- Преподавателю
- Технология
- Использование элементов развивающих технологий на уроках спецтехнологии
Использование элементов развивающих технологий на уроках спецтехнологии
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Константинова Л.И. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Использование элементов развивающих технологий
на уроках спецтехнологии».
В условиях рыночной экономики предприятиям необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу.
В связи с этим возрастает значение использования в учебном процессе форм и методов деятельности обучаемых, позволяющих формировать творческое профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний.
Достижение этих целей в учебно-воспитательном процессе помогает использование проблемно - развивающих технологий.
К методам проблемно-развивающего обучения относятся:
- монологический
- показательный
- диалогический
- эвристический
- исследовательский
- алгоритмический
- программированный.
Как правило, на уроке преподавателю необходимо применять два-три метода в их сочетании. Применение оптимального сочетания методов зависит от содержания учебного материала, целей усвоения, индивидуальных особенностей обучающихся, готовность преподавателя к применению методов, от наличия дидактических материалов и т.д.
Содержание методов проблемно-развивающего обучения приведены в таблице:
№ п/п
Метод
Характеристика
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Уровень познавательной самостоятельности
Уровень проблемности
1
2
3
4
5
6
7
1
Монологический
Изложение учебного материала с созданием проблемных ситуаций и разрешением их самим преподавателем
- объяснение учебного материала с демонстрацией наглядных образцов;
- создание проблемных ситуаций и разрешение их;
- наблюдение, слушание, запоминание;
- мысленное участие в решении учебных проблем;
Репродуктивный
Низкий
2
Показательный
Изложение учебного материала с созданием проблемных ситуаций и разрешением их самим преподавателем
- объяснение приёмов запоминания и выполнения упражнений;
- показ образца действий или суждений;
- контроль и оценка знаний и умений по качеству воспроизведения
- выполнение действий по образцу
Репродуктивный
Низкий
3
Диалогический
Организация диалога с учащимися при изучении нового материала и новых способов действий
- создание проблемных ситуаций;
- привлечение учащихся к формулировке учебных проблем, к выдвижению гипотез и их доказательству;
- контроль и оценка знаний и умений по характеру участи в решении проблем
- активное участие в решении учебных проблем;
- формулировка проблем, выдвижение гипотез и возможное решение проблем
Продуктивный
Средний
4
Эвристический
Сочетание изложения учебного материала с самостоятельной деятельностью учащихся по решению учебных проблем
- организация эвристической беседы: постановка основной проблемы, деление её на подпроблемы, организация поисковой деятельности учащихся;
- контроль и оценка за умения применять знания, за выдвижение и обоснование гипотез, за доказательства
- участие в формулировке основной проблемы, в делении её на подпроблемы;
- поиск путей решения проблем;
- выдвижение и обоснование гипотез;
- решение проблем
Продуктивный
Высокий
5
Исследовательский
Организация творческой самостоятельной деятельности учащихся по решению учебных проблем
- постановка проблемы и побуждение учащихся к самостоятельному её решению;
- выдача задания на самостоятельное творческое решение проблем;
- указание источников поиска информации, способов её систематизации и, в общих чертах, путей поисковой деятельности
- активная творческая самостоятельная работа по поиску путей решения проблем, по сбору информации;
- решение проблем
Продуктивный
Самый высокий
6
Алгоритимический
Организация практической деятельности учащихся по выполнению задания по алгоритмам
- разработка дидактического материала по организации деятельности учащихся (образцов заданий, алгоритмов);
- выдача задания;
- проведение инструктажа по выполнению задания;
- показ образца выполнения задания;
- контроль и оценка по результатам деятельности
- восприятие инструктажа по выполнению задания;
- усвоение алгоритма и образца действий;
- выполнение задания
Продуктивный
Средний
7
Программированный
Организация пошагового усвоения информации учащимися
- разбивка учебного материала на компоненты: блоки информации, шаги;
- составление вопросов программированного контроля усвоения блоков информации (необходимое количество правильных и неправильных ответов);
- проведение инструктажа по усвоению учебного материала;
- выдача задания на усвоение учебного материала;
- контроль и оценка по качеству ответов на вопросы программированного контроля и скорости усвоения всего объёма информации.
- восприятие инструктажа по усвоению учебного материала;
- усвоение блоков информации с программированным самоконтролем знаний.
Продуктивный
Средний
Из анализа таблицы следует, что для изучения нового материала целесообразно применять монологический и диалогический методы.
Монологический метод применяется, когда новый материал незнаком для обучающихся и преподаватель по ходу объяснения ставит проблемные вопросы и сам же отвечает на них.
Диалогический метод базируется на заранее знакомые, известные знания обучающихся. Например, по теме «Трансформатор» необходимо знание из физики - «индуктивность», «магнетизм». Эти явления изучены ещё в школе.
При показательном методе изложение нового материала базируется на создании проблемных ситуаций, которые раскрываются посредством показа решения проблемы и объяснения путей их решения в практике.
Эвристический и исследовательский методы применяются, когда обучающиеся могут самостоятельно находить пути решения проблем или знакомы из предыдущих занятий.
Алгоритмический и программированный методы связаны в основном с непосредственной практической деятельностью обучающихся.
Развивающие методы обучения позволяют формировать у обучаемых:
1. Способность самостоятельного решения проблемы, что означает:
- навыки анализа информации и определения проблемы;
- умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
- умение планировать конкретные действия;
- способность к дискуссиям, переговорам, аргументировано убеждать.
2. Углубление и расширение своих знаний с целью саморазвития, самосовершенствования, т.е. личностного роста:
- расширение связей с окружающим миром;
- умение формировать и отстаивать своё мнение;
- повышение возможностей развития других качеств личности, её разносторонней активности.
Литература
1. Мальцева И.Г. Внедрение современных образовательных технологий, Журнал «Специалист» 1/2009 стр. 19.
2. Дроздова Г.В. Современные технологии образования, Журнал «СПО» 9/2007.
3. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технологические средства обучения и методика их использования, М: Академия, 2001 - 256 стр.
4. Под редакцией Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, М: Академия, 2003.