Рабочая программа по ручному труду 4 класс (Адаптивная школа)

Раздел Технология
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

казенное образовательное учреждение омской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 6 VIII вида»


«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.


«Утверждаю»

Директор ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20 г.










Рабочая программа по трудовому обучению

для 4 класса

на 2013- 2014 учебный год

















Составитель:

учитель трудового обучения

Батурина Оксана Викторовна






Омск 2013




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по трудовому обучению в 4 классе составлена на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 - 4 классы» автора С.Л. Мирского под редакцией В. В. Воронковой, 2008 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ

- Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», 10.04.2002 г., № 29/2065-п.

- Учебный план КОУ «Школа №6 VIII вида» на 2013-2014 учебный год.

- Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.

- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Школа №6 VIII вида».

Рабочая программа по трудовому обучению составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся данного класса. (Приложение «Таблица по типогрупппам»).

Обучающиеся этого класса разные по темпераменту, следовательно, с разным темпом усвоения учебного материала. Ребята испытывают затруднения при планировании трудовых операций, анализе выполненной работы.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их умственному развитию, формированию трудовых навыков.

Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.

Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обусловливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей. Категория обучающихся 4 класса относится к третьему варианту специального стандарта. Академический компонент редуцируется здесь до полезных обучающимся академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития их жизненной компетенции за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Основной целью курса является подготовка обучающихся к профессионально-трудовому обучению.

На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
- выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
- воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
- обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

Содержание программы является логическим продолжением программы 3 классов по трудовому обучению. В 4 классе ведется работа по совершенствованию умений и навыков, сформированных у школьников в процессе всего предыдущего обучения в начальной школе. Особенностью организации и проведение уроков ручного труда в 4 классе является то, что школьники выполняют задания, как в условиях классного помещения, так и на базе швейных мастерских, столярных мастерских.

Программа по трудовому обучению учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по трудовому обучению, который доступен большинству обучающихся.

Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами. Обучение проводится в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской - основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт.

В программе дан перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Данная программа имеет предметно-практическую направленность, тесно связана с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных, нетрадиционных, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

Количество часов, предусмотренных учебным планом - 136 часов в учебном году (4 часа в неделю).

Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект:

1. Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение, 2012 г.

2. Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Рабочая тетрадь. Приложение к учебнику для 4 класса. С.-Пб.: Просвещение. 2012.

Итоговый контроль

На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него трудовыми знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Содержание учебного предмета

Работа с бумагой и картоном. Аппликация.
Изделия: 1. Аппликация - орнамент (коврик). 2. Предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т. д.).
Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные - по заданным размерам.
Технические сведения. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание.
Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей. Практические работы.
Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия.
Упражнение 1. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах.
Упражнение 2. Вычерчивание отрезков длины, заданной в миллиметрах.
Объемные игрушки из картона и бумаги. Изделия: 1. Модель парашюта. 2. Модель планера. 3. Макет комнаты.
Технические сведения. Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение.
Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей. Практические работы.
Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта и планера в действии.
Изготовление пространственного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей.
Пакеты и конверты. Изделия: 1. Пакеты для семян. 2. Карманы для библиотечных формуляров. 3. Конверты для почтовых отправлений.
Технические сведения. Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака.
Практические работы. Изготовление пакетов и конвертов из готовых разверток. Фальцовка разверток. Прием мазки нескольких конвертов одновременно. Изготовление изделий по разметке. Сборка и подклейка клапанов. Обжим готовых изделий. Контроль, подсчет изделий.
Елочные украшения. Изделия: 1. Фонарики. 2. Гирлянды. 3. Снежинки. 4. Корзиночки. 5. Полумаски. 6. Чемоданчики для новогодних подарков.
Технические сведения. Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям. Практические работы.
Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в течение занятия.
Коробки открытые. Изделия: коробки разных размеров и формы из тонкого картона.
Технические сведения. Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона. Практические работы Разметка заготовок по шаблонам. Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах. Приклеивание клапанов. Оклейка коробки бумагой. Изготовление и приклеивание элементов украшающего орнамента.
Работа с тканью. Изготовление ткани.
Изделие: макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.
Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани - полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами.
Практические работы Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Салфетки-прихватки.
Изделия: 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Выполняются из готового кроя. 2. Другие виды обработки салфеток-прихваток.
Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.
Практические работы Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий.
Подушечка для игл
Изделия. Подушечка 10×10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков.
Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки.
Практические работы Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.
Ремонт одежды.
Виды работ: 1. Пришивание пуговиц. 2. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. 3. Стачивание распоровшегося шва.
Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва. Практические работы
Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки.
Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.
Мягкие игрушки.
Изделия. Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.).
Технические сведения. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон.
Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец.
Практические работы Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей.
Работа с металлом и древесиной. Изделия из проволоки.
Изделия: 1. Декоративные фигуры зверей и птиц (гибка по контуру рисунка). 2. Цепочки в 2 и 3 оборота.
Технические сведения. Стальная, алюминиевая, медная проволока. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Миллиметр - основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Кусачки, острогубцы, плоскогубцы, круглогубцы. Их устройство, применение и правила безопасности при работе с проволокой. Практические работы
Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку.
Последовательное изгибание заготовки стальной проволоки при изготовлении подставки для книги (ориентировка по предметным образцам-полуфабрикатам). Контроль и оценка правильности выполненных изделий.
Изделия из жести и тонколистного металла.
Изделия: 1. «Дерево» из алюминиевой фольги. 2. Чеканка. Технические сведения. Технология ручной обработки металла. Свойства и применение жести, тонколистового металла (алюминиевая фольга).Инструменты и приспособления: специальные ножницы для работы по металлу, киянка. Правила безопасной работы с ножницами. Изделия из древесины.
Изделия: 1. Игрушечная мебель (из выстроганных по ширине и толщине заготовок). 2. Модели транспортных средств: повозка, трактор, грузовой автомобиль (колеса изготавливают учащиеся старших классов), корабль. 3. Поделки из природных материалов.
Технические сведения. Распространенные в данной местности породы деревьев. Свойства их древесины: твердость, цвет, рисунок (текстура), запах, обрабатываемость.
Инструменты: пила-ножовка, драчевый напильник, молоток, клещи, шило, буравчики.
Материалы: гвозди, клей, шкурка. Правила безопасной работы при пилении. Ознакомление учащихся с изделиями из сучков, веток, корней деревьев. Практические работы Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Разметка деталей по заданным размерам. Отпиливание ножовкой и обработка деталей напильником, шкуркой. Сборка на гвоздях и клею. Крепление дополнительных деталей, раскраска.
Подбор сучков и веток для изготовления фигур животных, человека. Сборка путем засверливания отверстий буравчиком, склеивания.
Изделия из фанеры (выпиливание лобзиком и выжигание)
Изделия: 1. Силуэты с преимущественно прямоугольными кромками (сельский дом, грузовая автомашина). 2. Силуэты птиц и зверей.
Технические сведения. Лобзик ручной. Устройство, приемы работы, правила безопасности.
Фанера. Различие фанеры по толщине. Технологические свойства фанеры.
Отделочные материалы: шкурка, бесцветный лак, олифа. Их свойства и применение. Практические работы
Перевод рисунка на заготовку с помощью копировальной бумаги. Крепление заготовки при ручном выпиливании. Приемы выпиливания на изгибах контура кромки изделия. Шлифовка изделия шкуркой. Выжигание. Подрисовка и раскраска. Нанесение бесцветного лака.
Упражнения. Выполнение установочных упражнений в выпиливании лобзиком и выжигании на материалоотходах.
Работа с пластическими материалами и растворами (пропедевтика штукатурно-малярного дела) Изделия из пластилина.
Изделия: 1. Геометрические тела. 2. Посуда. 3. Модели овощей, фруктов.
Технические сведения. Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и назначение стеков. Эстетические требования к изделиям.

Практические работы Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. Лепка моделей посуды, овощей, фруктов. Подбор цветового решения изделия.
Заготовка глины.
Технические сведения. Виды и свойства глины. Применение глины. Оценка качества глины в полевых условиях. «Жирная» и «тощая» глины. Прием определения готовности глины к работе. Практические работы
Выкапывание глины. Определение наличия в глине мелких камней и песка на ощупь. Просушивание, измельчение и просеивание глины. Заливка водой и удаление примесей.
Изготовление инструментов и приспособлений из древесины для работы с глиной.
Изделия: 1. Деревянная скалка. 2. Стеки и лопаточки разной формы. 3. Разборные формы для изготовления кирпичей уменьшенных размеров (заготовки выполняются учащимися старших классов). Практические работы
Анализ образцов и технических рисунков изделий. Измерение заготовок и разметка по заданным размерам. Отпиливание заготовок. Обработка ножом, напильником и шкуркой. Покрытие поверхности скалок и лопаток олифой. Пропитка стеков растительным маслом. Разметка мест соединения деталей разборной формы и выпиливание выемок для соединения перегородок.
Зачистка деталей шкуркой и отделка олифой.
Изделия из глины.
Изделия: 1. Кирпич уменьшенного размера (соотношение сторон 4:2:1 и строения на них). 2. Посуда. 3. Фигуры птиц и зверей.
Технические сведения. Глиняное тесто и способы его приготовления. Определение его готовности к формовке изделий. Качество и возможный брак изделий из глины. Способы отделки и украшения изделий. Практические работы
Подготовка рабочего места. Приготовление глиняного теста (насыпка сухой глины в посуду, заливка водой, отстаивание, сливание отстоявшейся воды, выкладывание теста в мешковину).
Формовка кирпичей с помощью формы, подкладной доски, киянки, лопаточки. Изготовление модели дома.
Изготовление других изделий: определение формы основной детали и ее изготовление, лепка и присоединение дополнительных деталей, уточнение формы изделия. Просушка и обжиг изделий. Раскрашивание.
Отливка изделий из алебастра, гипса, цемента.
Изделия: 1. Барельефы. 2. Фигурки животных и птиц.
Технические сведения. Основные свойства алебастра, гипса, цемента. Растворы для изготовления отливок. Формы для отливок. Правила подготовки форм для выполнения отливок. Требование к сушке изделий. Возможный брак при выполнении изделий отливкой и меры его недопущения.
Практические работы
Приготовление раствора. Подготовка форм: выбор форм в соответствии с изделием, нанесение мастики на стенки формы, заливка формы раствором. Определение готовности отлитых изделий, выемка, установка изделий для просушки.



Учебно -тематический план в4 классе (136 ч)

Наименование

темы

Количество

часов

Контрольные работы

Экскурсии

I.

Работа с бумагой и картоном.

64

Самостоятельная работа.

«Карманы для библиотечных формуляров».

Самостоятельная работа.

Изготовление бумажного фонтанчика.


II.

Работа с тканью.

40

Самостоятельная работа.

Пришивание пуговиц (с двумя отверстиями, с четырьмя и с ушком).


III.


Работа с металлом и

древесиной

18

Самостоятельная работа.

Поделки из природного материала

.

IV.

Работа с пластическими материалами и растворами.

14

Самостоятельная работа учащихся.

Модели фруктов.



Всего

136



Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны уметь:

  1. самостоятельно ориентироваться в задании;

  2. сравнивать образец с натуральным объектом;

  3. составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

  4. подбирать материалы и инструменты;

  5. придерживаться плана при выполнении изделия;

  6. осуществлять необходимые контрольные действия;

  7. делать отчет о последовательности изготовления изделия;

  8. делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов;

  9. анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при выполнении плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;

  10. употреблять в речи технических терминов;

  11. осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.

Учащиеся должны знать:

  1. правила ТБ при работе с бумагой, тканью, клеем, ножницами, иголкой, шилом, проволокой, древесиной, лобзиком, выжигателем;

  2. свойства материалов: бумаги, ткани, пластилина, глины, проволоки.

  3. приемы соединения деталей;

  4. названия инструментов;

  5. элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.

Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия - самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях - самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Литература и материально-технические средства обучения

Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах». Методич. пособие. Рекомендации к планированию занятий. - М.: 1994. Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. - М.:ТЦ «Сфера» 1997. Конышева Н.М., Человек разумный - человек умелый. Развивающее обучение на уроках труда // Начальная школа. - 2000 - № 1.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Книга для учителя. Из опыта работы. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985.

Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988.

Николкина Г.А., Гулуева Т.С., Попова Г.П. Уроки труда в начальной школе 1-2 кл. В помощь преподавателю начальной школы. - Волгоград, Учитель, 2006.

Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 - 4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1992.

Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1969

Уроки трудового обучения: 4 Класс: пособие для учителя - 2-е изд. испр./ сост. И.Г. Майорова, В.И. Романина. - М.: Просвещение, 1982.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.

  2. Ресурсы интернета.

  3. Инструменты для обработки различных материалов.

  4. Коллекции «Виды бумаги и картона», «Виды ткани».

  5. Муляжи «Овощи», «Фрукты».

  6. Модели геометрических фигур.

  7. Таблицы по темам.

  8. Технологические карты.


© 2010-2022