Программа кружка по декоративно-прикладному искусству для начальной школы по ФГОС

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Народное творчество - одна из наиболее ярких страниц в культуре России.

Декоративно-прикладное искусство способствует формированию и развитию

художественного вкуса, творческой активности, пробуждает национальное сознание.

Значение традиций в народном искусстве, их роль в становлении художественных и

технологических приемов в передаче мастерства от поколения к поколению трудно

переоценить.

Все дальше от нас то время, когда возникали и процветали крестьянские народные

ремесла, все меньше становится истинно народных памятников старины.

Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания

народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести

свободное время.

Творческий характер ручной работы - изучение и освоение традиций и

импровизация на этой основе. Возможности импровизации и варьирования в народном

искусстве позволяют придать неповторимость каждой работе.

Развивая умение претворять в жизнь результаты своего труда, дети проявляют свою

независимость и свободу самовыражения, которая с возрастом развивается все больше.

Пояснительная записка

Программа разработана в рамках реализации ФГОС начального общего

образования. Программа «Роспись по дереву» общекультурного направления. Рассчитана

для детей 7-10 лет. Срок реализации - 1год.

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

06.10.2009 № 373)

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России;

Программа «Роспись по дереву» направлена на организацию деятельности учащихся

по созданию изделий народного творчества и развитию художественного вкуса. Раннее приобщение детей к народному искусству, к овладению его приемами не означает, что все воспитанники будут работать в системе художественных промыслов. Изучая декоративно-прикладное искусство (роспись по дереву) в объединении, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают красивые полезные изделия.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что изобразительная

деятельность обладает широким спектром воздействия на развитие ребёнка, наиболее

ярко раскрывает все его универсальные способности. Роспись по дереву развивает

мышление, умение наблюдать, запоминать и способствует становлению гармонически

развитой личности.

Программа направлена на то, чтобы каждый ребёнок, независимо от своих

способностей, мог почувствовать себя юным художником, мастером народного промысла.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

- целью современного образования, которая заключается в развитии и воспитании

личности ребенка;

- особенностью современной ситуации, обращение к народным промыслам (северные

росписи по дереву) способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка;

- необходимостью приобщения детей к истокам русской культуры и духовным традициям

родного края.

Цель программы: формирование основ эстетической культуры в процессе приобщения младшего школьника к декоративно-прикладному искусству (роспись по дереву).

Задачи программы:

1. Образовательные:

- дать знания по истории возникновения и развития искусства художественной

росписи по дереву;

- научить техническим приемам, изучить особенности орнамента, цветового

сочетания, композиционного построения различных видов росписи;

- применять полученные знания, умения и навыки на практике.

2. Развивающие:

- развивать эстетический вкус, чувство прекрасного;

- развивать творческий подход к работе;

- развивать коммуникативные способности.

3. Воспитательные:

- способствовать нравственно-эстетическому воспитанию;

- воспитывать уважение к народным традициям;

- воспитывать доброжелательность, трудолюбие, усидчивость, аккуратность,

бережливость.

Основные принципы, заложенные в основу работы росписи по дереву.

Принцип творчества (программа заключает в себе возможности для развития творческих способностей детей);

Принцип научности (детям сообщаются знания о народном творчестве нашего края,

севера и области, история возникновения росписи)

Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя

миновать предыдущий);

Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов

изображения, разнообразие материала);

Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

Принцип сотрудничества

Условия реализации программы

Данная программа рассчитана для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Продолжительность

3 класс - 35 часов

Ожидаемые результаты

У учащихся будут сформированы предметные, личностные, познавательные,

коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).

Предметные УУД:

формирование первоначальных представлений о роли декоративной росписи по дереву в жизни человека;

формирование основ художественной культуры, потребности в художественном

творчестве и в общении с искусством;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в художественной

деятельности (роспись по дереву);

развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного

художественного образа.

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на

восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

духовно-нравственное развитие;

умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в

соответствии с ней;

способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

адекватное использование коммуникативных (речевых) средства для решения различных коммуникативных задач;

овладение диалогической формой коммуникации;

умение задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

умение адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

В результате занятий у учащихся должны быть развиты такие качества личности,

как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.



Учебно-тематический план

п/п Тема

Количество

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

1

2

История возникновения городецкой росписи

1

3

Элементы росписи, обработка приемов росписи

1

4

Элементы росписи. Украешки и рамки

2

5

Элементы росписи. Ромашка

2

6

Элементы росписи. Розан

2

7

Работа над панно «Ваза с цветами»

2

8

Элементы росписи Листьев и кустиков

2

9

Составление композиции из ранее изученных элементов

2

10

Элементы росписи Купавка

1

11

Элементы росписи. Бутон

1

12

Композиция из ранее изученных элементов

2

13

Городецкая роза

1

14

Городецкий фазан

2

15

Композиция из ранее изученных элементов

2

16

Волшебные птицы Городца

2

17

Конь вороной

2

18

Обработка доски для росписи

1

19

Работа над композицией

5

20

Выставка работ

1

35

По окончанию курса должны будут

знать:

- историю и особенности городецкой росписи;

- цветовую гамму характерную для данной росписи;

- значение символов;

- материалы и инструменты, применяемые в росписи;

- технологию выполнения росписи;

- технику безопасности: до начала работы, во время работы, после окончания

работы;

- как организовать рабочее место;

- как пользоваться наглядными материалами;

уметь:

- организовать рабочее место;

- правильно использовать цветовую гамму;

- пользоваться материалами и инструментами;

- использовать полученные знания на практике.

Литература

«Городецкая роспись» Ю.Г. Дорожин

Супрун Л.Я. "Городецкая роспись".

Величко Н "Роспись по дереву"

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма учебного занятия

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

1

Теоретическое занятие



2

История возникновения городецкой росписи

1

Теоретическое занятие



3

Элементы росписи, обработка приемов росписи

1

практическое занятие




4

Элементы росписи. Украешки и рамки

2

практическое занятие




5

Элементы росписи. Ромашка

2

практическое занятие




6

Элементы росписи. Розан

2

практическое занятие




7

Работа над панно «Ваза с цветами»

2

практическое занятие




8

Элементы росписи Листьев и кустиков

2

Теоретическое,

практическое занятие



9

Составление композиции из ранее изученных элементов

2

практическое занятие




10

Элементы росписи Купавка

1

Теоретическое,

практическое занятие



11

Элементы росписи. Бутон

1

Теоретическое,

практическое занятие



12

Композиция из ранее изученных элементов

2

Теоретическое,

практическое занятие



13

Городецкая роза

1




14

Городецкий фазан

2

Теоретическое,

практическое занятие



15

Композиция из ранее изученных элементов

2

практическое занятие




16

Волшебные птицы Городца

2

Теоретическое,

практическое занятие



17

Конь вороной

2

практическое занятие



18

Обработка доски для росписи

1

практическое занятие



19

Работа над композицией

5

практическое занятие




20

Выставка работ

1






35






© 2010-2022