Рабочая программа по технологии 5 класс (Н. В. Синица, В. Д. Симоненко)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лесозаводская средняя общеобразовательная школа»


Рекомендована ТГ учителей технологии, физической культуры, ИЗО, ОБЖ

от « ___» ___________20___г.,

протокол № ______

__________________


Согласована

Заместитель директора по УВР

___» ____________ 20___г.,

_______________________





Утверждена приказом директора МБОУ «Лесозаводская СОШ»

от « ___» _______20___г. № ____

__________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Технологии ведения дома»



5 класс



Срок реализации программы 2015-2016 учебный год





Составитель программы:

Телиус Ольга Михайловна





п. Коноша

2015 год

1. Пояснительная записка

1. Программа составлена с учетом

  • Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) (garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ )

  • Примерная программа по предметам «Технология» для учащихся 5-9 классов (fgosreestr.ru )

  • Учебник. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица, В.Д.Симоненко - М.: Вентана - Граф, 2014г.

  • Авторская программа по предмету «Технология» для учащихся 5-8 классы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2015.

  • Учебный план МБОУ «Лесозаводская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10 (epidemiolog.ru/law/san/?ELEMENT_ID=3240117)

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"

2. Вклад учебного предмета в общее образование обучающихся.

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

3. Приоритетные формы и методы работы с обучающимися.

В структуре и содержании рабочей программы раскрываются основные (приоритетные) формы и методы организации учебной деятельности обучающихся.

Формы

Методы и технологии

Урок-мастерская

Урок-исследование

Урок-лекция

Урок-практика

Урок-презентация

Урок-беседа

Урок-игра

Метод проектов

Проблемно-поисковый

Эвристический

Технологии развития критического мышления

Технологии исследовательской деятельности

Учебно-практическая деятельность

Технология дифференциации и индивидуализации

Самостоятельная деятельность

Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предполагается в конце каждого года обучения. Учитель должен помочь ученикам выбрать проект для творческого проектирования, с учётом возрастных особенностей школьников.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.

4. Приоритетные виды и формы контроля по учебному предмету.

В ходе реализации предметного содержания по технологии осуществляется текущий и итоговый контроль в следующих видах и формах:


Виды контроля

Формы контроля

Текущий

Тесты

Лабораторные работы

Термилогические диктанты

Проверочные работы

Зачётные работы

Выполнение поузловой операции

Выполнение изделия

Итоговый

Выполнение изделия

Защита творческого проекта

2. Общая характеристика учебного предмета «Технология


  1. Специфика реализации структуры и содержания учебного предмета.

Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства.

При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.

При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.

При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением.

Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.

В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии росписи ткани, ранее не изучавшиеся в школе.

При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий. Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.

Методические особенности реализации содержания программы

Регулятивные УУД:

  • принятие учебной цели;

  • выбор способов деятельности;

  • планирование организации контроля труда;

  • организация рабочего места;

  • выполнение правил гигиены

учебного труда.

Познавательные УУД:

  • сравнение;

  • анализ;

  • систематизация;

  • мыслительный эксперимент;

  • практическая работа;

  • усвоение информации с помощью компьютера;

  • работа со справочной литературой;

  • работа с дополнительной литературой

Коммуникативные УУД:

  • умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

  • умение выделять главное из прочитанного;

  • слушать и слышать собеседника, учителя;

  • задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

  • самопознание;

  • самооценка;

  • личная ответственность;

  • адекватное реагирование на трудности


  1. Специфика методического аппарата УМК.


  1. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вента-Граф, 2014.

  2. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Методическое пособие. -М.: Вента-Граф, 2014.

  3. Синица, Буглаева: Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Рабочая тетрадь. - М.:Вента-Граф,2014.

  4. Тишенко А. Т. Технология: программа: 5-8 классы/ А. Т. Тишенко, Н. В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 144 с.




  1. Структура и содержание курса для 5 класса.)

Содержание курса технологии 5 класса включает в себя следующие блоки:

  1. Технологии домашнего хозяйства.

  2. Электротехника.

  3. Кулинария.

  4. Создание изделий из текстильных материалов.

  5. Художественные ремёсла.

  6. Технологии творческой и опытнической деятельности.

4. Целевые установки изучения учебного предмета (курса) для конкретного класса

Основными целями изучения учебного предмета «Технологии ведения дома» в системе основного общего образования программы Н.В.Синица, В.Д.Симоненко являются:

  • формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

  • формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

  • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Задачи:

  • формировать общекультурную и ценностно-смысловую компетенции в процессе понимания значения технологий в развитии человечества, приобщения к культуре труда, производства на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда, уважения к людям различным профессий, результатам их труда, многонациональной культуре с учетом традиций декоративного искусства региона;

  • сформировать учебно-познавательную компетенцию в процессе овладения знаниями экологических требований к технологиям, об устройстве доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, станков, машин), методов обеспечения безопасности труда, предметов потребления, материальных изделий;

  • научить необходимым в повседневной жизни базовым приемам ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук;

  • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

  • формировать и развивать ИКТ-компетентность в процессе выполнения творческих проектов, поиска необходимой информации в различных источниках, в том числе с использованием компьютера.

3. Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

1. Классы, в которых изучается учебный предмет (курс).

Учебный предмет «Технология» на ступени основного общего образования согласно учебному плану образоваьельного учреждения изучается с 5-го по 8-й классы в объёме 238 часов. В том числе: 5-7 классы - 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю, в 8 классе - 34 часа в неделю.

2. Количество часов для изучения учебного предмета (курса)

Таким образом, согласно примерной программе по технологии 5 класса, базисного учебного плана образовательной организации программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

3. Количество учебных недель в учебном году.

Согласно учебному плану ОО в учебном году 34 учебных недели.

4. Соотношение инвариантной и вариативной части в содержании учебного предмета.

В рабочей программе из 68 часов отводится 60 часов - инвариантная часть, 8 часов - вариативная (региональный содержание). Согласно сборнику Региональный компонент общего образования Архангельской области Авторы-составители: Верёвкина Н. В., Прохновская Т. В., Тарасова Н. А., Толобистюк Е. И рассмотрено 3 варианта преподавания регионального компонента в школе. В данной рабочей программе использован 2 вариант. Изучаются две темы: «Северная народная вышивка», «Северное лоскутное шитьё». Содержание программы направленно на воспитание художественной культуры учащихся, более глубокое знакомство с историей северного края, с его традициями, развивает интерес к северным ремёслам (промыслам).

Теоретический материал знакомит учащихся с историческими сведениями, с видами и техникой выполнения вышивки и лоскутного шитья на Русском Севере. Практические занятия строятся так, чтобы учащиеся, освоив начальную технологию выполнения шва или основ лоскутного шитья могли выполнить самостоятельно более сложные изделия. (Программа по региональному компоненту прилагается).

4. Результаты изучения учебного предмет (курса):

А) личностные, Б) предметные, В) метапредметные

Требования

Содержание требований

личностные


  1. Овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами.

  2. Овладеть навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

  3. Овладеть ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.

  4. Уметь выполнять технологические операции по алгоритму.

  5. Уметь самостоятельно организовывать работу по созданию изделий.

  6. Уметь выполнять творческие проекты по существующим критериям.

Метапредметные

в сфере

а) познавательной

  1. Умение рационально использовать информацию для проектирования и создания объектов труда.

  2. Умение подбирать материалы и инструменты для технологических процессов.

  3. Умение читать и графически изображать технологическую и инструктивную информацию.

б) трудовой деятельности

1. Уметь планировать технологический процесс.

2. Уметь проектировать последовательность технологических операций, составлять операционные карты.

3. Соблюдать нормы и правила безопасности труда, правила санитарии и гигиены.

предметные в сфере

а) мотивационной

  1. Уметь подбирать приборы и оборудование.

  2. Контролировать результаты труда.

  3. Уметь оформлять документы по проектированию.

б) эстетической

1. Уметь моделировать и конструировать изделие.

2. Рекламировать выполненное изделие.

в) коммуникативной

1. Уметь работать в группах.

2. Уметь презентовать выполненный проект.

3. Уметь рекламировать выполненное изделие.

г) физиолого-психологической деятельности

1. Развить моторику, координацию и точность движения рук при выполнении технологических операций.

2. Уметь образно и логично мыслить при выполнении практических работ.

5. Содержание учебного предмета (курса)

1. Учебно-тематический план к рабочей программе.

Тема раздела

Количество часов

Количество контрольных (практических, лабораторных) работ

1

Технологии домашнего хозяйства

2

1

2

Электротехника

1

1

3

Кулинария

14

6

4

Создание изделий из текстильных материалов

22

11

5

Художественные ремесла

8

3

6

Технология творческой и опытной деятельности

12


2. Содержание программы:

- инвариантное (обязательное) содержание образования по учебному предмету (курсу) для конкретного класса;

- вариативное (дополнительное) содержание образования по учебному предмету (курсу) для конкретного класса в соответствии с УМК (например, можно отразить курсивом).

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч)

Тема

«Интерьер кухни, столовой»

(2 ч )

Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические).

Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни на ПК

Раздел «Электротехника» (1 ч)

Тема
«Бытовые электроприборы» (1 ч )

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины и др.

Раздел «Кулинария» (14 ч)

Тема

«Санитария и гигиена
на кухне» (1 ч )

Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком

Тема

«Физиология питания» (1 ч )

Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания

Тема

«Бутерброды и

горячие напитки» (2 ч )

Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия пекарь. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка

Тема

«Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» (2 ч)

Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд

Тема

«Блюда из овощей и фруктов»(4 ч )

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка их к заморозке. Хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд

Тема

«Блюда из яиц» (2 ч )

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при кулинарной обработке яиц. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд

Тема

«Приготовление завтрака.

Сервировка стола к завтраку»(2 ч )

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22 ч)

Тема

«Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения» (4 ч )

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент

Тема

«Конструирование швейных изделий» (4 ч )

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами

Тема

«Швейная машина» (4 ч )

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад

Тема

«Технология изготовления швейных изделий» (10 ч )

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с портновскими булавками. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами). Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания - машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке)

Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч + 8 ч)

Тема

«Декоративно-прикладное искусство»

(2 ч )

Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам

Тема

«Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

(2 ч )

«Северная народная вышивка» (4 ч)

Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Вышивка - традиционный вид северного народного творчества. Виды вышивки. История распространения, ассортимент вышиваемых изделий. Тамбурная вышивка. Технология выполнения. Безопасные приёмы работы. Организация рабочего места. Способы перевода рисунка на ткань. Особенности композиции традиционных изделий с тамбурной вышивкой. Материалы, инструменты, приспособления для тамбурной вышивки. Правила подбора игл, ниток, ткани.

Тема

«Лоскутное шитьё» (4 ч )

«Северное лоскутное шитьё» (4 ч)

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия

Понятие о композиции рисунка. Понятие о пропорциях, ритме, симметрии, раппорте. Роль рамки в лоскутном шитье. Правила подбора и раскроя полос для рамки. Техника «квадрат в квадрате». Безопасные приёмы работы на швейной машине. Влажно-тепловая обработка.

Различные варианты обработки края изделия в зависимости от его назначения. Потайные подшивочные стежки.

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (12 ч)

Тема

«Исследовательская и созидательная деятельность»

(12 ч )

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности
в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта

3. Региональное содержание образования для конкретного класса.

Тема, количество часов

Содержание

Тема 1: Традиционная вышивка Архангельской области. (1час)

Тамбурная вышивка (1 час)

Вышивка - традиционный вид северного народного творчества. Виды вышивки. История распространения, ассортимент вышиваемых изделий. Тамбурная вышивка. Технология выполнения. Безопасные приёмы работы. Организация рабочего места. Способы перевода рисунка на ткань.

Тема 2: Выполнение изделий с тамбурной вышивкой (2 часа).

Особенности композиции традиционных изделий с тамбурной вышивкой. Материалы, инструменты, приспособления для тамбурной вышивки. Правила подбора игл, ниток, ткани.


Тема 3: Лоскутное шитьё. (1 час)

Изготовление прихватки в стиле «шахматка» (1 час)

Понятие о композиции рисунка. Понятие о пропорциях, ритме, симметрии, раппорте. Роль рамки в лоскутном шитье. Правила подбора и раскроя полос для рамки. Техника «квадрат в квадрате». Безопасные приёмы работы на швейной машине. Влажно-тепловая обработка.

Тема 4: Изготовление лоскутной прихватки (2 часа).

Различные варианты обработки края изделия в зависимости от его назначения. Потайные подшивочные стежки.


6. Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование:

№ урока

Тема урока (региональное содержание)

Основные виды деятельности обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия




Тематика контрольных (практическихлабораторных) работ

1

Вводное занятие. Техника безопасности в кабинете технологии

Знакомиться с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Изучить технику безопасности.

Познавательные УУД

  • анализ ситуации во время выполнения определенных действий

  • систематизация полученной информации

Регулятивные УУД:

  • принятие учебной цели;

  • выбор способов деятельности;

  • планирование организации и контроля труда;

  • организация рабочего места;

  • выполнение правил гигиены учебного труда.

Коммуникативные УУД:

  • умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

  • умение выделять главное из прочитанного;

  • слушать и слышать собеседника, учителя;

  • задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

  • самопознание;

  • самооценка;

  • личная ответственность;

адекватное реагирование на трудности

Раздел «Технологии ведения домашнего хозяйства» (2ч)

2

Интерьер и планировка кухни-столовой

Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников по разделу «Технология домашнего хозяйства».

Определять цель и задачи проектной деятельности по разделу.

Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру.

Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни.

Планировать кухни с помощью шаблонов в рабочей тетради и с помощью компьютера

Познавательные УУД:

  • анализ;

  • систематизация;

  • мыслительный эксперимент;

  • практическая работа;

  • усвоение информации с помощью компьютера;

  • работа со справочной литературой;

  • работа с дополнительной литературой

Регулятивные УУД:

  • принятие учебной цели;

  • выбор способов деятельности;

  • планирование организации контроля труда;

  • организация рабочего места;

Коммуникативные УУД:

  • умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

  • умение выделять главное из прочитанного;

  • слушать и слышать собеседника, учителя;

  • задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

  • самопознание;

  • самооценка;

  • личная ответственность;

  • адекватное реагирование на трудности

Пр.р. № 1. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.

3

Пр.р. № 1. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.

Раздел «Электротехника» (1 ч)

4

Бытовые электроприборы на кухне.

Пр.р. № 2 Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами.

Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне.

Находить и представлять информацию об истории электроприборов.

Знакомиться с принципом действия и правилами эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника

Познавательные УУД

  • анализ ситуации во время выполнения определенных действий

  • систематизация полученной информации

Регулятивные УУД:

  • принятие учебной цели;

  • выбор способов деятельности;

  • планирование организации и контроля труда;

  • организация рабочего места;

  • выполнение правил гигиены учебного труда.

Коммуникативные УУД:

  • умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

  • умение выделять главное из прочитанного;

  • слушать и слышать собеседника, учителя;

  • задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

  • самопознание;

  • самооценка;

  • личная ответственность;

адекватное реагирование на трудности

Пр.р. № 2 Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами.


Раздел «Кулинария» (14 ч)

5

Санитария и гигиена на кухне.





Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников по разделу «Кулинария».

Определять цель и задачи проектной деятельности по разделу.

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи.

Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки помещения.

Осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью

Оказывать первую помощь при порезах и ожогах

Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.

Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды.

Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды

Познавательные УУД:

  • сравнение;

  • анализ;

  • систематизация;

  • мыслительный эксперимент;

  • практическая работа;

  • усвоение информации с помощью компьютера;

  • работа со справочной литературой;

  • работа с дополнительной литературой

Регулятивные УУД:

  • принятие учебной цели;

  • выбор способов деятельности;

  • планирование организации контроля труда;

  • организация рабочего места;

  • выполнение правил гигиены

  • учебного труда.

Коммуникативные УУД:

  • умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

  • умение выделять главное из прочитанного;

  • слушать и слышать собеседника, учителя;

  • задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

  • самопознание;

  • самооценка;

  • личная ответственность;

  • адекватное реагирование на трудности

Пр.р. № 3. Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков

Пр.р. № 4. Приготовление и оформление блюд из макаронных изделий.

Пр. р. № 5.

Определение содержания нитратов в овощах

Пр. р. № 6. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов

Пр. р. № 7. Приготовление блюд из яиц.

Пр. р. № 8. Приготовление завтрака.

6

Здоровое питание

7

Технология оформления бутербродов. Технология оформления горячих напитков.



Приготовлять и оформлять бутерброды.

Определять вкусовые сочетанию продуктов в бутербродах.

Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере.

Приготовлять горячие напитки (чай, кофе, какао).

Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе.

Находить и предъявлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки.

Дегустировать бутерброды и напитки.

Знакомиться с профессией пекарь

8

Инструктаж по ТБ № 27.

Пр.р. № 3. Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков

9

Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий



Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.

Изучать устройство кастрюли-кашеварки.

Выполнять механическую кулинарную обработку крупы, бобовых.

Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы.

Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу.

Определять консистенцию блюда.

Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий.

Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Знакомиться с профессией повар

10

Инструктаж по ТБ № 27.

Пр.р. № 4. Приготовление и оформление блюд из макаронных изделий.

11

Технология приготовления блюд из овощей и фруктов

Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и при помощи индикаторов.

Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов.

Выполнять нарезку овощей ломтиками, кружочками, соломкой, брусочками и кубиками.

Выполнять художественное украшение салатов.

Осваивать безопасные приемы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки.

Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте.

Готовить салат из сырых овощей или фруктов.

Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд.

Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады.

Находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, блюдах из них, об их влиянии на сохранение здоровья человека

12

Инструктаж по ТБ № 27.

Пр. р. № 5. Определение содержания нитратов в

овощах

13

Тепловая кулинарная обработка овощей

Осваивать безопасные приемы тепловой обработки овощей.

Готовить гарниры и блюда из вареных овощей.

Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд.

Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады.

Находить и представлять информацию о способах тепловой обработки, позволяющих сохранять питательные вещества и витамины

14

Инструктаж по ТБ № 27.

Пр. р. № 6. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.

15

Технология приготовления блюд из яиц

Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды.

Готовить блюда из яиц.

Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам

16

Инструктаж по ТБ № 27.

Пр. р. № 7. Приготовление блюд из яиц.

17

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Подбирать столовое белье для сервировки стола к завтраку.

Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака.

Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для завтрака.

Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки.

Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом»

18

Инструктаж по ТБ № 27.

Пр. р. № 8. Приготовление завтрака.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22 ч)

19

Производство текстильных материалов



Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников.

Определять цель и задачи проектной деятельности.

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения.

Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям.

Определять направление долевой нити в ткани.

Исследовать свойства нитей основы и утка.

Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

Определять виды переплетения нитей в ткани.

Проводить анализ прочности окраски тканей.

Находить и предоставлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину

Познавательные УУД:

  • сравнение образцов ткани, одежды, конструкции одежды

  • анализ результатов наблюдения, исследования

  • систематизация полученных результатов и приобретенных знаний

  • практическая работа по исследованию свойств тканей, измерению человека, построению чертежа фартука, выполнению работы ручными стежками, по раскрою, на швейной машине;

  • усвоение информации с помощью компьютера;

  • работа со справочной литературой;

  • работа с дополнительной литературой

Регулятивные УУД:

  • Постановка личной учебной цели;

  • выбор способов деятельности по изготовлению фартука

  • планирование организации контроля труда;

  • организация рабочего места;

  • выполнение правил гигиены учебного труда.

Коммуникативные УУД:

  • умение анализировать свои действия и действия товарищей.

  • умение выделять главное из прочитанного и увиденного;

  • слушать и слышать собеседника, учителя;

  • задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

  • самопознание;

  • самооценка;

  • личная ответственность;

  • адекватное реагирование на трудности

Пр.р. № 9. Определение направления долевой нити в ткани.

Пр. р. № 10. Изучение свойств тканей из хлопка и льна

Пр.р. № 11. Снятие мерок и изготовление выкройки изделия.

Пр. р. № 12 Раскрой швейного изделия.

Пр. р. № 13 Изготовление образцов ручных работ.

Пр. р. № 13. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.

Пр.р. № 14. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины

Пр. р. № 15. Изготовление образцов машинных работ.

Пр.р. № 17. Проведение влажно-тепловых работ.

20

Инструктаж по ТБ № 28, 29.

Пр.р. № 9. Определение направления долевой нити в ткани.

21

Текстильные материалы и их свойства

Изучать свойства тканей из хлопка и льна.

Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач.

Оформлять результаты исследований

22

Инструктаж по ТБ № 28, 29.

Пр. р. № 10. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

23

Изготовление выкроек

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.

Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.

Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

Копировать готовую выкройку.

Находить и представлять информацию об истории швейных изделий

24

Инструктаж по ТБ № 28, 29.

Пр.р. № 11. Снятие мерок и изготовление выкройки изделия.

25

Раскрой швейного изделия

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.

Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учетом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учетом припусков на швы.

Выкраивать детали швейного изделия.

Находить и предъявлять информацию об истории создания инструментов для раскроя

26

Инструктаж по ТБ № 28, 29.

Пр. р. № 12.Раскрой швейного изделия

27

Швейные ручные работы

Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя с помощью резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок; обметывание косыми (или петельными) стежками; заметывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); сметывание

28

Инструктаж по ТБ № 28, 29.

Пр. р. № 13. Изготовление образцов ручных работ.

29

Шве йная машина

Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом.

Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх.

Находить и представлять информацию об истории швейной машины.

30

Инструктаж по ТБ № 28, 29.

Пр.р. № 14. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины

Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка.

Выполнять закрепки в начале и в конце строчки с использованием клавиши шитья назад.

Овладевать безопасными приемами труда

31

Основные операции при машинной обработке изделия

32

Инструктаж по ТБ № 28, 29.

Пр. р. № 15. Изготовление образцов машинных работ

33

Влажно-тепловая обработка ткани

Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание

34

Инструктаж по ТБ № 28, 29.

Пр.р. № 16. Проведение влажно-тепловых работ.

35

Машинные швы

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.

Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учетом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учетом припусков на швы.

Выкраивать детали швейного изделия.

Находить и предъявлять информацию об истории создания инструментов для раскроя

Изучать последовательность изготовления швейных изделий.

Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Находить и представлять информацию об истории одежды, швейных изделий.

Овладевать безопасными приемами труда.

Знакомиться с профессиями закройщик и портной

36-39

Технология изготовления швейных изделий

40

Инструктаж по ТБ № 28, 29.

Пр.р. № 17. Обработка изделия по индивидуальному плану.

Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч + 8 ч)

41

Декоративно-прикладное искусство

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия.

Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России.

Посещать краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).

Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину

Познавательные УУД:

  • сравнение видов вышивки

  • анализ технологий выполнения вышивки

  • систематизация знаний о художественных ремеслах

  • практическая работа: выполнение вышивки счетными швами

  • работа со справочной литературой;

  • работа с дополнительной литературой

Регулятивные УУД:

  • принятие учебной цели;

  • выбор способов деятельности;

  • планирование организации и контроля труда;

  • организация рабочего места;

  • выполнение правил гигиены учебного труда.

Коммуникативные УУД:

  • умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

  • умение выделять главное из увиденного;

  • слушать и слышать собеседника, учителя;

  • задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

  • самопознание;

  • самооценка;

  • личная ответственность за качество работы

  • адекватное реагирование на трудности, недостатки в работе

Пр.р. № 18. Создание композиции в графическом редакторе

Пр.р. № 19. Изготовление образцов лоскутных узоров.

42

Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства

43

Орнамент. Символика в орнаменте

44

Цветовые сочетания в орнаменте

Пр.р. № 18. Создание композиции в графическом редакторе

45

Традиционная вышивка Архангельской области. Р/с

46

Тамбурная вышивка . Р/с

47

Выполнение изделий с тамбурной вышивкой . Р/с

48

Выполнение изделий с тамбурной вышивкой . Р/с

49-50

Лоскутное шитьё

Лоскутное шитьё. Р/с

Изучать различные виды техники лоскутного шитья.

Разрабатывать узор для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора.

Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги.

Подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, волокнистому составу для создания лоскутного изделия.

Изготовлять образцы лоскутных узоров.

Обсуждать наиболее удачные работы.

Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья

51

Технология изготовления лоскутного изделия

52-53

Инструктаж по ТБ № 28, 29.

Пр.р. № 19. Изготовление образцов лоскутных узоров.

54

Изготовление прихватки в стиле «шахматка» . Р/с

55

Изготовление лоскутной прихватки. Р/с

56

Изготовление лоскутной прихватки. Р/с

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (12 ч)

57

Что такое творческие проекты

Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников.

Определять цель и задачи проектной деятельности.

Выполнять проект по изученным разделам Оформлять проект и пояснительную записку к творческому проекту.

Подготавливать электронную презентацию проекта.

Составлять доклад к защите творческого проекта

Познавательные УУД:

  • сравнение образцов ткани, одежды, конструкции одежды

  • анализ результатов наблюдения, исследования

  • систематизация полученных результатов и приобретенных знаний

  • практическая работа по исследованию свойств тканей, измерению человека, построению чертежа фартука, выполнению работы ручными стежками, по раскрою, на швейной машине;

  • усвоение информации с помощью компьютера;

  • работа со справочной литературой;

  • работа с дополнительной литературой

Регулятивные УУД:

  • Постановка личной учебной цели;

  • выбор способов деятельности по изготовлению фартука

  • планирование организации контроля труда;

  • организация рабочего места;

  • выполнение правил гигиены учебного труда.

Коммуникативные УУД:

  • умение анализировать свои действия и действия товарищей.

  • умение выделять главное из прочитанного и увиденного;

  • слушать и слышать собеседника, учителя;

  • задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

  • самопознание;

  • самооценка;

  • личная ответственность;

  • адекватное реагирование на трудности

.

58

Этапы выполнения проекта.

59

Выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия

60

Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.

61

Разработка конструкции и технологии изготовления изделия.

62

Подбор материалов и инструментов. Организация рабочего места.

63

Составление последовательности выполнения.

64

Изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы. Окончательный контроль готового изделия.

65

Подсчёт затрат на изготовление. Экспертная оценка и самооценка.

66

Как защитить творческий проект

67

Разработка электронной презентации.

68

Защита проекта.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета (курса)

Перечень учебных, наглядных, дидактических, технических и иных средств обучения

Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в обучении предмета технологии необходимо комплексное использование средств обучения. Его необходимость объясняется тем, что полнота представлений зависит от того, сколько чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. Рабочие места для обучающихся (парта, стул); Образные представления возникают и формируются прежде всего на основе той информации, которую ученик получает из иллюстративных средств обучения. Поэтому, при отборе средств обучения к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а так же учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Рабочее место учителя; комплекты для раскроя и шитья; швейные бытовые машины; гладильная доска, утюг, коллекция ЦОР и ЭОР; натуральные объекты (коллекции).

Техническое средство обучение:

Компьютер, экран, проектор, интерактивная доска

Книгопечатная продукция

Основная литература:

  1. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вента-Граф, 2014.

  2. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Методическое пособие. -М.: Вента-Граф, 2014.

  3. Синица, Буглаева: Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Рабочая тетрадь. - М.:Вента-Граф,2014.

Дополнительная литература:

  1. Азбука шитья. /Зарецкая Т. И.Издательство: ЭКСМО-Пресс, 2000 г

2. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: пособие для учителей. - М.: Школьная пресса, 2005

3. Волкова Н, Т. Новоселова, Азбука кройки и шитья , Издательство: Феникс 2002г

4. Двинских Л. Как шить красиво: Практическое руководство для начинающих портных. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. - 192 с.

5. Лакоценина Т.П., Современный урок, интегрированные уроки, Учитель, 2009

6. 250 рецептов праздничного стола. - СПб.: «Полиграфуслуги»,2006г.

7. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007

8. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс /Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. - М.: 5 за знания, 2006.

9. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008

10. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: метод. рек-ции / Ю.В. Крупская; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010;

11. Технология. Организация проектной деятельности. 5-9 классы. Автор - составитель О.А.Нессонова, Волгоград, Учитель, 2009.

Интернет - ресурсы: woll-rus.ru; shei-sama.ru; remontsrem.ru/;

gardenweb.ru; kvartira-box.ru; strana-sovetov.com; elhovka.narod.ru ; festival.1september.ru; school-collection.edu.ru/; fcior.edu.ru/; tehnologiya.ucoz.ru/; festival.1september.ru/.

Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе и определена федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Дополнительный список и интернет-ресурсы включают издания, расширяющие знания школьников по отдельным аспектам и проблемам курса.

Литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Двинских Л. Как шить красиво: Практическое руководство для начинающих портных. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. - 192 с.

  2. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. -М.: Вента-Граф, 2012.

  3. Овощи / Пер. с англ. А. Чередниченко. - М.: ТЕРРА, 1997. - 168 с

  4. Сидоренко В.И. Пэчворк для начинающих. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. - 160 с.

  5. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.- М.: Вента-Граф, 2012.

  6. Шитье и рукоделие: Энциклопедия / Гл. ред. И.А. Андреева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 288 с.

  7. «Школа шитья от burda» /Перевод: Карпова Е., ВНЕШСИГМА, 1999. - 112 с.

  8. Яйца и сыры / Пер. с англ. А. Туровой. - М.: ТЕРРА, 1997. - 168 с.

Интернет - ресурсы:

masterica.narod.ru/ «-Учебно-информационный ресурс по рукоделию. Все от начала до мастерства. Гильоширование (выжигание по ткани), ручная и машинная вышивка, машинное вязание. Схемы, рисунки, узоры. Галерея готовых работ, форум, полезные ссылки.

cooking.ru/ - Сайт практически полностью посвящен кулинарии и содержит такие разделы как каталог рецептов, праздничные рецепты, меню, обрядовая кулинария, национальные рецепты, диеты, детское питание и многое другое.

rukodelnica.h1.ru/ Рукодельница - сайт, посвященный различным видам рукоделия.

uzelok.ru сайт для любителей вязать спицами, крючком. Имеются модели для женщин, мужчин и детей.

old.prosv.ru/metod/chernyakova/index.htm методика преподавания курса «Технология обработки ткани»

8. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса) в конкретном классе

1. Обучающиеся научатся.

Раздел «Кулинария»

  • самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания,

  • соблюдать правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»


  • изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

  • выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»

  • планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

  • представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить

  • пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»



  • построению двух-трёх вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

2. Обучающиеся получат возможность научиться.

Раздел «Кулинария»

  • составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;

  • экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;

  • определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

  • выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

  • выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;

  • определять и исправлять дефекты швейных изделий;

  • выполнять художественную отделку швейных изделий;

  • изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;

  • определять основные стили одежды и современные направления моды.

Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»

  • организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

  • осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»


  • планировать профессиональную карьеру;

  • рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

  • ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;

  • оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.

© 2010-2022