Программа деятельности инструктора по труду

Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку для них характерно слабое  осмысление имеющегося у них небольшого практического опыта и непонимание индивидуальных жизненных интересов и целей. Они не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с  трудом находят работу и легко её теряют (им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте). Для социальной адаптации воспитанников коррекционных школ огромное ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г. Донецка





















Программа деятельности

инструктора по труду Кауфман В.Д.























г.Донецк

Пояснительная записка

Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку для них характерно слабое осмысление имеющегося у них небольшого практического опыта и непонимание индивидуальных жизненных интересов и целей. Они не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко её теряют (им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте).

Для социальной адаптации воспитанников коррекционных школ огромное значение имеет трудовое обучение, которое решает задачи трудового и экономического воспитания, учит к бережному отношению к результатам своего труда и главное формирует у школьников социальную ответственность, готовит обучающихся к самостоятельной трудовой жизни.

Для реализации исключительно важной и гуманной задачи - подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной трудовой жизни направлена вся трудовая деятельность инструктора по труду.

Основные цели деятельности инструктора по труду:

1. Формирование у обучающихся трудовых умений и навыков, подготовка обучающихся к практическому применению полученных знаний.

2. Профориентационная работа.

3. Принятие мер по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами.

4.Участие и проведение выставок декоративно-прикладного искусства, привлечение детей к участию в конкурсах, фестивалях детского творчества.

Основные направления деятельности инструктора по труду:

  • трудовое обучение;

  • профориентационная работа.

Правовая основа программы:

▬ Международная Конвенция ООН о правах ребенка. (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989года);

▬ Конституция Российской Федерации.

▬ Законы Российской Федерации:

- «Об образовании в Российской Федерации» - ФЗ от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)

- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ (в ред. от 03.12.2011);

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761);

▬ Областной закон от 16.12.2009г. №346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному здоровью».

▬ Устав ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г. Донецка

Формы организации общественно-полезной деятельности обучающихся с ОВЗ:

  • учебные занятия;

  • производственная практика;

  • общественно-полезный и производительный труд во внеурочное время;

  • занятия кружков и факультативных курсов;

  • выполнение трудовых поручений по классу, групповой комнате, спальне, игровой комнате, столовой;

  • проведение бесед о труде;

  • экскурсии на предприятия;

  • утренники, праздники, посвященные труду;

  • соревнования и конкурсы трудовой направленности;

  • встречи с представителями различных профессий.

  • участие в фестивалях, конкурсах, выставках различного уровня.

Содержание программы:


  1. Трудовое обучение:

1.На первом, подготовительном, этапе (начальные классы) начинается развитие интересов и способностей, формирование навыков саморегуляции, адекватного отношения к заболеванию, коррекция эмоциональных и психологических нарушений. Дети привлекаются к общественно-полезному труду. После 3-его класса, на школьном ПМПК дается рекомендация о выборе профиля дальнейшего обучения исходя из психофизических возможностей обучающихся и их предпочтений в труде. С обучающимися 4 класса осуществляется диагностика сформированных трудовых умений и навыков с целью выбора профиля в профессионально-трудовом обучении. Школьникам предоставляется возможность попробовать себя в обучении столярному или швейному делу. При выборе профиля чёткой границы девочки-мальчики не существует. Основной критерий - психофизическое состояние, желание ребенка.

2. На втором, ориентировочном, этапе (5-9 классы) основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий. Причем, в 5-7 классах эта ориентация носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости и пластичности психических функций. Этот этап включает коррекцию эмоциональных и психологических нарушений. Продолжается восстановление и компенсация нарушенных функций с опорой на сохранные функции.

3. На третьем, формирующем, этапе в 8-9 классах осуществляется уже профильная ориентировка на доступные виды труда в процессе профильной трудовой подготовки, трудовых проб; формирование профессиональных трудовых интересов, ориентировки на доступные виды трудовой деятельности и установок на принятие ролевых позиций; изучение основ производства, формирование навыков социального взаимодействия. В этот период уже возможно определение трудового прогноза, проведение профдиагностики и профтестирования, выдача профессиональных рекомендаций по профобучению, начинается формирование профпланов и осуществляется их коррекция. В семье идет интенсивное привлечение к ведению домашнего хозяйства, развитие интересов и способностей, ориентировка на самостоятельное существование.

4. На заключительном этапе (10-11 классы) происходит углубленное изучение основ швейного дела и столярного дела. Обучающиеся изучают промышленную технологию пошива легкой одежды, свойств тканей, устройства универсальных и специальных швейных машин, способов конструирования и моделирования швейных изделий, правил безопасной работы на швейных предприятиях и овладение скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Обучение столярному делу в 10-11 классах увеличило количество изучаемых предметов на 4,т.к. современный столяр в условиях рыночной экономики должен не только в совершенстве знать приемы и способы работы на различном оборудовании, но и знать основные приемы и способы изготовления и отделки мебели. Отличительной особенностью данного этапа является производственная практика.

Для воспитанников школы-интерната профессиональное обучение одно из важнейших условий адаптации в общество. Обучающиеся старших классов под руководством учителей трудового обучения оказывают большую помощь школе:

• ремонтируют мебель;

• шьют шторы, покрывала;

• выполняют работу по заказам воспитателей и администрации интерната;

• занимаются ремонтом одежды;

• шьют костюмы для художественной самодеятельности;

• изготавливают несложную мебель;

• высаживают на территории учреждения деревья, кустарники;

• занимаются цветоводством;

• изготавливают коррекционный материал.

Итогом трудового обучения в стенах школы-интерната и путевкой в самостоятельную жизнь является получение выпускниками свидетельства государственного образца с присвоением квалификационного разряда по специальности «столяр» и «швея».

  1. Профориентационная работа.

В профориентационном направлении на первом этапе детей знакомят с наиболее массовыми профессиями и профессиями их родственников и близких знакомых с акцентом на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.

На следующем этапе продолжается профпропаганда и профориентация, ориентация на доступные виды трудовой деятельности, формирование реальных профпланов и установок на общественно-полезную деятельность, проводятся трудовые пробы и трудотерапия (восстановительная).

На третьем, формирующем этапе уже возможно определение трудового прогноза, проведение профдиагностики и профтестирования, выдача профессиональных рекомендаций по профобучению, начинается формирование профпланов и осуществляется их коррекция.

Особо следует отметить постоянную профориентационную деятельность педколлектива, которая выражается в ежедневном включении воспитанников в трудовую деятельность по самообслуживанию, систему общественно полезного труда. Профориентация осуществляется педагогами через беседы, занятия, проводимые совместно с работниками различных предприятий города, специалистами Центров занятости населения психологом, родителями.

Педагоги на занятиях факультативных курсов и кружков поощряют любознательность обучающихся, активизируют творческие возможности каждого, привлекают обучающихся к участию в ежегодном школьном конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии», проводимого в рамках Недели трудового обучения. Победители школьного конкурса представляют школу на областном и региональном конкурсах, где, в течение ряда лет, являются победителями и призерами.

Доступность профессии, ее соответствие возможностям человека делает труд более легким, интересным, удовлетворяющим, что имеет огромное влияние на формирование положительных личностных качеств человека, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в нашей школе-интернате ведется работа по профориентации, которая разделена на три основных этапа:

- профессиональное просвещение;

- профессиональную консультацию;

- профессиональную адаптацию - «психологическое привыкание к профессии».

Ожидаемый результат:

На момент окончания специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната VIII вида обучающиеся, воспитанники должны иметь сформированное профессиональное самоопределение и делать осознанный выбор профессии.

У обучающихся, воспитанников должно быть развито умение работать совместно с другими людьми и действовать самостоятельно, правильно оценивая смысл и последствия своих действий.

У выпускников должны быть сформированы умения и навыки самообслуживания, выполнение домашних обязанностей. Привито трудолюбие и добросовестное, ответственное отношение к разным видам трудовой деятельности.

В рамках учебной программы у воспитанников должны быть сформированы трудовые, технические и технологические знания и умения трудовой деятельности с ориентацией на профессию «швея» и «столяр» II разряда.

План мероприятий на 2014-2015 учебный год



Содержание деятельности

Сроки проведения

1.

















2.









3.















4.

Общественно-полезный труд

- Организация и проведение субботников по благоустройству территории школьного двора.

- Организация и проведение древонасаждения.

- Оформление цветочных клумб на территории школьного двора

-Оформление интерьера школы и школьного двора к новогодним праздникам.

- Подготовка костюмов и декораций к новогодним праздникам

- Организация и проведение летней трудовой практики

Профориентационная работа

- Организация экскурсий на профильные предприятия города.

- Проведение бесед с представителями различных профессий.

- Участие в профориентационных занятиях Центра занятости города Донецка.

- Проведение профориентационных бесед и мероприятий.

Принятие мер по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами:

- Своевременное оформление заявок на приобретение оборудования, технических средств, инструментами и материалами.

- Обеспечение материалами к началу учебного года швейных и солярных мастерских.

- Обеспечение материалами к итоговым экзаменам по трудовому обучению в 9,11 классах.

Участие и проведение выставок декоративно-прикладного искусства, привлечение детей к участию в конкурсах, фестивалях детского творчества.

- Выставка детских работ, приуроченная к общешкольному родительскому собранию.

-Участие в областном фестивале творчества детей - инвалидов «Мне через сердце виден мир»

-Городской фестиваль художественного творчества детей - инвалидов «Я в мир с надеждою смотрю»

-Выставка декоративно-прикладного творчества детей-инвалидов в библиотеке им. А. Гайдара.

-XVII Донской образовательный фестиваль «Образование. Карьера. Бизнес».

-Проведение предметной недели трудового обучения.

- Выставка детского творчества к 70-летию Великой Отечественной войны.

Выставка детского творчества ко Дню Открытых дверей

Участие в областном конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии»

-Выставка детского творчества ко Дню защиты детей

-Участие в интернет - конкурсах, фестивалях детского творчества.

-Участие в профессиональных конкурсах и конференциях для педагогов.

-Распространение своего педагогического опыта через публикации в СМИ.





в течение года





весна-осень

в течение года

декабрь

декабрь

июнь





в течение года

в течение года

ноябрь-декабрь

в течение года



по запросу



август



апрель









один раз в четверть



декабрь



декабрь



декабрь

апрель

апрель

май



май

май



июнь

в течение учебного года

в течение учебного года

в течение учебного года



7


© 2010-2022