Календарно-тематическое планирование по картонажно-переплётному делу

Пояснительная записка. В основу программы положена «Программа 5-9 классов специальной коррекционной школы 8 вида». Сборн.М-2 гуман.изд.центр Владос – 2000 г. и программа  по картонажно – переплетному делу, составленная на основе «Экспериментальной программы по картонажно-переплетному делу для учащихся 10 класса», разработанной и утвержденной в ГБ(С)КОУ школы- интернат №71 г.о. Самара на 2013-2014 учебный год. При разработке программы руководствовались следующими нормативными документами: 1.        Закон Российской Федерации «Об образовании» №273  - ФЗ 2.        Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 05.03.2004 г. № 1089).                                                                                                Программа  картонажно–переплетного   дела предназначена для обучения  учащихся с легкой УО (10 класс), профессионально ориентирована и дает профессиональную подготовку по специальности «картонажник – переплетчик».       Программа адаптирована для учащихся с умственной отсталостью.  Группа состоит из 4 человек. Она разделена на 2 подгруппы: I подгруппа: 2 человека – с легкой УО     II подгруппа: 2 человека – с умеренной УО.                                                                                                         Программа вписывается в концепцию развития образования умственно-отсталых  учащихся, т.к. обучение по этой программе способствует  адаптации  их к новым социально-экономическим условиям.                           Программа  позволит  учащимся  приобрести обще-трудовые  и специальные знания, умения и навыки по выполнению  производственных заданий в переплетно-брошюровочных цехах и  в картонажном производстве, позволит обучающимся приобрести знания о трудовом законодательстве в современном обществе, о соблюдении норм безопасного труда и правил  ТБ.                                                                                                                                                Значимость программы состоит в том, что в процессе ее реализации происходит формирование у обучающихся умений самостоятельно трудиться.     Программа  использует сочетание   различных учебных методик ·                       Самостоятельные работы для развития мыслительных операций. ·                       Индивидуальные занятия для формирования творческого подхода к работе. ·                       Практические занятия для формирования устойчивых навыков трудолюбия. ·                       Контрольные работы. Осуществляется   межпредметная связь: - русский язык; - математика; - ОКГ.                                                                                                          Цель программы – развитие активной жизненной позиции учащихся, используя практическую направленность обучения и опираясь на чувство коллективизма. В процессе обучения осуществляется нравственное, трудовое и эстетическое  воспитание учащихся.                                                                                    Воспитание ответственного отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. Задача  программы  (на 1 четв.)  Научить ручным и производственным процессам в переплетно-картонажном деле, руководствуясь принципом последовательности. Учащиеся с легкой  УО  научатся: 1.Научить пользоваться технологической документацией( читать чертежи и работать по ним). 2.Выработать осознанные достаточно прочные  профессиональные приемы работы с материалом. 3.Отрабатывать приемы контроля, позволяющие следить за правильностью выполненных операций. 4.Развивать общие трудовые умения и навыки учащихся. Учащиеся с  умеренной  УО  научатся: 1.Выработать у учащихся более четкое понимание производственной терминологии. 2. Планировать свою работу. 3. Элементарному расчету кроя материалов. 4.Выработать навыки  обращения с инструментами и станками.     Должны знать и уметь Учащиеся с легкой  УО. 1.Анализировать образец изделия и ориентироваться по нему в ходе практической работы. 2.Планировать свою работу. 3.Выполнять инструкции (письменные и устные). Учащиеся с  умеренной  УО  1.Ориентироваться по чертежу (умение  читать чертеж). 2.Уметь определять вид переплета, материала. 3.Уметь пользоваться  основными видами переплетных инструментов. Учебники:    Азбука переплета, Васенков – М., 2004 г.            Тетрадь рабочая, М., 2004 г.            Переплетное дело, Баландин            Ручной переплет, И.В. Павлов            Рождение книги, Дьяченко            Технология перепл. брошюр. проц., Трубников Используемая литература: 1.     Закон Российской Федерации «Об образовании» №273  - ФЗ 2.     «Программа 5-9 классов специальной коррекционной школы 8 вида». Сборн.М-2 гуман.изд.центр Владос – 2000 г. 3.     Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 05.03.2004 г. № 1089).                                                                                               4.     «Экспериментальная программа по картонажно-переплетному делу для учащихся 10 класса», разработанная и утвержденная в ГБ(С)КОУ школы- интернат №71 г.о. Самара на 2013-2014 учебный год.
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

п/п

Изучаемый вопрос

Знания необходимые для усвоения и ознакомления

Навыки, выработанные на практических занятиях

I

II

I

II


Значение книги в нашей жизни

История книги

История переплета и книги

Папирус и пергамент

Получение бумаги

История получения бумаги

правильно определять вид бумаги

Умение правильно определять вид бумаги

Книга и ее детали

Требования к разбору книги по ее составным частям

правильно разобрать книгу по тетрадям


Виды бумаги, виды шитья, инструменты для работы

По таблице определить вид шитья, найти инструменты по рисунку

Умение правильно разобрать книгу по тетрадям


Снятие переплета

Инструменты для снятия переплета, составные части переплета

Вспомогательные инструменты для работы

Работа с ножом, т.б.р. с ножом

Записать ПТБ работы с ножом

Умение точно, аккуратно разбирать по тетрадям

Значение сигнатуры, сигнатура

Блок, его состав, части, значение помет

Блок ,где ставится и для чего

Корешковые пометы, их значение

Найти и отметить их

Привитие навыков работать точно, правильно, аккуратно


Форзац, его значение

Виды форзацев, дополнительные элементы

определить вид форзаца для его соединения с блоком


Форзацная бумага, чем отличается от другого вида

Форзацная бумага, долевая нить, показать

Уметь определить вид форзаца для его соединения с блоком


Получение бумаги, свойства и применение

Из чего получают бумагу

Что исторически ценно для потомков


Ель и сосна, ЦБК краткие сведения из истории бумаги

Сорта бумаги, изготовленные на основе водорослей, соломы ,хлопка

, как получали бумагу в древности

Знать из чего получают бумагу

Что исторически ценно для потомков


Подготовка листов для блока. Расчет и раскрой


Умение работать с чертежом, правила разметки


Работа для разметки по шаблону

Правила контроля за выполнением операций

Навыки обращения с инструментами

Умение работать с чертежом, правила разметки


Разметка корешка для шитья

Шитье в тетрадку на слезурке , правила оформления чертежа

Прочитать правила, устно разобрать вид шитья, сшить две тетради в блок

Виды шитья (клеевое и в тетрадку)

Разобрать на образцах

Умения и навыки работать с кистью и клеем, правила оформления чертежа

Разметка форзаца, виды форзацев

Изготовление накидных форзацев

Сколько видов форзацев, двойные и одинарные, изготовление одинарного форзаца


В каких изделиях применяется каждый вид форзацев,

Посмотреть все изделия и найти каждый вид,

Умение работать с линейкой, правила разметки


Элементы книги

Название деталей книги и переплета

Умение правильно определить название деталей на книге

Первые книги в Европе и России, печатный станок

16 век Москва Иван Федоров и его печатный станок

Умение правильно определить название деталей на книге

Сталкивание блока, разметка блока

Понятие и брошюра изготовление блока для брошюры

Изготовление блока по шаблону с линейкой, навыки работы с чертежами


Отличие брошюры от книги

До 48 страниц брошюра, а далее книга

Умение работать с линейкой, навыки работы с чертежами


Разметка и расчет для обрезки, обрезка

Факторы влияющие на точность обрезки.

Знакомство с механической обрезкой

Основные правила при раскрое. Назна-чение основных производствен-ных станков

Бумагорезальная машине ,настольный резальный станок

Принцип работы их и техника безопасной работы на них

Умение определить по чертежу, его размеры, сделать образец


Расчет сторонок для переплета

Определить размер сторонок по толщине и ширине блока

Измерить высоту и ширину корешка

Переплетная крышка, ее внешний вид

Для чего нужна переплетная крышка

Умение по блоку определить размеры переплета, основные элементы чертежа


Прикрепление форзаца к слезурке и просушка

Прессы их виды и назначение

Для чего сушим изделие, какие прессы у нас есть

Назначение форзаца (одно-цветные, тематические, декоративные)

Чем служит в книге форзац, найти в книгах названые форзацы

Умение правильно выполнять эскиз по образцу изделия

шитье в край (пропилы)

Шитье блока на сшивальном станке

Шитье блока на кромке верстака

Принцип работы на сшивальном станке, знать последователь-ность операций

Записать последователь -ность работы, определить вид инструмента, используемого для работы,

Уметь определить вид инструмента, используемого для работы, построение чертежа

Виды оформления книги

Разные виды оформления книги: на корешке и лицевой стороне

Выполнение аппликацион-ного рисунка

Оформление крышки и корешка до начала книгопечатания

Различные ткани, кожа животных для оформления книг

Отделка переплетных крышек

Способы отделки переплетной крышки , общие сведения

Простейший способ - штриховка с помощью кос-точки или фигурных штриховок

Выполнение тиснением, инкрустацией, вышивкой, резьбой по дереву.

Позолотный пресс и фольга для тиснения, аппликация.

Уметь определить вид брака до оформления изделия

Изделия в обложке и переплете

Понятие о брошюровочно-переплетном процессе

Отобрать изделия в обложке и переплете

Способы шитья, чем отличаются эти изделия, изготовление переплета и обложки

По образцу изготовить мягкую обложку и цельнотканевый переплет ,

Виды и назначение футляров


Разделение их по конструкции, оформлению, назначению, по виду материала, по способу скрепления

Знать виды футляров, составные части футляра

Подбор материалов для изготовления футляра для картин и наглядных пособий


Материалы, необходимые для изготовления футляра для альбомов


Уметь находить отличия коробки от футляра


Разметка развертки футляра

Разметить детали футляра. Способы соединения деталей

Рассчитать и разместить детали шаблона на картоне по образцу

Материалы для работы: вид картона, технической ткани, виды бумаги, клей

Цветная бумага, коробочный картон, коленкор, клей ПВА

Умение работать с линейкой, карандаш, основные чертежные инструменты


Раскрой развертки и оклейки футляра

Т.б.р. с ножницами раскроить тканевые полосы для окантовки кромок

Выкроить и поместить детали на столе в порядке соединения

Составление технологической карты изготовления футляра

Вписать в таблицу технологической карты пункты с доски

Умение работать с инструментами, контрольные измерительные инструменты


Соединение боковых сторон полосами бумаги

Плотная и равномерная окантовка кромок футляра, правильная заправка углов

Скрепление стенки и дна футляра склеенными полосами

Окантовка кромок футляра плотная и равномерная

Долевая нить способствует прочности соединения деталей изделия

Умение правильно оформлять углы одной полосой


Оклейка боковых сторон цветной бумагой

Оклеить футляр заготовками для оклейки из цветной бумаги


Выклеить футляр цельбумажной обложкой изнутри


Правильное размещение оклейки с отступами от краев

Заготовка из покровного материала прочно прилегает к стенкам изделия, придавая аккуратный вид

Умение выполнить расчет кроя деталей для оклейки

Расчет выклейки изнутри футляра

Выклеить футляр изнутри заготовками из бумаги

Соединить две стороны полосой и оклеить цельнобумажной обложкой сверху

Основные технологические операции картонажных работ


Что означает слово «операция» и как правильно выполнять техно-логические операции


Умение выполнить расчет и выклейку с точностью 0,5 см

Оформление изделия, просушка

Способы просушки Футляры могут быть оформлены тиснением, печатью по картону

Оформление футляра небольшой аппликацией. Просушка на столе


Отличие коробки от футляра и для чего они нужны




Футляры для книг, футляры-кассеты с кантом, цельнокартонный футляр, сшитый проволокой без оклейки



Расчет и раскрой листов для записной книжки

Расчет, раскрой и фальцовка листов в тетради. Виды фальцовки.

выполнить раскрой с шаблоном перпендикуляр-ную фальцовку в два сгиба

Записная книжка, ее виды и назначение

Записная книжка с алфавитом и без него

Уметь работать с угольником, линейкой, циркулем


Разметка и шитье блока в тетрадку

Виды шитья

Выполнение т.б.р. при выполнении шитья блока

Чем отличается вид шитья от шитья в край или прокол



Шитье блока нитками на кромке стола на марле


Сшиваем две тетради на приклейной марле

Значение корешка прошитого разными видами шитья, правила оформления чертежа

Обрезка блока

Т.Б.Р. с режущим, колющим инструментами, правила резки


Выполнение обрезки на ручном станке


Пресс настольный для обрезки изделия и шитья двух винтовой, виды прессов

Пресс настольный для отрезки и четырех винтовой для обжима и просушки изделий

Умение правильно выбрать нужный вид шитья

Разметка и раскрой деталей для переплет -ной крышки

Составление технологической карты изготовления переплета

Переписать в технологическую карту план выполнения

Составной переплет :две картонные сторонки, отстав, шпация и ткань для крышки

Цельнотканевый переплет: полоса ткани , шаблон шпации

Практическая работа т. Б. р. с ножом

Изготовление переплета № 6 для готового блока

Работа по технологической карте наклеивание сторонок, отстава на переплетную ткань

Наклеивание на ткань в середине листа отстав для корешка

Основные правила раскроя картона с учетом типа переплета.


Основные правила, соблюдаемые при раскрое

Умение читать чертеж и его оформление

31


Оклейка, переплет и вставка блока в переплетную крышку

Технология обрезки углов, оклейка сторонок, вставка блока и требование к прессованию

Вставка блока в мягкий цельнотканевый переплет. Устройство обжимного проесса

Проверка качества работы: правильная форма изделия, блок сшит прочно, свободное открытие крышки

Переплетные ткани, виды картона и клея, применяемые в работе. От чего зависит плохое открытие крышки

Уметь определить вид картона, бумаги, ткани

Знать из чего их получают и долевую нить

32


Раскрой листов для общей тетради

Комплектовка блока подборкой и шитье блока в прокол

Расчет листов и проверка по шаблону клеевой способ соединения листов в блок

Назначение процесса скрепления блока, скрепление поблочное и потетрадное

В иды шитья и бесшвейное соединение блока

33


Сборка блока с переплетом

Назначение переплетной крышки, характеристика переплетных крышек по типам

Технология крытья вручную, способа его скрепления

Основные элементы сложных переплетных крышек и их назначение

Материалы, применяемые для изготовления крышек и требования к ним.

Уметь правильно определить название и назначение клея, элементы переплетных крышек

34


Переплет однотетрадной книги самост. работа

Работа по чертежу и образцу

Работа по шаблону и образцу


Готовый переплет

35


Выклейка форзаца самост. работа

Работа по чертежу и образцу

Работа по шаблону и образцу


Выклеенный изнутри переплет

36


Анализ самостоят. работы








© 2010-2022