Использование элементов развивающих технологий на уроках спецтехнологии

В условиях рыночной экономики предприятиям необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу.    В связи с этим возрастает значение использования в учебном процессе форм и методов деятельности обучаемых, позволяющих формировать творческое профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний.Достижение этих целей в учебно-воспитательном процессе помогает использование пробл...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование элементов развивающих технологий
на уроках спецтехнологии».

В условиях рыночной экономики предприятиям необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу.

В связи с этим возрастает значение использования в учебном процессе форм и методов деятельности обучаемых, позволяющих формировать творческое профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний.

Достижение этих целей в учебно-воспитательном процессе помогает использование проблемно - развивающих технологий.

К методам проблемно-развивающего обучения относятся:

- монологический

- показательный

- диалогический

- эвристический

- исследовательский

- алгоритмический

- программированный.

Как правило, на уроке преподавателю необходимо применять два-три метода в их сочетании. Применение оптимального сочетания методов зависит от содержания учебного материала, целей усвоения, индивидуальных особенностей обучающихся, готовность преподавателя к применению методов, от наличия дидактических материалов и т.д.

Содержание методов проблемно-развивающего обучения приведены в таблице:



№ п/п

Метод

Характеристика

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Уровень познавательной самостоятельности

Уровень проблемности

1

2

3

4

5

6

7

1

Монологический

Изложение учебного материала с созданием проблемных ситуаций и разрешением их самим преподавателем




- объяснение учебного материала с демонстрацией наглядных образцов;

- создание проблемных ситуаций и разрешение их;



- наблюдение, слушание, запоминание;




- мысленное участие в решении учебных проблем;




Репродуктивный




Низкий

2

Показательный

Изложение учебного материала с созданием проблемных ситуаций и разрешением их самим преподавателем

- объяснение приёмов запоминания и выполнения упражнений;

- показ образца действий или суждений;

- контроль и оценка знаний и умений по качеству воспроизведения

- выполнение действий по образцу

Репродуктивный

Низкий

3

Диалогический


Организация диалога с учащимися при изучении нового материала и новых способов действий


- создание проблемных ситуаций;

- привлечение учащихся к формулировке учебных проблем, к выдвижению гипотез и их доказательству;

- контроль и оценка знаний и умений по характеру участи в решении проблем


- активное участие в решении учебных проблем;


- формулировка проблем, выдвижение гипотез и возможное решение проблем


Продуктивный


Средний

4

Эвристический


Сочетание изложения учебного материала с самостоятельной деятельностью учащихся по решению учебных проблем


- организация эвристической беседы: постановка основной проблемы, деление её на подпроблемы, организация поисковой деятельности учащихся;

- контроль и оценка за умения применять знания, за выдвижение и обоснование гипотез, за доказательства


- участие в формулировке основной проблемы, в делении её на подпроблемы;

- поиск путей решения проблем;

- выдвижение и обоснование гипотез;

- решение проблем


Продуктивный


Высокий

5

Исследовательский


Организация творческой самостоятельной деятельности учащихся по решению учебных проблем


- постановка проблемы и побуждение учащихся к самостоятельному её решению;

- выдача задания на самостоятельное творческое решение проблем;

- указание источников поиска информации, способов её систематизации и, в общих чертах, путей поисковой деятельности


- активная творческая самостоятельная работа по поиску путей решения проблем, по сбору информации;


- решение проблем


Продуктивный


Самый высокий

6

Алгоритимический


Организация практической деятельности учащихся по выполнению задания по алгоритмам


- разработка дидактического материала по организации деятельности учащихся (образцов заданий, алгоритмов);

- выдача задания;

- проведение инструктажа по выполнению задания;

- показ образца выполнения задания;

- контроль и оценка по результатам деятельности


- восприятие инструктажа по выполнению задания;


- усвоение алгоритма и образца действий;


- выполнение задания


Продуктивный


Средний

7

Программированный


Организация пошагового усвоения информации учащимися


- разбивка учебного материала на компоненты: блоки информации, шаги;

- составление вопросов программированного контроля усвоения блоков информации (необходимое количество правильных и неправильных ответов);

- проведение инструктажа по усвоению учебного материала;

- выдача задания на усвоение учебного материала;

- контроль и оценка по качеству ответов на вопросы программированного контроля и скорости усвоения всего объёма информации.


- восприятие инструктажа по усвоению учебного материала;


- усвоение блоков информации с программированным самоконтролем знаний.


Продуктивный


Средний




Из анализа таблицы следует, что для изучения нового материала целесообразно применять монологический и диалогический методы.

Монологический метод применяется, когда новый материал незнаком для обучающихся и преподаватель по ходу объяснения ставит проблемные вопросы и сам же отвечает на них.

Диалогический метод базируется на заранее знакомые, известные знания обучающихся. Например, по теме «Трансформатор» необходимо знание из физики - «индуктивность», «магнетизм». Эти явления изучены ещё в школе.

При показательном методе изложение нового материала базируется на создании проблемных ситуаций, которые раскрываются посредством показа решения проблемы и объяснения путей их решения в практике.

Эвристический и исследовательский методы применяются, когда обучающиеся могут самостоятельно находить пути решения проблем или знакомы из предыдущих занятий.

Алгоритмический и программированный методы связаны в основном с непосредственной практической деятельностью обучающихся.

Развивающие методы обучения позволяют формировать у обучаемых:

1. Способность самостоятельного решения проблемы, что означает:

- навыки анализа информации и определения проблемы;

- умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;

- умение планировать конкретные действия;

- способность к дискуссиям, переговорам, аргументировано убеждать.

2. Углубление и расширение своих знаний с целью саморазвития, самосовершенствования, т.е. личностного роста:

- расширение связей с окружающим миром;

- умение формировать и отстаивать своё мнение;

- повышение возможностей развития других качеств личности, её разносторонней активности.


Литература


1. Мальцева И.Г. Внедрение современных образовательных технологий, Журнал «Специалист» 1/2009 стр. 19.

2. Дроздова Г.В. Современные технологии образования, Журнал «СПО» 9/2007.

3. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технологические средства обучения и методика их использования, М: Академия, 2001 - 256 стр.

4. Под редакцией Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, М: Академия, 2003.

© 2010-2022