Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большешиинская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района РТ








Творческий проект

«Ваза с цветами»


Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаРаботу выполнил : ученик 9 класса

Васильев Альберт.

Домашний адрес: РТ, Мамадышский

район, село Б-Шия ул.Давыдова д.31

Руководитель - консультант:

учитель технологии Якимов

Дмитрий Александрович





2016 г.

Пояснительная записка

1. Обоснование возникшей проблемы и потребности…………………………. 3

2. Сбор информаций по теме проекта.……………......................................……..6

3. История и современность……………………………………………………….6

4. Банк идей………………………………………………………………...……….9

5. Эскизная проработка базового варианта……………………………….…...…12

6. Требования к изделию………………………………………………….……….12

7.Дизайн-спецификация…………………………………………………….……..12

8. Инструменты и оборудование……………………………………………..…...14

9. Материалы…………………………………………………………………..…...15

10. Правила безопасности во время работы……………………………………...15

11. Технология изготовления……………………………………………………..19

12. Контроль качества……………………………………………………………..22

13. Экологическое обоснование…………………………………………………..22

14. Экономическое обоснование………………………………………………….23

15. Социальная значимость.................................................................................... 24

16. Реклама…………………………………………………………………………25

17. Самооценка…………………………………………………………………….26

18. Словарь терминов……………………………………………………………...26

19. Литература…………………………………………………………………..…27







1.Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта.


В прошлом году я делал проект "Птица счастья". В этом году решил заняться резьбой по дереву. От множества видов прикладного творчества резьба по дереву выгодно отличается изяществом форм и разнообразием художественных решений. В руках опытного мастера мёртвая древесина оживает, превращаясь в уникальную композицию из сочетания самых причудливых форм.

На уроках технологии учитель предложил изготовить вазу для цветов. Образец изделия всем понравился, но я сомневался в своих возмож­ностях. Технология с виду проста, хотя требует внимания и ак­куратности в работе. Сомнения рассеялись, когда учитель по­знакомил с конструкцией и технологией изготовления этого изделия. Имея техническую документацию, заготовки и инстру­менты, можно осуществить задуманное. Мои родители купили журнальный столик. Я решил, что цветы могли бы стоять в деревянной вазе на этом столе. Мате­риал можно найти в лесопосадке. Достаточно выбрать вы­сохший прямой ствол дерева и выпилить нужный для работы участок.

Прежде чем приступить к проектированию и изготовлению вазы со цветами, я исследовал потреби­тельский рынок. Мне было интересно, по какой цене, качеству и дизайну предлагают это изделие на рынке.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

Исследовав потребительский рынок, пришёл к выводу, что данное изделие буду делать сам. Оно должно отвечать следую­щим требованиям: дополнять интерьер дома так, чтобы всё сочеталось в одном стиле. У нас дома многие предметы выпол­нены из дерева, а стены обшиты вагонкой. Изделие, с одной стороны, должно быть про­стым, с другой - отличаться оригинальностью и надёжностью. Желательны минимальные экономические затраты на приобре­тение заготовки и материала для отделки.


"Звездочка обдумывания"

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта




Решение конструкторской и технической задачи (КТЗ)

Наиболее распространёнными для решения изобретательских задач по материалам, конструкции, дизайну, безопасности, являются: метод фокальных объектов, где, используя признаки случайных объектов, можем изменить, модернизировать проект, не думая о своем изделии, которое нашло широкое применение в США в 50 годы, а также алгоритм решения изобретательских задач - морфологический анализ, в котором решается проблема конструкторских задач, используя различные источники информации, или «мозговая атака»- собирается в «банк идей», в следствии чего выносится оптимальное решение.

Дизайнерские задачи:

Для соответствия технической эстетики, которая даёт изделию прекрасный внешний вид, умелое соотношение деталей и хорошее цветовое оформление.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Совершенствуемый объект: ваза с цветами.

Елка

Ручка

Сетка

Стол

Колючая

Искусственная

Зеленая

Нарядная

Компактная

Удобная

Автоматическая

Стеклянная

Плетеная

Складная

Арматурная

Координатная

Круглый

Прямоугольный

Складывающийся

Деревянный

Новые сочетания и идеи:

№1.Ваза с множеством колючек-ножек для устойчивости, сделанная из стекла прямоугольной формы.

№2 Автоматическая, складная, ваза зеленого цвета с складывающимися цветами. При нажатии кнопки все автоматически раскрывается.

№3 Компактная, деревянная с искусственными цветами.

Для изготовления по данному методу я выбрал №3.

МОРФОЛОГИЧКСКИЙ АНАЛИЗ.

ПРОБЛЕМА

БАНК ИДЕЙ

РЕШЕНИЕ

1) МАТЕРИАЛ

а) Стекло

б) Металл

в) Орг. стекло

г) Дерево

д) Пластмасса

Дерево.

2) КОНСТРУКЦИЯ

а) Литой

б) Склеенный

в) Скреплённый болтами, саморезами

Литой

3)ДИЗАЙН

а) Прямоугольный

б) Овальный

в) Квадратный

г) Фасонный

Овальный

5) БЕЗОПАСНОСТЬ

а) С защитой для - безопасный

б) Без защиты - небезопасный

Безопасный


  1. Сбор информаций по теме проекта.

Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо чётко представлять все основные аспекты своей работы. Для этого необходимо составить схему обдумывания.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева АльбертаТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта







3.История и современность.

История развития вазы. Ваза, по словам В.И.Даля,- «это пустотелый сосуд, который служит для разных надобностей и украшения покоев». Никому не известно, когда и где появилась первая ваза. Археологи и историки говорят, что гончарный круг был изобретен в Месопотамии в 4-м тысячелетии до н.э., с ним связано и изготовление ваз. Но это механический способ изготовления, а до него производство сосудов выполнялось вручную примитивными способами. Изготовление пустотелых сосудов берет свое начало где-то в начале мезолита (13-12-е тысячелетие до н.э.). Человеку понадобилось тысячелетие труда, чтобы понять, как приготовить глину для сосудов, как обжигать ее и какой способ отделки использовать.

Первые вазы были сплетены из растительных материалов, затем обмазывались глиной. Полые сосуды имели разное назначение: в одних держали воду, вино, масло, другие использовались для сыпучих материалов и продуктов, третьи - для ритуальных трапез. Вазы были разнообразных размеров и форм. Их украшали тиснением, росписью, рельефом и другими способами.

Типы ваз. Для хранения и для смешивания вина с водой (амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер); вазы для наливания и черпальные вазы (гидрия, ойнохоя, киаф); вазы для питья (килик, канфар, скифос, ритон); культовые, парфюмерные и другие вазы (лутрофор, лекиф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида).

Вот как выглядели древние вазы:

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

Центры изготовления ваз. Во времена господства геометрического стиля ведущая роль принадлежала аттическим мастерским. В VII в. первенство перешло к Коринфу в соответствии с его превосходством в экономической и политической областях (протокоринфские и коринфские вазы). Лишь в середине VI в. до н.э. вновь начинают лидировать Афины в связи с их экономическим усилением при Писистрате и общим расширением торговых отношений. В это же время возрастает производство халкидских, лаконских, родосских ваз и ваз из Фикеллуры, а также гидрий из Цере, что связано с кратковременным расцве­том этих городов. Во 2-й половине V в. наряду с аттической ва­зописью, переживавшей определенный упадок во время Пело­поннесской войны, появляется раннеиталийская вазопись, вы­тесненная в свою очередь в IV в. апулийскими вазами и отли­чающимися оригинальностью изображений флиаковскими вазами. Свидетельством вторичного расцвета атгических мас­терских в IV в. являются пантикапейские вазы. Из ваз эллинистического времени внимания заслуживают в греко-восточном ареале так называемая керамика западного склона (западной части афинского Акрополя), а на италийском Западе - керамика из Гнафии.

Значение ваз. И украшенные фигурами вазы геометрическо­го и коврового стилей, и расписанные изображениями сосуды чернофигурной и краснофигурной техники дают редкую воз­можность непосредственного знакомства с мифологическими представлениями, культом и повседневной жизнью греков.

Многочисленность и хорошая сохранность ваз придают им особое значение как источнику изобразительного искусства гре­ков. Общая статистика находок ваз по типам, характерным для той или иной мастерской, позволяет делать выводы о развитии экономики греческих городов. История развития вазы нераз­рывно связана с историей различных материалов, которые люди открывали с глубины веков до нынешних дней. В основном это были все-таки глиняные вазы. Самым древним осмысленным сосудом был всё-таки сосуд деревянный. Древесина - материал вечный из-за своего постоянного возобновления. Она обладает исключительными качествами: относительно легко обрабатыва­ется, хорошо склеивается, достаточно прочна и красива.

Имея примитивные инструменты и оборудование, древесину легко обработать, поэтому издавна люди изготавливали из неё посуду (ложки, чашки, сосуды и т. д.), предметы быта и, конеч­но, не обошли стороной и вазы. Им придавали самые разнооб­разные формы, применяли бесчисленные различные виды от­делки, и деревянная ваза по ныне занимает достойное место сре­ди ваз, изготовленных из материалов, которые человек научился обрабатывать позже древесины, - камня, кости, глины, стекла, металла, пластмассы.

Кость - материал более плотный и прочный. Для изготовле­ния ваз используют бивни слона, моржа, зубы кашалота, рога крупных животных. Это своеобразный материал, который тре­бует особых знаний, навыков и терпения при обработке. Изде­лия украшают резьбой, интарсией, инкрустацией. Поверхность полируется, и изделие прекрасно смотрится, вызывая эстетиче­ское наслаждение.

В производстве ваз люди не обошли стороной и такой при­родный материал, как камень. Этот материал очень прочный и хрупкий при художественной обработке, что накладывает опре­делённый отпечаток на весь комплекс технологических процес­сов, связанных с обработкой. По красоте и разнообразию камень не имеет себе равных. Для изготовления ваз применяют такие неповторимые по цвету породы, как яшма, нефриты, гранит, песчаники, мрамор, известняк, цветные ангидриты. До сих пор радует глаз дошедшие до наших дней каменные вазы Египта, Китая, Индии, Греции.

Широчайшую возможность для изготовления ваз дала обожженная глина - «керамос». Этот способ не требует особых усилий и затрат времени, как работа с камнем, поэтому керами­ка и получила широкое распространение. Время возникновения керамических изделий - неолит (6-5-е тысячелетие до н. э.). Имея различный физический состав, различный цвет, глина об­ладает пластичностью и свойством после обжига превращаться в камненообразный материал. Красная глина идёт, в основном, на изготовление толстостенных сосудов, а белая - для получе­ния фаянсовых и фарфоровых, тончайших и красивейших из­делий.

После обожжённой глины стекло занимает ведущее место в изготовлении декоративных изделий. Работа со стеклом гораздо сложнее, чем работа с глиной. Она ведётся при температуре + 12000 С, затем следует сложный процесс охлаждения. Работать нужно быстро и предельно точно . Но, несмотря на сложность технологии, стекло, как один из самых красивых и гигиениче­ских материалов, получило широкое распространение по всему миру. Многообразие цвета, изящество материала, его чистота позволили создать из него шедевры мирового значения. Осо­бенно прославилось венецианское и чешское стекло.

В наши дни своими работами из хрусталя могут гордиться, на­пример, умельцы Дятьковкого хрустального завода на Брянщине.

Достоинства металла можно перечислять долго. Его свойст­ва и особенности позволяют очень широко использовать металл в декоративно-прикладном искусстве. Его можно плавить, лить в форму, ковать, гнуть, паять, сваривать. Металлы прочны, кра­сивы, податливы, водонепроницаемы. Очень широк и разнооб­разен диапазон отделки поверхности металлических изделий.

За последние десятилетия наука подарила миру тысячи ви­дов искусственных материалов, среди которых особое значение имеют пластмассы и искусственные камни.

История плоскорельефной резьбы "Кудринка".

Издавна славится русская земля мастерами - людьми, способными своими руками творить настоящую красоту. Вглубь веков уходят и традиции художественных промыслов Подмосковья. Не менее популярна и знаменитая «кудринка» - абрамцево-кудринская резьба по дереву, название которой связано с Абрамцево, поместьем известного промышленника и мецената С.И. Мамонтова, и подмосковным селом Кудрино. Именно в Абрамцево по инициативе Елизаветы Григорьевны Мамонтовой в конце XIX века была создана первая столярно-резчицкая мастерская для крестьянских ребятишек, где выполнялись изделия из дерева по проектам русских художников, в первую очередь Елены Дмитриевны Поленовой. И именно в селе Кудрино, обучившись в абрамцевской мастерской, талантливый сын плотника Василий Ворносков организовал собственное небольшое производство, где обучал следующее поколение резчиков. Ворносков создал свой характер резного орнамента и придумал новые способы отделки изделий. Так родилась «кудринка».Из-за оригинальности и особой, легко узнаваемой «стильности» интерес к произведениям местных мастеров стал проявляться за рубежом. А на основе создавшихся в близлежащих деревнях артелей и мастерских уже в шестидесятые годы ХХ века в г. Хотьково начала действовать фабрика резных художественных изделий, продукция которой также была хорошо известна на международном уровне. В сложные девяностые, когда резко изменилась экономическая и общественная ситуация, фабрика была закрыта. Но хотьковские резчики продолжали работать «на дому», выполняя в основном частные заказы.

4. Банк идей.

Приступая к проектированию изделия, необходимо предста­вить ряд вариантов подобного изделия, чтобы выявить ряд суще­ственных преимуществ и недостатков. При выборе конструкции и технологии изготовления этого изделия я определил параметры, которые следует учесть при изготовлении вазы.

Назначение: использовать как украшение, дополняющее ин­терьер дома, для размещения в ней цветов.

Варианты можно комбинировать между собой, тем самым получая множество различных решений .

Надежность: зависит от качества подобранного материала.

Лёгкость и простота изготовления: достигаются путём применения простых приёмов работы, с которыми знаком школьник, приобретая навыки практической работы на то­карном станке. Вращает деталь станок, а мастер должен лишь правильно соблюдать технологию производства.

Предельная масса u габариты изделия: необходимо исполь­зовать полуфабрикаты, а также заготовки сухих стволов деревь­ев, подобрав нужный участок, предварительно высушив его.

Дизайн: изделие можно покрыть морилкой, чтобы оттенить некоторые участки, с дальнейшим покрытием лаком, а также использовать природный рисунок в виде текстуры древесины.

Компактность изделия, пропорции и объёмные цветовые элементы отличают его от изделий промышленного производст­ва. Хотелось бы, чтобы нас окружали предметы естественного происхождения, которые не вредят нашему здоровью.

Вашему вниманию предлагается три варианта ваз.

Вариант №1.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

( Изготовлена в условиях промышленного производства.)

Вариант вазы промышленного производства. Естественно, я не только не знаком с технологией изготовления таких ваз, но у меня нет и материалов для изготовления. Возможно, это станет моим профессиональным занятием, но сегодня я к этому не готов, а изделие предлагаю только как вариант.

Вариант №2

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта



Ваза выполнена на токарном станке. Этот вариант для меня пока трудновыполнимый ввиду сложности технологии изготовления. Это работа моего ближайшего будущего.

Вариант№3.

Это основной вариант изделия, при изготовлении которого я хотел бы закрепить полученные на уроках технологии знания и умения. Процесс изготовления доступен, материалы есть. Для работы необходимо иметь: навыки работы на токарном станке и выполнения резьбы, материал, инструмент, немного терпения, желания, внимания и усидчивости - и успех в работе гарантирован.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта




Представленный вариант с точки зрения дизайнерской задачи выглядит оригинально. В комплекте с цветами может занять достойное место в интерьере

Изделие, которое я решил изготовить, как указано выше должно быть аккуратным, красивым и прочным.

Исследуя различные материалы, применяемые в производстве подобного рода изделий, я нашел. На мой взгляд, оптимальное соотношение между стоимостью материала. Сложностью его обработки и функциональными возможностями в результате эксплуатации (прочность, вес, долговечность).

Проектируемый объект не должен быть громоздким, обладать большой массой и неустойчивостью.


5.Эскизная проработка базового варианта.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

Ваза с цветами из дерева с элементами ручной обработки дерева.

6. Требования к изделию.


Название изделия

Ваза с цветами

Функциональное назначение

Эстетическое оформление интерьера.

Пользователь

Семья.

Единичное или массовое производство

Единичное производство

Требования к материалам

Эко логичность, древесина твердых пород

Метод изготовления

Точение на токарном станке. Резьба по дереву. Квиллинг.

Внешний вид, стиль

Деревянная ваза с резьбой. С яркими бумажными цветами.

Требования с точки зрения безопасности использования

Соответствует

Экологические требования

Не вредит окружающей среде


7. Дизайн спецификации.

Для изготовления изделия я выбрал самый распространенный конструкционный материал - древесину. Наряду с технологическими свойствами она имеет текстуру (природный рисунок), что способствует одновременно решению дизайнерской задачи. Предлагаю таблицу при помощи которой можно выбрать материал недорогой, но простой и лёгкий в обработке.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

Из перечисленных конструкционных материалов наиболее доступным для меня является чурак. Это материал экономически выгоден, он гарантирует качество изделия, к тому же хорошо поддается механической обработке.

Выбор оформления вазы.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

Для оформления вазы выбрал плоскорельефную резьбу по дереву "Кудринка"- это резьба с не прорезанным (глухим) фоном. Основные элементы рисунка - это растительные и животные орнаменты, которые, мягко изгибаясь, переходят друг в друга. Рельеф здесь невысокий, выполненный на одном уровне, плоский; фон одинаковой высоты, часто целиком закрытый. Сам рисунок при этом «заоваливается».


Цветы для вазы.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

Для придания вазе эстетического вида решил сделать цветы из стружки. и покрасить лаком и морилкой.


Спецификация изделия.

п/п

Наименование

Количество

Материал

Размеры

1

Ваза


Древесина

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта200 L 600

2

Морилка

100 г.

Водная


3

Лак

250 г.

Щелочной 4С


4


Сталь

4000

5

Бумага

40 шт.

Бумага

А4

6

Клей

100 г.

ПВА


При изготовлении изделия необходимо предусмотреть простую технологию обработки. Что немаловажно, когда работа выполняется впервые.


  1. Инструменты и приспособления.


  • СТД-120

  • Ножовка

  • Наждачная бумага

  • Стамески

  • Киянка

  • Кисточка

  • Ножницы

  • Линейка

  • Карандаш

  • Дрель

  • Сверло

  • Клеевой пистолет


  1. Материалы.


  • Чурак - липа

  • Лак ЭП 2146

  • Морилка

  • Двухсторонняя цветная бумага А-4

  • Проволока


  1. Правила безопасности во время работы.

ИНСТРУКЦИЯ №1.

По технике безопасности при работе в мастерской

1. Работать нужно в спецодежде.

2. Начинать и заканчивать работу, занимать и оставлять рабочее место можно только с разрешения учителя.

3. В начале урока нужно получить указания по выполнению работы.

4. Перед выполнением задания проверить состояние рабочего места и исправность инструментов.

5. Работать нужно только исправными инструментами.

6. Размещать в лотке верстака инструменты и материалы надо так, чтобы ими было удобно пользоваться.

7. Инструменты и заготовки, которые берут правой рукой, следует класть справа.

8. Не пробовать пальцами острые кромки режущих инструментов.

9. В случае ранения, а также при недомогании немедленно обращаться за помощью к учителю.

10. Задание выполнять аккуратно и в указанный срок.

11. Материалы использовать бережно и экономно.

12. После завершения работы очистить инструмент, убрать рабочее место, почистить спецодежду, вымыть руки.

ИНСТРУКЦИЯ №2.

по технике безопасности при работе на токарном станке по дереву

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    1. К работе на токарном станке по дереву допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К работе допускаются учащиеся с 6-го класса

    2. Опасные производственные факторы:

  • движущие части станка

  • отсутствие вытяжной вентиляции и местных отсосов древесной пыли

  • травмирование глаз отлетающей стружкой при работе без защитных очков

  • травмирование рук при прикосновении к вращающейся заготовке, при неправильном обращении с резцами

  • травмирование при плохом закреплении деталей, при использовании косослойной, суковатой древесины

  • неисправности электрооборудования станка и заземления его корпуса

    1. При работе на токарном станке по дереву используется спец. одежда: халат хлопчатобумажный, берет, защитные очки. На полу около станка должна быть деревянная решетка с диэлектрическим резиновым ковриком


  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).

    2. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

    3. Проверить надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.

    4. Убрать со станка посторонние предметы, разложить инструмент на установленные места

    5. Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.

    6. Прочно закрепить деталь, проверить отсутствие в заготовке сучков и трещин

    7. Надеть защитные очки


  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    1. После того как рабочий вал станка набрал полную скорость, рабочий инструмент к заготовке подавать плавно, без усилий и рывков.

    2. Своевременно подвигать подручник к обрабатываемой детали, не допускать увеличения зазора более 2-3 мм.

    3. Необходимо особое внимание и осторожность в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки нужно уменьшить подачу.

    4. Во избежание травмы в процессе работы на станке запрещается:

  • наклонять голову близко к сверлу;

  • замерять вращающуюся деталь

  • передавать либо принимать какие-либо предметы через работающий станок;

  • производить работу в рукавицах;

  • останавливать руками станок;

  • отходить от станка, не выключив его


  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    1. При отключении тока немедленно выключить пусковую кнопку

    2. При возникновении неисправности в работе станка, поломке инструмента, а также при неисправности заземления корпуса прекратить работу, отвести рабочий инструмент от детали, выключить станок и сообщить об этом учителю

    3. При возгорании электрооборудования станка немедленно выключить станок и приступить к тушению углекислотным, порошковым огнетушителем или песком

    4. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учебное учреждение


  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    1. Отвести режущий инструмент от заготовки и выключить станок

    2. После остановки вращения станка удалить стружку со станка с помощью щетки. Запрещается сдувать стружку ртом или сметать рукой

    3. Убрать рабочее место

ИНСТРУКЦИЯ №3

по техника безопасности при резьбе по дереву.


  1. Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться

  2. Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов, ее следует своевременно очищать от стружки, которую рекомендуется сметать только щеткой.

  3. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе резчика. Его нужно всегда класть в определенное место, располагая лезвием от себя. При неловком движении или толчке инструмент не должен падать, но также опасно держать его в туго закрепленном виде, когда для его освобождения необходимо прикладывать усилие.

  4. Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку и сверху, а лампа - находиться на достаточном расстоянии от резчика. Важно, чтобы свет лампы не отсвечивал от доски в глаза, а также позволял бы выделить рельеф и получить светотень.

  5. Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках. Лучше, если инструмент при хранении находится в деревянной коробочке. Держать инструмент и, тем более, транспортировать его в мягких чехлах очень опасно: при случайном падении, столкновении или ударе он легко протыкает материал и может поранить.

  6. Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии. Металлическое покрытие у стамески должно быть матовым, отшлифованным, без острых краев и заусениц.

  7. Ручка инструмента должна быть плотно и надежно закреплена. Ее поверхность лучше всего покрыть лаком. Такую ручку удобно держать в руке, и к тому же она довольно эстетична.

  8. При работе у резчика часто потеют руки. Ручки инструмента, которые засаливаются и начинают скользить в ладони, резчик старается держать как можно крепче. При этом мышцы у человека напрягаются, движения приобретают скованность, что приводит к огрублению резьбы.

  9. Лакированную же ручку можно помыть с мылом, вытереть насухо - и никаких проблем. А нелакированную ручку лучше не мыть: дерево от воды темнеет, разбухает и гниет.

  10. Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками - отступления от этого правила нет! Вначале это может показаться неудобным, но потом приходит осознание целесообразности этого условия: руки всегда находятся на инструменте в конкретном и определенном месте. Если не выполняется это условие, то при сосредоточении внимания на резьбе одной рукой человек забывается и оставляет без контроля другую руку, которая все равно участвует в работе, поддерживая предмет, и рано или поздно неизбежно окажется на пути стамески. Срывы же стамески при работе только одной рукой обычны и часты, а травмы неминуемы. При работе двумя руками фактически порезаться невозможно, и, уже не опасаясь пореза, резчик работает так же свободно, как художник пишет кистью.

  11. Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или на коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора. Но есть работы, которые выполняются только так, поэтому необходимо делать резьбу очень внимательно, соблюдая технику безопасности. Способы выполнения таких работ будут описываться конкретно для каждого изделия.

  12. Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт, перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.

ИНСТРУКЦИЯ №4

по техника безопасности для детей и подростков при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями.

1.1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования электроустановками.

1.2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.

1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.

1.4. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.

1.5. Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.

1.6. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.

2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.

2.3. Привести в порядок рабочую одежду.

2.4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.

3.Техника безопасности во время работы

3.1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в. работе в данное время.

3.2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

3.3. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.

3.4. При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.

3.5. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.

3.6. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

3.7. Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.

3.8. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

3.9. Нельзя резать на ходу.

3.10. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.

4.Требования безопасности при аварийных ситуациях

4.1. Если произошел несчастный случай или работающий почувствовал недомогание, то следует прекратить работу, сохранить обстановку место происшествия, если это не угрожает окружающим, сообщить педагогу о случившемся.

4.2. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки) и покинуть помещение.

4.3. При затоплении помещения водой, при возникновении пожара сообщить педагогу и покинуть помещение.

11. Технология изготовления.

Технологическая карта на изготовление вазы.

опе-

рации

Последовательность выполнения работы

Изображение

Инструменты и приспособления

1

Выбрать заготовку с учётом припусков на обработку Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта200

L 600.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта


Линейка.

2

Отметить центры торцов на заготовке.


Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

Линейка, карандаш.

3

Закрепить заготовку на станке.


Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта


Станок СТД-120

4

Выполнить черновое точение вазы и шлифование формы вазы.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

Станок СТД-120, стамески, шлифовальная бумага.


5

Нанести рисунок для резьбы.


Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта



Карандаш




6

Выполнить резьбу.


Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта


Нож косяк стамески.



7

Выполнить чеканку.


Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта


Молоток, чеканка.

8

Отрезать заготовку и просверлить отверстия для цветов.


Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта



Ножовка, электрическая дрель, спиральное сверлоТворческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта35, удлинитель для перового сверла.


8


Покрасить изделие.


Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта


Кисть.

Технологическая карта.

Изготовления изделия цветок.


опе-

рации

Последовательность выполнения работы

Изображение

Инструменты и приспособления

1

Прострогать стружки


Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта




Рубанок.

2

Почистить прутья от коры.


Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

Нож, наждачная бумага.

3

Вырезать лепестки и листочки.


Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта


Ножницы.

4

Покрасить морилкой и лаком.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта


Кисточка.

5

Приклеить лепестки, листочки и шипы к прутку.


Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

Клеевой пистолет.

Чеканка.

Для заполнения фона у вазы выбрали чеканку. Для чеканки сделали инструмент из болта выточив торец трёхгранным напильником.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта


12. Контроль качества.

Готовое изделие отвечает следующим требованиям:

  1. Ваза с цветами выполнена аккуратно, в соответствии с технологией.

  2. Работа оформлена в законченном виде.

  3. Все элементы раскраски выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.

  4. В целом изделие производит благоприятное впечатление.

13. Экологическое обоснование.

Изготавливая свой проект, я старался как можно меньше на­рушать экологию природы и беречь свое здоровье. Поэтому я использовал высохшую древесину, которую так или иначе при­шлось бы когда-то срубить, покрывал лаком в хорошо провет­риваемом помещении, с дополнительной вентиляцией. Цветы делал из стружек. Отходов производства практически не было, так как я даже стружку от токарного станка от­дал другу для обустройства домика для хомячка.

14. Экономическое обоснование проекта.

Приступая к проектированию изделия необходимо сделать предварительный расчет его себестоимости, который выполняется следующим образом:

Собщ. = С12345+….,

где Собщ.-общая стоимость изделия;

С1- стоимость материала;

С2-стоимость оборудования и инструментов;

С3-стоимость электроэнергии;

С4-заработная плата из расчета оплаты за 8 ч рабочего времени;

С5, С6, С7 и т.д. - амортизационные отчисления за здание, сооружения, зароботная плата сторожа, продовца и т.д.

С1- рассчитывается из стоимости материала.

Для расчета стоимости чурака используем формулу: V=πR2*H

V чур=3,14*1002*600= 18840000 мм3= 0,01884 м3

1 м3-2000 р.;

0,01884 м3- x р.;

x = 0,01884 м3 *2000 р./ 1 м3 = 37,68 р.

Лак 250 гр. 40 р.

Морилка 100 гр.25 р.

Для изготовления цветка .

Ушла пачка клеевых патронов 37 руб.

Итого: С1= 37,68р.+40р. + 25р.+37 руб.=139,68 руб.

С2-рассчитывается исходя из того, что каждый инструмент имеет срок службы в процессе эксплуатации. В стоимость изделия включается 5% от первоначальной стоимости использованных при его изготовлении инструментов и оборудования.

При изготовлении мне понадобились следующие инструменты и оборудование:

Перовое сверло. Новое стоит 50 р.

50р.-100%

x р. -5 %

x= 10р.*5%/100%= 2,5 р.

Токарный станок. Стоит 4500р.

4500р.-100%

x р.- 5 %

x= 4500р.*5%/100%= 225 р.

Набор стамесок для резьбы. Новый стоит 750 р.

750р.-100%

x р.- 5 %

x= 750р.*5%/100%= 37,5 р.

Ножницы. Новые стоят 45 р.


45р.-100%

x р.- 5 %

x= 45р.*5%/100%= 2,25 р.

Кисточка. Новая стоит 10 р.

10р.-100%

x р.- 5 %

x= 10р.*5%/100%= 0,5 р.

Клеевой пистолет. Новый стоит 100 р.

100р.-100%

x р. -5 %

x= 100р.*5%/100%= 5 р.

Наждачная бумага. Один лист стоит 20р.

Общая стоимость инструментов и оборудования составляет:

С2=2,5+225+37,5+2,25+0,5+5=20=292,75 руб.

С3- расчет выполняется с учетом потребляемой энергии, измеряется в киловатт-часах. Мощность клеевого пистолета 30 Вт. Работал примерно 2 часа.

Потратил: 30 Вт*2=60 Вт=0,06 к вт.

Зная, что 1 кВт*ч стоит 2,24 р., составим и решим пропорцию:

1 кВт*ч-2,24 р.

0,06 кВт*ч - С3 р.

С3= 2,24р*0,06 кВт*ч/1 кВт*ч=0,13р.

Я потратил при изготовлении изделия, работая на станке, 0,5 кВт*ч.

Зная, что 1 кВт*ч стоит 2,24 р., составим и решим пропорцию:

1 кВт*ч-2.24р.

0,5 кВт*ч - x р.

x= 2,24р*0,5 кВт*ч/1 кВт*ч=1,12 руб.

Я работал 2 ч.,значт, стоимость энергии равна: 1,12*2= 2,24 руб.

Итого:С3=0,13+2,24=2,37 руб.

С4-расчитывается из расчета заработной платы столяра : так, при тарифной ставке 5-го разряда 45 руб./час . На изготовления изделия ушло 10 ч.

С4=45*10=450 руб.

Собщ. = С1234= 139,68 руб.+ 292,75 руб.+ 2,37 руб.+ 450 руб.= 884,8 руб

Реальная стоимость составила 884,8 руб .Но, если учесть, что древесину я выпилил в лесопосадке бесплатно, на станке и ин­струментах работал в школе, то фактически в финансовом от­ношении ничего не потратил. На мой взгляд, реальная цена не очень высокая по отношению к товару, который продают сего­дня на рынке или в магазине, к тому же такую вазу из древесины трудно найти

15. Социальная значимость.


Если, например, технологию изготовления изделия можно в определенных пределах изменять, материальную базу усовершенствовать, выбирать подходящую форму изделия и методику проведения работы, то значимость определена потребностями общества, школы, мастерских.

Социальную значимость работы нельзя понимать узко, имея в виду лишь конкретную материальную пользу. Объекты труда, которые позволяют воспитать у нас интерес к работе, удовлетворяют нашим потребностям и повышают творческую активность, социально не менее значимы.

Предметы бытового употребления являются уже «классическими» объектами, но это далеко не значит, что вещь данной подгруппы в наше время имеет высокую социальную значимость. Надо учитывать, что промышленность выпускает такую продукцию в большом количестве. Поэтому значимость моей работы повысилась тем, что изготовляемый предмет чем-то отличается от стандартных. Кроме того она улучшит эстетический вид помещения.

Социальная значимость моего проекта заключается в использовании данного изделия и комплекта конструкторской документации на уроках технологии, как образца декоративно - прикладного творчества, как пример резьбы по дереву.

16. Реклама.


Наличие цветов в наших вазах на столах обеспечивает хорошее настроение для людей.

Творческий проект Ваза ученика 9 класса Васильева Альберта

Как хороши бы ни были цветы,
Без вазы хуже смотрятся они.
А в вазе подберешь к ним свет и фон
И будет их красой любой сражен.



17. Самооценка.

При выполнении проекта были использованы знания таких предметов, как технология, черчение, физика, математика, изобразительное искусство.

Работа над проектом - это полезный и увлекательный труд; она прививает художественный вкус, способствует общему раз­витию, доставляет много положительных эмоций.

Данное изделие послужит украшением моего дома. При­обретённый опыт поможет в дальнейшей конструкторской дея­тельности.

В любом проекте можно найти положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны проекта:

  1. Цель достигнута.

  2. Материалы доступны.

  3. Технология изготовления посильна.

  4. Изделие стоит гораздо дешевле, чем на рынке или в магазине.

  5. Полученный опыт при его изготовлении пригодится в будущем.

  1. Форму и оригинальность проекта я разработал сам.

  2. Можно будет легко починить в случае поломки.

  3. Не требуется инструкция по применению.

Отрицательные стороны проекта:

1. Возможны проблемы, связанные с габаритными разме­рами изделия.

2. Возможны проблемы в процессе изготовления, так как используются инструменты с режущими или колющими кон­цами.

3. Имеются определенные трудности при выполнении резьбы.

4. Технология изготовления требует постоянного внимания и аккуратности.

18. Словарь терминов.

Амфора - (др.-греч. ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками») - античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, нередко с острым коническим дном. Был распространен у греков и римлян.

Стамнос (лат. Stamnos) - древний сосуд округлой формы, напоминающий амфору. У стамноса низкое горлышко и две горизонтальные ручки по бокам.

Пелика (др.-греч. πελίκη) - это двуручный сосуд плавных очертаний с относительно широким устьем и туловом характерной каплевидной формы.

Кратер (сосуд) (др.-греч. κεράννυμι - смешиваю) - античный сосуд для смешивания вина с водой.

Псиктер (лат. Psykter), иначе бавкалид - древнегреческий керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, получил распространение в Аттике.

Гидрии в геометрическом стиле сосуд отличались стройной вытянутой формой и длинным горлышком. Начиная с VI в. до н. э. гидрии стали более округлыми.

Канфар (др.-греч. κάνθαρος) - древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками.

Скифос (др.-греч. σκύφος) - древнегреческая керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками.

Ритон (др.-греч. rhyton, от др.-греч. rheo - теку) - сосуд для питья в виде рога животного. Сосуд часто использовался в священных обрядах возлияния.

Лутрофор (лат. Loutrophoros) - особая форма древнегреческой керамики. От других видов керамических сосудов лутрофор отличается длинным горлышком и ручками особой формы.

Лекиф (др.-греч. λήκυθος) - древнегреческая ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V в. до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка.

Арибалл (aryballos), древнегреческий туалетный сосуд для ароматических масел; округлый, с узким горлом, обычно расписной.

Пиксида (от греч. πυχίς) - в Древней Греции небольшая круглая (деревянная, изначально - самшитовая) коробочка с крышкой для хранения украшений, пряностей, мазей или порошков.

ЧУРАК - заготовка для изготовления лущёного шпона на лущильном станке: круглый лесоматериал, по диаметру и длине соответствующий технологич. параметрам станка. Короткий обрубок бревна, жерди, круглого дерева;

19. Литература.


  1. Боровых В.П. Практико-ориентированные проекты. Издательство «Учитель».Волгоград 2009 г.

  2. Буриков В.Г.; Власов В.Н. Домовая резьба. Издательство «Нива». Москва. 1992 г.

  3. Учебник технологии для учащихся 11 классов В.Д. Симоненко Москва центр Вентана-Грф 2000

  4. Учебник 10-11 классы В.Д.Симоненко Симоненко Москва центр Вентана-Грф 2009

  5. Хотунцев Ю.Л., Дубровская Л.И., Марченко А.В. Преподавание образовательной области «Технология». МНОО - М., 2004.

  6. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100».

  7. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - с.61

  8. Мартенссон А. Начинаем мастерить из древесины.- М.: Просвещение, 1979.

  9. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву.- М.: Высшая школа, 1981



© 2010-2022