Программа ДО Ступени в мир искусства

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 86 г. Челябинска

РАССМОТРЕНО

НА ЗАСЕДАНИИ ШМО УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ

И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

СОГЛАСОВАНО

ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО УВР

________КАЛИНИНА И.А.

«__»_____________2015г

УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР МБОУ СОШ №86

___________ХЕЙЛИК О.Г.

от «__»_____________2015г

ПРОТОКОЛ № ___

от «__»__________2015г



Программа курса внеурочной деятельности

для учащихся основной школы

«Ступени в мир искусства»

срок реализации программы 3 года

возраст обучающихся 10-13 лет





Разработчик: Кузнецова Екатерина Петровна

педагог дополнительного образования



Челябинск, 2015 год

Структура программы

Раздел 1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3

Раздел 2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности…….……………..4

Раздел 3. Принципы и особенности организации программы внеурочной деятельности….... 9

Раздел 4. Содержание курса внеурочной деятельности….……………………………………..12

Раздел 5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………………………………………………………………………………20

Раздел 6. Планируемые результаты внеурочной деятельности………………………………...25

Раздел 7. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса………………………………………………………………………..28











Раздел 1. Пояснительная записка


Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

1.2. Рабочая программа (далее - Программа) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на примерную или авторскую программу внеурочной деятельности.

1.3. Цель рабочей программы - создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности.

Задачи программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

 умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

 способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

 формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

 воспитание целеустремленности и настойчивости;

 формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

 формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

 формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

1.4. Функции рабочей программы:

 нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

 целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

 определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

 процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

 оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков, выступлений, социальных проектов, круглых столов, конференций, диспутов, поисковых и научных исследований и т.д.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, информационно-познавательную, игровую, спортивную и социальную деятельность.

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся и предназначена для реализации как в отдельно взятых классах, так и в объединенных группах детей на параллелях.

Цель программы - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  1. Развитие духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим.

  2. Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках «себя».

  3. Способствовать личностному становлению учащихся, развитию интеллекта.

  4. Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.

  5. Совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни.

Раздел 2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности

Ведущая идея программы: интеграция различных видов деятельности.

Обратившись к педагогическому опыту и истории, мы увидим, что потребность синтезировать знания появилась очень давно. Сам принцип интеграции дал нам таких учителей Человечества как Сократ, Платон, Аристотель, Леонардо да Винчи, Галилей. Именно их знания в различных видах деятельности и синтез этих знаний позволили им делать свои открытия. Таким образом, генетическими истоками интеграции являются базовые потребности человека в приобретении различных знаний. А сама интеграция - это высшая форма проявления и развития межпредметных связей, которая дает восприятие мира, как единого целостного пространства и развитие творческих способностей.

Программа курса внеурочной деятельности «Ступени в мир искусства» включает в себя четыре направления творческой деятельности: изобразительное искусство, лепка, декоративно-прикладное искусство, декор.

Программа курса внеурочной деятельности для учащихся основной школы «Ступени в мир искусства» арт-студии «Креатив» включает в себя курсы по изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству и лепке из пластических масс.

Основным направлением является изобразительное искусство. Программа «Мастер изображения» рассчитана на 3 года, 48 часов в год. Возраст 10-13 лет

В курсе по изобразительному искусству учащиеся получат знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и

человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Принцип построения программы:

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года - тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
 занятия в свободное время;
 обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
 детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Так же программой предусмотрен курс лепки из пластических масс. Программа «Мастер формы» рассчитана на 3 года, 54 часа в год. Возраст 10-13 лет.

Соленое тесто - один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства и научиться работать с ним. Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки - оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Актуальность: Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Программа способствует развитию практических навыков и освоение народных промыслов, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения. Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающих­ся. В ней отражены условия для индивидуальной работы, а также для раннего личностного и профессионального самоопределения детей.

Цель программы: создание условий для гармоничного развития личности, обучающегося средствами декоративно - прикладного творчества, развитие художественно - творческих умений в области лепки из соленого теста.

Задачи:

Обучающие:

  1. обучить основным приемам и навыкам художественной лепки;

  2. расширить кругозор по декоративно-прикладному искусству;

  3. научить умению создавать индивидуальные и коллективные работы.

Развивающие:

  1. развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;

  2. раскрытие интеллектуальных и творческих способностей ;

  3. развить у обучающихся глазомер, восприятие трехмерной формы, чувство гармонии и красоты;

  4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;

  5. развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства, разным видам глиняной игрушки, к малым скульптурным жанрам;

  2. формировать навыки коллективного общения, умение работать в группе;

  3. воспитывать ответственность при выполнении работ;

  4. соблюдение правил техники безопасности;

  5. активное участие в конкурсах, выставках;

  6. конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером.

Цели и задачи соответствуют целям и задачам основных образовательных программ образовательного учреждения.

Особенностью данной программы является то, что она позволяет развивать индивидуальность обучающегося в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность. Благодаря общению в группе единомышленников, позволяет развивать коммуникативные навыки.

Содержание программы отображает единство учебной и внеурочной деятельности. Связано с такими предметами как: изобразительное искусство, технология. Ребята познакомятся с народным творчеством, композицией. Научатся методике изготовления изделий из соленного теста.

Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: теоретические (беседы); практические занятия (экскурсии); коллективные творческие работы. Итоговые занятия по изученной теме организуются в виде выставок. Основным видом занятий является практический.

Таким образом, в основе программы - реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, интеграция научных знаний и образовательных технологий. При этом социальными партнерами могут быть: школа, родители, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки и т.п.).

Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные - возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

Третье направление программы - декоративно-прикладное искусство. Программа «Мастер рукоделия» рассчитана на 3 года, 60 часов в год. Возраст 10-13 лет.

Утрата многих культурных народных традиций, обычаев предшествующих поколений привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связей времен и поколений. Данная программа направлена на развитие национального самосознания, получения культурологических и мировоззренческих основ приобретения навыков сравнительного анализа, практических навыков. Программа предусматривает возможность дополнительного обучения, связанного с повышением уровня образованности при условии формирования у учащихся в процессе занятий устойчивого интереса и положительной мотивации к продолжению деятельности. Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Материал, который используется в декоративно-прикладном творчестве, привлекает не столь доступность, сколько безграничные возможности для творчества. Реализация данной программы позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Программа способствует:

- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

- формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;

- освоению различных видов декоративно - прикладного искусства;

- обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- созданию творческой атмосферы в группе обучающихся на основе взаимопонимания коллективной работы;

- знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

В результате изучения курса обучающиеся

ознакомятся:

  • устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств (инструментов, приспособлений, приборов);

  • материальным изделием, дизайном, проектом, конструкцией;

  • информационными технологиями в производстве, перспективными технологиями.

овладеют:

  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;

  • умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;

  • навыками выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;

  • навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;

  • навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, оборудования;

  • умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;

  • умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.


Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность.

Приоритетными методами являются практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.

Изучение курса предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.

С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение курса внеурочной деятельности должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

  • совершенствование умений осуществлять проектную деятельность.


Четвертое направление программы - декор. Программа «Мастер декорации» рассчитана на 3 года, 60 часов в год. Возраст 10-13 лет.

Своими руками можно сделать практически все, что пожелает ваша душа, достаточно только немного фантазии, терпения и немного свободного времени. Очень часто перед нами встает задача, как наполнить наш привычный интерьер нестандартными вещами и предметами. Предметы, купленные в магазине, не могут быть уникальными, так как это вещи серийного производства. Поэтому декорирование или создание предметов интерьера своими руками будет не только делом увлекательным, но и очень функциональным.

Актуальность: Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Программа способствует развитию практических навыков и освоение народных промыслов, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения. Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающих­ся. В ней отражены условия для индивидуальной работы, а также для раннего личностного и профессионального самоопределения детей.

Цель программы: обучить основным приемам декорирования при изготовлении разнообразных поделок, сувениров из природных материалов и материалов, вышедших из обихода.

Задачи:

Обучающие:

  1. обучить основам цветоведения, композиции, материаловедения, эргономики жилого пространства,;

  2. расширить кругозор по декоративно-прикладному искусству;

  3. научить создавать своими руками авторские работы для украшения интерьера.

Развивающие:

  1. развитие представления о предмете, его свойствах и назначении;

  2. развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;

  3. раскрытие интеллектуальных и творческих способностей ;

  4. развитие усидчивости, трудолюбия, вкуса;

  5. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;

Воспитательные:

  1. формировать навыки коллективного общения, умение работать в группе;

  2. воспитывать ответственность при выполнении работ;

  3. соблюдение правил техники безопасности;

  4. активное участие в конкурсах, выставках;

  5. конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером.

Цели и задачи соответствуют целям и задачам основных образовательных программ образовательного учреждения.

Особенностью данной программы является то, что она позволяет поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность, развивать индивидуальность обучающегося в творчестве.

Содержание программы отображает единство учебной и внеурочной деятельности. Связано с такими предметами как: изобразительное искусство, технология. Ребята познакомятся с народным творчеством, композицией. Научатся методике изготовления изделий из соленного теста.

Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: теоретические (беседы); коллективные творческие работы. Итоговые занятия по изученной теме организуются в виде выставок. Основным видом занятий является практический.

Таким образом, в основе программы - реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, интеграция научных знаний и образовательных технологий.

Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные - возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

Раздел 3. Принципы и особенности организации внеурочной деятельности


  • Принцип гуманистической направленности. В максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников.

  • Принцип вариативности. Культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

  • Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

  • Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

  • Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)

Педагогические технологии:

  1. Дифференцированное обучение.

  2. Моторно-тренировочная система.

  3. Операционно-комплексная система.

  4. Практические методы обучения.

  5. Решение технических и технологических задач.

  6. Учебно-практические или практические работы.

  7. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.

  8. Опытно - экспериментальная работа.

  9. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).

  10. Кооперативная деятельность учащихся.

  11. Коллективное творчество.

Модель организации внеурочной деятельности школы - модель корпоративной школы, так как внеурочная деятельность реализуется силами образовательного учреждения, дети объединены по интересам и поставленным образовательным задачам.

Средний школьный возраст - это период, когда учащиеся начинают познавать окружающий мир, определяют свое место в кругу друзей, семьи, формируют свои интересы, но имеют мало возможностей выразить свое отношение к окружающему миру. Именно декоративно-прикладное творчество обладает такими возможностями, поэтому основной акцент делается именно на этот вид деятельности. Изобразительное искусство, лепка, декор дополняют программу.

Для детей должно стать открытием, что многие их повседневные бытовые игры похожи на работу художников. Но, чтобы это стало понятнее, на помощь приходит игровая, образная форма приобщения к трем формам художественной деятельности в виде трех Братьев-Мастеров Изображения, Украшения, и Постройки. Увидеть в повседневной жизни работу того или иного Брата-Мастера - интересная игра. С нее начинается познание связей искусства с жизнью.

Три Брата-Мастера участвуют во всем, с чем сталкиваются дети на занятиях искусства: в восприятии художественных произведений, в любом виде художественной практической деятельности. Мастер Изображения учит уметь видеть в обычном - особенное, уметь замечать интересное и необычное, уметь удивляться. Мастер Украшения помогает украшать мир вокруг нас. А Мастер Постройки создает образ нашего предметного мира, он мастер архитектуры и дизайна. Проще говоря, Мастер Изображения поможет нарисовать дом, Мастер Украшения - украсить, а придумать, каким будет дом, поможет Мастер Постройки. Таким образом, ребенок знакомится с изобразительной, декоративной и конструктивной художественной деятельностью.

Каждый год обучения разработан с учетом последовательного изучения воспитанниками изобразительной деятельности, тесно связан с изучением народной культуры и имеет свое тематическое название. Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов художественной деятельности и, как показала практика работы с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются художественно-творческие способности.

Большую роль в поддержании интереса к изобразительному искусству и развитии художественных способностей играет чередование видов художественной деятельности. Так, рисование на одном занятии сменяется декоративно-прикладной работой на другом. Беседа о красоте окружающего мира сочетается с работой над изображением природы в различных состояниях. Изображение радуги в виде коромысла, что через реку повисло, сменяется изображением радуги на полу, где на примере рисования русских половиков формируется интерес к народному ремеслу - ткачеству. Изображение паутинки своей замысловатостью напоминает Вологодское кружево, а то, в свою очередь, напоминает морозные узоры на стеклах или иней на деревьях.

Образовательные и воспитательные задачи:

  • прививать интерес и любовь к изобразительному искусству;

  • развивать эстетические чувства, понимание прекрасного через изучение живописи народных мастеров;

  • развивать наблюдательность, воображение, художественный вкус;

  • расширять изобразительные возможности детей с помощью практических занятий;

  • ощущать эмоциональные связи между собственной деятельностью и творчеством художников в области изображения.

В результате обучения у учащихся должны сформироваться следующие знания, умения и навыки:

  • освоение основ первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображения на плоскости или в объеме, постройка или художественное конструирование, украшение или декоративная деятельность;

  • освоение выразительных возможностей художественных материалов: гуаши, акварели, восковых и простых карандашей, бумаги для конструирования;

  • приобретение первичных навыков работы в живописи, графике, декоративно-прикладной работе;

  • использование различных техник изобразительного искусства в одной работе;

  • умение изображать настроение с помощью ритма линий и пятен;

  • развитие фантазии, воображения, проявляющиеся в конкретных формах художественной деятельности;

  • развитие наблюдательных и познавательных способностей;

  • умение анализировать произведения искусства;

  • овладение начальным опытом самостоятельной художественной деятельности и навыками коллективного творчества;

  • приобретение знаний о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека: в общении людей, в создании предметного мира.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

Задача диагностики - выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Объекты мониторинга:

  • Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями)

  • Личность самого воспитанника (вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне ОУ)

  • Детский коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений)

Мониторинг осуществляется 2 раза: на начало и конец процесса введения внеурочной деятельности.

  1. Проводится анкетирование на выявление предпочтений, интересов внеурочных занятий.

  2. Методика «Творческие задания»

  3. Методика «Эмоционально-психологический климат»

  4. Анкетирование по критериям: массовость посещения; расширение спектра интересов учащихся; активность участия в проектной деятельности; динамика участия в выставках, школьных конкурсах, мероприятиях.

  5. Тест на мотивацию.

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности,

  • кадровое обеспечение программы,

  • методическое обеспечение программы,

  • педагогические условия,

  • материально-техническое обеспечение.

Формы подведения итогов

В течение учебного года все обучающиеся проходят диагностику с целью проверки начальных и итоговых знаний, умений навыков, которая осуществляется во время занятий посредством:

- наблюдения педагога за практической работой обучающихся;

- опросов по изученным темам;

- создание портфолио.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио - это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Также формой подведения итогов деятельности ребят являются их самостоятельные творческие работы. Лучшие работы детей могут принимать участие в городских, областных выставках декоративно-прикладного творчества, служить прекрасным оформлением кабинетов и коридоров школы. Организуются выставки итоговых занятий как по темам и разделам, так и к календарным событиям проходящие в стенах ОУ.

Раздел 4. Содержание курса внеурочной деятельности

Ведущими идеями программы является создание:

- условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов через вариативность содержания программы;

- нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;

- отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ученика.

По функциям обучения программа подразделяется на три уровня. На первом уровне (первый год обучения) у учащихся идет развитие элементарной грамотности, посредством усвоения, заложенного в программе объема знаний. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом учащиеся, перенимая опыт, приобретают начальные умения. На втором уровне (второй год обучения) - функциональная грамотность. То есть овладение умениями и навыками, имеющими значение для учебной деятельности. Учащиеся применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной задачи. На третьем уровне (третий год обучения) у учащихся формируется начальная общекультурная компетентность, то есть качества личности, соответствующие базовым ценностям общества. Данный уровень рассчитан на учащихся с хорошей подготовкой и учащихся желающих продолжить обучение. Здесь решаются такие задачи, как самостоятельное освоение новых видов деятельности, способов решения поставленных проблем, проявление своей индивидуальности, самостоятельный подход к работе, развитие потребности в самоусовершенствовании и дальнейшем саморазвитии. Данная программа имеет широкую предметно-профильную направленность образовательного процесса. На занятиях присутствует атмосфера взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей, что приводит к высокой результативности в работе с учащимися, что позволяет повысить их уровень образованности.

Структура программы

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с природными материалами

  2. Работа с тканью

  3. Работа с бумагой

  4. Ткачество

  5. Работа с различными графическими материалами

  6. Тестопластика

  7. Работа с соломой

  8. Выставки, экскурсии, праздники.

Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Содержание разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Связь с современностью

  2. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

  3. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых и коллективных).

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрены посещение музея, участие в выставках.

Первый год обучения

«Мастер Формы » Всего 54ч

Вводная беседа (1ч)

Знакомство со скульптурой, как с видом изобразительного искусства; изучение особенностей композиции трёхмерного изображения знакомство с техникой безопасности, оборудованием и пластическими материалами, правилами поведения на уроке, подготовки и уборки рабочего места, разбудить интерес и внимание, лепка на свободную тему для выявления уровня подготовки детей.
Раздел 1. Декоративные рельефы (26ч)

Беседа о декоративном искусстве. Знакомство с его особенностями, обучение приёмам переработки форм предметов окружающего мира в декоративную композицию. Понятие рельеф, его виды (барельеф, горельеф, контррельеф). Учить детей примазывать стекой рельефное изображение к пластинке. Беседа о многообразии форм. Дать представление о пропорциях и характере предметов, плоскостях. Воспитывать интерес к лепке, умение планировать работу. Предназначение скульптуры. Использование различных подручных средств для создания декоративного рельефа.

Практические работы:

Изготовление из соленого теста плоских изделий, рельеф

Варианты объектов труда:

Панно, животные, цветы, фрукты и овощи, блюда и т.д.

Раздел 2. Объемная скульптура (27 ч)

Знакомство с круглой скульптурой. Ее особенности и приемы работы. Объемные формы. Жанры. Художественно-выразительные средства скульптуры: построение объёмной формы; пластическое построение модели (лепка); разработка силуэта; разработка фактуры.

Виды круглой скульптуры (статуя, группа, статуэтка, бюст). Техника исполнения.

Практические работы:

Изготовление из соленого теста объемных изделий.

Варианты объектов труда:

Животные, растения, композиции с людьми

К концу 1 года обучения в направлении «Скульптура» дети должны

Знать:

- технологию лепки изделий;
- правила безопасности труда и личной гигиены при лепке;
- организацию рабочего места;
- инструменты и приспособления (стеки, формовочные лопатки, подкладные доски).

Уметь:

- различать и лепить различные формы;
- владеть способами лепки: конструктивным, пластическим, комбинированным;
- убирать своё рабочее место;
- бережно относиться к работам товарищей.

«Мастер Изображения» Всего 48ч

Вводное занятие (1ч)

Введение в образовательную программу. Ознакомление с работой кружка «Ступени в мир искусства», содержание и порядок работы. Проведение вводного инструктажа по ТБ. Первичный инструктаж на рабочем месте. Инструменты, необходимые для работы кружка. Формы занятий: беседа, наблюдение.

Раздел 1. Рисунок - основа творчества (11 ч)

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. Дать понятие «графика». Виды графики. Правила, законы, приёмы, графические техники. Приемы работы с различными графическими материалами (карандаши, фломастеры, уголь, пастель). Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Пропорции, конструктивное строение, объём, пространственное положение, освещённость предметов.

Практические работы:

Эскизы работ различными выразительными средствами. Изображение объемных предметов на плоскости.

Варианты объектов труда:

Посуда, фрукты, овощи.

Раздел 2. Цвет. Основы цветоведения (12ч)

Знакомство с различными жанрами живописи. Живопись - искусство цвета. Первичные цвета. Цветовая гамма. Цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.
Различные цвета, их тональность, яркость и насыщенность; основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цветовые оттенки. Правила обращения с художественными материалами. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников.

Практические работы:

Смешение первичных, вторичных и третичных цветов. Получение составных цветов путем смешения красок. Подбор цветовой гаммы эскиза. Гуашь, акварель, тушь, кисти.

Варианты объектов труда:

Выполнение цветового круга. Выполнение композиции с использованием цветовой триады и принципа дополнительности цветов.

Раздел 3. Методы рисования (12 ч)

Знакомство с различными методами рисования: солью, салфетками, лимонной кислотой, воском, тушью. Инструменты и материалы. Правила работы с материалами.

Практические работы:

Оптическое и механическое смешение цветов. Экспериментально - опытническая деятельность

Варианты объектов труда:

Техника "набрызг", пуантилизм, граттаж, гризайль, дудлинг и зентангл. Орнамент

Раздел 4. Основы композиции (12 ч)

Основные законы композиции, выбор главного композиционного центра. Совершенствование навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов. Законы и средства гармонизации. Равновесие. Соотношение форм. Построение и способы организации пространства.

Практические работы:

Комбинаторика. Выполнение композиции с использованием цветовой триады и принципа дополнительности цветов

Варианты объектов труда:

Упражнения на заполнение свободного пространства на листе. Эскизные наброски композиционных решений в интерьере.

К концу 1 года обучения в направлении «изо» дети должны

знать:

  • основные знания по композиции и орнаменту;

  • правила безопасности труда;

уметь:

  • уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;

  • уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний;

  • уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

  • совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;

  • уметь красиво, выразительно, эстетически грамотно оформить выполненную работу.

«Мастер Рукоделия» Всего 60ч

Раздел 1. Мир природы (15ч)

Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Основы декоративно-прикладного искусства.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

Практические работы:

Работа с различными природными материалами.

Варианты объектов труда:

Аппликации из листьев, композиции из сухих цветов, панно из круп.

Раздел 2. Мир фантазий (21ч)

Беседа - разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, оргстекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Бумагопластика - новый вид современного искусства. Ее виды. Основы шитья вручную. Разновидности швов. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.

Практические работы:

Экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Варианты объектов труда:

Гобелен, мозаика, витраж, косметичка, бумагопластика.

Раздел 3. Красота своими руками (24ч)

Работа с бросовым материалом (пластиковые бутылки, газеты, коробки, лоток из-под яиц), его переработка. Техника папье-маше. Работа с бумагой. Упаковочная бумага для оформления открыток. Учимся совмещать различные материалы при оформлении подарков. Работа с клеем-пистолетом и его возможности. Техника безопасности при работе с горячим клеем.

Практические работы:

Поделки из бросового материала.

Варианты объектов труда:

Папье-маше, цветочные композиции (ткань, пластиковые бутылки).

По окончании первого года обучения в направлении «ДПИ» учащиеся должны

знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности искусства (традиционность, связь с природой);

уметь:

  • пользоваться различными материалами декоративно-прикладного искусства;

  • экономично использовать материалы при оформлении работ;

  • пользоваться различными инструментами - клей-пистолет, стеки, ножницы.

  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (керамика, гобелен, батик и т.д.).

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале (бумагопластика, лепка, роспись и т.п.).

«Мастер Декорации» Всего 42ч

Раздел 1. Декупаж

Техники исполнения, инструменты, материалы. Декупаж различных поверхностей.

Практические работы:

Декупаж различных поверхностей.

Варианты объектов труда:

Прямой декупаж по дереву, Техника «Шебби-шик», Декорирование стеклянной бутылки,

Декор свечи, декупаж с использованием кружева, лент, доп. декора

Раздел 2. Мозаика

Знакомство с материалом для мозаики и инструментом, формами выкладки мозаики. Подготовка рабочей поверхности. Учимся колоть мозаику. Выкладка мозаики по шаблону, византийский орнамент. Выбор эскиза для индивидуальной работы, подбор материала к ней. Выкладка мозаики по эскизу. Заливки мозаики.

Практические работы:

Декорирование различных предметов

Варианты объектов труда:

Панно, оформление карандашницы.

Раздел 3. Гобелен

Инструменты. ТБ при работе с инструментами. Основные технологические приёмы изготовления гобелена. Псевдо гобелен. Знакомство с кожей. Приемы работы.

Практические работы:

Изготовление эскизов к итоговой работе. Ткачество.

Варианты объектов труда:

Декоративные изделия и панно из кожи, тканый гобелен.

К концу 1 года обучения в направлении «Мастер Декорации» дети должны

Знать:

  • особенности дизайна в области применения;

  • методы организации творческого процесса дизайнера;

  • современные методы дизайн - проектирования;

  • принципы построения орнамента;

  • приемы стилизации элементов;

  • способы изготовления простых трафаретов, шаблонов;

  • различные техники обработки материалов: роспись по дереву, аппликация, папье-маше и др.

Уметь:

  • соблюдать последовательность выполнения подготовительных работ;

  • подготавливать рабочие поверхности, загрунтовывать их;

  • использовать приемы имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи, металла, пластика);

  • наносить надписи тушью, гуашью;

  • выполнять художественно-оформительские работы в разной технике с использованием различных материалов;

  • использовать различные техники обработки материалов: роспись по дереву, аппликацию, папье-маше;

Второй год обучения:

«Мастер Формы» Всего 54ч

Раздел 1. Вводное занятие (1ч)

Знакомство с глиной. Правила безопасности при работе с красной глиной. Отличие глины от других скульптурных материалов. Виды глины. Преимущества и недостатки красной глины. Ее предназначение. Фактура, создаваемая на лине с помощью стек, мешковины, фольги и др. материалов.

Раздел 2. Рельефные изображения (27ч)

Инструменты и правила работы с глиной. Организация рабочего места. Вспоминаем виды рельефов. Орнамент. Дать определение орнаменту. Виды орнамента.

Раздел 3. Круглая скульптура (26ч)

Объемные формы. Изучение строения фигуры животного и человека. Пропорции и построение композиции. Статика и динамика. Сюжетная композиция.

К концу второго года обучения в направлении «Скульптура» учащиеся должны знать:

  • приёмы крепкого соединения деталей из теста, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой;

  • правила работы с инструментами;

  • правильность организации рабочего места при работе с глиной.

уметь:

  • лепить предметы комбинированным и пластическим способами;

  • передавать характерные признаки предметов, их форму, придерживаясь пропорций и использовать усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание;

  • лепить по представлению персонажей литературных произведений;

  • передавать мелкие детали, работая пальцами;

  • пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор и складки на одежде людей и т.п.

  • лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы способы;

  • создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

  • бережно относиться к работам товарищей.

«Мастер Изображения» Всего 48ч

Раздел 1. Изображение объема (24ч)

Выполнение линейных рисунков. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Развитие наблюдательности за растительным миром. Анализ, сравнение, обобщение. Многообразие оттенков в природе на плоской натуре. Простые объёмные формы, влияние окружающей среды на объёмный предмет. Рефлекс, тень, полутень, свет, блик. Цветосветовая гармония. Живописный мазок. Приёмы «лессировки», «заливки», «растяжки».

Раздел 2. Перспектива (24ч)

Основы перспективы. Правила воздушной и линейной перспективы. Теория, приемы построения. Положение предметов в пространстве и их проекция на плоскости (картинная плоскость). «Глазомер».

По окончании второго года обучения в направлении «изо» учащиеся должны знать:

  • Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

  • Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.

уметь:

  • строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами;

  • видеть красоту в окружающем мире;

  • оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других детей, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью;

  • создавать контрастные отношения, видеть и изображать цветовые и тоновые нюансы не сложной постановки;

  • работать в коллективе.

«Мастер Рукоделия» Всего 60ч

Раздел 1. Моделируем и украшаем (60ч)

Усложненная техника папье-маше. Формы и средства современного искусства. Ассамбляж, коллаж. Понятие «сюрреализм». Сюрреализм в ассамбляже. Мозаика - инструменты и материалы. Правила безопасности при работе с пассатижами, проволокой. Работа с проволокой. Применение проволочных изделий. Техники и приемы работы с проволокой. Оформление украшений проволокой. Плетение из газет: скручивание, виды, способы и приемы плетения.

По окончании второго года обучения в направлении «ДПИ» учащиеся должны знать:

  • историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;

  • общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;

  • виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

  • общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия.

Уметь:

  • организовывать рабочее пространство и рационально использовать рабочее время;

  • самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

  • самостоятельно и совместно принимать решения;

  • владеть материалами и инструментами;

  • работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих.

«Мастер Декорации» Всего 42 ч

Раздел 1. Изготовление и оформление изделий (136ч)

Техники лепки: «Хиттен Меджик», «Касабланка», «Калейдоскоп», «Мокуме-Ганэ», «Филигрань». Сочетание цветов, форм. Объемные изделия. Пропорции и правила изготовления изделий. Полые изделия. Приемы и применение. Инструменты и материалы.

По окончании второго года обучения в направлении «Пластика» учащиеся должны знать:

  • различные техники и материалы для смешивания цвета;

  • технику изготовления полых и объемных изделий;

  • виды и предназначение фурнитуры для различных изделий.

Уметь:

  • использовать каркас при работе с объемными изделиями;

  • использовать различные материалы и инструменты;

  • организовывать рабочее место, соблюдать чистоту во время работы.

Третий год обучения:

«Мастер Формы» Всего 54ч

Раздел 1. Декоративные рельефы (20ч)

Объемные картины. Способы и приемы изготовления объемной картины. Последовательность создания объема.

Раздел 2. Объемная скульптура (34ч)

Знакомство с гончарным кругом. Посуда и сосуды, изготавливаемые на гончарном круге. Техника безопасности. Различные формы глиняных изделий. Материалы и приспособления. Декор готового сосуда стеками и вручную. Фигура человека и животного в движении, их пропорции, точка опоры. Пропорции головы человека, портрет в скульптуре.

По окончании второго года обучения в направлении «ДПИ» учащиеся должны знать:

  • правила безопасности при работе с гончарным кругом и другими материалами, необходимыми для работы с глиной;

  • приемы работы на гончарном круге;

  • пропорции человеческого тела и головы, животных;

  • материалы и инструменты для работы с глиной.

Уметь:

  • самостоятельно ставить перед собой задачи, создавать образную характеристику изделия;

  • компоновать многофигурные композиции;

  • анализировать свои работы и работы товарищей.

«Мастер Изображения» Всего 48ч

Раздел 1. Изображение человека в рисунке и живописи (20ч)

Данный раздел полностью посвящен изображению человека. Возрастные отличия, пропорции в разные периоды жизни, как меняется лицо и тело с возрастом. Изучение особенностей человеческого тела. Анатомия человека.

Раздел 2. Голова человека (28ч)

Правила построения головы, лица. Пропорции лица, мимика. Объемное изображение глаз, нора, губ, ушей. Полуфигура - правила компоновки в листе, правила «среза» рук, ног, торса. Фигура сидящего человека в световоздушной среде. Точки опоры, складки одежды.

По окончании второго года обучения в направлении «ДПИ» учащиеся должны знать:

  • анатомию тела;

  • правила компоновки в листе;

  • правила «среза» при изображении полуфигуры.

Уметь:

  • самостоятельно ставить перед собой задачи, создавать колористическую гармонию, видеть нюансы цвета;

  • анализировать свои работы;

  • оттачивать свой индивидуальный стиль живописного мастерства;

  • работать в коллективе.

«Мастер Рукоделия» Всего 60ч

Раздел 1. Соломка (15ч)

Отличие соломы разных злаковых культур. Сбор, обработка материала. Правила хранения, разутюжка. Техника безопасности при работе.

Раздел 2. Ткачество (15ч)

Гобелен. Правила и особенности ручного ткачества на раме. Сочетание ниток разного качества, виды, техники ткачества. Техника безопасности при работе.

Раздел 3. Картины из кожи (15ч)

Техника сложения кожаных складок. Компоновка. Создание цветов из кожи, аппликация.

Раздел 4. Лоскутная техника (15ч)

Основы лоскутного шитья. Инструменты для пэчворка. Разновидности и техники лоскутного шитья. Где применяется лоскутное шитье. Работа на швейной машинке. Техника безопасности при работе на швейной машинке. Разновидности швов для сборки несложных деталей.

По окончании второго года обучения в направлении «ДПИ» учащиеся должны знать:

  • правила сбора, хранения, обработки соломы;

  • правила ручного ткачества;

  • основы лоскутного шитья;

  • правила работы на швейной машине.

Уметь:

  • отличать злаковые культуры;

  • ткать несложные фигуры;

  • создавать аппликации из кожи;

  • работать на швейной машине;

  • правильно использовать швы для изготовления изделий;

  • работать в команде, беречь работы товарищей.

«Мастер Декорации» Всего 42ч

Раздел 1. Изготовление куклы (42ч)

Изготовление каркаса для куклы: способы и материалы. Инструменты для лепки куклы. Изготовление головы: пропорции, разметка, «наращивание» деталей, изготовление парика.

Изготовление остальных деталей - ног, рук, кистей, пальцев. Анатомия в движении. Материалы для цветового завершения. Использование разных материалов на разных частях изделия. Способы и материалы изготовления костюма. Техника безопасности при работе с полимерной глиной.

По окончании второго года обучения в направлении «ДПИ» учащиеся должны знать:

  • технику изготовления полимерной куклы;

  • технику безопасности при работе с полимерной глиной;

  • правила запекания;

  • способы изготовления костюма.

Уметь:

  • правильно использовать инструменты для лепки из полимерной глины;

  • самостоятельно изготавливать каркас куклы;

  • с незначительной помощью педагога создавать готовое изделие

  • применять материалы для окрашивания.

Раздел 5. Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся

Примерное тематическое планирование

Наименование разделов и тем

1 год

2 год

3 год

1

Мастер Изображения

48

48

48

Вводная беседа

1

-

Рисунок - основа творчества

11

24

-

Цвет. Основы цветоведения

12

-

-

Методы рисования

12

-

-

Основы композиции

12

-

-

Перспектива

-

24

-

Изображение человека в рисунке и живописи

-

-

20

Портрет

-

-

28

2

Мастер Формы

54

54

54

Вводная беседа

1

1

Декоративные рельефы

26

27

20

Объемная скульптура

27

26

34

3

Мастер Рукоделия

60

60

60

Мир природы

15

-

15

Мир фантазий

21

-

15

Красота своими руками

24

-

15

Моделируем и украшаем

-

60

15

4

Мастер Декорации

42

42

42

Декупаж

12

-

-

Мозаика

15

-

-

Гобелен

15

-

-

Изготовление куклы

-

-

42

Изготовление и оформление изделий

-

42

-

5

Коллективные композиции:



6

Резерв

6

6

6

ИТОГО:

210

210

210


Раздел 6. Планируемые результаты внеурочной деятельности

«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:

  • любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;

  • осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • познание мира, осознание ценности труда, науки и творчества;

  • социальная активность;

  • уважение других людей, умение достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполнять правила здорового и целесообразного образа жизни.

Личностные:

у выпускника будут сформированы:

- способности к самооценке;

- эстетические чувства;

- навык самостоятельной работы и работы в группе;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:

трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Выпускник получит возможность для формирования:

-устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально - ценностное отношение к искусству и жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей.

Метапредметные:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Познавательные учебные действия:

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник;

- развивать художественный вкус;

- художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, интуицию, память;

- развивать способности аргументировать свою точку зрения к различным произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- доброжелательно и уважительно общаться со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию.

Предметные;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом.

в познавательной сфере:

  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов;

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

  • участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Раздел 7. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса.

Методическое обеспечение 1-3 год обучения

Условия реализации

Для успешной реализации программы необходимо:

  • Тесный контакт с родителями и учениками;

  • Использование педагогического мастерства и постоянного его повышения.

Для успешного усвоения программы:

  • Занятия в кабинете теоретические и практические;

  • Экскурсии на выставки;

  • Многообразие книг, журналов, альбомов, репродукции художников.

Для успешного проведения занятий предусмотрено следующее оборудование:

  • Помещение с рабочими столами, стульями, доской;

  • Расходный материал (карандаши разной мягкости, бумага разной плотности формата А3,А4, краски гуашь, акварель, пастель, клеевые стержни, клей ПВА, ткань, нитки, доски);

  • Инструменты и приспособления (клей-пистолет, канцелярские ножи, наждачная бумага, стеки, линейки, выжигатель, утюг);

  • Ножницы;

  • Кисти «белка», «щетина», «колонок» номеров 2-14;

  • Палитры;

  • Стаканчики для воды.

Для здоровьесбережения обучающихся предусмотрены следующие методы:

  • Динамическая пауза;

  • Гимнастика для глаз;

Методические рекомендации

Учебно-материальная база

Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +170С до +200С при влажности 40-60 %.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.

На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые.

Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.

При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.

Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.

Оформление:

  • таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению, цветоведению и т. д.);

  • сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);

  • постоянно действующие выставки изделий.

В кабинете должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.

Методы обучения:

Словесный (рассказ, беседа).

Наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение произведений искусств, демонстрация).

Интегрированный (сочетание различных видов деятельности).

Практический (показ приемов работы учителем, индивидуальная и коллективная работа, дидактическая игра).

Творческий (исследования, поиск материала, творческая работа).

Непосредственный контроль восприятия (анализ и сравнение).

Имеют место различные типы и формы занятия:

- изучение нового материала;

- формирование новых умений и навыков;

- творческие отчеты;

Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить активность учащихся, их интерес к занятиям в течение всего периода обучения.

Демонстрационный материал:

- иллюстрации;

- эскизы;

- образцы работ;

- фотографии.

Для реализации Программы в основной школе используются следующие виды внеурочной деятельности:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность;

- художественное творчество;

-социальное творчество;

- трудовая деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность.

При организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС учтены два обязательных условия:

1) вариативность;

2) потребности учащихся.

При организации внеурочной деятельности школьников учитывается различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Литература для педагога

  1. Сокольникова, Н.М. / Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. педвузов / Н.М. Сокольникова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368с.

  2. Хананова, И.Н. / Соленое тесто [Текст, иллюстративный материал] / Сост. И.Н.Хананова. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 104с.

  3. Чаянова Г.Н. / Соленое тесто [Текст, иллюстративный материал] / Сост. Г.Н. Чаянова. - М.: Дрофа-Плюс, 2005. - 144с.

  4. Черныш, И.В. / Поделки из природных материалов [Текст, иллюстративный материал, схемы] / Сост. И.В. Черныш. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 160с.

  5. Федотов, Г. Я. Глина и керамика: школа ремесла: (заготовка материала, техника и приемы лепки, формовка, роспись, обжиг, изготовление игрушек, сосудов, изразцов, инструменты и приспособления) [Текст] / Г.Я. Федотов. - М.: Эксмо, 2005. - 160 с.

  6. Кискальт И.А. Солёное тесто. [Текст, иллюстративный материал.] / Сост. И.А. Кискальт, - М.: Профиздат, 2007 - 254с.

  7. Михайлова И.Н. Лепим из солёного теста. [Текст, иллюстративный материал.] / Сост. И.Н. Михайлова - М.: «Эксмо», 2004 - 125с.

  8. Романовская А. Л. Поделки из солёного теста.. [Текст, иллюстративный материал.] / Сост. А. Л. Романовская - М.: АСТ; 2006 - 168с.

Литература для обучающихся

  1. Аксенов, М.Д. Энциклопедия для детей [Текст] / М.Д. Аксенов. - М.: Аванта плюс, 1999 - 652 с.

  2. Попова, О.С. Народные художественные промыслы [Текст] / Попова О.С., Королева Н.С., Чирков Д.А.- М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 193 с.

  3. Кискальт И.А. Солёное тесто. [Текст, иллюстративный материал.] / Сост. И.А. Кискальт, - М.: Профиздат, 2007 - 254с.

  4. Михайлова И.Н. Лепим из солёного теста. [Текст, иллюстративный материал.] / Сост. И.Н. Михайлова - М.: «Эксмо», 2004 - 125с.

  5. Романовская А. Л. Поделки из солёного теста.. [Текст, иллюстративный материал.] / Сост. А. Л. Романовская - М.: АСТ; 2006 - 168с.

Понятийный аппарат

  • Декоративность - общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

  • Инструкция - содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

  • Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение частей.

  • Переплетение - для того, чтобы переплести несколько колбасок, начинать нужно с середины, чтобы они не порвались.

  • Рельеф - один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

  • Соленое тесто - тесто, для приготовления которого используется равное количество соли и муки.

  • Технология - совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве

  • Эскиз (фр. esquisse) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз - быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

  • Ритм - это равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Ритмы могут быть камерными или монументальными, могут создавать настроение радости или же торжественности и покоя.

  • Пуантилизм - стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).

  • Граттаж - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

  • Гризайль - вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.

  • Дудлинг - это бессознательный рисунок, сделанный во время какого-то занятия. Это цветочки, елочки, или даже цельные образы, которые мы рисуем, сидя на лекции, скучном совещании или во время долгого телефонного разговора. Слово «doodle» переводится как каракули, черточки, или то, что человек непроизвольно и бесцельно рисует, в то время как его мысли заняты совершенно другим.

  • Зентангл - это абстрактный рисунок, созданный на основе повторяющихся узоров, соответствующих запатентованному методу зентангла. Настоящие зентанглы всегда рисуют на квадратном листе бумаги шириной 3.5 дюйма (8,9 см), и они всегда рисуются черными чернилами на белой бумаге. Изобретение зентангла предназначалось для того, чтобы сделать рисование приносящим удовольствие, успокаивающим и доступным всем.

  • У листа не должно быть ни верха, ни низа - он не ориентирован в пространстве.

  • Он не должен представлять какой-либо узнаваемый предмет; в идеале, он должен быть абстрактным.

  • Рисунок следует выполнять черными чернилами на белой бумаге.

  • Зентангл задуман быть небольшим и быстрым, так что его можно создать в любое время, когда приходит вдохновение.

  • Ассамбляж - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами.

  • Гобелен - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

В ходе реализации программы применяются следующие формы контроля:

Стартовый контроль предназначен для оценки знаний учащихся в начале обучения (это тестирование, на основании которого происходит набор детей в группы).

Текущий контроль осуществляется в ходе повседневной работы: наблюдение за группой и каждым ребенком в отдельности.

Промежуточный контроль позволяет объективно оценить и проверить знания и умения учащихся, полученные по какой-либо большой теме, и включает в себя проверку теоретических, практических и творческих навыков учащихся. Это выполнение тематических композиций, которые могут носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Рабочие выставки дают возможность стимулировать работу детей на выполнение лучшей работы.

Итоговый контроль подводит итог по всем результатам ребенка, достигнутым на каждом этапе текущего контроля (показатели уровневого дополнительного образования учащихся).

Основными формами подведения итогов реализации образовательной программы являются участие в выставках. Периодическая организация и участие в выставках дает детям возможность заново увидеть и оценить свои результаты, формирует опыт творческого общения. Результативность участия воспитанников в конкурсах отслеживается в мониторинге участия всего коллектива.

Ведение такого рода мониторинга позволяет изучать динамику обучения каждого учащегося и сопоставлять ее с данными по группе и курсу, можно проследить динамику качества подготовки учащегося, судить об успешности проведенных занятий и ввести коррективы в преподавательскую работу.

Занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, но и дают им необходимые знания, развивают трудовые умения и навыки, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, дают представление о взаимодействии искусства с жизнью. На занятиях по лепке дети получают и определенную физическую нагрузку во время подготовки глины (либо соленого теста) к занятию и в процессе работы, наведения порядка на рабочем месте и в мастерской.

Для набора детей в объединение проводится ряд занятий и тестирование. Тестирование дает возможность привлечь к обучению наиболее способных и заинтересованных детей. Группы, набранные на конкурсной основе, проходят последовательное обучение, предусмотренное данной программой. Обучение детей проходит в специально оборудованном кабинете, где находятся все необходимые материалы, инструменты, наглядные пособия и технические средства.

Созданию непринужденной, творческой атмосферы на занятиях способствует эмоциональная настроенность учащихся, которую можно достигнуть перед практической работой с помощью демонстрации произведений изобразительного искусства и групповых форм работы.

Но для сплочения коллектива мало хорошо проведенных занятий, поэтому существуют вечера, посвященные Дню матери, Новому году, 8 марта, окончанию учебного года. Во время подготовки различных вечеров и выставок проводятся занятия с детьми различного возраста, что содействует сплочению и созданию единого коллектива.

В результате обучения у учащихся должны сформироваться следующие знания, умения и навыки:

  • освоить навыки работы с пластилином, фольгой, соленым тестом;

  • разнообразить представление о техниках обработки бумаги;

  • освоить школу лепки из глины;

  • познакомиться с историей и основными особенностями изготовления народных игрушек;

  • изучить особенности росписи народных игрушек;

  • познакомиться с историей и изготовлением традиционной народной куклы;

  • укрепить навыки работы с кистью;

  • научиться использовать различный материал и техники в одной работе;

  • научиться работать с бросовым материалом.

Программа ДО Ступени в мир искусстваПрограмма ДО Ступени в мир искусства



© 2010-2022