Планирование по технологии Основы черчения

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

г.ИвантеевкаМосковской области



Утверждаю:

Директор МОУ СОШ № 2 с УИОП

___________ /С.В. Шершнёва/

«_____» ____________ 2015 г.

Рабочая программа

Технология.

«Основы черчения»

Для 10-х, 11-х классов

Составитель: Старуха Ирина Витальевна

учитель ИЗО и черчения

2015 год




ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Настоящая программа, максимально соответствующую базисному плану основной школы, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие минимальный, но достаточный уровень графической подготовки для использования её при продолжении обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, при освоении курса начертательной геометрии, основ различных рабочих специальностей и оказывающие максимальное влияние на формирование личности учащегося.

Рабочая программа соответствует виду, миссии, целям и особенностям МОУ СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов.

Данная программаадресована обучающимся 10-х и 11- х классов. Она конкретизирует содержание тем, дает распределение учебных часов по темам учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

Категория обучающихся: учащиеся МОУ СОШ №2

Сроки освоения программы: 2 года.

Объем учебного времени: 34 часа. В год

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: Графические работы.









Пояснительная записка.

Учебный план школы построен таким образом, что учащиеся приходят на занятия по технологии без подготовки в области графических знаний и умений. В связи с этим перед учителем технология возникает необходимость ознакомить школьников с некоторыми знаниями, которые позволят разобраться в технической документации к приступить к осознанному выполнению технологических задании. Формирование элементов графических знаний необходимо для того, что бы обучить учащихся чтению и составлению чертежей, необходимость в чтения возникает с первых занятии, когда пятиклассникам нужно представить себе внешний вид, форму, размеры изделия, составлять же чертежи ученики начинают позже. Т.о, ознакомление с элементами графики начинается с обучения чтению чертежей (следует начинать с технического рисунка, а затем переходит к эскизу). В школе применяются 2 основных приема обучения по черчению: К чертежу прилагается перечень вопросов, на которые учащиеся должны ответить, вопросы составляют так, чтобы отвечая на них школьники были вынуждены изучить и проанализировать чертеж. Основан на том, что учащиеся приучаются читать чертеж, анализировать его содержание в последовательности по плану, включающему несколько этапов: Общее знакомство с чертежом, Чтение основной надписи и габаритных размеров, Чтений изображений и характеристик, Чтение размеров, условных знаков, надписей. Научить читать чертеж - значит не только научить представлять форму предмета, но и определять все данные, необходимые для его изготовления и контроля. Именно это требование, говорит о том, что обучение элементов графики это не самоцель, а средство включения учащихся в общественно - полезных, производительный труд. Овладевая умением читать чертежи, школьники знакомятся с условными обозначениями, принятыми в черчении - это не обходимо для того, чтобы научиться составлять чертежи. На последующих занятиях перед учениками ставят задачу ознакомиться с несложной деталью и ее чертежом, а затем самостоятельно составить чертеж однотипной детали, активность и интерес значительно возрастают, однако при выполнении школьники испытывают определенные трудности, связанные с недостаточными знаниями, , нехватка последних особенно ощутима.


Настоящая программа: «Технология. «Основы черчения»», создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н Виноградов, И.С. Вышнепольский, « АСТ-Астрель» Москва 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника: «Технология черчение и графика» для 8 класса Павлова А.А. Корзинова В.И. - М.: Мнемозина 2008 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ.

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача программы - формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

В связи с новыми задачами школы в современных условиях возникла необходимость совершенствования графического образования учащихся.

Графическое образование - это процесс развития и саморазвития школьника, связанный с овладением графической культурой и графической грамотностью.

Графическая подготовка - процесс, обеспечивающий формирование у школьников рациональных приёмов чтения и выполнения различных графических изображений, встречающихся в многоплановой трудовой деятельности человека. Графическая подготовка даёт основы графической грамоты, позволяющей учащимся в некоторой степени ориентироваться в чрезвычайно большом объёме графических информационных средств.

Кроме этого, графическая подготовка создаёт условия качественного усвоения других предметов таких как: математика, физика, технология, изобразительное искусство и т.д.

В конструировании и современном производстве чертёж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, чётко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления, и одновременно уникальным средством и прямым источником производства во всех отраслях промышленности. Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей - задача общегосударственного масштаба.

Графическая грамота в системе общего и политехнического образования имеет особое значение: она

- содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения; логического и технического мышления; познавательных и творческих способностей школьников;

- обеспечивает овладение школьниками общечеловеческим языком техники: умением читать и выполнять различную чертёжно-графическую документацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей;

- формирует понимание школьниками значения прогрессивной технологии производства;

- способствует овладению различными видами труда, в основе которых лежит восприятие чертежа;

- оказывает влияние на формирование личности учащегося, развивая характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, глазомер, плановость в работе, умение концентрировать внимание, наблюдательность и трудолюбие;

- помогает усвоению таких учебных дисциплин, как геометрия, физика, химия, география, технология.

В настоящее время для основной школы Российской Федерации опубликовано несколько авторских программ. В их числе: «Черчение. 9 класс» (ответственный редактор В.И. Якунин); «Черчение. 7-9 классы» (Под ред. В.В. Степаковой); «Черчение с элементами компьютерной графики. 7-9 классы» (Под ред. В.В. Степаковой); «Черчение. 8-9 классы» (ответственный редактор В.А. Гервер); «Черчение. 8-9 классы» (Под ред. Ю.П. Шевелева).

Эти программы обеспечивают реализацию «Обязательного минимума содержания образования по черчению».

В геометрическое черчение входит изучение геометрических построений, на основе которых выполняются сопряжения в чертежах производственного характера, знакомство и применение требований ГОСТа ЕСКД в части выполнения и оформления чертежа (формат, шрифт, типы линий, условные обозначения на чертежах, нанесение размеров).

Проекционное черчение содержит изучение методов построения видов (проекций). Анализ геометрической формы детали по чертежу. Изучение правил построения сечений и разрезов. Построение наглядных изображений.

Целью данной программы является:

- обучение учащихся графической грамотности и элементам графической культуры;

- приобретение учащимися политехнического кругозора;

- подготовка учащихся к практической деятельности и труду, к сознательному выбору профессии.

Задачи программы :

- сформировать у учащихся основы графической грамоты и навыков графической деятельности;

- сформировать умения применять графические знания на практике;

- уделять внимание формированию этических норм в процессе графического общения с товарищами по учебному классу;

- развить зрительную память, глазомер, пространственные представления и воображение;

- развить логическое, образное и пространственное мышление;

- развивать творческие и конструкторские способности учащихся;

- обучить основным правилам и приёмам построения графических изображений;

- сформировать необходимый объём знаний об основах проецирования и способах построения чертежей (эскизов), аксонометрических проекций и технических рисунков;

- научить читать и выполнять чертежи (эскизы), аксонометрические проекции, технические рисунки, схемы изделий различного назначения;

- сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

10 класс

Учащийся должен знать:

- приёмы работы с чертёжным инструментом;

- простейшие геометрические построения;

- форматы, масштабы, линии чертежа, шрифт чертёжный;

- алгоритм выполнения чертежей;

- метод проецирования, виды проекций;

- алгоритм построения по двум заданным проекциям третьей;

- наглядные изображения, аксонометрические проекции, технический рисунок;

- принципы построения наглядных изображений; метрические способы образования и преобразования формы;

Учащийся должен уметь:

- работать инструментами и проставлять размеры на чертежах (эскизах) деталей;

- выполнять геометрические построения (деление отрезка, угла и окружностей на равные части, сопряжения);

- анализировать геометрическую форму предметов по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

- выбирать и необходимое количество видов предмета для построения его чертежа;

- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и частей;

- читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения графических работ;

- приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.

11 класс


Учащийся должен знать:

- изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);

- последовательность выполнения чертежа детали;

- информационные возможности рабочего чертежа (совокупности информации, отображаемой на чертеже, и необходимой для изготовления изделия);

Учащиеся должны уметь:

- выбирать главное изображение, характер и количество изображений (виды, сечения, разрезы);

- выполнять необходимые сечения и разрезы на чертежах;

- выполнять чертежи разъемных соединений деталей;

- читать и деталировать сборочные чертежи изделий;

- читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи.

- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).


Календарно-тематическое планирование 10 кл.

(по УБП 2004 года)


№ урока


Наименование разделов и тем


Количество часов


Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки

Прохождения

Правила оформления чертежей

(8 часов; 1 час в неделю по учебному плану)


1

Значение черчения в практической деятельности.Краткие сведение об истории чертежа. Инструменты, принадлежности, материалы.

1

10кл. -




2

Понятие о стандартах. Форматы. Основная надпись чертежа.

1

10кл. -




3-4

Линии чертежа.Графическая работа

№ 1 «Линии чертежа»

2

10 кл. -


5

Шрифты чертежные

1

10 кл. -




6

Некоторые сведение о нанесении размеров. Масштабы.

1

10 кл. -



7-8

Графическая работа № 2 Чертеж плоской детали.

2

10 кл. -




Способы проецирования

(9 часов; 1 час в неделю по учебному плану)

9

Общие сведения о проецировании.

1

10 кл. -


10

Центральное и параллельное проецирование.

1

10 кл. -


11

Прямоугольные проекции.

1

10 кл. -


12

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

1



13

Графическая работа № 3 «Построение трех проекций предмета»

1

10 кл. -


14

Косоугольная диметрическая проекция.

1

10 кл. -


15

Прямоугольная изометрическая проекция.

1

10 кл. -


16

Аксонометрические проекции окружности. Фронтальные диметрические и изометрические проекции окружностей. Построение овала.

1

10 кл. -


17

Технический рисунок.

1

10 кл. -


Чтение и выполнение чертежей.

(17 часов; 1 час в неделю по учебному плану)


18

Анализ геометрической формы предметов.

1

10 кл. -


19

Проекции геометрических тел.

1

10 кл. -


20

Нахождение на чертеже вершин, ребер образующих и поверхностей тел.

1

10 кл. -


21 -22

Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов.

2

10 кл. -


23

Порядок построения изображений на чертежах.

1

10 кл. -


24-25

Графическая работа № 5 «Построение третьего вида по двум данным»

2

10 кл. -


26

Нанесение размеров с учетом формы предмета.

1

10 кл. -


27

Геометрические построения: Деление окружности, отрезков прямых и углов на равные части

1

10 кл. -


28-29

Сопряжения. Графическая работа № 6 «Чертеж детали с использованием сопряжения»

2

10 кл. -


30

Порядок чтения чертежей деталей.

1

10 кл. -


31

Практическая работа № 7 «Чтение чертежей»

1

10 кл. -


32

Эскизы. Выполнение эскизов деталей.

1

10 кл. -


33-34

Итоговая работа. Графическая работа № 8 «Чертеж детали, включающий прямоугольные проекции и наглядное изображение»

2

10 кл. -


СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания №_______

ШМО учителей спортивно-эстетического обучения

от «_____» ____________ 2015 г.

Руководитель ШМО_____________ /М.Н. Константинова/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_____________ /С.В. Козырицкая/

«_____» _____________ 2015 г.


Календарно-тематическое планирование 11 кл.

(по УБП 2004 года)


№ урока


Наименование разделов и тем


Количество часов


Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки

Прохождения

1-2

Обобщение сведений о способах проецирования. Решение графических задач

2

11кл. -




Сечения и разрезы

(14 часов; 1 час в неделю по учебному плану)


3-4

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.

1

11кл. -




5-6

Графическая работа № 9 «Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями»

2

11 кл. -


7

Разрезы. Правила выполнения разрезов.

1

11 кл. -




8-9

Графическая работа № 10 «Соединение вида и разреза на чертеже.»

2

11 кл. -



10

Местный разрез. Особые случаи разрезов: тонкие стенки и спицы на разрезах.

1

11 кл. -




11

Разрезы в аксонометрических проекциях

1



12-13

Графическая работа № 11

«Выполнение разреза в аксонометрии»

2



14

Выбор количества изображений.

1



15

Чтение чертежей. Решение графических задач.

1



16

Контрольная работа «Разрезы и сечения»

1



Сборочные чертежи

(13 часов; 1 час в неделю по учебному плану)

17

Общие сведения о соединении деталей.

1

11 кл. -


18

Разъемные и неразъемные соединения

1

11 кл. -


19

Изображение и обозначение резьбы.

1

11 кл. -


20

Болтовое соединение

1



21

Шпилевое соединение

1

11 кл. -


22-23

Графическая работа №12 «Резьбовое соединение»

2

11 кл. -


24

Шпоночное и штифтовое соединение.

1

11 кл. -


25

Сборочные чертежи. Общие сведения

1

11 кл. -


26

Условности и упрощения на сборочных чертежах.

1

11 кл. -


27

Чтение сборочных чертежей.

1

11 кл. -


28 -29

Деталирование. Графическая работа № 13 «Чертеж деталей»

2

11 кл. -


30

Конструирование.

1

11 кл. -


Чтение строительных чертежей.

(2 часа; 1 час в неделю по учебному плану)


31

Понятие об архитектурно-строительных чертежах

1

11 кл. -


32

Чтение строительных чертежей.

1

11 кл. -


33

Контрольная графическая работа.

1

11 кл. -


34

Обзор разновидностей графических изображений.

1

11 кл. -


СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания №_______

ШМО учителей спортивно-эстетического обучения

от «_____» ____________ 2015 г.

Руководитель ШМО_____________ /М.Н. Константинова/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_____________ /С.В. Козырицкая/

«_____» _____________ 2015 г.







Анкета для обучающихся:

1. Ф.И.

2. Твое отношение к курсу

• мне понравилось заниматься

• было трудно

• это точно не для меня

• другое

3.Сколько времени занимает эта работа

4.Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке

• да

• нет

5.Какие виды работ тебе нравятся больше

• индивидуальные

• групповые

• другое

6. Хотел бы ты продолжить заниматься в данном направлении

• да

• нет

• другое

7. Твои пожелания и предложения



Литература:

1. Государственные стандарты, ЕСКД. - М., 2008 г.

2. Ботвинников А. Д., Вышнепольский В. И., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Методическое пособие по черчению к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 7-8 классы» (М.; Дрофа)- М.; АСТ, Астрель, 2014.

3. Георгиевский О. В. Начертательная геометрия. Сборник задач с решением типовых примеров. - М.; Астрель, АСТ, 2005.

4. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Составитель С.В. Титов. - Волгоград: Учитель, 2007.

5. Макарова М.Н. Перспектива. Учебник для вузов. - М.; Академический проект, 2002.

6. Михайлова Е. А. Задания и задачи по графике: учебное пособие для вузов. Гриф УМО. - М.; Книжный дом Университет, 2007.

7. Методика обучения черчению и графике. Павлова А.А., Жуков С.В. - М; «Владос», 2004.

8. Тематическое и поурочное планирование по черчению. В.Н. Виноградов. Учебно-методическое пособие к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 7-8 классы» (М.; Дрофа).- М.; «Экзамен», 2006.

9. Франсис Д.К. Чинь. «Архитектурная графика»- М.; АСТ, Астрель, 2007.



© 2010-2022