- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская Самоделника
Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская Самоделника
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Светличный Г.И. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
02.21.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кучеряевская основная общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО
На ШМО
Протокол № 1
от « 26 » августа 2015г.
________ / _______________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Семенютина С.Н.
«_27__» августа__________ 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Кучеряевская ООШ
____________ Солодунова В.В.
Приказ № 61/1__
27августа_____________________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по технологии
«Мастерская Самоделкина»
2015-2016 учебный год
1 час в неделю
Составил учитель
Светличный Геннадий Иванович
(1 квалификационная категория)
2015- 2016 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки программы и внедрения в образовательный процесс.
Основным предназначением кружка «Мастерская Самоделкина» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировозрения.
Данная программа ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, для развития художественно-прикладного творчества.
II. Общая характеристика учебного процесса
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы носит практико-ориентированный характер. При проведении занятий используются беседы, практикумы, интегрированные уроки, работы в группах, деловые игры и т.д. Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются практические работы, выполнение творческих проектов. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, древесины, выполнение графических и расчётных операций, выполнение проектов.
В условиях сельской школы программа по освоению навыков обработки древесины становится жизненно необходимой для школьников.
«Мастерская Самоделкина» имеет четкую практико - ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путем «приобретения навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности». В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно - преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии», данный кружок обеспечивает личностное развитие ученика.
Особенностью «Мастерская Самоделкина» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры, возможность овладения основами ручного и механизированного труда, применять в практической деятельности полученные знания.
Цель: развивать эстетический вкус и интерес к изготовлению изделий своими руками.
Задачи:
• Развивать творческий интерес учащихся, формировать и закреплять на практике политехнические знания, вырабатывать навыки работы с различными инструментами для ручной обработки материала.
• Обеспечить педагогические условия для развития волевых качеств, творческой самореализации, личностного роста школьников.
• Формировать знания о конструкционных материалах, развивать пространственное мышление, логического мышления, обучать навыкам конструирования и моделирования.
• Воспитывать в человеке и развивать понимание прекрасного, творчески самостоятельно действовать и приобщать тем самым к художественным ценностям.
• Посредством вовлечения в коллективно-творческую деятельность воспитывать чувство товарищеского взаимопонимания и взаимовыручки.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Программа «Мастерская Самоделкина» предназначена для детей от 9 до 10 лет. Максимальная простота курса, учёт психо-физиологических особенностей детей позволяет организовывать занятия с подготовительной к школе группе.
Сроки, режим реализации программы
Программа курса рассчитана на 1год обучения. Для погружения в мир правил работы с различными технологиями обработки материалов занятия проводятся 1 часа в неделю в группах не более 10 чел. Группы формируются на основе свободного выбора обучающихся, согласованного с родителями.
Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.
1 этап- 1 год обучения: знакомство с ручной обработкой древесины
Логические связи программы с предметами учебного плана и направлениями внеурочной деятельности
Данная программа логически связана, прежде всего, с общекультурным, духовно-нравственным направлением внеурочной деятельности, с предметами учебного плана «технология», «черчение», «основы духовной культуры народов России».
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Обучение творческому применению осваиваемых знаний позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Развивает:
-
чувства прекрасного и эстетических чувств,
-
способности к организации своей учебной деятельности,
-
самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
-
целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
-
готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается,
-
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
-
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
-
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
-
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
-
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
-
формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
-
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
-
соотнесение целей с возможностями
-
определение временных рамок
-
определение шагов решения задачи
-
видение итогового результата
-
распределение функций между участниками группы
-
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
-
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
-
умение задавать вопросы
-
умение получать помощь
-
умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами
-
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-
умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
-
способность принять другую точку зрения, отличную от своей
-
способность работать в команде;
-
выслушивание собеседника и ведение диалога.
Предметные результаты
-
В познавательной сфере:
-
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
-
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
-
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
-
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
-
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
-
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
-
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
-
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
-
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
-
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
-
В трудовой сфере:
-
планирование технологического процесса и процесса труда;
-
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
-
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
-
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
-
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
-
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
-
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
-
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
-
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
-
выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
-
подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
-
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
-
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
-
документирование результатов труда и проектной деятельности;
-
расчет себестоимости продукта труда;
-
экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
-
В мотивационной сфере:
-
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
-
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
-
согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
-
осознание ответственности за качество результатов труда;
-
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
-
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
-
В эстетической сфере:
-
дизайнерское проектирование технического изделия;
-
моделирование художественного оформления объекта труда;
-
разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
-
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
-
опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
-
формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
-
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
-
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
-
публичная презентация и защита проекта технического изделия;
-
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
-
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
-
В психофизической сфере
-
развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
-
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
-
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
-
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
IV. Содержание учебного предмета
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
2. Столярная обработка древесины .
Древесина как природный материал, пороки древесины. Искусственные пиломатериалы. Выбор материала. Разметка древесины. Планирование работы.
Пиление древесины с помощью ножовки и лучковой пилы. Подготовка заготовок.
Строгание древесины с помощью шерхебеля и рубанка. Отработка приемов строгания. Планирование работ, подготовка заготовок. Соединение деталей на гвоздях и шурупах.
Изготовление изделий: выбор заготовки, разметка, выпиливание.
Изготовление изделий: отделка, художественное оформление (выжигания).Сверление отверстий. Виды сверл. Устройство коловорота, механической дрели.
V. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся
Содержание учебного предмета, курса
Тематическое планирование
Кол-во часов
Характеристика деятельности обучающихся
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
соотнесение целей с возможностями
определение временных рамок
определение шагов решения задачи
видение итогового результата
распределение функций между участниками группы
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение задавать вопросы
умение получать помощь
умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
способность принять другую точку зрения, отличную от своей
способность работать в команде;
выслушивание собеседника и ведение диалога.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
2.Столярная обработка древесины.
Древесина как природный материал, пороки древесины. Искусственные пиломатериалы.
Выбор материала. Разметка древесины. Планирование работы.
Пиление древесины с помощью ножовки . Подготовка заготовок.
Строгание древесины с помощью шерхебеля и рубанка. Отработка приемов строгания.
VI. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1
Набор столярного инструмента
9
2
Выжигатель
1
3
Ручная дрель
1
VII.Тематическое планирование
«Изготовление модели часов».
-
№
Тема занятия
Количество часов
Дата
теория
практика
1
История появления часов.
1
2
Варианты и эскизы часов.
0,5
0,5
3
Выбор материала основания и разметка часов.
0,3
0,7
4
Выпиливание основания часов.
0,3
0,7
5
Выпиливание основания часов.
1
6
Сверление отверстия в центре часов.
0,2
0,8
7
Отделка основания часов.
0,3
0,7
8
Разметка циферблата.
0,2
0,8
9
Выбор материала стрелок и их разметка .
0,2
0,8
10
Выпиливание стрелок часов.
0,1
0,9
11
Выпиливание стрелок часов.
1
12
Отделка стрелок часов.
0.1
0,9
13
Прикрепить стрелки к основанию.
0.1
0,9
14
Отделка модели часов.
0,1
0,9
15
Нанесение рисунка на часы.
1
16
Изготовление крепления часов.
0,1
0,9
17
Выставка и защита часов.
1
Использованная литература.
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.
4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.
6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
12. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993.
13. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.
14. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
15. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
16. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
17. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
18. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
19. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.
20. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.
21. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.