- Преподавателю
- Технология
- Программа кружка по декоративно-прикладному искусству для начальной школы по ФГОС
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству для начальной школы по ФГОС
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малофеева А.Н. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Введение
Народное творчество - одна из наиболее ярких страниц в культуре России.
Декоративно-прикладное искусство способствует формированию и развитию
художественного вкуса, творческой активности, пробуждает национальное сознание.
Значение традиций в народном искусстве, их роль в становлении художественных и
технологических приемов в передаче мастерства от поколения к поколению трудно
переоценить.
Все дальше от нас то время, когда возникали и процветали крестьянские народные
ремесла, все меньше становится истинно народных памятников старины.
Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания
народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести
свободное время.
Творческий характер ручной работы - изучение и освоение традиций и
импровизация на этой основе. Возможности импровизации и варьирования в народном
искусстве позволяют придать неповторимость каждой работе.
Развивая умение претворять в жизнь результаты своего труда, дети проявляют свою
независимость и свободу самовыражения, которая с возрастом развивается все больше.
Пояснительная записка
Программа разработана в рамках реализации ФГОС начального общего
образования. Программа «Роспись по дереву» общекультурного направления. Рассчитана
для детей 7-10 лет. Срок реализации - 1год.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
Программа «Роспись по дереву» направлена на организацию деятельности учащихся
по созданию изделий народного творчества и развитию художественного вкуса. Раннее приобщение детей к народному искусству, к овладению его приемами не означает, что все воспитанники будут работать в системе художественных промыслов. Изучая декоративно-прикладное искусство (роспись по дереву) в объединении, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают красивые полезные изделия.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что изобразительная
деятельность обладает широким спектром воздействия на развитие ребёнка, наиболее
ярко раскрывает все его универсальные способности. Роспись по дереву развивает
мышление, умение наблюдать, запоминать и способствует становлению гармонически
развитой личности.
Программа направлена на то, чтобы каждый ребёнок, независимо от своих
способностей, мог почувствовать себя юным художником, мастером народного промысла.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- целью современного образования, которая заключается в развитии и воспитании
личности ребенка;
- особенностью современной ситуации, обращение к народным промыслам (северные
росписи по дереву) способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка;
- необходимостью приобщения детей к истокам русской культуры и духовным традициям
родного края.
Цель программы: формирование основ эстетической культуры в процессе приобщения младшего школьника к декоративно-прикладному искусству (роспись по дереву).
Задачи программы:
1. Образовательные:
- дать знания по истории возникновения и развития искусства художественной
росписи по дереву;
- научить техническим приемам, изучить особенности орнамента, цветового
сочетания, композиционного построения различных видов росписи;
- применять полученные знания, умения и навыки на практике.
2. Развивающие:
- развивать эстетический вкус, чувство прекрасного;
- развивать творческий подход к работе;
- развивать коммуникативные способности.
3. Воспитательные:
- способствовать нравственно-эстетическому воспитанию;
- воспитывать уважение к народным традициям;
- воспитывать доброжелательность, трудолюбие, усидчивость, аккуратность,
бережливость.
Основные принципы, заложенные в основу работы росписи по дереву.
Принцип творчества (программа заключает в себе возможности для развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о народном творчестве нашего края,
севера и области, история возникновения росписи)
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя
миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов
изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества
Условия реализации программы
Данная программа рассчитана для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Продолжительность
3 класс - 35 часов
Ожидаемые результаты
У учащихся будут сформированы предметные, личностные, познавательные,
коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
Предметные УУД:
формирование первоначальных представлений о роли декоративной росписи по дереву в жизни человека;
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в художественной
деятельности (роспись по дереву);
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного
художественного образа.
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на
восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
духовно-нравственное развитие;
умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в
соответствии с ней;
способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватное использование коммуникативных (речевых) средства для решения различных коммуникативных задач;
овладение диалогической формой коммуникации;
умение задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
умение адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
В результате занятий у учащихся должны быть развиты такие качества личности,
как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Учебно-тематический план
№
п/п Тема
Количество
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности
1
2
История возникновения городецкой росписи
1
3
Элементы росписи, обработка приемов росписи
1
4
Элементы росписи. Украешки и рамки
2
5
Элементы росписи. Ромашка
2
6
Элементы росписи. Розан
2
7
Работа над панно «Ваза с цветами»
2
8
Элементы росписи Листьев и кустиков
2
9
Составление композиции из ранее изученных элементов
2
10
Элементы росписи Купавка
1
11
Элементы росписи. Бутон
1
12
Композиция из ранее изученных элементов
2
13
Городецкая роза
1
14
Городецкий фазан
2
15
Композиция из ранее изученных элементов
2
16
Волшебные птицы Городца
2
17
Конь вороной
2
18
Обработка доски для росписи
1
19
Работа над композицией
5
20
Выставка работ
1
35
По окончанию курса должны будут
знать:
- историю и особенности городецкой росписи;
- цветовую гамму характерную для данной росписи;
- значение символов;
- материалы и инструменты, применяемые в росписи;
- технологию выполнения росписи;
- технику безопасности: до начала работы, во время работы, после окончания
работы;
- как организовать рабочее место;
- как пользоваться наглядными материалами;
уметь:
- организовать рабочее место;
- правильно использовать цветовую гамму;
- пользоваться материалами и инструментами;
- использовать полученные знания на практике.
Литература
«Городецкая роспись» Ю.Г. Дорожин
Супрун Л.Я. "Городецкая роспись".
Величко Н "Роспись по дереву"
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Форма учебного занятия
Дата
План
Факт
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности
1
Теоретическое занятие
2
История возникновения городецкой росписи
1
Теоретическое занятие
3
Элементы росписи, обработка приемов росписи
1
практическое занятие
4
Элементы росписи. Украешки и рамки
2
практическое занятие
5
Элементы росписи. Ромашка
2
практическое занятие
6
Элементы росписи. Розан
2
практическое занятие
7
Работа над панно «Ваза с цветами»
2
практическое занятие
8
Элементы росписи Листьев и кустиков
2
Теоретическое,
практическое занятие
9
Составление композиции из ранее изученных элементов
2
практическое занятие
10
Элементы росписи Купавка
1
Теоретическое,
практическое занятие
11
Элементы росписи. Бутон
1
Теоретическое,
практическое занятие
12
Композиция из ранее изученных элементов
2
Теоретическое,
практическое занятие
13
Городецкая роза
1
14
Городецкий фазан
2
Теоретическое,
практическое занятие
15
Композиция из ранее изученных элементов
2
практическое занятие
16
Волшебные птицы Городца
2
Теоретическое,
практическое занятие
17
Конь вороной
2
практическое занятие
18
Обработка доски для росписи
1
практическое занятие
19
Работа над композицией
5
практическое занятие
20
Выставка работ
1
35