«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Еткульский муниципальный район

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Еткульский районный Дом детского творчества


Областная конференция исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»


Номинация: «Этнография»

Направление - изучение промыслов и ремесел, ранее бытовавших на Южном Урале

Исследовательская работа

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

Подготовили:

Руднева Юля, ученица 9 класса,14 лет,

Лякунас Валентина ученица 7 класса,13 лет,

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Еткульский районный Дом детского творчества,

Адрес школы: 456578 Челябинская область,

Еткульский район, село Шибаево, ул. Халтурина, дом 11

Домашний адрес: 456578 Челябинская область,

Еткульский района , село Шибаево, ул. Солнечная, дом 3 ,кВ1.сот. 289617850738, [email protected]


Руководитель: Рудниченко Мария Ильинична, Педагог, МБУДО ЕРДДТ

Село Шибаево

2015 г

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Социологические исследования…………………………………………...…..4

2. Промыслы и ремёсла в селе Шибаево………………………………………..4

2.1. Прядение, вязание, вышивка…………………………………………...……4

2.2.Пчеловодство………………………………………………………………….8

2.3.Деревообработка………………………………………………………………9

2.4.Печное мастерство…………………………………………………………..10

3. Заключение………………………………………………………………….…10

4. Список используемой литературы…………………………………………...11

Приложение……………………………………………………………………….12

Введение.

Проблема: можно ли жить в селе, учитывая современное социально-экономическое состояние общества. В связи с изменением социально-экономической и общественно-политической жизни в стране в целом, в последние годы на селе сложились новые социально-экономические и духовно-нравственные реалии, характеризующиеся распадом сельскохозяйственного производства, растущей безработицей, сужением социальной сферы и потерей в среде селян, особенно молодежи, веры в возрождение и развитие малой родины, свое благополучное будущее.

Ранее деятельность жителей села Шибаево сводилась к переработке продуктов сельского хозяйства и ремёслам, удовлетворявшим потребности, как жителей села, так и окрестных деревень.

В селе Шибаево имели распространение плотничество, столярничество, охота, бондарство, пчеловодство, обработка кож и меха и другие ремесла.

Любопытную, характеристику промыслов жителей Еткульского района на 1994 год давал В.И. Сосенков, краевед из села Еткуль: « Относительно ремёсел, составляющих необходимость всякого хозяйства и домашнего обихода здешние жители настоящие энциклопедисты. Бороны, сани, телеги делает каждый сам для себя, не говоря уже о вилах, граблях и лопатах. Делают колёса, прядут верёвки, гнут дуги, сами дома строят, многие печи бьют сами, выделывают кожи на сыромять и на обувь, тоже сами, очень многие делают овчины, делают хомуты, шьют шлеи, шьют обувь. Женщины приготовляют сукно, холст, хотя и в недостаточном количестве, жена мужу шьёт шубу, кафтан, рукавицы и шапки, муж жене шьёт обувь. Кому досуг по вечерам вяжут чулки и варежки; пояски и кушаки тоже приготовляют домашним образом. Многие мужчины умеют делать деревянную посуду, а женщины горшки льют, свечи и многие варят мыло сами. Всё это делается так, один делает очень хорошо, другой похуже, третий совсем худо и всё оправдывается пословицей «Хорошим хозяином и настоящим крестьянином считается тот, кто умеет делать всё сам».

В каждой деревне и каждом селе были и есть в настоящее время свои народные умельцы, развивались и продолжают развиваться ремёсла.

Объект - село Шибаево

Предмет исследования - мнения жителей относительно промыслов и ремесел в селе Шибаево.

Цель исследования - изучить промыслы и ремёсла в сёле Шибаево

Я поставила перед собой следующие задачи:

  1. провести социологические исследования

  2. выяснить каким промыслом хотят научиться школьники.

Методы моей работы:

  1. Анкетирование

  2. Интервьюирование

  3. Опрос

  4. Наблюдения

Новизна исследования: новизна работы заключается в выявлении и анализе промыслов и ремёсел в сёле Шибаево.

1.Социологические исследования, выяснить какие промыслы и ремесла есть в селе Шибаево. Анкета «Промыслы и ремёсла в сёле Шибаево»

А).Известны ли вам промыслы в селе Шибаево? Ткацкое мастерство, прядение, вязание, вышивка. Пчеловодство. Деревообработка. Печное дело.

Б).Владеет ли кто в вашей семье народными промыслами?

В).Каким промыслом вы хотите научиться?

По результатам исследования видно, в селе Шибаево, со слов старожилов, развивалось ткацкое мастерство, прядение, вязание, пчеловодство, вышивка, деревообработка, печное дело, кузнечество, бондарство, сапожничество, кузнечное дело. На сегодняшний день более 25 семей владеют народными промыслами. Учащиеся хотят научиться: вышивать бисером, вязать спицами, вырезать по дереву. В настоящее время сохранились: прядение, вязание, вышивка, деревообработка, пчеловодство, печное дело.

2. Промыслы и ремёсла в селе Шибаево.

2.1.Прядение, вязание, вышивка. Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов Южного Урала, за исключением Крайнего Севера, где носили меховые одежды. Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня. В 15 веке была изобретена самопряха с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу. С 18 века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки. Но в нашей местности до сих пор отдаётся предпочтение обыкновенной, изготовленной своими руками, прялке. Из рассказа народного умельца нашего села Лякунас Павла Ивановича, который родился в селе Шибаево. Любовь к ремеслу привила мать. Этим делом он занимается двадцать лет и считает, что оно помогает сохранить ему здоровье, мы узнали о прядении: «Пряха вытягивает из пучка шерсти несколько длинных волокон, скручивает их пальцами и привязывает к веретену - к круглой деревянной палочке, которая посередине толще, а к концам тоньше. Веретено, должно быть, оттого так и называется, что его дело - вертеться и скручивать нитку. А скручивать её надо, чтобы она ровнее и прочнее была. Если её просто вытянуть из шерсти, она будет рваться. Пряха вертит веретено и наматывает на него нитку. Вот так работают на прялке. Сырьём для изготовления пряжи была конопля, лён, и шерсть.

Конопля. С коноплёй человечество познакомилось рано. По мнению специалистов, одним из косвенных доказательств тому служит охотное употребление в пищу конопляного масла. Кроме того, некоторые народы, к которым культура волокнистых растений пришла через посредство славян, заимствовали у них начало коноплю, а лён - уже позднее.

Коноплю, в отличие ото льна, убирали в два приёма. Сразу после цветения убирали мужские растения, а женские оставляли до конца августа в поле - «донашивать» маслянистые семена. Уже было сказано, что пищевое конопляное масло ценилось; по несколько более поздним сведениям, коноплю на Руси выращивали не только на волокно, но и специально на масло. Обмолачивали и стлали - мочили коноплю почти так же, как и лён, но вот мялкой не мяли, а толкли в ступе с песком. Коноплю использовали для плетения пеньковых верёвок.

Лён. Об урожаи льна гадали заранее («бельё зимой долго не сохнет - льны не хороши будут…»), а самый сев, происходивший обычно во второй половине мая, сопровождался священными обрядами, призванными обеспечить добрую всхожесть и хороший рост льна. В частности, лён, как и хлеб, сеяли исключительно мужчины. Помолившись Богам, они выходили в поле ночевали и несли посевное зерно в мешках, сшитых из старых штанов. При этом сеятели старались ступать широко, раскачиваясь на каждом шагу и мотая мешком: по мнению древних, так должен был колыхаться под ветром рослый, волокнистый лён. И конечно, первым шёл всеми уважаемый, праведной жизни человек, которому Боги даровали удачливость «лёгкую руку»: чего ни коснётся, всё растёт и цветёт.

Особое внимание уделялось фазами луны: если хотели вырастить долгий, волокнистый лён, его сеяли «на молодой месяц», а если «полный в зерне» - то в полнолуние.

Когда у растений бурели головки, их выдёргивали с корнем. Чтобы отделить семена от волокнистого стебля, ещё в начале 20 века в разных местах России коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепями, вальками, «лапами» - изогнутыми тяжёлыми и очень прочными палками, вырезанными из «копани» - ствола дерева вместе с корнем.

Шерсть. Шерсть в подсобном хозяйстве наших сельчан была овечья. Считается, что овца была одомашнена несколько тысячелетий назад. Овец стригли железными пружинными ножницами. Затем перед прядением шерсть очищали от мусора и чесали железными и деревянными граблями. Шерсть использовали не только овечью, но ещё и собачью, и козью.

Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. Для этого лён тонким слоем раскладывали на влажном лугу и выдерживали в течение 15 - 20 дней, или опускали связками в пруд, или в специальную яму, выдутую в низине. Использовалась только стоячая вода. Затем его сушили, мяли, отделяя волокно от посторонних тканей стебля. Далее лён трепали. И наконец, чтобы хорошо рассортировать волокно и разгладить его в одном направлении для удобства прядения, лён чесали с помощью гребней. Получалось высокосортное волокно - кудель. Готовую кудель можно было прикреплять к прялке - и прясть нить.

Ловко прядут и спорится у них дело, славятся в селе Шибаево прядильщицы: Дружинина Зинаида Петровна, Ковалёва Вера, Король Галина Петровна, Богданова Елена. (Приложение №1, рис.1,2)

Вязание. Нитки у нас есть, а о каком именно ремесле сейчас пойдёт речь, Вы узнаете, отгадав загадку, которую нам рассказали сельские мастерицы по вязанию: Утеева Олеся Юрьевна, родившаяся 1972 года в городе Кызыле. Вязать научилась сама, спицами вяжет с шести лет, а крючком с 25 лет. Считает, что человек, занимающийся вязанием должен обладать терпением. После очерёдной красиво связанной вещи появляется азарт, и хочется вязать ещё и ещё. С ней согласна и Зайнутдинова Люция Рахемьяновна. родившаяся в городе Минусинске и проживающая в нашем селе больше десяти лет. Вещи, изготовленные Люцией Рахемьяновной, отличает особая фантазия, индивидуальность. (Приложение №1, рис.3,5,6)

Конечно, речь пойдёт о вязании. Когда появилось искусство вязания - точно не известно. Овцы были одомашнены ещё за девять тысяч лет до нашей эры. В России эти животные, а вместе с ними и искусство вязания появилось очень давно. Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками неповторима. Кудесницы своего дела вязальщицы: Дружинина Зинаида Александровна, Руднева Юлия, Даутова Яна Олеговна, Шантарина Елизавета Викторовна, Шантарина Елена Викторовна.

Вещи связанные Жуковой Натальей, Лякунас Ксеньей, Рудневой Надеждой, Рудневой Натальей, Каримовой Сонией, Зайнутдиновой Люцией Рахемьяновной, Рудневой Юлией, Даутовой Яной, Богдановой Еленой Анатольевной пользуются спросом и дают прибыль мастерицам.

Многие мастерицы нашего села занимаются вышивкой.

Искусство вышивания насчитывает века. Находки археологов подтверждают, что уже в 9 - 11 веках в Древней Руси украшали золотым шитьём одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняли при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шёлка, серебра, шерсти, золота, драгоценных камней. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображая женщин, деревьев, птиц, растительности. Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для севера характерна вышивка крестиком, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки - цветная перевить (мережка)

Удивительно красивые вещи вышивает крестиком ученица 6 класса нашей школы: Лякунас Валентин. Красивые вышивки у Лякунас Оксаны, Рудневой Натальи Михайловны, Рудневой Юлии, Лякунас Ксении Александровны. (Приложение №1, рис.4)

Таким образом, в нашем селе в настоящее время развивается прядение, вязание и вышивка.

2.1. Пчеловодство. Одно из древнейших занятий человека - пчеловодство. Исследователями установлено, что в России им занимались ещё в 11 веке. Люди вначале использовали мёд только для пинания, а затем и для лечения. Позже было найдено применение и воску. Оба продукта являются важнейшим сырьём для пищевой, фармацевтической и радиоэлектронной промышленности. После того, как были открыты лечебные свойства яда насекомых и найден способ его получения в чистом виде, люди стали проявлять ещё больший интерес к пчёлам. Пчёлы являются хорошими помощниками агрономов. Они главные опылители подсолнечника, клевера, гречихи, эспарцета, донника, кориандра, плодовых и овощных растений. Прибавки урожая, полученные в результате опыления медоносными пчёлами, существенно превышают стоимость прямой продукции пчеловодства. Уже по этой причине необходимое поддерживать и развивать пчеловодство. Таким образом, пчеловодство в нашем сельском хозяйстве получило ещё одно название. Оно стало одним из важнейших способов повышения урожайности сельскохозяйственных культур без применения удобрений и особого ухода за посевными посадками.(Суворин А.В.)

Из жизни крылатых тружениц мне рассказали наши пчеловоды: Ковалев Геннадий и Король Галина, которая родилась в 1966 году в селе Шатрово. Пчеловодством её увлёк дед. Любимым делом она занимается с 1991 года. Работает для удовольствия и денег.

Медоносные пчёлы, пожалуй, единственные насекомые из живущих сообществами, которых сумел приручить человек. Крылатые труженицы обладают удивительными природно-охранным свойством. Пчёлы не уничтожают цветы и растения, не вредят им, а наоборот, способствуют их выживанию и развитию. Растения, в свою очередь, щедро одаривают пчёл пыльцой и нектаром. Природа наделила пчел грозным оружием - жалом и сильнодействующим ядом. (Черевко Ю.А.)

Пчёлы очень миролюбивые. Тех, кто им не угрожает, не боится их, они не трогают. По их словам пчёлы летают вокруг их, садятся на руки, лицо и ни когда не кусают. Надо знать их характер и уметь себя с ними вести. Для них это полезное дело, интересное, от этого занятия светлее на душе. Совсем недавно стали заниматься пчелами Зеновьев Андрей и Король Данил, считают что пчеловодство полезное и выгодное дело.

2.3.Деревообработка. Для изготовления мебели, столярно-строительных изделий, покрытий для полов используют древесину.

Мастер по дереву мог заниматься своим ремеслом как одновременно с земледелием, так и специализируясь на нём. Главное, чтобы мастерство приносило пользу и удовольствие от работы как самому мастеру, так и людям. (Григорьев М.А.) В нашем селе особенно знамениты деревообработчики: Шадрин Владимир Петрович (родился 1954 году в селе Шибаево, мастерству обучался самостоятельно. Считает, что для этого дела необходимо трудолюбие и желание принести пользу людям. Занимается ремеслом более 15лет. Получает от своей работы удовольствие, деньги) и Шадрин Роман Владимирович (считает, что для работы главное - усидчивость. Занимается резьбой по дереву с детства, научился от отца. От работы он получает большое удовольствие).

Хорошие мастера по дереву Руднев Александр и Богданов Константин. (Приложение №2, рис.8,9)

2.4.Печное мастерство. Одним из самых нужных и уважаемых мастеров старой деревни был печник, ибо без печи нет жизни в доме. Печь - источник тепла и жизни. Первоначально печи «били», т.е. на деревянный опечек устанавливали короб, по периметру частично плотно набивали густой, хорошо промешанной глиной, а затем устанавливали деревянный разборный свод - «свинью», затем, подсушив печь, её слегка начинали подтапливать, слабым огнём, чтобы она не потрескалась. Печи получались монолитными, очень прочными. Рассказывают, что, бывало, в старину разбирали ветхий дом, а затем строили новый, вокруг печи.

В 19 веке печи начали класть из кирпича. Тогда и появились настоящие, творчески работающие печники, потому что в каждой избе они по - своему складывали печь. Печь должна была соответствовать площади дома, её высота завесила от роста хозяйки, вход в избу и планировка определяли её местоположение и т.д. Хорошая печь не дымила в избу, «тяга» должна быть такой, чтобы выходил дым, и в то же время не выдувало тепло. Печь не должна быть угарной, но должна быть жаркой и, в то же время, «экономной» в отношении дров. Кроме того, на печи делалась достаточно обширная лежанка для стариков и детей. И, конечно, хороший мастер клал красивые печи, чтобы была аккуратно украшена карнизами с гладкой обмазкой. В Сибири повсеместно печи белили, а иногда расписывали узорами.

Хороший печник работал неторопливо, степенно, аккуратно. Основным инструментом был мастерок и кельма. Хозяин от души кормил печника, оплата - по договорённости. Хороший мастер славился на район.

Так и наш печник Зайнутдинов Кадим Шарипович, славится не только в нашем селе, но и в соседней деревне Кораблево.

Родился мастер в 1951 году в Сосновском районе, в селе Ключи. Прочитал в книге о печном деле, и его это очень увлекло. Настойчивость помогла преодолеть все преграды. Занимается этим делом 25 лет.

Многие овладевают печным делом, жизнь заставляет. Хорошо кладут печи: Богданов Константин, Шантарин Виктор, Ярушин Андрей, Шадрин Роман, Лякунас Юрий. (Приложение №2, рис.11,12)

3.Заключение. Итак, исследовав современное состояние промыслов в селе Шибаево, можно сделать вывод, что в нашем селе активно развиваются: вязание; вышивание; пчеловодство; деревообработка; печное дело.

Моя работа не была бы такой интересной, если бы я не встретила на своём пути простых сельских тружеников, которые убедили меня ещё раз в том, что на селе живут люди, на которых держится земля Русская, что труд - источник простого человеческого счастья. Мы, ребята Шибаевской школы, встречаемся с мастерами, и они передают нам не только секрет своего мастерства, но и учат общению, беречь русские традиции. Мы сочинили частушки (Приложение №3)

Судя по нашим исследованиям, действительно все работы хороши. Надо, чтобы селяне почувствовали красоту простого труда на земле и в сельском хозяйстве. Очень важно, чтобы обыкновенный сельскохозяйственный труд давал радость. Выгодно ли жить в деревне? Большинство молодых людей в городе живут за счет своих родителей, которые живут в деревне. А могли жить в деревне и иметь материальный и моральный достаток, живя в сельской местности. Условия жизни на селе, является гарантом функционирования среды обитания. Наконец, это среда, где еще сохраняются в живом виде народные традиции, где жизнь вписана в исторически освоенный ландшафт, это хранилище основ духовности и нравственности. Мы современная молодежь должны сохранить и развивать культурные традиции своего народа, забытые промыслы и ремесла.

4. Список используемой литературы.

  1. Блиничева И.Б., Мельников Б.Н. Искусство отделки тканей; Москва, Легпромбытиздат, 1985 год.

  2. Григорьев М.А. Справочник молодого столяра и плотника; Москва, «Лесная промышленность», 1984 год.

  3. Ермолаева Л.Н., Алёхин Ю.П., Ермилова В.В. Мартьяновские краеведческие чтения, сборник докладов и сообщений; выпуск 2, Минусинск, 2003 год.

  4. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает; Детгиз, 1980 год.

  5. Семёнова М. Мы - славяне! Популярная энциклопедия; Санкт - Петербург, «Азбука», 1998 год.

  6. Суворин А.В., Болсуновский А.Г. Пчёлы и пасека; Красноярское книжное издательство, 1990 год.

  7. Черевко Ю.А. Золотые советы Тимирязевской академии, приусадебное хозяйство Пчеловодство; Лик Пресс, 2001 год.

  8. Щербакова В.Н., Смекалова Е.М. Калейдоскоп школьных дел; Москва - Псков, Сфера, 2002 год.




Приложение №1

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

рис.1 Ткатский станок

рис.2 Прялка

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

рис.3 Вязанные изделия

рис.4 Вышивки крестиком

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

рис.5 Шибаевская умелица

рис.6 Домашнее рукоделие







Приложение №2




«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

Буклеты рис.7

Деревянная посуда рис.8

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

Ловко мастер собирает кадушку рис.9

Буклеты рис.10

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

«Промыслы и ремёсла в селе Шибаево»

Мастер печного дела рис.11

Кирпичек к кирпичеку рис.12





Приложение №3

Мы шибаевские ребята,

Интересно все живём,

Про народные ремёсла

Вам частушки пропоём.

Дайте лён, дайте лён,

Дайте 49 веретён.

Стану прясть - попрядывать

На дружка поглядывать.

Шила милому кисет,

Вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой,

Какая мастерица.

Не стругает мой рубанок,

Не пилит моя пила,

Ко мне милка не приходит,

И работа не мила.

Моя пряха не прядёт,

Колесо не вертиться.

Что - то милый не идёт,

Видно, долго сердится.

Шила, шила сарафан -

Исколола пальчики.

А надела сарафан -

За мной гурьбою мальчики.

Мы не все частушки спели,

Знаем много их втроём.

Приходите в гости к нам,

Мы другие Вам споём.

14

© 2010-2022