Статья Экологическое воспитание на уроках технологии Белова Н. В. МБОУ Подлесовская ОШ

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Подлесовская основная школа

Кстовский район Нижегородская область

Экологическое воспитание на уроках технологии.



Учитель технологии:

Белова Н.В.



2015 год

Экологическое воспитание на уроках технологии.

Природа - это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков.

Человечество должно быть разумным должником и платить проценты, ибо второго кредита уже не будет...

Достаточно благодатная тема о бережном отношении к природе, о бережливом отношении к природным ресурсам, о переработке бытовых отходов, об экологических проблемах.

Вот и хотелось бы остановиться на проблеме мусора, который на сегодняшний день, является одной из глобальных проблем и не только в нашей стране.

Мусор является продуктом жизнедеятельности человека. И его количество растет с каждым годом. Им завалены города и села. Им завалены обочины дорог, их полно в лесу, на берегах озер и рек. Было время, когда мы сдавали стеклянную тару за деньги. Теперь же на каждом шагу можно увидеть и стеклянную и пластиковую тару и прочий мусор. Мусорные полигоны, стихийные свалки приносят огромный, иногда непоправимый ущерб нашей экологии.

Кроме того одной из проблем является переработка бытовых отходов. В западноевропейских странах уже давно установлены раздельные мусорные контейнеры для определенного вида мусора (отдельно стекло, пищевые отходы, бумага, металл и т.д.). В России перерабатывается всего 36 % бытовых отходов. Переработанное вторичное сырье может применяться в различных областях: при изготовлении кирпичей, черепицы, тротуарной плитки, стекла, товаров бытового назначения и многое другое. Возможно это производство, пока, слишком затратное, хотя сырья для него очень много. Вся проблема в том, что это сырье обязательно надо сортировать. И нам давно пора ввести в привычку такое разделение. И начинать решение этой проблемы надо с воспитания людей, чтобы это стало собой разумеющим для каждого из нас. Чтобы каждый понимал, что всего лишь разделяя мусор, мы сохраняем полезные ископаемые, которые небезграничны, сохраняем природу. И воспитание это надо начинать с самого раннего детства. Каждому ребенку мы должны объяснить , что он является частью этой природы, относиться к которой нужно с величайшей бережностью. Экологическое образование должно стать нормой. А если дети выступят в роли защитников природы, не будут мусорить сами, остановят родителей от этого, возможно и взрослые прислушаются к мнению своих детей. Такая совместная деятельность детей и взрослых скорее даст положительный результат.

В рамках всего выше сказанного в этом году был запущен проект «Проблема мусора в нашем селе», который из одного из направлений воспитательной работы плавно перешел и на уроки технологии. Вообще эту тему можно затрагивать в разных учебных предметах. Это и химия, где можно ознакомиться с химическими элементами, их концентрацией, вредной для человека, вредными газами (например, метанолом), которые появляются в результате разложения мусора. Это и история, где можно узнать о том, как раньше справлялись с этой проблемой, историю возникновения пластиковой тары, железной банки и многое другое. Это и биология, где можно обсудить загрязнение сточных вод, поражение почвы, инфекционные болезни и т.д.

Для начала обучающиеся провели ряд исследований. Они были разделены на группы: историки выясняли как вывозился мусор раньше, сколько было официальных свалок, а также находили интересные исторические сведения, связанные с мусором ; аналитики, обратившись в ЖКХ, в администрацию сельского совета выясняли сколько мусора вывозится , с какой периодичностью, сколько жителей у нас проживает, и, естественно, сколько мусора приходиться на каждого; журналисты по собранным материалам сделают стенд, стенгазету, буклеты. После проведения цикла классных часов, мы вышли на уровень школы. Провели беседы, анкетирование в других классах. Дети сами сделали презентацию, которую продемонстрировали не только учащимся, но и на родительском собрании. Информация была подана яркая и впечатляющая. Были затронуты такие вопросы как современные масштабы экологической катастрофы,

рациональное использование природных ресурсов, решение некоторых экологических проблем на примере Китая. Большинство, не смотря на широкую информацию, не слышали о том, что в Тихом океане плавает целый «материк», состоящий из пластиковых отходов, вынесенных с суши в океан и выброшенных с кораблей. Площадь «материка» составляет1760000 квадратных километров, что является площади трех Испаний и Португалий вместе взятых. Толщина «материка» уже достигает 10 метров. О том , что рулон бумаги разлагается 1 месяц, банановая кожура - 6 месяцев, алюминиевые банки - до 200 лет, окурки сигарет - от1 года до 5 лет, а пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты - от 500 до 1000 лет. Совсем недавно в Астрахани молодая девушка-химик открыла новую бактерию, которая помогает в разложении полиэтиленовых пакетов в десятки раз быстрее. Исследования продолжаются. А в Америке появились урны, в которых мусор поедают красные червяки. Они боятся света и живут только в сырой и темной среде. Питаются пищевыми отходами, чайными пакетиками, кофейной гущей., бумагой и т.д. За день они могут съесть 250 грамм . Перекармливать их нельзя. Зато через 4 месяца они численно увеличиваются в 2 раза.Очень интересной оказалась история появления пластиковой бутылки и т.д.

Из всего выше этого необходимо сделать вывод: предотвратить все это безобразие под силу каждому из нас. Что можешь сделать ты один? Откажись от полиэтиленовых пакетов, замени их многоразовыми сумками из ткани или бумаги. Старайся покупать напитки в стеклянной таре, которую потом можно сдать. Одежду, которую ты уже не носишь можно отдать нуждающимся. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут кому-то пригодиться. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры или алюминиевых банок и пластиковых бутылок, специализирующихся на приеме этого сырья. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически не разлагается в природе. Кто-то скажет, что для решения такой глобальной проблемы как мусор этого недостаточно., но есть такое выражение. «Даже тот, кто делает мало, все-таки делает гораздо больше того, кто не делает вообще ничего». Все это можно использовать в буклете и раздать не только детям, но и взрослым.

На уроках технологии, так как классы теперь неделимые, а раздел изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов никто не отменял, вполне можно заняться поделками из материалов, лежащих, в буквальном смысле, под ногами. Сейчас полно разных сайтов с идеями как использовать, например, пластиковую тару. Из бутылок что только не делают: используют в дизайне садов, строят плоты, для остекления теплиц, как тару для рассады, строят дома и многое другое. Наверняка у детей могут возникнуть свои идеи. Это и занимательно для них, и полезно, и они почувствуют свою причастность к решению серьезной взрослой проблемы. А потом сделать выставку изделий, и не только в школе.

Таким образом, можно привлечь внимание к проблеме мусора учащихся, населения, научить применять некоторые виды мусора в жизни. Оценивая экологические проблемы, мы научим их бережнее относиться к окружающей среде, отвечать за свои действия, думать не только о себе, но и своем будущем продолжении.

Список литературы.

1)Лацко Р. Экономические проблемы окружающей среды.М, 1995г.

2) Родионова И.А.Глобальные проблемы окружающей среды. М, 1995г.

3) В.Курбатов. Опыт решения экологических проблем в Китае.//Российский

экономический журнал, 1996г., №7, стр.101-108

4) Журнал «Самая», ст. «Не навреди».

5)Природа и окружающая среда (электронный ресурс) http:priroda.su/item/1820.

6)Голубева И. История бутылки. Интересные факты. (электронный ресурс) http:coolfakts.ru/istoriya-butylki.html/





















© 2010-2022