Конспект урока по профориентации

Конспект урока по СБО в 9 классе коррекционной (специальной) школы 8 вида по профориентации с наглядным материалом в доступной форме. В конспекте присутствуют проверочные тесты, игровой материал, название урока, эпиграф к уроку.К тому же на игровых моментах присутствует коррекционная работа. Урок отличается практичекой направленностью, основан на практических заданиях. Практическая часть урока направлена на приготовление бутербродов разных видов. Урок рассчитан по программе на 2 часа.Направлена ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор урока: Марикова Светлана Аркадьевна

Место работы: МКОУ Зырянская коррекционная (специальная) школа-интернат 8 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ.

Должность: учитель

Тема урока: Семь шагов к профессии.

Направление: профориентация.































Технологическая карта урока СБО по теме

«Семь шагов к профессии » 9 класс

Цели и задачи урока:

Систематизировать знания о профессии повара, выявить уровень подготовленности к овладению профессией.

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить выделять главное, анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы).

Способствовать формированию интереса учащихся к профессии повар.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Орг.момент. Психологический настрой .

Приветствие учащихся. Добрый день, дорогие ребята! Проверьте рабочие места: листы, ручки, карандаши, конверты с заданиями № 1, № 2.

Приветствие

Сообщение темы и задач урока.

Упражнение « Расставь по порядку возрастания числа».

Вступительная беседа.

Тему урока вы сегодня определите сами, расставив по порядку возрастания числа и соответствующие им буквы. На выполнение этого задания вам даётся 2 минуты.

-Итак, тема нашего урока « Семь шагов к профессии». Учёные доказали, что человеку приходится принимать решения в течение жизни около 3 миллионов раз. И одно из важных решений , принимаемых подростком -это выбор профессии. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Это очень важный шаг в жизни и именно от него зависит жизнь в будущем. И вы уже сейчас задумываетесь над решением этого вопроса. По результатам анкетирования и собеседований с вами, уважаемые выпускники, сделан вывод, что большая часть наших ребят, хотели бы получить профессию повара-кондитера. И сегодня на уроке мы выясним : развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли требованиям профессии повара-кондитера ваши способности, ваши особенности, ваше состояние здоровья. Есть ли у вас возможность получить профессию повара-кондитера.

Выполняют задание, расставляя числа в порядке возрастания.

Листочки, ручки, тема, буквы. (приложение №1)

Основная часть.

Игра «Составь слово »

Для овладения профессией повара необходимы ряд условий . В таблице зашифрованы слова - это условия необходимые для овладения профессией повар. Они являются теми шагами к профессии повара-кондитера, которые нужно преодолеть, чтобы получить желаемый результат. Найдите зашифрованные в таблице слова. (желание, образование, способности, профессиональные качества, состояние здоровья, любовь к делу, фантазия)

Из таблицы составляют слова, на доске открываем шаги от ребёнка до повара.

Таблица «Условия для работы» ( приложение №2)

Работа с эпиграфом.

Эпиграф к уроку: Если человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» сказал философ Сенеки. Вы знаете уже сегодня кем вы хотите стать и какие шаги нужно проделать для приобретения профессии повар.

Эпиграф ( приложение №3)

1 шаг. Тест « Желание»

Тест « Желание».

Для этого необходимо соблюсти ряд условий: и первое условие это ваше желание

А вот действительно ли хотите вы стать поваром, мы узнаем из результатов теста. Ваша задача отвечать на вопросы и ставить баллы за ответы. Если « да», то ставите 1 балл, если «нет», то ставите 0 баллов. - Молодцы, вы сделали первый шаг к профессии повара. По результатам теста, можно сказать, что вы имеете желание получить специальность повара, но этого недостаточно, важно иметь ещё ряд необходимых качеств личности для достижения цели.

Работа с тестом

Тест ( приложение № 4)

2 шаг. Способности . Загадки.

Каждый человек способный и одарённый, только в разных ситуациях ведут себя все по-разному. Сейчас мы проверим ваши способности в узнавании кухонных приборов и приспособлений. Работаем по бригадам. Бригады нас известны. Один вопрос -первой бригаде, один вопрос -второй бригаде. По очереди.

1. С горки сыр катался - Весь внутри остался.
И такую горку Называют… (тёрка)

2. В воду - сахар, из продуктов сыплем только сухофрукты,
Варим где-то час, и вот получается… (Компот)

3. Чтобы жарилась еда, нам нужна… (Сковорода)

4. Меч-малютка на досочке, все кромсает на кусочки. (Нож)

5. Тетя в шляпе на плите суп готовит в животе. (Кастрюля)

6. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

7. Среди ложек я полковник. А зовут меня… (Половник)

8. Жесткая, дырявая, Колючая, корявая. Что ей на спину положат, Все она тотчас изгложет. (Тёрка)

9. Закипит - исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. - Эй, сними меня! - кричит. (Чайник)

Несомненно, вы способны различать кухонные приборы и можете с лёгкостью применять их на кухне. А значит следующий шаг уже можно начинать проходить.

загадки

Приложение №5

3 шаг. Профессиональные качества . Упражнение « Да» , « Нет»

Повар (вкус, глазомер, фантазия, память, координация) Вопреки распространённому убеждению, поваром может быть далеко не каждый человек. Каждая профессия обладает определённым набором качеств. Для того, чтобы стать хорошим поваром непременно нужно иметь некоторые личностные и профессиональные качества. Ваша задача найти соответствующие качества для повара.

Разносят по столбцам « Да», « Нет»

Приложение № 6

4 шаг. Здоровье. Упражнение « Вычеркни лишнее» вычеркни противопоказания

Для каждой профессии имеются противопоказания. Какие -либо заболевания мешают выполнять профессиональные обязанности.

Карточки с заболеваниями индивидуально в конвертах. Приложение № 7

Разминка. ТБ и ОТ

Разминка в стихах.

Выполняют движения

Стихи с ОТ и ТБ Приложение № 8

5 шаг. Мини-игра « Кулинарный поединок»

Вам даны одинаковые наборы продуктов. По команде нужно приготовить самое простое блюдо ( напомнить о гигиене, спецодежде, мытье рук, уборке рабочих мест)

Самостоятельно готовят бутерброды.

Наборы продуктов, разносы, посуда, разделочные доски, ножи, палочки для канапе.

6 шаг. Реклама блюда.

( Креативность и фантазия) Блюда готовы и самое время представить их, да ещё дать рекламу так, чтобы сегодня всем захотелось приготовить их.

Сервируют и подают блюда.

7 шаг. Итог.

Сегодня вы показали, что сможете работать поварами. А где можно работать? (опрос) и получить профессию повара можно… Я верю, вы найдёте достойное место в жизни, выберите такую работу, которая будет выполняться вами с особым старанием и любовью и будет приносить вам радость.
Надеюсь, что мы будем с гордостью о вас вспоминать.

Ответы детей.

Буклет в конце.

( приложение №3)

Если человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Философ Сенеки

а

д

о

ю

ч

м

д

ы

р

в

ч

к

д

ы

в

т

к

в

р

ю

о

т

к

м

в

я

ф

ы

в

к

а

ф

л

т

к

а

ч

б

м

ж

е

л

а

н

и

е

ч

м

ю

ю

ч

ч

м

в

р

ч

м

м

к

я

к

м

е

т

в

ы

б

ч

м

а

ы

а

т

р

я

т

ю

г

в

р

е

к

я

о

ю

в

я

ю

з

я

ю

з

д

о

р

о

в

ь

е

т

в

я

а

ы

ф

о

д

р

ф

г

м

е

м

я

е

е

т

ь

в

ф

а

к

в

ф

к

а

ч

е

с

т

в

а

д

к

к

е

е

г

о

а

г

ч

г

я

т

е

ю

ю

е

м

в

ч

д

в

д

я

н

а

а

м

е

о

ы

д

я

о

к

я

о

ы

к

а

ы

и

ю

м

ф

а

н

т

а

з

и

я

ч

м

о

г

г

а

е

е

т

ч

я

ч

ы

я

т

ф

ч

г

а

ф

с

п

о

с

о

б

н

о

с

т

и

к

м

в

р

ы

в

( приложение №2)

Приложение № 1Семь шагов к профессии.

Ф О М Ш 14 13 3 5 А С И С 6 16 18 1 Е А П Р 2 6 11 12 Ь И В С 4 19 9 17 Е Г К О 15 7 10 8

Приложение № 6

Фамилия, имя_____________________

Задание: Проведи стрелки в нужную колонку. Какие качества необходимы для повара-кондитера.

Да

Вкус

Глазомер

Хороший голос

Обоняние

Память

Координация

Умение шить

Спортивный разряд

Здоровье

Фантазия

Нет



Приложение №7

Фамилия, Имя________________________

Задание: Вычеркни заболевания, которые являются противопоказаниями для профессии повара-кондитера.

кожные заболевания

перхоть миопия паразиты пигментация кариес

облысение

туберкулёз



Приложение №5

Загадки.

1. С горки сыр катался - Весь внутри остался.
И такую горку Называют… (тёрка)

2. В воду - сахар, из продуктов сыплем только сухофрукты,
Варим где-то час, и вот получается… (Компот)

3. Чтобы жарилась еда, нам нужна… (Сковорода)

4. Меч-малютка на досочке, всё кромсает на кусочки. (Нож)

5. Тетя в шляпе на плите суп готовит в животе. (Кастрюля)

6. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

7. Среди ложек я полковник. А зовут меня… (Половник)

8. Жесткая, дырявая, Колючая, корявая. Что ей на спину положат, Все она тотчас изгложет. (Тёрка)

9. Закипит - исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. - Эй, сними меня! - кричит. (Чайник)

Приложение № 8

Инструктаж по Технике безопасности.

Будем с вами мы играть безопасность повторять. Мне вы хором помогайте, дружно вместе отвечайте. В кабинете СБО Мы работаем давно??? Вместе с вами здесь мы пляшем, часто ножиками машем???

Осторожно нож берём???

Может им кого-то ткнём???

Спецодежду одеваем???

Руки моем??? Всё включаем???

Когда чистим мы картошку

Сразу мы готовим ложку???

Всё расставим по местам

иль оставим тарарам???

Мусор спрячем в холодильник???

Посуду бросим в морозильник???

Плиты будем отключать иль пожара будем ждать???

Стол в порядке должен быть???

Посуду чистую сушить???

Может новую купить???

Своей мокрою рукою схватим шнур электроприбора.???

А потом одежду бросим,

Разрешения не спросим,

На переменку убежим,

На ходу мы всё съедим???

Или стол накрыть нам нужно,

Чтобы весело и дружно

Чай попить, поговорить,

Чтоб ещё дружнее быть.



( приложение № 4)

Тест « Смогу ли я стать поваром?»

  1. Любите ли вы готовить?

  2. Любите ли вы кушать свои блюда?

  3. Умеете ли вы готовить?

  4. Знаете ли вы , что такое питание?

  5. Можно ли готовить салат с яблоком?

  6. Согласны ли вы с утверждением, что из картофеля можно приготовить 100 блюд?

  7. Правда ли, что на Руси главным блюдом считалась каша?

  8. Должен ли повар обладать богатой фантазией?

  9. Сможете ли вы пожарить картофель за 30 минут? 10.Хотели бы вы получить образование повара-кондитера?

8 -10 баллов- в вас пропадает талант кулинара, дерзайте, учитесь и у вас всё получится.

7-5 баллов- если вам постараться, то непременно всё получится.

2-4 балла- лучше найдите себе другое занятие, это не ваше призвание.

Самоанализ урока СБО в 9 классе.

Характеристика класса. В классе, в котором проводился урок 10 учащихся. Они делятся на 2 бригады по желанию. Учащиеся первой бригады быстро выполняют задание, умеют мыслить, анализировать и искать пути решения. У ребят второй бригады хорошие учебные навыки, но им требуется больше времени на выполнение задания. Тема: «Семь шагов к профессии». Тип урока: систематизация и обобщение знаний и способов деятельности. Цели и задачи урока: Систематизировать знания о профессии повара, выявить уровень подготовленности к овладению профессией.

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить выделять главное, анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы).

Способствовать формированию интереса учащихся к профессии повар. Содержание урока:

1. Урок соответствует программе целям и задачам урока.

2. Проведена устная работа по актуализации тем необходимых для продолжения и обобщения темы урока.

3. Урок способствует овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить выделять главное, анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы). 4. Урок способствовал развитию творческих сил и способностей каждого ученика.

5. На уроке осуществлялась межпредметная связь с жизнью, создание условий близких к жизни в быту.

8. Урок способствовал развитию интереса к профессии повара-кондитера.

Структура:

урок был проведен с комбинированной структурой, была построена логическая цепь последовательно соединенных этапов урока. Наблюдалась целостность и завершенность урока.

Методы обучения:

  1. По источникам знаний: словесные и наглядные 2. По степени воздействия учителя и учащихся практическая самостоятельная работа по приготовлению бутербродов.

Организация учебной работы на уроке:

При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному учащемуся. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психо - эмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности.

Проведение организационного момента обеспечило психологический настрой на деятельность.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении на уроках СБО является совершенствование практических навыков. Поэтому второй частью урока стала «Самостоятельная практическая работа по приготовлению бутербродов», а в 1 части урока включение учащихся в совместную деятельность на выявление знаний фактического материала и воспроизведение имеющихся знаний по изучаемой теме.

Для обобщения и систематизации знаний были использованы различные приёмы и формы работы: Дифференцированная работа по карточкам, с тестами , таблицами. Привитие элементарной экономической грамотности через набор продуктов является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество.

При проведении закрепления материала перед учащимися поставлена проблемная ситуация через выполнение практического упражнения социально - адаптированного к жизненной ситуации. Учебно-познавательная деятельность была организована через фронтальную работу, индивидуальную, дифференцированную, а также работу в парах. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели. Учащиеся сотрудничали друг с другом, оказывая взаимопомощь. При выполнении практической работы осуществлялся самоконтроль, взаимоконтроль партнёра.

Применение методов проблемного обучения позволило активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, научить мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворённость от учебной работы, положительное отношение к профессии повара-кондитера..

Система работы учащихся:

1. Учащиеся были организованы и активны во время урока 2. Учащиеся очень хорошо относятся к предмету.3. Усвоили основные понятия, умело и творчески использовали полученные знания

Общие результаты урока:

1. План урока выполнен. 2. На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи урока 3. Урок был эффективный. 4. Атмосфера на уроке была дружеская, творческая; 5. Цель урока достигнута.

© 2010-2022