• Преподавателю
  • Технология
  • Обобщение педагогического опыта «Личностно-ориентированный подход в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии»

Обобщение педагогического опыта «Личностно-ориентированный подход в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителя технологии

Волкорез Владимир Васильевич

МБОУ СОШ №2 г. Радужный-ХМАО-Югра

По теме: «Личностно-ориентированный подход в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии»

Демократизация российского общества предъявляет новые требования не только к специалистам различных сфер профессиональной деятельности, но и к учащимся общеобразовательных школ. Личность подростка должна обладать такими качествами, как конкурентоспособность, целеустремленность, самостоятельность, что, в свою очередь, невозможно без сознательного и ответственного его отношения к учебной деятельности.

На сегодняшний день общепринятой парадигмой образования выступает личностно-ориентированная парадигма, которая диктует признание за каждым учеником право выбора собственного пути развития, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт.

Учитывая актуальность, практическую значимость данной проблемы я на протяжении 4 лет работаю по теме самообразования: «Личностно-ориентированный подход в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии».

Учащийся, с данных позиций, является индивидуальностью, самоценностью, которая позволяет ему реализовываться в самопознании. Данный подход позволяет переосмыслить организацию учебно-познавательной деятельности и разработать технологию его использованию применительно к конкретным учебным дисциплинам, например, к технологии.

Системный подход - это общенаучный метод анализа всех факторов, влияющих на изучаемое педагогическое явление, которое необходимо учитывать перед принятием того или иного решения. В применении к обучению методика системного подхода связывается с принятием решений, которые касаются как частных вопросов, так и более широких, сопряженных с планированием всего учебного процесса.

В своей педагогической практике применяю принципы, на которых основан личностно-ориентированный подход.

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке суще­ствует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога-это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.

4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся

На основе уровней учебно-познавательной деятельности, разработанной А.В.Усовой, мною, были определены 3 уровня учебно-познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода: поверхностный, алгоритмический, творческий. Критериями данной деятельности, на наш взгляд, являются познавательный интерес, способствующий лучшему включению в учебную деятельность, мотивация достижения, так как она определяет эффективность любой деятельности, оригинальность творческого мышления.

Мотивация достижения

Познавательный интерес

Оригинальность творческого мышления

1 уровень

(поверхност-ный)

Характерна неустойчивость мотивационно-ценностного отношения к осуществлению творческой деятельности. Потребность в самообразовании, самопознании проявляется только при внешней стимуляции без выхода за рамки требований к цели деятельности.

Интерес возникает в результате яркости впечатления,

новизны предмета.

Он отличается непродолжительностью.

Деятельность по узнаванию. Учащиеся могут выполнять работу лишь при

повторном восприятии.

2 уровень

(алгоритми-ческий)

Личная профессиональная позиция выражена, но нет индивидуального стиля деятельности. Планирование деятельности осуществляется довольно успешно, но затруднения вызывает прогнозирование ее результатов. Анализ проблемных ситуаций осуществляется умело, но в разрешении противоречий предпочитаются готовые алгоритмы и схемы.

Интерес осознается как интерес к определенным фактам, без осмысления связи и логики.

Применение ранее изученного материала. Учащиеся выполняют

задание

самостоятельно, воспроизводя

и применяя ранее усвоенную информацию.

3 уровень

(творческий)

Высока потребность в творческом самопроявлении. Выражена способность к преобразованию деятельности. Проявляется ориентация на раскрытие своих творческих возможностей и возможностей других людей. Ярко выражена целеустремленность. Характерно умение анализировать проблемные ситуации, видеть и находить нестандартные способы их разрешения.

Интерес характеризуется к предмету

в целом.

При этом уже достаточно велика степень осознанности.

Применение ранее усвоенных знаний, умений для

решения нетипичных задач,

выполнение творческих заданий, проектной деятельности.

На основе концептуальных положений теории деятельностного подхода в образовании, основу которого составляет теория личности и деятельности, а также общенаучных положений и принципов личностно-ориентированного подхода нами была создана и внедрена педагогическая технология урока технологии на основе личностно-ориентированного подхода, включающей в себя подготовительный, адаптационный, погружающий, закрепляющий.

Адаптационный этап

(Актуализация обогащаемого опыта)

Цель: Создать условия, способствующие осознанному восприятию нового учебного материала и содействовать установлению связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной деятельности.

Тема: Виды пленочных защитных и декоративно-отделочных материалов

Учащиеся вспоминают виды декоративно-отделочных материалов, их виды и заполняют таблицу. Те, кто затрудняется, может воспользоваться учебником,

Тема: Виды клеевых составов для крепления пленочных материалов

Учащиеся предполагают, какие могут быть свойства у клеевых составов для крепления пленочных материалов и заполняют таблицу.

Тема: Самоклеящиеся пленочные материалы

Учащиеся сами определяют особенности работы с самоклеящимися пленочными материалами. Отвечают, что они хотят узнать о данных материалах.

Тема: Виды плиточных материалов для облицовки полов, стен, потолков

Учащиеся на примере различных плиточных материалов дополняют схему декоративно-отделочных материалов. Предполагают, какими свойствами эти материалы обладают. Ответ обосновывают.

Тема: Клей и мастики для установки плиток.

Обсуждение в парах, что подразумевается под клеем и мастикой.

Тема: Особенности настилки линолеума

Работа в микрогруппах.

Учащимся необходимо привести один из способов настилки различных видов линолеума.


Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности учащегося в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая учащемуся совершить осознанный и желаемый выбор, учитель помогает ему формировать свою неповторимость. Выбирать учащийся может как индивидуально, так и группой. Данный элемент личностно-ориентированного урока был технологически внедрен мною после актуализации обогащаемого опыта.

Погружающий этап

(Ситуация выбора)

Цель: Стимулирование ребенка к выбору.

Тема: Виды пленочных защитных и декоративно-отделочных материалов

Предлагается

выполнить разноуровневые задания.

Тема: Виды клеевых составов для крепления пленочных материалов

Учащиеся выбирают тип практической работы либо с предметами интерьера либо с использованием отделочных материалов бытового назначения

Тема: Самоклеящиеся пленочные материалы

Предлагается выполнить задание самостоятельно (на оценку), по аналогии или используя технологическую карту.

Тема: Виды плиточных материалов для облицовки полов, стен, потолков

Работа в группах.

Группа либо осуществляет облицовку полов, либо стен, либо потолков и оценивают работы других групп

Тема: Клей и мастики для установки плиток.

Предлагается выполнить проект или доклад.

Тема: Особенности настилки линолеума

Предлагается составить инструкционную карту по самостоятельной настилке линолеума.

Актуализация закрепляемого опыта учащихся является не только важным на наш взгляд, элементом личностно-ориентированого урока, но и необходимым условием развития интереса к познанию, желания и умения занимать субъектную позицию в учебной деятельности.

Обобщение педагогического опыта «Личностно-ориентированный подход в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии»

Закрепляющий этап

Обобщение педагогического опыта «Личностно-ориентированный подход в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии»(Актуализация закрепляемого опыта)

Цель: Систематизировать и актуализировать полученные знания.

Тема: Виды пленочных защитных и декоративно-отделочных материалов

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1)Что я хотел узнать?

2)Что узнал?

3)Где я могу применить эти знания, умения, навыки?

Тема: Виды клеевых составов для крепления пленочных материалов

Тема: Самоклеящиеся пленочные материалы

Тема: Виды плиточных материалов для облицовки полов, стен, потолков

Тема: Клей и мастики для установки плиток.

Тема: Особенности настилки линолеума

Таким образом, мною разработана педагогическая технология, состоящая из 4-х этапов: подготовительного, адаптационного, погружающего и закрепляющего.

После внедрения педагогической технологии урока в рамках личностно-ориентированного подхода, повышается интерес учащихся к предмету технология.

7


© 2010-2022