• Преподавателю
  • Технология
  • РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО. 01. УП. О7. «Работа в материале» (плетение из лозы)

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО. 01. УП. О7. «Работа в материале» (плетение из лозы)

         Еще в эпоху каменного века, не зная  металлического топора, ножа и шила, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, циновок, сетей и  других предметов быта, охоты и рыболовства.          В ряде случаев даже возводили плетеные стены жилых и хозяйственных построек. Плетение было прародителем макраме, ткачества, обусловило появление кружев. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза.          Плетение из лозы – одно из немногих ремесел, дошедших до нас практически без изменени...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление культуры

Администрации МО «Майкопский район»

«Детская школа искусств п. Каменномостский»
















РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ПО.01.УП.О7.

«Работа в материале»

(плетение из лозы)


Составитель:

Преподаватель Каменномостский

Детской школы искусств

Косовцов А.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Еще в эпоху каменного века, не зная металлического топора, ножа и шила, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, циновок, сетей и других предметов быта, охоты и рыболовства.

В ряде случаев даже возводили плетеные стены жилых и хозяйственных построек. Плетение было прародителем макраме, ткачества, обусловило появление кружев. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза.

Плетение из лозы - одно из немногих ремесел, дошедших до нас практически без изменения. На первом месте в искусстве плетения всегда стояло утилитарное назначение изделия, что позволяет рассматривать лозоплетение как один из видов декоративно-прикладного искусства.

Доступность материала - любое растение, имеющее данные тонкие и гибкие стебли, корни или листья - вызывает у учащихся желание заняться этим ремеслом. Поэтому возможной становится реализация программы, которая бы создавала условия для удовлетворения образовательных и творческих потребностей ребенка:

- достижения при этом определенного уровня умений и навыков, творческой инициативы в данной области;

- гармонического уровня развития личности ребенка;

- адаптация его в социальной среде.

Содержание программы определяется уровнем знаний и интересов учащихся и продиктована их интересом к красоте природы, к возможностям различного плетеного материала, материальными возможностями окружающей природы.

Программа рассчитана на 5 лет обучения и предназначена для учащихся 11-16 лет.

Объем учебного времени (в часах).

Класс

1

2

3

4

5

Кол - во часов в неделю

2

2

3

3

4

Кол - во часов за год

64

66

99

99

132

Кол - во часов за весь курс обучения.

460

Занятия проводятся в группах по 5-11 человек.

Основными содержательными линиями при обучении декоративно-прикладного искусства являются:

- заготовка;

- обработка и подготовка к работе материала;

- способы и техники плетения;

- плетение плоских изделий;

- выполнение кромочных загибок;

- плетение объемных изделий;

- окончательная отделка изделия.

Основными видами учебной деятельности учащихся являются:

- отработка навыков и умений заготовки, обработки и подготовки к работе материала;

- творческая деятельность по освоению навыков, умений и способов плетения;

- изготовление плетенных изделий;

- выполнение кромочных загибок;

- конечная обработка изделия.

Программа разработана с учетом особенностей учебного процесса в художественной школе, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе реализации художественно-творческого потенциала учащихся.

Обучения учащихся декоративно-прикладному искусству (плетение из различного природного материала) направлено на достижение комплекса следующих целей и задач:

а) в ценностно - ориентационной сфере:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать многообразие окружающего мира, многообразие материала и способов плетения;

- принятие мультикультурной картины современного мира;

б) в трудовой сфере:

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной деятельности;

в) в познавательной сфере:

- умение называть мир через многообразные формы изделий из лозы и другого природного материала.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ.

1 класс.

Название темы

Цель занятия

Кол-во

часов

Содержание занятия

1.

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с целью курса

2 ч.

Краткие исторические сведения, знакомство с материалом, инструментами и основными приемами работы

Работа с различным природным материалом

2.

Заготовка материала

Привитие любви и бережного отношения к природе. Ознакомление с правильными способами заготовками

2 ч.

Способы заготовки и обработка навыков обработки и подготовки материала к работе

Заготовка, обработка и подготовка к работе материала.

3.

Композиционная разработка круглой розетки (мат,: рогоз)

Активизация знаний учащихся, полученных по другим дисциплинам. Развитие пространственных представлений

8 ч.

Общая характеристика композиционного построения круглой розетки, характеристика способов плетения.

Составление эскиза розетки, подбор материала и изготовление розетки.

4.

Композиционная разработка плоских розеток (мат.Рогоз, обертки кукурузных початков, болотный камыш)

Активизация знаний учащихся полученных по другим дисциплинам; формирование интереса к учению; развитие самостоятельности, активности и творческого отношения к делу.

24 ч.

Повторение теоретических знаний, повторение способов плетения.

Составление эскиза розетки, выбор розетки, выбор оптимального технологического режима, изготовление розетки.

5.

Плетение плоских розеток из различного материала

Закрепление умений и навыков плетения; выработка усидчивости стремления к работе; развитие пространственных представлений.

28 ч.

Повторение способов плетения, сочетаемость различных материалов, особенности материала

Изготовление плоских розеток.

ВСЕГО:

64 часа

2 класс

№ п/п

Название темы


Цель занятия

Кол-во

часов

Содержание занятия

1.

Композиционная разработка розетки с круглым щитком

Составление эскиза розетки, активизация знаний учащихся полученных в 1 классе

2 ч.

Особенности плетения розетки с круглым щитком; последовательность составления эскиза розетки

Составление эскиза розетки; подбор материала и способов его подготовки; выбор способов плетения

2.

Плетение розетки с плоским щитком из рогоза

По эскизу изготовить розетту; отработка навыков плетения; привитие усидчивости и аккуратности в работе

6 ч.

Подбор по эскизу материала; способов плетения; краткая характеристика особенностей материала

Изготовление розетки с плоских щитков из рогоза

3.

Виды и способы плетения объемных изделий из рогоза

Разработка эскиза изделия; определение особенности плетения объемных изделий; закрепление умений и навыков по плетению объемных изделий

20 ч.

Особенности плетения объемных изделий. Выработка технологии изготовления изделий.

Изготовление объемных изделий из рогоза

4.

Виды и способы плетения изделий из оберток кукурузных початков

Ознакомление с особенностями данного материала; ознакомление со способами плетения из данного материала; изготовление изделий из данного материала

22 ч.

Особенности данного материала способы плетения, разработка технологического процесса изготовления изделий

Изготовление изделий из оберток кукурузных початков плоских и объемных

5.

Знакомство и обработка навыков работы с другими материалами

Ознакомление со способами работы с другими материалами (лоза, плоская лента, болотный камыш; обобщение умения и навыков учащихся.

14 ч.

Особенности материала, способов его подготовки к работе, способы плетения

Изготовление изделий из лозы, плоской ленты и др.; сочетание разных материалов

ВСЕГО:

66 часа

3 класс

Название темы

Цели занятия

Кол-во

часов

Содержание занятия



1.

Композиционная разработка изделий из рогоза

Разработать эскиз изделия, обобщить знания и умения, полученные в предыдущих классах

4 ч.

Особенности материала; способы плетения; технология изготовления

Разработка эскиза, подбор материала и способов его полготовки; определение последовательности и способов плетения

2.

Плетение изделий из рогоза

Изготовление изделий по эскизу; закрепление умений и навыков; отработка новых умений и навыков; развитие самостоятельности и творческого мышления.

30 ч.

Технология изготовления изделий из рогоза

Изготовление изделий их рогоза по эскизу

3.

Виды и способы плетения изделий из оберток кукурузных початков

Составить эскиз изделия; выработать технологию процесса изготовления изделий; ознакомить с особенностью материала; изготовить изделие

30 ч.

Обобщить знания учащихся о материале; восстановить способы плетения; разработать технологию изготовления

Изготовить изделие из оберток кукурузных початков

4.

Композиционная разработка и плетение изделий из лозы

Составить эскиз изделия; приготовить изделия

35 ч.

Особенности плетения из лозы; подбор и подготовка к работе материала, технология изготовления изделий из лозы.

ВСЕГО:

99 часов.

4 класс

Название темы

Цель занятия


Кол-во

часов


Содержание занятия

1.

Разработка плетения изделий из рогоза

Составление эскиза изделия; изготовление изделия

10 ч.

Краткие сведения о рогозе, как о материале; о способах плетения им; о выборе рациональных способов изготовления изделий

Изготовление изделия по эскизу

2.

Разработка видов и способов плетения изделий из оберток кукурузных початков

Обобщить знания и умения учащихся при работе с данным материалом, изготовление изделия

12 ч.

Обобщение знаний о данном материале из предыдущих классов; творческий поиск новых приемов и способов плетения

Изготовление различных изделий из оберток кукурузных початков

3.

Виды и способы плетения изделий из ивового прута

Ознакомить учащихся с особенностями данного материала; со способами и приемами заготовки, полготовки к работе и плетения из данного материала

40 ч.

Особенности данного материала; подготовка его к работе, приемы и способы плетения

Изготовление простейших плетеных изделий из лозы

4.

Итоговая работа: плетение на

свободную тему

Изготовить изделие из любого материала, как итоговые изделия курса обучения

37 ч.

Консультации по ходу работы

Изготовление итогового изделия из любого материала

ВСЕГО:

99 часов.

5 класс.

Название темы

Цель занятия

Кол - во

часов

Содержание занятия.

1

Разработка и плетение изделий из рогоза.

Восстановление умений и навыков плетения; изготовление изделия.

24

Краткие сведения о видах плетения из рогоза; подбор материала, изготовление изделий.

2

Виды и способы плетения изделий из ивового прута.

Обобщение и развитие навыков плетения из ивового прута. Отработка новых способов и видов плетения; изготовление изделий.

50

Обобщение знаний о материале (ивовый прут); творческий поиск новых приемов и способов плетения из ивового прута. Изготовление изделий из ивового прута.

3

Итоговая работа: плетение на свободную тему.

Изготовление изделий из любого материала. Обобщающая работа за весь курс обучения.

62

Индивидуальные консультации по ходу работы. Изготовление итоговых изделий.

Всего 132



1 класс.

Краткое содержание предмета.

Раздел 1. Заготовка материала (2 часа)


Если есть возможность - это занятие проводится в виде экскурсии в места заготовки материала. В первом классе учащиеся работают с камышом, рогозом, ситником. Это болотные растения и приемы их заготовки имеют свои особенности. Прежде всего знакомим учащихся с инструментом для заготовки материал (серп, секатор, нож) и показываем безопасные приемы работы ими.

Показываем как правильно срезать стебли и укладывать их в пучок, как правильно транспортировать их и как правильно их просушить, чтобы стебли не потеряли естественный красивый цвет.

Если занятие проводится на природе то на этом оно заканчивается.

Если занятие проводится в классе, то после рассказа и показа заготовки, транспортировки и сушки, рассказываем и показываем как правильно подготовить стебли к работе (подержать их в воде в течении десяти минут, намокши стебли заверните в мокрую материю на два , три часа. Перед работой каждый стебель вытереть мокрой тряпкой чтобы удалить воздух и излишки воды, очистить его и сплющить, а так же оборвите тонкие и слабые концы.

На этом занятие посвященное заготовке и подготовке материала к работе заканчивается.

Раздел 2. Композиционная разработка (8часов) круглой розетки.


Материал: рогоз, камыш.

На первом занятии учащегося делают эскиз круглой розетки, ведут расчет сколько надо взять материала, определяют размер материала и определяют порядок плетения розетки. В процессе работы учащимся демонстрируются готовые розетки сплетенные учащимися старших классов.

В практической части занятия учащиеся берут подготовленный к работе материал и начинают плести, основание (приложение № 4).

В это время проводится индивидуальная работа.

Изготовив основание розетки учащиеся приступают к плетению круглой розетки простой веревкой скручивания (приложение № 5), и проплетают шесть рядов. Присоединяют третий кружок и проплетают три ряда способом «веревочка из трех прутиков». Закончив веревочку, заправляют концы прутков в плетение и выполняют одну из простых кромок (приложение № 6)

Следующие два занятия по данному разделу программы направлены на закрепление полученных знаний и навыков учащихся. Они плетут вторую круглую розетку, повторяя все этапы первых двух занятий.

Раздел 3. Композиционная разработка плоских розеток (24 часа)

Материал: рогоз, камыш, обертки кукурузных початков

Первая треть занятий данного раздела отводится на плетение плоских розеток разной формы из рогоза. Разбираем особенности плетения овальных розеток (приложение № 7), ажурных розеток, особенности плетения различных кромок.

Вторая треть занятий данного раздела отводится на плетение плоских розеток из камыша. Разбираем особенности подготовки камыша к работе; технику изготовления розеток; технику выполнения кромок (приложение № 8).

Третья часть занятий данного раздела отводится на плетение плоских розеток из оберток кукурузных початков. Разбираем способы подготовки оберток к работе и технику плетения (приложение № 9).

Раздел 4. Плетение плоских розеток из различного материала (28часов)

Данный раздел программы направлен на закрепление умений и навыков плетения.

Учащиеся плетут по две розетки из рогоза и камыша, используя ранее разработанную технику, и одну плоскую розетку из оберток кукурузы.

На последнем итоговом занятии учебного года проводим просмотр всех работ учащиеся сплетенных за год.

2 класс

Раздел 1. Композиционная разработка розеток с круглым щипком (2 часа)

Это занятие направлено на повторение и закрепления умений и навыков учащихся, полученных в первом классе.

Учащиеся составляют эскиз розетки, ведут расчет необходимого количества материала и его подготовки к работе.

Выполнив эти операции учащиеся приступают к плетению щитка. (приложение № 4,5).

Раздел 2. Плетение розетки с плоским щипком из рогоза (6 часов)


На занятиях этого раздела учащиеся продолжают работу начатую на первом занятии используя умении и навыки полученные в первом классе.

Учащиеся плетут по две розетки из рогоза.

Раздел 3. Виды и способы плетения объемных изделий из рогозы или камыша (20 часов)


На первом занятии данного раздела, составляется эскиз изделия и ведется подбор и подготовка к работе материала.

Выполнив все эти операции приступаем к плетению своего изделия.

Выполняем основание (приложение № 4,5) по размерам шаблона. Закончив основание, прочно закрепляем основание к шаблону, поднимаем стойки и закрепляем их и начинаем оплетать боковые стенки. Оплетаем стенки на заданную высоту и выплетаем кромку (приложение № 10).

Раздел 4. Виды и способы плетения из оберток кукурузных початков

(22 часа)

Данный раздел программы есть продолжения программы первого класса. Определяем форму и размеры будущего изделия и составляем схему и порядок плетения. Готовим к работе материал и выплетаем основания (приложение № 9). Разбираем технику перехода от основания к боковым стенкам. Техника плетения боковых стенок, аналогична плетения основания.

Разбираем способы окончания плетения.

Раздел 5. Знакомство и отработка навыков работы с другими материалами (14 часов).

Начинаем раздел с разбора разновидности материала для плетения, основной упор делается на плетение из лозы. Рассматриваем способы заготовки и подготовки лозы к работе, разбираем технику плетения круглого щитка (приложение № 11). Разбираем способы плетения загибок (приложение № 12). Плетем по две круглых розеток.

На этом этапе программа второго класса выполнена. Проводим итоговый просмотр работ.

3 класс

Раздел 1. Композиционная разработка изделий из рогоза (4 часа)


Данный раздел направлен на закрепление и углубление умений и навыков учащихся. Занятие начинается с разработки эскиза изделия, при этом демонстрируется фотографии изделий и изделия. Перед учащимися ставится задача по разработке объемных изделий, обговаривается размеры, количество и качество материала, способ подготовки его к работе (приложение № 13).

Выполнив эти операции, приступает к плетению основания (приложение № 4, 5).

Раздел 2. Плетение изделий из рогоза (30 часов)


Используя основание сплетенное на занятиях первого раздела и эскиз изделия начинаем плести боковые стенки изделия (приложение №14), обращая внимание на выполнения ажурных переходов и на способы плетения косичек, жгутов и других элементов ажура.

На последних занятиях данного раздела выполнением кромки изделия и проводим окончательную обработку изделия.

Раздел 3. Виды и способы плетения изделий из оберток кукурузных початков (30 часов)


Данный раздел программы углубляет и расширяет умения и навыки учащихся.

Повторив способы подготовки к работе материала, начинаем плести основание (приложение № 9), прежде проводя расчет размеров основания.

От плетения основания переходим к боковым стенкам, определяем количество рядов и диаметр изделия. В процессе плетения ведется индивидуальная работа.

Раздел 4. Композиционная разработка и плетение изделий из лозы

(35 часов)


Повторяем и закрепляем умения и навыки полученные во втором классе. Начинаем работу с повторения способов заготовки, обработки и подготовки материала к работе. Определяем размеры изделия и приступаем к плетению основания и сплетаем его. Готовим стойки и выплетаем боковые стенки изделия (приложение № 15).

Плетение боковых стенок заканчиваем кромкой. Проводим зачистку изделия. На последних занятиях учебного года проводим просмотр готовых изделий за учебный год.

4 класс

аздел 1. Разработка и плетения изделий из рогоза (10 часов)


В четвертом классе идет обобщение и углубление знаний и навыков полученных в предыдущих классах.

Учащиеся самостоятельно разрабатывают форму, технику плетения, определяют количество материала и сами его готовят к работе. Изделия выбирают сложные. На занятиях первого раздела программы учащиеся разрабатываю эскизы и плетение из рогоза два разных изделия (например: круглую розетку и небольшой туесок с крышкой), используя различные способы ажурного плетения.

Раздел 2. Разработка видов и способов плетения изделий из оберток кукурузных початков (12 часов)


Прежде всего, обращается внимание на сложность и качество исполнения. Учащиеся плетут небольшую вазочку, отрабатывая и закрепляя свои умения и навыки, проводят творческий поиск новых приемов и способов плетения, ведут творческий диалог между собой.

Ведется индивидуальная работа.

Раздел 3. Виды и способы плетения изделий из ивового прута (40 часов)


Обобщив знания и навыки учащихся, полученные в предыдущих классах, разбираем более подробно различные приемы и способы плетения из лозы (приложение №15), составляем эскиз изделия, проводим расчет необходимого материала, подбираем его и разбираем способы его подготовки к работе.

Выполнив эти операции приступаем к исполнению изделий, по разработанным схемам.

За время занятий данного раздела учащиеся плетут по два объемных изделия (приложение № 17)

Раздел 4. Итоговая работа: плетение на свободную тему (37 часов)

Дается полная свобода выбора изделия. Учащиеся самостоятельно составляют эскиз изделия, ведут расчет необходимого материала или сочетание различных материалов, определяют способы подготовки его к работе и определяют виды и способы плетения. Выполнив подготовительные работы учащиеся приступают к работе. В процессе работы ведется индивидуальная работа.

На последнем занятии учебного года проводится выставка итоговых (контрольных) работ, учащихся, где каждый ученик представляет свою работу, рассказывая о материале, о способах и видах плетения, о функциональном назначении изделия.

Совет преподавателей оценивает работу каждого ученика.

5 класс.

Краткое содержание предмета.

Раздел I. Разработка и плетение изделий из рогоза. (24 часа)

Проводится обобщение умений и навыков, полученных в предыдущих классах.

Учащиеся самостоятельно составляют эскиз изделия, разрабатывают форму изделия, определяют технику плетения, выбирают виды и способы плетения, определяют количество материала и готовят его к обработке.

Изделия выбирают сложные (например: различные розетки, сумочки, туески и т.д.).

Проводится индивидуальная работа.

Раздел II. Виды и способы плетения изделий из ивового прута. (50 часов)

Проводится обобщение умений и навыков, полученных в предыдущих классах. Творческий поиск, по разработке новых приемов и способов плетения, по разработке формы изделия, по разработке технологии изготовления изделия.

Ведется индивидуальная работа.

Раздел III. Итоговая работа: плетение на свободную тему. (62 часа)

Проводится обобщение знаний, умений и навыков плетения за весь курс обучения. Дается полная свобода выбора изделия. Каждый учащийся должен изготовить два сложных изделия из различных видов материала. Технология изготовления изделий разрабатывается самостоятельно. Работа ведется индивидуально.

В конце учебного года проводится индивидуальная выставка работ учащихся, где каждый учащийся представляет свои работы, рассказывая о материале, способах и видах плетения и о функциональном назначении изделия.

Работы оценивает совет преподавателей.


Требования к уровню подготовки учащихся.

Результаты изучения декоративно-прикладного искусства в художественной школе проявляются:

а) в развитии художественно-образного, эстетического мышления, формирования целостного восприятия мира;

б) в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

в) в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению различным, изделиям из лозы или другого природного материала;

г) в получении опыта плетения изделий из лозы или другого природного материала, а также видов и способов плетения как основы формирования коммуникативных умений.

В области предметных результатов представляет ученику возможность научиться:

а) в познавательной среде:

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества;

- осваивать основные способы плетения, особенности различных видов плетенного материала;

- приобретать практические навыки и умения плетения из лозы или другого природного материала;

- воспринимать и анализировать процесс плетения изделия из любого плетеного материала;

- описывать и объяснять сам процесс плетения изделия, и само изделие, используя для этого специальную терминологию. Давать определения изученных понятий и изделий.

б) в ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к декоративно-прикладному искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать декоративно-прикладное искусство во всем многообразии видов изделий и способов плетения, осваивать мультикультурную куртину современного мира;

- понимать ценность декоративно-прикладного искусства различных народов и место в ней отечественного декоративно-прикладного искусства;

- уважать культуру других народов, осваивать эмоционально-ценностное отношение к декоративно-прикладному искусству и к жизни;

- духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях декоративно-прикладного искусства;

- ориентироваться в системе норм и ценностей, представленных в изделиях ДПИ.

в) в коммуникативной среде:

- ориентироваться в социально- эстетических и информационных коммуникациях;

- организовывать диалоговые формы общения с товарищами.

г) в эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самоорганизацию личности на эстетическом уровне;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального интеллектуального восприятия в процессе изготовления изделий из лозы и другого материала;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах и недостатках изделий из лозы и других материалов, уметь выделить ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

д) в трудовой сфере:

- применять различные способы плетения техники в своей творческой деятельности;

- научиться плести из различного материала от нуля до профессионального уровня.

Формы и методы контроля, система оценок.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используется просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов. Контрольные уроки, зачеты проходят в виде просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

Методическое обеспечение учебного процесса.

Занятия должны начинаться с ознакомления учащихся с рабочим местом, инструментом, правилами приготовления и хранения материала.

На первых занятиях дается несложное задание имеющее целью выяснить степень подготовленности учащихся 1-х классов и восстановление умений и навыков у учащихся других классов.

В ходе занятия необходимо учитывать индивидуальный ритм работы каждого ученика, его работоспособность, степень подготовленности.

Каждое задание должно быть направлено на развитие у учащихся остроты восприятия натуры, координации зрительного аппарата и рук, помогать дисциплинировать внимание, учить выявлять свои ошибки.

С самого начала занятий нужно стремиться к тому, что ученики усвоили основные положения работы и необходимые навыки техники исполнения.

В 1 классе ученики работают с легким материалом: рогоз, болотный камыш, обертки кукурузных початков, который легко заготовить, подготовить к работе и выполнять задания несложной конструкции и способов плетения.

Задача - направит творческую мысль учащегося, бережно сохраняя то, что предложил сам ребенок, и добиваясь при этом чтобы работа была грамотно построенной и выразительной.

С первого класса учащиеся должны знать, что законченность работы - это её выразительность при правильном использовании особенностей материала, и способов и видов плетения.

На втором и последних годах обучения постепенно усложняются задачи, а также способы и виды плетения, использование более сложного материала (ивовый прут).

В первом, втором классе учащиеся в основном плетут плоские изделия из рогоза, болотного камыша, оберток кукурузных початков.

В третьем, четвертом классе учащиеся работают над более сложными изделиями т.е. изготавливают объемные изделия используя сочетание различных материалов.

В выпускном классе учащимся дается возможность выбора изделия, а также материала и способов плетения.

В процессе работы в конце каждой темы проводятся занятия анализа проделанной работы, где каждый ученик обсуждает свою работу, с точки зрения достоинств и недостатков данной работы, характеризует использованные способы и виды плетения, а также сочетание материала.

В конце учебного года проводится итоговая выставка изделий учащихся.



Вводное занятие.

1 класс

Дать краткие исторические сведения развития промысла в мире, в России и в данной местности.

Самые древние плетенные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Некоторые находки были просто удивительны. В гробнице Тутанхамона, например, обнаружены два плетенных стула, так хорошо сохранившихся, что вполне могли бы украсить современный интерьер.

Из старинных манускриптов известно, что в Древнем Риме тоже знали плетенную мебель и многие другие предметы быта, изготовленные из прутьев ивы, корней деревьев и других материалов.

Начиная со средних веков плетенные изделия находят широкое применение. И если это, как правило, были предметы быта (корзины, короба, люльки для младенцев), то у знати - предметы отдыха и украшения интерьера (прочная и красивая плетенная мебель, изготовленная из окоренного прута) (приложение № 1).

В России плетение возникло прежде всего в районах рек и озер, где с одной стороны, было много природного материала, а с другой - была велика и многообразна потребность в плетенных изделиях.

Постепенно ремесло плетения распространяется на всю европейскую часть России. Особенно славились своими искусными изделиями мастера Верхнего Поволжья - Кинешмы, Костромской и Владимирской губерний.

Повсеместное развитие промысла способствовало организации школа, в которых обучали плетению. К концу XIX века такие школы были открыты во многих городах и губерниях России: Московской, Курской, Ярославской и другие.

В 1891 году на средства мецената С.Г. Морозова для изучения корзиноплетения в его наиболее совершенных формах был послан за границу А.И. Березовский, который по в возращении организовал земскую, учебную мастерскую на станции Голицино Московской железной дороги.

В СССР традиции старых русских мастеров плетения получили свое дальнейшее развитие. Основным поставщиком плетенных изделий в 30-е годы стала лесопромысловая кооперация, которая объединила более 800 артелей (в них работала более 15 тысяч человек).

В военные и послевоенные 40-е и 50-е годы плетения как вид профессионального промысла не развивалось, нов тоже время большинство мастеров, прекративших работ на производстве, дома не оставляли свое ремесло и их мастерство перенимали молодые.

В 70-е и последующие годы основным поставщиком плетенных изделий становятся предприятия местной промышленности.

В настоящее время плетенные изделия производят индивидуальные предприниматели, малые частные предприятия и просто мастера любители, которые сохраняют традиции изготовления плетенных изделий в России.

В каждой местности есть свои мастера по изготовлению плетенных изделий, о которых можно узнать в краеведческих музеях.

На первом занятии ученикам демонстрируем (при наличии) работы местных мастеров (это изделия или фотографии изделий), а так же работы учеников старших классов.

На втором часе занятия знакомим учащихся с материалом, которым они будут работать в течении всего курса обучения (приложение № 2), это неокоренный и окоренный прут ивы; рогоз; ситник, обертки початков кукурузы. Рассказ сопровождается показом соответствующего материала.

Далее знакомим учащихся с необходимым набором инструментов, (приложение № 3), показываем безопасные приемы работы ими.

Практическая часть занятия посвящается плетению основания подставки из рогоза (приложение № 4). Учащиеся несколько раз сплетают основание подставки, как показано на рисунках приложения, то есть сплетают основание, разбирают его и снова сплетают.

На этом вводное занятие заканчивается.






































Список литературы


  1. «Плетение» Барбара Мейнард. , Москва «Просвещение» 1981

  2. «Изготовление плетенных изделий» А.Ф. Стеченко ., Киев «Урожай» 1991

  3. «Плетение из ивового прута» В.М. Козлов Москва « Культура и традиции» 1997

  4. «Плетеные изделия» С.А. Карманский Москва «Олма-Пресс»1999

  5. «Домашние ремесла» Е.Н. Семашко Москва «Физкультура и спорт» 1993

  6. «Плетение из лозы» Н.А. Толмачева Москва «АСТ-Пресс книга» 2005

  7. «Плетение из лозы» Т.М. Фисанович «Феникс» Ростов на Дону

«Цитадель-трейд» 2007



19



© 2010-2022