Проект включения учащихся 10-11 классов в проектную деятельность

Результатом проекта является активизация проектно-исследовательского мышления у учащихся, которое отражается в большом количестве участников научно-практических конференций и конкурсов различного уровня. Проектно-исследовательское обучение по программе «Педагогические знания (дошкольное воспитание)» создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать ре...
Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Берладин Ольга Николаевна, учитель технологии

МБОУ МУК «Центр индивидуального развития»


Проект включения учащихся 10-11 классов по программе «Педагогические знания (дошкольное воспитание)» МБОУ МУК «Центр индивидуального развития» в проектную деятельность


Пояснительная записка

Динамично меняющийся современный мир, затрагивает все сферы жизнедеятельности человека. Отражается он и на одном из важных аспектов - обучение будущего поколения. В силу неизбежности постоянных изменений (связанных с постоянным экономическим ростом, что влечет за собой изменение всех других социальных параметров) современное образование должно идти опережающими шагами, всегда смотреть и действовать с опережением, даже в некоторых случаях предвидеть изменения. Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Необходимо раскрыть творческий потенциал учащегося, дать направляющий вектор его развития. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал современной школы. При таком подходе к обучению меняется представление об образовательной среде. Это не просто обучающая среда, а специально организованное пространство для освоения разных видов и форм деятельности. Вследствие этого возникла необходимость в новых формах организации учебного процесса, внедрение современных технологий, в которых реализуются новые роли учителя и ученика: учителя как организатора познавательной деятельности, а ученика - как её субъекта.

В результате формируется личность, обладающая мобильностью, креативностью, способностью применять свои знания на практике, умеющая мыслить нестандартно в любых ситуациях. Программа «Педагогические знания (дошкольное воспитание)» предметной области «Технология» является компонентом общего образования старшеклассников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, - техносферу.

Обучение по программе «Педагогические знания (дошкольное воспитание)» должно обеспечить:

  • активное использование знаний, умений и навыков, полученных при изучении других предметов (обществознание, литература, психология и др.);

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения нестандартных задач;

  • совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование представлений о социально-экономических изменениях, влияющих на все сферы жизнедеятельности.

Но, классно-урочная система не позволяет в полной мере совершенствовать практические умения и навыки. Отсюда возникает необходимость создания комплексного проекта, который позволит организовать учебный процесс так, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом и умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которой необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.

Данный проект предусматривает активную интеграцию проектно-исследовательского метода в классно-урочную систему обучения, введение технологии разделного обучения, проектно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий.

Цель проекта соответствует требованиям образовательной программы - создать условия для формирования компетенций в области педагогических знаний, раскрытия творческого потенциала и развития познавательной активности учащихся, обеспечение социального и профессионального самоопределения учащихся программы «Педагогические знания (дошкольное воспитание)» путем вовлечения их в проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  • использовать проектно-исследовательский метод обучения как основной способ выявления и раскрытия творческих способностей учащихся, апробировать систему педагогических действий по организации проектной деятельности на занятиях;

  • способствовать формированию устойчивой мотивации учащегося к саморазвитию через ситуацию успеха;

  • способствовать освоению учащимися интегрированного содержания образовательной области технологии и технического творчества, познакомить с достижениями современных технологий и областями их применения;

  • развить творческую ответственность, способность самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять при создании разных типов проектно-исследовательских работ;

  • проводить диагностику эффективности творческой деятельности через выполнение разноуровневых проектно-исследовательских работ.

Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов.

Ожидаемый результат: активизация проектно-исследовательского мышления старшеклассников, повышение их уровня проектной деятельности через участие в научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня.

Содержание проекта

Теоретико-методологическое обоснование

Способствовать творческому развитию личности школьника, было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания на любой ступени развития ребенка.

Согласно государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, где говорится о преобразовании новых знаний в учебно-проектные ситуации, формирование научного типа мышления особенно важно, так как в недалеком будущем ученики старших классов станут студентами, где творческая составляющая станет залогом их успешного обучение в высшей школе. Тем самым, согласно ФГОС нового поколения, обеспечивается сознательное отношение учащихся к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Профессионализм педагога в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к самостоятельной трудовой деятельности. Само творчество рассматривается и как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию, и как основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

В процессе творчества всегда появляется уникальный творческий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Развитее творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от приемов и методов обучения, используемых учителем на своих уроках. В современных образовательных организациях на практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. При реализации программы «Педагогические знания (дошкольное воспитание)» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения, разработкой и внедрением которых занимались М.Б. Павлова, М.И. Гуревич, М.Б. Романовская, Н.Ю. Пахомова.

Для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. Для ученика проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, и весьма значим для учащегося.

В практике современного российского образования метод творческих проектов находит все большее распространение. Возвращение к методу проектов в современном образовании обусловлено потребностями развивающего обучения, поиском средств и методов формирования личности в новых социальных условиях.

Метод проектов - способ, предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, и способствует повышению уровня их компетентности в области решения проблем и коммуникации.

Согласно ФГОС, одной из задач современного образования является ориентация учащихся в исследовательской и проектной деятельности. Отработка умений и навыков творческого и научно-технического поиска становится доминирующей составляющей, которая помогает обучающимся быть успешными в выбранном направлении профессиональной деятельности. При этом осуществляется ориентация на профессиональные качества современного человека.

Механизм реализации педагогического проекта

1. Создать учебный план по реализации педагогического проекта;

2. Создать условия сотрудничества и сотворчества на занятиях;

3. Организовать сотрудничество с организациями и предприятиями для проведения исследований;

4. Внедрить проектно-исследовательский метод обучения при реализации программы «Педагогические знания (дошкольное воспитание)».

Реализация проекта осуществляется с 2012 года, когда в программу «Педагогические знания (дошкольное воспитание)» для 10-11-х классов включен раздел «Проектно-исследовательская деятельность».

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники, обучающиеся по программе «Педагогические знания (дошкольное воспитание)» отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с педагогической направленностью.

Тематика проектных заданий достаточно широка, разнообразна и охватывает большой круг вопросов программы «Педагогические знания (дошкольное воспитание)» и учесть интересы учащихся.

Межпредметные связи на занятиях:

Это связи с информатикой, историей при выполнении проектов, русским языком - при разработке сценариев занятий и игр в разных возрастных группах, литературой при анализе педагогических ситуаций, с химией, биологией и географией при изучении промышленных и природоохранных технологий.

Организуя проектно-исследовательскую деятельность, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, используются различные по уровню сложности проектные задания. Занятия по проектированию организовываются в виде игры, используя ассоциативные методы поиска решений: метод мозгового штурма, морфологический анализ и др. В процессе поиска решения учитель не предлагает учащимся наилучший вариант решения проблемы, а создает условия для творческого и успешного осуществления работы учащихся над проектом, постоянно стимулируя их интерес к проектированию.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способы достижения результата проекта. Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой для учащегося проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.) или способов изготовления;

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем.

Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность согласую с возрастными особенностями учащихся и уровнем их технологической грамотности, а также, с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого проводятся консультации, собеседования. В организации проектной деятельности очень важен первый этап - выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как обучающихся нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка. Для повышения мотивации учения, выполнения проектов, необходимо создать условия.

Работа над проектом предполагает активное взаимодействие учителя и учащегося:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Способствует прогнозированию результатов

Активен

Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Раздел «Проектно-исследовательская деятельность» включает в себя задания для самостоятельной работы исследовательского характера:

- определение потребностей: учащиеся самостоятельно или совместно с учителем выявляют актуальную проблему, требующую разрешения;

- написание краткой формулировки задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия;

- проведение исследований и анализ их результатов: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования;

- разработка требований к проектируемому изделию: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным;

- выработка первоначальных идей: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями;

- выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование, разработка технологии изготовления, экономические расчеты, экологическая оценка);

- планирование и изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия;

- проверка изделия и оценка результатов проекта: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.

Результатами выполненных учащимися проектов являются: реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие) и оформленное описание проекта, выполненные в ходе проектной деятельности.

Деятельность учителя предполагает методы педагогической поддержки учащихся в соответствии с их личными особенностями работы над проектом. По мере овладения учащимися проектно-исследовательских и технологическими знаниями и умениями увеличивается число групповых и индивидуальных проектов, постепенно усложняется доля самостоятельной работы. Особенностью индивидуальных проектов является самостоятельный выбор каждым учащимся темы проекта и объекта проектирования. Ведущей функцией учителя при организации выполнения учащимися индивидуальных проектов является консультирование.

Условия, стимулирующие творческую деятельность учащихся:

- Благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества.

- Творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества.

- Постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки.

Для активизации творческой деятельности учащихся важно, прежде всего, определить значимость создаваемого изделия. Для этого необходимо использовать приемы:

  • прием одобрения - эмоционально заряжает учащихся;

  • прием успеха - использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;

  • рекомендации лучших работ на конкурсы и научные конференции;

  • прием поощрения (объявление благодарности учащимся).

Принципы работы:

- создавать атмосферу сотрудничества (учитель-ученик), умение вызвать у себя и у учащихся творческое воодушевление, поддерживать атмосферу радостного общения, деловой контакт;

- побуждать к деятельности с помощью положительных комментариев о проделанной работой, установок, стимулирующих интерес, волевые усилия к преодолению трудностей;

- обучать на оптимальном уровне сложности, раскрывающем потенциальные возможности учения, с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности учащихся.

Реализация проектного обучения осуществляется с учётом познавательной активности возраста, что позволяет ученику хорошо усвоить предложенный материал и вовремя переключиться на другой вид деятельности, тем самым поддерживая интерес к творческой работе.

Результаты реализации:

  • использование учащимися проектно-исследовательского метода при решении конкретных жизненных задач;

  • сформированная устойчивая мотивация к саморазвитию;

  • способность самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей.

В МБОУ МУК «Центр индивидуального развития» проектная деятельность востребована, так как демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся.

Уровень мотивации к проектно-исследовательской деятельности, в течение последних лет остаётся стабильно высоким. Практические результаты реализации проекта: 100% учащихся выполняют проектные работы и представляют их на конкурсных мероприятиях различных уровней. Ежегодно учащиеся представляют свои проекты внутри группы, защищают их на экзамене, презентуют на конференциях институционального уровня «Калейдоскоп творчества», внедряют проекты в деятельность детских садов города, участвуют в городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (2012, 2013, 2014), во Всероссийском интернет-конкурсе учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М.И.Гуревича (2013, 2014, 2015), представляют результаты работ на межрегиональной конференции исследовательских и проектных работ (КИПР-2013), окружной научной конференции «Новое поколение и общество знаний» (2012), конкурсе проектов учащихся «От качества управления к качеству жизни» (2013) и т.д..


Заключение

В процессе работы над проектом были решены все поставленные задачи. Результатом проекта является активизация проектно-исследовательского мышления у учащихся, которое отражается в большом количестве участников научно-практических конференций и конкурсов различного уровня. Проектно-исследовательское обучение по программе «Педагогические знания (дошкольное воспитание)» создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты.


Информационные источники

  1. Бычков А.В. «Метод проектов в современной школе» М, 2000 г.

  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». - Самара, 2003 г.

  3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

  4. Организация проектной деятельности в школе: система работы/авт.-сост. С.Г.Щербаков и др.- Волгоград: Учитель, 2009-189с.

  5. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / под ред. И.А. Сасовой. - М, 2003 г.

  6. Пахомава Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М, 2009 г.

  7. Романовская М.Б. «Метод проектов в образовательном процессе». М, 2006 г.

  8. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» М, 2004 г.

  9. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей / Под научн. ред. Н.Ю.Пахомовой. 2006 г.

  10. Татьянкин Б.А. «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» М, 2007 г.

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» июня 2012 г. standart.edu.ru



© 2010-2022