Сверление отверстий

  1. работайте на станке только в специальной одежде: комбинезоне или халате, а также в головном уборе;

  2. проверьте работу станка на холостом ходу и прочность крепления сверла в патроне;

  3. сверлите только в защитных очках;

  4. подача сверла к детали осуществляется только после того как шпиндель наберет полные обороты, при этом подачу следует осуществлять плавно и быть особо внимательным в конце сверления;

  5. запрещается прикасаться и тормозить патрон до его полной остановки;

  6. запрещается оставлять включенный станок без присмотра;

  7. запрещается проводить проверку остроты сверла, глубины высверленного отверстия или охлаждение сверла не надлежащими способами;

  8. выемка детали, замена сверла осуществляется только после полной остановки выключенного станка

  9. убирайте стружку щеткой при остановленном станке


  • Зачистке поверхностей из металла

  1. Текущий инструктаж

  • Текущее наблюдение учителя.

  • Контроль за соблюдением правил техники безопасности

  • Ответы на возникающее вопросы в процессе работы

  • Проверка правильности выполнения задани


  1. Заключительный инструктаж

  • Разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших

  • Разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в дальнейшем изучении технологии обработки металлов

  1. Итоги урока

  1. Установка на следующий урок

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат представление о технологии токарных работ по металлу

  1. Домашнее задание

Повторить изученный на данном уроке материал (по тетради)

  1. Анкетирование

Анкета

Вопросы

Ответы

(нужное подчеркнуть)

На уроке я работал

Активно/пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

Урок для меня показался

Коротким/длинным

За урок я

Не устал/устал

Моё настроение

Стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Домашнее задание мне кажется

Лёгким/трудным

Интересно/не интересен



  1. Уборка рабочих мест

© 2010-2022