Методические материалы в помощь учителю: Проект современного урока

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

г.о. Тольятти

МБУ лицей №57



Особенности построения урока «Технология» в соответствии с современными требованиями



Учитель технологии МБУ лицея №57

Чекурова Н.П.


Главная цель обучения и воспитания:

  1. «дать человеку деятельность,

которая бы наполнила его душу»

К.Д.Ушинский




Новая образовательная отрасль образования «Технология» единственная практико-ориентированная отрасль, осуществляющая подготовку молодежи к самостоятельной жизни и труду в стенах общеобразовательной школы.

Технологическое образование существенно отличается от традиционных подходов к трудовому обучению в школе. Здесь прослеживается прямая связь с необходимостью гуманизации образования. Ключевым вопросом трудовой, а в дальнейшем и профессиональной, подготовки является вопрос о том, какую личность мы хотим получить в конечном итоге, какими качествами должен обладать человек, находящийся на пороге, или уже вступающий в мир труда и профессий? Отвечая на этот вопрос многие скажут: «Это, прежде всего высокий уровень образования и профессиональная квалификация, обеспечивающие конкурентноспособность на рынке труда, а также стремление к самореализации, инициативность и гибкость, мобильность, способность к рефлексии, самостоятельность суждений, уверенность в себе и т.д.» Но достаточно ли этого и это ли главное?

В настоящее время поменялась роль учителя, из основного источника знаний и контролера знаний он превратился в консультанта, организатора учебной деятельности обучающихся воспитанников, т.е. в менеджера образования.

Задачи современного учителя технологии:

Первая задача - отчетливо знать фактическое состояние знаний и на нем строить преподавание. Нет ничего хуже, если учитель в этом отношении действует наугад, совсем неосновательно полагая, что соответствующий материал учащиеся «должны знать», причем в нужном количестве и качестве. В результате сразу же обнаруживается различие в успеваемости учащихся, со временем все более углубляющееся и обостряющееся.

Вторая задача: установить пробелы в предварительной подготовке, серьезно заняться их устранением.

Обычно считается, что учитель преподает, ученики учатся. На самом деле дела обстоят гораздо сложнее: учитель не только учит, ученики не просто запоминают его слова. В учебном процессе мы учителя выступаем, прежде всего как организаторы и руководители познавательной деятельности детей. Мы создаём условия, при которых обучающиеся воспитанники могут наиболее рационально и продуктивно учиться. Это касается и правильной организации работы на уроке, и нормальной психологической обстановке на уроке, и правильного чередования занятий, и обеспечения связи с другими предметами и много другого. Главное условие-постановка перед обучающимися воспитанниками таких задач и заданий, которые с неизбежностью требовали бы от них активной мыслительной деятельности, активной переработки (как правило, мысленной) учебного материала. При отсутствии этих условий нормального учебного процесса быть не может.

В целом, наша роль, как учителей в учебном процессе настолько велика, что без него целенаправленное, организованное, планомерное, рационально поставленное обучение вообще невозможно.

Важно чтобы урок прошёл продуктивно, с пользой дела для обучающихся воспитанников. Но даже сам по себе хорошо проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения, если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, модуля, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса. Любой урок - это непосредственно продолжение и развитие тех идей, которые были усвоены обучающимися раньше, и в то же время ступенька к будущим знаниям. Но на уроке складываются из отдельных «кирпичиков» не только знания, но и чувства, переживания, привычки, растет умение познать, думать, рассуждать. И воспитание чувств не менее важно, чем формирование знаний. Но если «кирпичики» знаний более или менее осязаемы, перечислены в программах, учебниках, то чувства, переживания, умение думать, умение жить и трудиться в коллективе могут показаться чем-то неуловимым. Нигде они не систематизированы и не перечислены, ни в какой программе не указан порядок их постепенного наращивания - в значительной степени, потому, что порядок этот гораздо хуже изучен педагогикой и психологией, гораздо более причудлив, чем порядок формирования знаний.

Сложность заключается еще и в том, что в отличие от теоремы Пифагора или правописания безударных гласных, умение рассуждать закладываются не специально, а попутно, вместе с изучением конкретных предметов, тем и разделов. И даже умение сравнивать или умение выделять главное тоже приобретаются попутно и тоже в значительной степени до и вне школы, до и вне уроков, хотя школа, урок предъявляют требования в этом отношении.

Задумываясь о месте своего урока в системе знаний мы должны заботиться о том вкладе, который этот конкретный урок внесет в нравственное и умственное развитие обучающихся воспитанников.

Урок технологии во многом отличается от уроков по другим, особенно гуманитарным предметам.

В методике трудового обучения различают четыре группы методов:

1.Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.

2.Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.

3.Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.

4.Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.

Знание многообразия методов и приемов помогают нам применять их в правильном взаимосочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей обучающихся.

Большое внимание мы уделяем проведению инструктажа (устного или письменного).

В методике трудовой подготовки школьников выделяются устный (вводный, текущий, заключительный) и письменный инструктажи.

Вводный инструктаж на уроке трудового обучения предназначается для демонстрации учителем конкретных трудовых приемов для всей группы обучающихся. Поэтому рабочее место учителя должно быть на возвышении, оснащено экраном, необходимым оборудованием, классной доской, стеллажами для наглядных пособий.

Ценность устного инструктажа заключается, во-первых, в его краткости, а во-вторых, в насыщенности его определенным содержанием, которое раскрывает перед обучающимися сущность приемов работы, операций и новых технологических процессов и указывает на наиболее рациональные трудовые приемы и способы выполнения трудовых заданий.

Лично показывая приемы работы, мы требуем от обучающихся строгого выполнения всех технических требований, предъявляемых к изделиям, соблюдения правил техники безопасности, объясняем, как надо пользоваться чертежами и технической документацией, приучаем связывать практическую работу с теоретическими знаниями, указываем на наиболее часто встречающиеся ошибки и предупреждаем их появление.

Продолжительность инструктажа устанавливается в зависимости от изучаемого материала и стадии или периода обучения.

Из практики своей работы считаю, что полный инструктаж нужен только тогда, когда обучающиеся знакомятся с новой работой. Но если полное инструктирование будет многократно повторяться, то это приводит не только к ненужной потере учебного времени, но и к тому, что ученики привыкнут получать все в готовом виде. Неполный же инструктаж заставляет их больше думать, самостоятельно трудиться. Таким образом, степень полноты инструктажа мы определяем в зависимости от содержания, этапа и периода освоения трудовых операций, а также с учетом уровня теоретической и практической подготовленности обучающихся данного класса (группы).

Во всех случаях, проводя вводный инструктаж, мы стремимся создавать проблемные ситуации, побуждающие обучающихся к творческому мышлению и активным практическим действиям.

Одна из задач вводного инструктажа проверка того, достаточны ли знания учеников для выполнения практических упражнений. Если обнаруживается недостаточно этих знаний, то в ходе инструктажа пробел ликвидируется. Практика показывает, что вводный инструктаж, еще не гарантирует правильного выполнения учениками трудового задания. Поэтому за вводным инструктажем обычно следует текущий инструктаж.

Текущий инструктаж дается в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте обучающегося воспитанника и позволяет проанализировать недостатки и упущения в выполнении учащимися трудовых приемов, организации рабочего места и т.п.

Текущий инструктаж включает в себя:

установление правильности выполнения школьниками основных и вспомогательных трудовых приемов, действий, операций;

контроль интенсивности и качественных показателей работы школьников, предупреждению возможного брака;

разъяснения опасности нарушений правил техники безопасности.

Текущий инструктаж проводится обычно во время обхода рабочих мест. Наблюдая за работой обучающихся, мы при необходимости даём дополнительные объяснения, показываем приемы работы, корректируем действия школьников, побуждаем их к самостоятельным действиям, предупреждаем или исправляем допускаемые ими ошибки.

Перед окончанием урока мы проверяем работу каждого школьника, устанавливаем процент выполнения или нормы выработки и даём оценку его работы. К анализу выполненных работ привлекаются сами школьники, что повышает их ответственность и самостоятельность. Затем приступаем к заключительному инструктажу. Материалом для заключительного инструктажа служат и наблюдения за выполнением школьниками различных трудовых заданий в течение всего урока (это самое главное!). Если кто-нибудь из школьников нарушал правила техники безопасности, то об этом сообщается всей группе.

Отмечаем, насколько школьники продвинулись вперед в приобретении навыков и умений.

Практика показала, что при изучении новых приемов после вводного группового инструктажа некоторые школьники нуждаются сразу же в дополнительном индивидуальном инструктаже. Не всегда у нас есть возможность быстро оказать помощь учащимся, и они понапрасну теряют учебное время. Здесь нам приходит на помощь применение письменных инструктажей, которые позволяют всем школьникам сразу после вводного инструктажа включиться в работу. Инструкцию разрабатываем таким образом, чтобы ею можно было легко пользоваться. Она должна содержать основные конкретные сведения, а не общие рассуждения. Расположение материала в ней должно быть строго последовательным. В трудовой подготовке школьников мы часто применяем следующие виды письменных инструкций: учебная инструкционная и учебная операционная карта; учебная карта-задание.

Учебную инструкционную карту составляем с целью обучения определенным действиям: выполнение приемов, переходов, позиций, установок и операций в целом. В ней содержится наиболее полная расшифровка всей структуры технологического процесса. При составлении учебных инструкционных карт мы исходим из принципов последовательного усложнения работ и включения в каждую очередную работу не только новых, но и прежде всего освоенных трудовых приемов, для закрепления которых требуется частое их повторение.

На протяжении всего урока мы оцениваем:

  • Организацию рабочего места;

  • Применение теоретических знаний на практике;

  • Самостоятельность выполнения операций;

  • Умение использовать конструкторско-технологическую документацию;

  • Качество выполненной работы (операции);

  • Соблюдение последовательности выполнения операций;

  • Время, которое затратил школьник на выполнение задания;

  • Соблюдение техники безопасности при выполнении любой операции.

Мы считаем, что в трудовом обучении, в отличие от других предметов, главным методом контроля является наблюдение. Иначе мы не сможем оценить все вышеперечисленные требования к учащимся. Особенно соблюдение техники безопасности при выполнении операций, за несоблюдение которого можно сразу снять несколько баллов. Так же как и на уроках других предметов можно использовать следующие формы контроля: обзорный, предварительный, тематический, фронтальный.

Необходимо на практике использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Наша задача заинтересовать обучающихся воспитанников проектной деятельностью. Метод проектов рассматривается нами, как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности обучающихся воспитанников. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектная деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

Многое в жизни человека предопределяет школа. Если мы - учителя восторгались ответами, деловыми предложениями, успехами ребенка - значит, будет нести он эту роль благополучного ученика через всю жизнь, будет эта любовь поддерживать его в трудные минуты.


© 2010-2022