• Преподавателю
  • Технология
  • ПРОГРАММА элективного курса образовательной области «Технология» (пред профильная подготовка) в 9классе «Вышивка лентами»

ПРОГРАММА элективного курса образовательной области «Технология» (пред профильная подготовка) в 9классе «Вышивка лентами»

ПРОГРАММА элективного курса образовательной области «Технология» (пред профильная подготовка) в 9классе рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю). Вышивка лентами интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство.Вышивка лентами - один из видов декоративно-прикладного искусства, доступна для восприятия и актуальна, её красота пробуждает интерес к истории возникновения этого ...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

Директор МОУ «Малынская ОШ № 36»

___________________ Г.В.Григорьева

«______»______________ 201____г.

Департамент образования администрации Тульской области


Комитет по образованию администрации МО Щёкинский район


МОУ «Малынская основная общеобразовательная школы № 36»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса образовательной области

«Технология»

(пред профильная подготовка) в 9классе


«Вышивка лентами»


Учитель: Панькина Е.М.


Программа рассмотрена на заседании

педагогического совета

Протокол № ___ от « _____»__________201 _ г


2013/2014 уч.год





Пояснительная записка


Программа курса рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю).

Вышивка лентами интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство. Вышивка лентами - один из видов декоративно-прикладного искусства, доступна для восприятия и актуальна, её красота пробуждает интерес к истории возникновения этого вида искусства.

Целью курса является создание условий для формирования и развития творческих способностей учащихся, углубления знаний, полученных на уроках по вышивке, приобретения новых полезных умений и навыков, а также приближение обучения и воспитания к жизни.

При реализации программы используются знания учащихся, полученные ранее на уроках трудового обучения. В содержание программы включены материалы, развивающие познавательный интерес учащихся к данному виду рукоделия и творческой деятельности, чувство красоты и гармонии, эстетического и художественного вкуса, способствующие трудовому и эстетическому воспитанию, расширяющие кругозор школьников, совершенствующие умения и навыки вышивания. Навыки, полученные при изучении данного курса, дают возможность применять полученные знания и умения в самостоятельной практической деятельности.

При изучении этого курса обучающиеся знакомятся с историей возникновения вышивки, учатся технологически правильно выполнять вышивку украшающими швами, углубляют свои знания в области цветоведения, воспитывают аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

Шёлковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить окружающий нас мир.

История этой техники восходит к древним англосаксонским традициям. Для этого вида вышивки берётся очень узкая лента, которая подходит ко всем типам тканей. Она свободно проходит через любой уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники в том, что она придаёт рисунку объёмность. Изучив шаговое описание швов, можно без труда повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик. Оригинальный объёмный рисунок или бант может объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба.

Изучение техники вышивки лентами требует кропотливого труда, именно поэтому я большей частью работаю с обучающимися индивидуально. Занятия проходят в хорошо освещённом помещении.

Для вышивки лентами используются острые иглы, которые должны свободно входить в ткань, не образуя при этом затяжек. Ушко иглы должно быть удлинённым, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему.

Для основы при вышивке лентами можно использовать самые разнообразные ткани. Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надёжно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь неё легко проходила нитка. Вначале рекомендуется освоить вышивку основных стежков. В основе вышивки лежат украшающие швы: стебельчатый, тамбурный, шов «узелки», «вперёд иголку», «вытянутый стежок с завитком», «петелька с глазком».

Приступая к практической работе, я обращаю внимание на безопасные приемы работы, санитарно-гигиенические требования и в дальнейшем слежу за их соблюдением.

Актуальность этой программы связана с углублением знаний содержательной линии «Художественная обработка материалов», получаемых на уроках технологии.

Материальная обеспеченность реализации данного курса доступна и не вызывает затруднений в обеспечении практической деятельности учащихся (альбомные листы А 4, карандаши, ткань, иглы, шёлковые ленты (органза), нити мулине, картон, ножницы, игольница).

Обучая учащихся технике вышивки лентами, я использую следующие методы обучения:

- практические (упражнения по выполнению швов, операций, выполнение комплексного задания);

- наглядные (демонстрация образцов швов, показ трудовых приёмов, самостоятельные наблюдения учащихся);

- словесные (рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся с литературой).

Формы обучения : индивидуальные (учебная цель общая для всех, но обучаются все самостоятельно), групповые (учитель работает сразу со всей группой, все учащиеся выполняют одинаковое задание).

Для оценки результативности знаний применяю нулевой, текущий и заключительный мониторинги. Используя нулевой мониторинг качества знаний и умений, я провожу анкетирование или собеседование учащихся. В текущем мониторинге оцениваю усвоение материала и выполнение практических заданий. Заключительный мониторинг предусматривает выполнение творческой работы, в котором оценивается степень используемых знаний.

По окончании курса учащиеся должны

знать:

- историю возникновения техники вышивки лентами;

- ассортимент шёлковых лент;

- технологию выполнения украшающих швов;

- правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования;

- требования и организацию учебного места.

уметь:

- готовить ткань к работе и переводить рисунок на ткань;

- выполнять эскизы изделий;

- технологически правильно выполнять украшающие швы;

- применять полученные знания на практике;

- организовать учебное место;

- соблюдать правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования.

Структура программы

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1.


2.


3.


4.


5.









6.


7.

Введение. Вводный ИОТ.

Материалы, инструменты и приспособления для вышивки лентами.

Подготовка ткани к вышивке. Основные элементы вышивки.

Приемы вышивки объемных элементов. Создание коллекции швов.

Выполнение творческой работы.

- Подбор сюжета.

- Подготовка плана работы над изделием.

- Создание эскиза или перевод рисунка на ткань.

- Последовательное выполнение творческой работы с использованием различных приемов и элементов объемной вышивки.

- Оформление работы.

- Контроль качества изделия.

Полезные советы рукодельницам.

Итоговое занятие: Защита творческого проекта (работы).

Резервное время


2


2


2


5


20

2

2

2

12



2


1


2


1


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение (2 часа )

Ознакомление с содержанием курса, его целью и задачами. Общие сведения о технике вышивке лентами, истории ее возникновения.

Учебное место и его организация. Внутренний распорядок, безопасные приемы деятельности, санитария и личная гигиена. Вводный ИОТ.

Практическая работа. Работа с книгами, журналами, сайтами Интернета. Сбор информации для выполнения творческой работы.

2. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки лентами ( 2 часа).

Инструменты, принадлежности, приспособления, материалы для вышивания лентами. Ленты с кромкой и декоративные ленты. Ширина лент. Шелковые ленты. Синтетические ленты. Атласные ленты. Хлопчатобумажные ленты. Фактурные ленты. Подбор ткани для основы: из льна, хлопка, шелка, шерсти. Иглы. Гобеленовые иглы. Пяльцы: размеры и формы. Ножницы различного размера. Расчет количества лент и ниток для вышивки. Подбор вышивальных игл. Дополнительные материалы и фурнитура.

Практическая работа. Просмотр коллекции ниток и лент. Определение толщины ниток и ширины лент. Подбор необходимых материалов, инструментов и приспособлений для работы.

3. Подготовка ткани к вышивке. Основные элементы вышивки (2 часа).

Правила вышивания лентами. Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка. Знакомство с основными элементами вышивки. Основные виды стежков и узелков: «полупетельки с прикрепом», «петельки по кругу», «петелька с прикрепкой», «перекрученная петелька», «петелька с глазком» Схемы вышивки.

Практическая работа. Работа с лентами различной ширины. Плоский узел. Закрепление ленты. Отработка основных элементов объемной вышивки.

4. Приемы вышивки объемных элементов. Создание коллекции швов ( 5 часов).

Варианты использования вышивки лентами: одежда и аксессуары; сумки, косметички, футляры для телефонов и очков; предметы интерьера.

Практическая работа. Приемы вышивки объемных элементов: прямой стежок, ленточные швы; петля с прикрепом; французский узелок; колониальный узелок; вышивка розы; ленточные банты. Изготовление коллекции швов и узоров объемной вышивки. Оформление готовых образцов.

5. Выполнение творческой работы.( 20 часов).

Практическая работа. Подбор сюжета. Подготовка плана работы над изделием. Подготовка ткани. Создание эскиза или перевод рисунка на ткань. Последовательное выполнение творческой работы с использованием различных приемов и элементов объемной вышивки.

6. Полезные советы рукодельницам. (1 час )

Покраска шелковых ленточек. Как расправить ленту. Использование техники «трапунто». Состаривание вышивки. Как вписать вышивку в интерьер. Приемы фотографирования вышивки. Уход за вышитыми вещами и их хранение.

7. Оформление готового изделия. Защита творческой работы ( 2 часа).

Практическая работа. Оформление изделия в рамку. Защита творческой работы.

Подготовка материалов для выставки: отбор лучших изделий и организация выставки.

Резервное время ( 1 ч ).








Календарно-тематическое планирование (35 час.)


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Теоретические сведения

Практическая

работа

Дата проведения

Речевая

работа

1.

Введение.

2

Ознакомление с содержанием курса, его целью и задачами. Общие сведения о технике вышивке лентами, истории ее возникновения.

Учебное место и его организация. Внутренний распорядок, безопасные приемы деятельности, санитария и личная гигиена.

Работа с книгами, журналами, сайтами Интернета. Сбор информации для выполнения творческой работы.


2.

Материалы, инструменты и приспособления для вышивки лентами.

2

Инструменты, принадлежности, приспособления, материалы для вышивания лентами. Подбор ткани для основы. Расчет количества лент и ниток для вышивки. Подбор вышивальных игл.


Просмотр коллекции ниток и лент. Определение толщины ниток и ширины лент. Подбор необходимых материалов, инструментов и приспособлений для работы.

Гобеленовые иглы, иглы- «синель». Пяльцы. Канва.

3.


Подготовка ткани к вышивке. Основные элементы вышивки.

2

Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка. Знакомство с основными элементами вышивки.



Работа с лентами различной ширины. Плоский узел. Закрепление ленты. Отработка основных элементов объемной вышивки.

Плоский узел.

4.

Приемы вышивки объемных элементов. Создание коллекции швов

5

Приемы вышивки объемных элементов. Создание коллекции швов.


Приемы вышивки объемных элементов: прямой стежок, ленточные швы; петля с прикрепом; французский узелок; колониальный узелок; вышивка розы; ленточные банты. Изготовление коллекции швов и узоров объемной вышивки. Оформление готовых образцов

прямой стежок, ленточные швы; петля с прикрепом; французский узелок; колониальный узелок; вышивка розы; ленточные банты.

5.

Выполнение творческой работы:

-подбор сюжета;

-подготовка

плана рабо-

ты над изделием;

-создание эскиза или перевод рисунка на ткань;

-последовательное выполнение

творческой

работы .

-изготовление картины.

- Оформление готового изделия. Контроль качества

20

1

1


2


2



12


2

- подбор сюжета;

-подготовка

плана работы над изделием;

-создание эскиза или перевод рисунка на ткань;

-последовательное выполнение

творческой работы ;

-изготовление картины

6.

Полезные советы рукодельницам.

1

Покраска шелковых ленточек. Как расправить ленту. Использование техники «трапунто».

«Состаривание» вышивки. Как вписать вышивку в интерьер. Приемы фотографирования вышивки. Уход за вышитыми вещами и их хранение.


«трапунто», рельеф, винтажный стиль

7.

Оформление готового изделия. Защита творческой работы

2

Оформление готового изделия. Защита творческой работы

Подготовка материалов для выставки.

Оформление изделия в рамку. Защита творческой работы.

Отбор лучших изделий и организация выставки

Резервное время

1







Литература



1. Бобита М. Рукоделие: Умелые руки.- Харьков: Фолио; Единорог, 1997

2. Все для девочек: Рукоделие и домоводство. М.: АСТ, 2003.

3. Вышивка в умелых руках. -М.: ООО «Изд. АСТ»,2003

4. Вышивка шелковыми лентами/сост. Ращупкина С.Ю. РИПОЛ. Классик. М., 2011

5. Гордон Д. Вышивка лентами. Энциклопедия. М.: АРТ-РОДНИК,2006

6. Лена. Рукоделие. М.: « Изд. АСТ», 2004.

7. Огерчук Л.Ю. Волшебная швейная игла. М.: «Школа-Пресс», 2000.

8. Степанова Э. Книга домашнего рукоделия. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

9. Чотти Д. Вышивка шёлковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия/Пер. с ит.-М.АСТ-ПРЕСС,2004

ПРОГРАММА элективного курса образовательной области «Технология» (пред профильная подготовка) в 9классе «Вышивка лентами»




















Словарь

Атласная лента─ может изготавливаться как из синтетических волокон, так

и из натурального шёлка. Такие ленты могут быть

двусторонними, матовыми или блестящими.

Водорастворимый маркер─ фломастер с голубыми или розовыми

чернилами. Линии, нанесённые им, исчезают

при контакте с водой.

Декорировать ─ придать красивый внешний вид.

Длина стежка ─ расстояние между входом и выходом иголки.

Канва ─ сетчатая хлопчатобумажная аппретированная ткань, применяемая

как основа для вышивки.

Лента с текстурой─ часто бывает с ворсом, например бархатная,

используется для придания изделию законченного вида.

Прозрачные ленты─ обычно изготавливаются из блестящей органзы или жоржета. На прозрачную ленту может быть нанесен рисунок, она может быть вышитой или гладкой.

Стежок ─ след от нитки на ткани.

Украшающий шов ─ одинаковые стежки, следующие друг за другом.

Цвет ─ световой фон, окраска.

Цветовая гармония ─ это согласованность цветов.

Органза─ материал из натуральных волокон мелкого плетения,

прозрачный.

Шов ─ соединение деталей швейных изделий с помощью ниток.

ПРОГРАММА элективного курса образовательной области «Технология» (пред профильная подготовка) в 9классе «Вышивка лентами»


© 2010-2022