- Преподавателю
- Технология
- Планирование по технологии Основы черчения
Планирование по технологии Основы черчения
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Старуха И.В. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов
г.ИвантеевкаМосковской области
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ № 2 с УИОП
___________ /С.В. Шершнёва/
«_____» ____________ 2015 г.
Рабочая программа
Технология.
«Основы черчения»
Для 10-х, 11-х классов
Составитель: Старуха Ирина Витальевна
учитель ИЗО и черчения
2015 год
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Настоящая программа, максимально соответствующую базисному плану основной школы, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие минимальный, но достаточный уровень графической подготовки для использования её при продолжении обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, при освоении курса начертательной геометрии, основ различных рабочих специальностей и оказывающие максимальное влияние на формирование личности учащегося.
Рабочая программа соответствует виду, миссии, целям и особенностям МОУ СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов.
Данная программаадресована обучающимся 10-х и 11- х классов. Она конкретизирует содержание тем, дает распределение учебных часов по темам учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.
Категория обучающихся: учащиеся МОУ СОШ №2
Сроки освоения программы: 2 года.
Объем учебного времени: 34 часа. В год
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля: Графические работы.
Пояснительная записка.
Учебный план школы построен таким образом, что учащиеся приходят на занятия по технологии без подготовки в области графических знаний и умений. В связи с этим перед учителем технология возникает необходимость ознакомить школьников с некоторыми знаниями, которые позволят разобраться в технической документации к приступить к осознанному выполнению технологических задании. Формирование элементов графических знаний необходимо для того, что бы обучить учащихся чтению и составлению чертежей, необходимость в чтения возникает с первых занятии, когда пятиклассникам нужно представить себе внешний вид, форму, размеры изделия, составлять же чертежи ученики начинают позже. Т.о, ознакомление с элементами графики начинается с обучения чтению чертежей (следует начинать с технического рисунка, а затем переходит к эскизу). В школе применяются 2 основных приема обучения по черчению: К чертежу прилагается перечень вопросов, на которые учащиеся должны ответить, вопросы составляют так, чтобы отвечая на них школьники были вынуждены изучить и проанализировать чертеж. Основан на том, что учащиеся приучаются читать чертеж, анализировать его содержание в последовательности по плану, включающему несколько этапов: Общее знакомство с чертежом, Чтение основной надписи и габаритных размеров, Чтений изображений и характеристик, Чтение размеров, условных знаков, надписей. Научить читать чертеж - значит не только научить представлять форму предмета, но и определять все данные, необходимые для его изготовления и контроля. Именно это требование, говорит о том, что обучение элементов графики это не самоцель, а средство включения учащихся в общественно - полезных, производительный труд. Овладевая умением читать чертежи, школьники знакомятся с условными обозначениями, принятыми в черчении - это не обходимо для того, чтобы научиться составлять чертежи. На последующих занятиях перед учениками ставят задачу ознакомиться с несложной деталью и ее чертежом, а затем самостоятельно составить чертеж однотипной детали, активность и интерес значительно возрастают, однако при выполнении школьники испытывают определенные трудности, связанные с недостаточными знаниями, , нехватка последних особенно ощутима.
Настоящая программа: «Технология. «Основы черчения»», создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н Виноградов, И.С. Вышнепольский, « АСТ-Астрель» Москва 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника: «Технология черчение и графика» для 8 класса Павлова А.А. Корзинова В.И. - М.: Мнемозина 2008 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача программы - формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
В связи с новыми задачами школы в современных условиях возникла необходимость совершенствования графического образования учащихся.
Графическое образование - это процесс развития и саморазвития школьника, связанный с овладением графической культурой и графической грамотностью.
Графическая подготовка - процесс, обеспечивающий формирование у школьников рациональных приёмов чтения и выполнения различных графических изображений, встречающихся в многоплановой трудовой деятельности человека. Графическая подготовка даёт основы графической грамоты, позволяющей учащимся в некоторой степени ориентироваться в чрезвычайно большом объёме графических информационных средств.
Кроме этого, графическая подготовка создаёт условия качественного усвоения других предметов таких как: математика, физика, технология, изобразительное искусство и т.д.
В конструировании и современном производстве чертёж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, чётко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления, и одновременно уникальным средством и прямым источником производства во всех отраслях промышленности. Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей - задача общегосударственного масштаба.
Графическая грамота в системе общего и политехнического образования имеет особое значение: она
- содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения; логического и технического мышления; познавательных и творческих способностей школьников;
- обеспечивает овладение школьниками общечеловеческим языком техники: умением читать и выполнять различную чертёжно-графическую документацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей;
- формирует понимание школьниками значения прогрессивной технологии производства;
- способствует овладению различными видами труда, в основе которых лежит восприятие чертежа;
- оказывает влияние на формирование личности учащегося, развивая характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, глазомер, плановость в работе, умение концентрировать внимание, наблюдательность и трудолюбие;
- помогает усвоению таких учебных дисциплин, как геометрия, физика, химия, география, технология.
В настоящее время для основной школы Российской Федерации опубликовано несколько авторских программ. В их числе: «Черчение. 9 класс» (ответственный редактор В.И. Якунин); «Черчение. 7-9 классы» (Под ред. В.В. Степаковой); «Черчение с элементами компьютерной графики. 7-9 классы» (Под ред. В.В. Степаковой); «Черчение. 8-9 классы» (ответственный редактор В.А. Гервер); «Черчение. 8-9 классы» (Под ред. Ю.П. Шевелева).
Эти программы обеспечивают реализацию «Обязательного минимума содержания образования по черчению».
В геометрическое черчение входит изучение геометрических построений, на основе которых выполняются сопряжения в чертежах производственного характера, знакомство и применение требований ГОСТа ЕСКД в части выполнения и оформления чертежа (формат, шрифт, типы линий, условные обозначения на чертежах, нанесение размеров).
Проекционное черчение содержит изучение методов построения видов (проекций). Анализ геометрической формы детали по чертежу. Изучение правил построения сечений и разрезов. Построение наглядных изображений.
Целью данной программы является:
- обучение учащихся графической грамотности и элементам графической культуры;
- приобретение учащимися политехнического кругозора;
- подготовка учащихся к практической деятельности и труду, к сознательному выбору профессии.
Задачи программы :
- сформировать у учащихся основы графической грамоты и навыков графической деятельности;
- сформировать умения применять графические знания на практике;
- уделять внимание формированию этических норм в процессе графического общения с товарищами по учебному классу;
- развить зрительную память, глазомер, пространственные представления и воображение;
- развить логическое, образное и пространственное мышление;
- развивать творческие и конструкторские способности учащихся;
- обучить основным правилам и приёмам построения графических изображений;
- сформировать необходимый объём знаний об основах проецирования и способах построения чертежей (эскизов), аксонометрических проекций и технических рисунков;
- научить читать и выполнять чертежи (эскизы), аксонометрические проекции, технические рисунки, схемы изделий различного назначения;
- сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
10 класс
Учащийся должен знать:
- приёмы работы с чертёжным инструментом;
- простейшие геометрические построения;
- форматы, масштабы, линии чертежа, шрифт чертёжный;
- алгоритм выполнения чертежей;
- метод проецирования, виды проекций;
- алгоритм построения по двум заданным проекциям третьей;
- наглядные изображения, аксонометрические проекции, технический рисунок;
- принципы построения наглядных изображений; метрические способы образования и преобразования формы;
Учащийся должен уметь:
- работать инструментами и проставлять размеры на чертежах (эскизах) деталей;
- выполнять геометрические построения (деление отрезка, угла и окружностей на равные части, сопряжения);
- анализировать геометрическую форму предметов по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
- выбирать и необходимое количество видов предмета для построения его чертежа;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и частей;
- читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения графических работ;
- приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
11 класс
Учащийся должен знать:
- изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
- последовательность выполнения чертежа детали;
- информационные возможности рабочего чертежа (совокупности информации, отображаемой на чертеже, и необходимой для изготовления изделия);
Учащиеся должны уметь:
- выбирать главное изображение, характер и количество изображений (виды, сечения, разрезы);
- выполнять необходимые сечения и разрезы на чертежах;
- выполнять чертежи разъемных соединений деталей;
- читать и деталировать сборочные чертежи изделий;
- читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи.
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Календарно-тематическое планирование 10 кл.
(по УБП 2004 года)
№ урока
Наименование разделов и тем
Количество часов
Плановые сроки
прохождения
Скорректированные сроки
Прохождения
Правила оформления чертежей
(8 часов; 1 час в неделю по учебному плану)
1
Значение черчения в практической деятельности.Краткие сведение об истории чертежа. Инструменты, принадлежности, материалы.
1
10кл. -
2
Понятие о стандартах. Форматы. Основная надпись чертежа.
1
10кл. -
3-4
Линии чертежа.Графическая работа
№ 1 «Линии чертежа»
2
10 кл. -
5
Шрифты чертежные
1
10 кл. -
6
Некоторые сведение о нанесении размеров. Масштабы.
1
10 кл. -
7-8
Графическая работа № 2 Чертеж плоской детали.
2
10 кл. -
Способы проецирования
(9 часов; 1 час в неделю по учебному плану)
9
Общие сведения о проецировании.
1
10 кл. -
10
Центральное и параллельное проецирование.
1
10 кл. -
11
Прямоугольные проекции.
1
10 кл. -
12
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
1
13
Графическая работа № 3 «Построение трех проекций предмета»
1
10 кл. -
14
Косоугольная диметрическая проекция.
1
10 кл. -
15
Прямоугольная изометрическая проекция.
1
10 кл. -
16
Аксонометрические проекции окружности. Фронтальные диметрические и изометрические проекции окружностей. Построение овала.
1
10 кл. -
17
Технический рисунок.
1
10 кл. -
Чтение и выполнение чертежей.
(17 часов; 1 час в неделю по учебному плану)
18
Анализ геометрической формы предметов.
1
10 кл. -
19
Проекции геометрических тел.
1
10 кл. -
20
Нахождение на чертеже вершин, ребер образующих и поверхностей тел.
1
10 кл. -
21 -22
Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов.
2
10 кл. -
23
Порядок построения изображений на чертежах.
1
10 кл. -
24-25
Графическая работа № 5 «Построение третьего вида по двум данным»
2
10 кл. -
26
Нанесение размеров с учетом формы предмета.
1
10 кл. -
27
Геометрические построения: Деление окружности, отрезков прямых и углов на равные части
1
10 кл. -
28-29
Сопряжения. Графическая работа № 6 «Чертеж детали с использованием сопряжения»
2
10 кл. -
30
Порядок чтения чертежей деталей.
1
10 кл. -
31
Практическая работа № 7 «Чтение чертежей»
1
10 кл. -
32
Эскизы. Выполнение эскизов деталей.
1
10 кл. -
33-34
Итоговая работа. Графическая работа № 8 «Чертеж детали, включающий прямоугольные проекции и наглядное изображение»
2
10 кл. -
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания №_______
ШМО учителей спортивно-эстетического обучения
от «_____» ____________ 2015 г.
Руководитель ШМО_____________ /М.Н. Константинова/
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_____________ /С.В. Козырицкая/
«_____» _____________ 2015 г.
Календарно-тематическое планирование 11 кл.
(по УБП 2004 года)
№ урока
Наименование разделов и тем
Количество часов
Плановые сроки
прохождения
Скорректированные сроки
Прохождения
1-2
Обобщение сведений о способах проецирования. Решение графических задач
2
11кл. -
Сечения и разрезы
(14 часов; 1 час в неделю по учебному плану)
3-4
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
1
11кл. -
5-6
Графическая работа № 9 «Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями»
2
11 кл. -
7
Разрезы. Правила выполнения разрезов.
1
11 кл. -
8-9
Графическая работа № 10 «Соединение вида и разреза на чертеже.»
2
11 кл. -
10
Местный разрез. Особые случаи разрезов: тонкие стенки и спицы на разрезах.
1
11 кл. -
11
Разрезы в аксонометрических проекциях
1
12-13
Графическая работа № 11
«Выполнение разреза в аксонометрии»
2
14
Выбор количества изображений.
1
15
Чтение чертежей. Решение графических задач.
1
16
Контрольная работа «Разрезы и сечения»
1
Сборочные чертежи
(13 часов; 1 час в неделю по учебному плану)
17
Общие сведения о соединении деталей.
1
11 кл. -
18
Разъемные и неразъемные соединения
1
11 кл. -
19
Изображение и обозначение резьбы.
1
11 кл. -
20
Болтовое соединение
1
21
Шпилевое соединение
1
11 кл. -
22-23
Графическая работа №12 «Резьбовое соединение»
2
11 кл. -
24
Шпоночное и штифтовое соединение.
1
11 кл. -
25
Сборочные чертежи. Общие сведения
1
11 кл. -
26
Условности и упрощения на сборочных чертежах.
1
11 кл. -
27
Чтение сборочных чертежей.
1
11 кл. -
28 -29
Деталирование. Графическая работа № 13 «Чертеж деталей»
2
11 кл. -
30
Конструирование.
1
11 кл. -
Чтение строительных чертежей.
(2 часа; 1 час в неделю по учебному плану)
31
Понятие об архитектурно-строительных чертежах
1
11 кл. -
32
Чтение строительных чертежей.
1
11 кл. -
33
Контрольная графическая работа.
1
11 кл. -
34
Обзор разновидностей графических изображений.
1
11 кл. -
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания №_______
ШМО учителей спортивно-эстетического обучения
от «_____» ____________ 2015 г.
Руководитель ШМО_____________ /М.Н. Константинова/
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_____________ /С.В. Козырицкая/
«_____» _____________ 2015 г.
Анкета для обучающихся:
1. Ф.И.
2. Твое отношение к курсу
• мне понравилось заниматься
• было трудно
• это точно не для меня
• другое
3.Сколько времени занимает эта работа
4.Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке
• да
• нет
5.Какие виды работ тебе нравятся больше
• индивидуальные
• групповые
• другое
6. Хотел бы ты продолжить заниматься в данном направлении
• да
• нет
• другое
•
7. Твои пожелания и предложения
Литература:
1. Государственные стандарты, ЕСКД. - М., 2008 г.
2. Ботвинников А. Д., Вышнепольский В. И., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Методическое пособие по черчению к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 7-8 классы» (М.; Дрофа)- М.; АСТ, Астрель, 2014.
3. Георгиевский О. В. Начертательная геометрия. Сборник задач с решением типовых примеров. - М.; Астрель, АСТ, 2005.
4. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Составитель С.В. Титов. - Волгоград: Учитель, 2007.
5. Макарова М.Н. Перспектива. Учебник для вузов. - М.; Академический проект, 2002.
6. Михайлова Е. А. Задания и задачи по графике: учебное пособие для вузов. Гриф УМО. - М.; Книжный дом Университет, 2007.
7. Методика обучения черчению и графике. Павлова А.А., Жуков С.В. - М; «Владос», 2004.
8. Тематическое и поурочное планирование по черчению. В.Н. Виноградов. Учебно-методическое пособие к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 7-8 классы» (М.; Дрофа).- М.; «Экзамен», 2006.
9. Франсис Д.К. Чинь. «Архитектурная графика»- М.; АСТ, Астрель, 2007.