• Преподавателю
  • Технология
  • Методическое пособие Разработка электронных наглядных пособий для уроков технологии в начальной школе

Методическое пособие Разработка электронных наглядных пособий для уроков технологии в начальной школе

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение. "Основная общеобразовательная школа № 26"


методическое пособие

Разработка электронных

наглядных пособий

для уроков технологии

в начальной школе

выполнила: Лобанова Анна

учитель технологии




Челябинск, 2015

Данное пособие предназначено для студентов педагогического колледжа и содержит рекомендации по созданию электронных наглядных пособий.

Составитель: Тимонина Анна

Рецензент: Мотовилова Н.В., преподаватель ИЗО высшей категории







Содержание

Введение 3

Наглядные пособия в системе средств обучения 7

Понятие «электронное наглядное пособие» 11

Способы создания электронных наглядных пособий 13

1. Создание электронной технологической карты 14

2. Иллюстрирование книги 19

3.Создание видеоролика 23

Список литературы 27

Введение

В процессе модернизации российского - технологического образования (Концепция 2001г.) «...широкое распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей образования становится формирование активного студента, имеющего прочную теоретическую подготовку, сформированные познавательные способности, направленные на непрерывное самообразования, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания».

Мы решили внести свой посильный вклад в вышеперечисленные задачи и реализовать свои творческие возможности, создав комплект презентаций по технологии для учителей начальных классов и методическое пособие для студентов педагогического колледжа по созданию электронных наглядных пособий. Мы хотим поделиться исключительно личным, приобретенным за время обучения опытом.

Опыт передовых учителей и экспериментальные исследования (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, И.П.Калошина и др.) показали, что интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства учения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с учителем. Изготовление средств обучения дает больший развивающий эффект и более высокое качество знаний, нежели их ординарное использование по данному образцу. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и усовершенствование освоенных, предполагает изменение познавательных заданий и инструкций, алгоритмов и планов работы, разработку новых видов тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие составляет одно из основных условий повышения качества знаний, развития кругозора и способностей учащихся.

Преподаватели-энтузиасты часто изготовляют новые средства обучения совместно с учащимися, причем все единодушно отмечают, что качество знаний учащихся при этом существенно улучшается. Этот вывод следует из известной дидактической закономерности о том, что качество знаний учащихся зависит от использованных в учебной работе средств учения (орудий познавательной деятельности). Новые средства учения и связанные с ними изменения в организации, содержании познавательной деятельности возбуждают внимание и познавательный интерес учащихся, улучшают запоминание и понимание учебного материала. В процессе изготовления и использования новых средств учения происходит умственное развитие учащихся потому, что осуществляется взаимодействие средств с учебной информацией, порождающее творческие способности при условии выделения этого средства в специальную цель дидактического анализа на уроке.

Мы разработали данное методическое пособие для студентов педагогического колледжа, обучающихся на школьном отделении, для тех, кто удет вести уроки технологии в школе. Современные электронные пособия крайне разнообразны - мы выбрали три варианта создания такого рода пособий, которые можно изготовить на уроке совместно с детьми.



Наглядные пособия в системе средств обучения

Я.А.Коменский в своей "Великой дидактике" сформулировал "золотое правило" наглядного обучения, согласно которому и чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: "видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запах - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...».

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.

Преподавание технологии тесно связано с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу).

Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учебных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео - и кинофильмов.

Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные представления.

В правильном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков технологии.

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие содержание изучаемых предметов и явлений это основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование вспомогательные.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа.

Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Использование наглядных средств при преподавании технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми, пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования.

На каждом уроке необходимо наличие образца (схожих образцов), образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов, инструкционных карт, технологических карт.

Это обеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность восприятия образца (схожих образцов) со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны - позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско-технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем.

Учителю технологии приходится (это обязательный элемент правильно организованного урока) показывать школьникам либо эталонное изделие (объект труда), либо технологическую карту последовательности его изготовления. С дидактической точки зрения лучше всего такие средства обучения воспринимаются не в общем (окончательном) виде, а в динамике, с последовательным отображением этапов обработки.

В частности, учитель должен стремиться при ознакомлении школьников с орудиями труда (а это часто делается на уроках технологии) одновременно демонстрировать их устройство и действие. Дидактический эффект при таком сочетании значительно повышается.

Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции Т.А. Ильиной, подразделить на:

  • естественную наглядность (предметы объективной реальности);

  • экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);

  • объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);

  • изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);

  • звуковую наглядность (магнитофон);

  • символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);

  • внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).

Понятие «электронное наглядное пособие»

Одним из необходимых условий использования ИТ в школе является наличие современного уровня информационной культуры педагогов. Можно выделить три уровня информационных объектов, которые могут быть использованы учителем в образовательном процессе. Это, прежде всего информация, полученная из интернета, во - вторых, это ресурсы доступные в электронном пространстве школы и, в - третьих, это программные средства, разработанные непосредственно самим учителем. Одними из средств, доступных для разработки педагогами на уроках технологии, являются электронные наглядные пособия.

Электронные наглядные пособия (ЭНП) представляют собой электронные версии плакатов и схем по специальным дисциплинам и отдельным направлениям подготовки. Как правило, они используются для презентаций, демонстраций и моделирования. ЭНП представляет собой продукт дидактического назначения, который обеспечивает реальную поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной области реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции образования, наполнить содержательную, процессуальную и оценочно - контролирующую сторону дидактического процесса.

Особенности ЭНП как средства обучения:

  1. ЭНП дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения (уточнения, систематизации) чувственного опыта обучающихся (различные демонстрации), особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднено.

  1. Уровень наглядности ЭНП значительно выше, чем у учебника с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеосюжетов.

  2. ЭНП является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации. Специфической особенностью ЭНП является то, что оно позволяет легко комбинировать материал с учетом этапа обучения, отношения учеников к учению, а также индивидуальных интересов учителя.

  3. ЭНП обеспечивает создание учителем благополучного визуального фона обучения.

Использование в учебном образовательном процессе цифрового ресурса позволяет повысить познавательную активность учащихся на уроках и помочь в усвоении учебного материала, а также использовать информационные технологии в интеграции с другими учебными предметами.

Способы создания электронных наглядных пособий

Если мы выбираем электронные пособия, которые студент может сам создать для урока технологии, то логично остановиться на тех из них, которые используются максимально часто, для создания которых не требуется особая аппаратура и создание которых само по себе является обучающим процессом. Под эти критерии подходят такие способы создания электронных пособий, как: создание электронной технологической карты, иллюстрирование рассказа, съемки видеоролика. Рассмотрим данные способы подробнее.

1. Создание электронной технологической карты

Технологическая карта на уроках технологии - один из главных видов наглядности, так как именно на технологической карте отражены все этапы создания изделия, инструменты, материалы и прочие особенности. Технологическая карта может быть использована педагогом для демонстрации этапов создания изделия, для самостоятельной работы студентов, для домашних заданий.

Электронная технологическая карта - фотографии этапов создания изделий, выполненные по определенным правилам и подходящие для презентаций по технологии.

Для создания всех изделий необходимо иметь план технологической карты. По плану для электронной технологической карты достаточно сделать шесть кадров:

1 кадр: Материалы и инструменты. Здесь фотографируются именно те материалы и инструменты, которые используются для данного изделия. Можно указать количество материала.

2 кадр: Разметка детали или изделия. Разметкой называется операция нанесения линий и точек на заготовку, предназначенную для обработки. Очертание линий и точек служит для рабочего границей обработки. На фото разметка должна быть четкой и понятной, можно указать условные обозначения.

3 кадр: Заготовка. Это вырезанные и готовые к сборке детали в нужном количестве и без линий разметки.

4 кадр: Сборка. На фото должен быть понятен способ сборки (клей, щелевой замок, сшивание и пр.)

5 кадр: Отделка. Заключительный этап работы, оформление.

6 кадр: Готовое изделие. Готовое изделие надо сфотографировать в интерьере или на красивом фоне.

Не зависимо от материала, техники изготовления, сложности изделия, этот план является базовым. Допустимо сделать больше кадров для этапа 3, 4 и 5, если изделие слишком сложное.

Отдельно нужно сделать несколько замечаний о практике фотографирования наглядных пособий.

  1. Фон должен быть однотонным, контрастного цвета по отношению к изделию. Самый распространенный - белый лист бумаги. Перед съемкой настройте баланс белого, чтобы лист был действительно белым.
    Глянец на таком листе исключен, поскольку отраженный свет будет бликовать. Лучше купите в специальном художественном магазине матовую, слегка бархатистую бумагу. Мелкие узоры тоже не используйте.

  1. При съемке на манекене фон (лист бумаги) расположите за манекеном так, чтобы между вертикалью и горизонталью не было угла (лист как бы круглый). Подбирайте размер листа в зависимости от ракурса фотографии.

  2. Для освещения идеален дневной свет. Располагайтесь по направлению света, чтобы свет падал на изделие, а не в объектив. При искусственном освещении используйте как минимум две лампы мощностью больше 100 ватт. Источники света должны располагаться по бокам, так, чтобы изделие не отбрасывало тени (точнее - чтобы тень не была видна). Не направляйте свет в объектив.

  3. Настраивайте баланс белого (иногда называется яркостью) после каждого изменения ракурса или положения деталей, чтобы не искажать гамму кадра. После нажатия кнопки "WB" наведите объектив на белый или серый (в зависимости от модели) фон и нажмите кнопку съемки. Фотоаппарат скорректирует цвета.

  4. Пользуйтесь режимом макросъемки. В этом случае вы сможете четко передать мелкие детали изделия, зафиксировать игру света и цвета. Особенно это касается изделий с мелким, но очень красивым рисунком. В режиме обычной съемки вы можете потерять фокус и размазать кадр.

  5. В каком формате сохранять фотографии - RAW или JPEG ? RAW представляет собой внутренний формат камеры, это необработанные данные, полученные напрямую с матрицы. По сути, это полуфабрикат, «цифровой негатив», не предназначенный для просмотра. Фотография, сохраненная в JPEG, это уже готовая «к употреблению» картинка, ее можно вывести на печать, отослать друзьям и близким, рассматривать и любоваться.

Преимущества формата JPEG:
• Фотография сразу после съемки готова к печати и просмотру.
• Фотография, сохраненная в JPEG, весит совсем немного.
• Для обработки фотографии в JPEG не нужны особые программы, на снимке уже отрегулирована яркость и контрастность.

Сразу отметим, что RAW всех этих преимуществ не имеет. Фотография в этом формате весит в 3-4 раза больше снимка в JPEG, а для ее обработки («проявки») необходимы специальные программы. Так в чем же преимущества формата RAW и есть ли они вообще? Конечно есть, и их совокупность представляет собой весомый повод, для того чтобы задуматься, какой же из форматов использовать.

Преимущества формата RAW:
• Фотография сохраняется без каких-либо потерь в качестве.
• Фотография сохраняет больше градаций полутонов, таким образом имеет большую разрядность.
• Большинство фотокамер, однако, не все, сохраняют снимки в RAW до цветокор рекции, шумоподавления и увеличения резкости.
• Снимки в формате RAW сохраняются до цветоделения.

RAW обеспечивает превосходную четкость, наиболее заметную в областях с такими мелкими деталями, как перья. RAW обеспечивает и гораздо большую контрастность, особенно в темных областях изображения.

При создании изображений для цифровой презентации помните о разрешении дисплея. Изображение, которое выглядит хорошо на вашем мониторе, может не быть столь неотразимым на проекционном экране с диагональю в 35-52 дюйма и больше. Тонкие детали, которые, как вы думаете, будут видны, на самом деле могут распасться на пиксели и стать нечеткими при увеличении до громадных размеров.

2. Иллюстрирование книги

Отметим сразу, что в специальной литературе нет такого отдельного вида электронных наглядных пособий, как иллюстрированная книга . Идея пришла нам во время выполнения проекта «Пластилиновая жизнь», целью которого было освоение студентами 4 курса приемов лепки из пластилина.

Заметим, что первая книга для детей родилась у путешественника и странника Яна Коменского в 1658 году и называлась «Мир в картинках». Она была снабжена проникновенным поясняющим текстом и имела множество подражателей. В последнее время тема иллюстрации и иллюстрирования становится всё актуальнее.

Как особая форма выражения, иллюстрированная книга складывается из взаимодействия разных составляющих книжного организма. Существенна разница между сложно структурными книгами и книгами с рисованными иллюстрациями, как правило по структуре не сложными (хотя и здесь возможны варианты различных комбинаций.) Иллюстрация в книге - давно уже не сопровождение и не украшение, а способ узнавания и раскрытия текста с разных сторон, а также способ его дополнения и соавторства с ним. Она субьективна, так как наделена индивидуальностью художника, и чем эта индивидуальность ярче, тем интереснее её прочтение. Чем богаче и сложнее мир, который предлагает нам автор - иллюстратор, чем он убедительнее и совершенней пластически - тем больше поводов для размышлений.

Создание иллюстрированной книги на примере разработки проекта «Пластилиновая жизнь». Целью проекта являлись: освоение студентами практики лепки из пластилина методом соединения однотипных деталей. Идея создания иллюстрированной детской книги родилась из сожаления, что пластилиновые герои очень недолговечны. Мы решили их сфотографировать, чтобы запечатлеть в памяти. Затем решили, что герои должны как-то взаимодействовать в кадре. В итоге родилась идея книги.

Краткое описание этапов проекта:

  1. Создание макета книги. На этом этапе мы продумали, какие разделы мы хотели бы видеть в нашей книге. Остановились на разделах: иллюстрированная сказка, истории по картинкам, технологические карты лепки героев.

  2. Написание сказки. Это была авторская сказка о приключениях пингвиненка, который мечтал вернуться домой. Мы хотели написать сказку о доброте и прощении, думаю, у нас получилось хорошо. Одновременно мы придумали короткие истории для раздела «истории по картинкам», чтобы сразу знать, с какими героями нам придется работать.

  3. Лепка героев сказки. Мы разделили героев сказок и историй, каждая из нас лепила героев и декорации к своей сценке, героев сказки о пингвиненке мы лепили вместе. Отдельно мы нарисовали гуашью декорации для сказки (море) и нашли подходящие куски пенопласта для айсберга.

  4. Написание сценария съемки. Нам пришлось переделать сказку в сценарий - указать количество кадров, продумать, что происходит в каждом кадре, какое выражение мордочек у героев, и многое другое.

  5. Съемка иллюстраций. На этом этапе мы расположили декорации на столе, дополнительно осветили съемочную площадку софитом и приступили к съемкам. Каждая сцена снималась отдельно в несколько дублей. Мы меняли расположение персонажей, выражение их мордочек, позы, жесты, для достижения лучшего художественного эффекта и соответствия нашим мыслям.

  6. Обработка фотографий. Перед монтажом книги нам потребовалось выбрать лучшие фотографии, наиболее точно отражающие замысел сказки и историй, подрезать размер, при необходимости обработать их в программе ФОТОШОП.

  7. Монтаж книги. Когда фотографии был готовы, мы смонтировали книгу в единый документ согласно макету, добавили отдельные фоны для каждой страницы, титульный лист и содержание. Готовую книгу мы распечатали на цветном принтере и переплели. Работа над этим проектом доставила нам огромное удовольствие.

3. Создание видеоролика

Качественный видеоролик - результат хорошей режиссерской, операторской, актерской работы и многих других факторов. Но любой ролик начинается со сценария.

Первое, что вам необходимо сделать - определиться со зрителем, к которому вы обращаетесь: кому и какую информацию вы хотите предоставить, для решения какой проблемы ее можно использовать.

Ответив на эти вопросы, можно приступать к подготовке сценария ролика. Последовательность действий и структура сценария видеоролика будут значительно различаться в зависимости от выбранных целей и формата клипа.

Для начала необходимо определиться с темой ролика. Второй этап подготовки сценария - определение идеи. Третий шаг - проработка завязки, кульминации и развязки.

Алгоритм создания сценария:

1. Разработка идеи и ее критическая оценка. Изложение замысла: сформулируйте содержание в одном предложении (примерно 20-25 слов). Это краткое изложение смысла - логлайн - должно сводиться к простой схеме: герой для достижения цели преодолевает препятствие и совершает поступок. Постарайтесь сделать логлайн драматичным, интригующим.

2. Составление структуры сценария: разбейте идею на сюжетные точки.

3. Проработка персонажей: перечислите достоинства и недостатки персонажей. Проследите изменения в характере главного героя в ходе истории.

4. Поэтапное написание: не торопитесь сразу приступать к сценарию, добавляйте детали постепенно: сначала напишите синопсис (сюжет на двух-трех страницах), затем тритмент (короткий поэпизодный рассказ с основными диалогами) и только потом сценарий.
Синопсис, сценарий и тритмент пишутся в настоящем времени.

5. Редактирование текста. Проработать рукопись желательно несколько раз, поэтапно: убедитесь, что результат соответствует первоначальному замыслу; проверьте логику повествования, диалогов, поступков персонажей; исправьте языковые недочеты.

Для нас являлось важным создать видеоролики по теме «Театр оригами», так как тема «Оригами» является одной из ключевых тем в разделе «Работа с бумагой». Наши видеоролики должны были проиллюстрировать возможности использования фигурок оригами для постановки сказки. Краткое описание этапов проекта:

1. Выбор сказки для постановки. Мы остановились на известных сказках с большим количеством героев, чтобы каждый участник учебной группы имел возможность создать своего героя. Это такие сказки, как «Колобок», «Белоснежка и 7 гномов», «Репка», «Теремок».

2. Создание декораций. Декорации для театра оригами являются статичными, поэтому мы просто сделали ширму с базовым пейзажем в технике аппликации и несколько переносных деталей для переднего плана.

3. Репетиция сказки. Перед съемками студенты провели репетицию со словами, так как в этом театре не планировался музыкальный фон. Каждому герою подбирался голос и интонации.

4. Съемка спектакля. После репетиции студенты сняли ролик на переносную видеокамеру по сценам, для того, чтобы было удобно монтировать.

5. Монтаж видеоролика. Монтаж осуществлялся одним из студентов, наиболее хорошо владеющим программой монтажа. Ролики получились разного качества, так как студенты владеют программами монтажа в разной степени.

Таким образом, мы создали три варианта электронных методических пособий с разной степенью сложности. На основе этих пособий мы написали методические рекомендации для преподавателей по созданию электронных методических пособий для уроков технологии.

Список литературы

1. Баршадский, М. Е. Школьные технологии / В. В. Гузеев // научно - практический журнал. - 2010. - №1. - с.153 - 160.

2. Кушнир, А. М. Школьные технологии / А. С. Обухов // научный журнал. - 2011. - №2. - с.128 - 131.

3. Кучмиёва, Л. Народное образование /Л. Кучмиёва // научный журнал. - 2011. - №4. - с.248.

4. Кушнир, А. Народное образование /А. Кушнир // научный журнал. - 2011. - №10. - с.240 - 244.

5. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 576с.

6. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко.- М.: Педагогический поиск, 2001.

7. Ширшов Е. В Информационно- педагогические технологии: ключевые понятия: словарь/ Е.В. Ширшов; Под ред. Т.С Буториной.- Ростов - н/Д: «Феникс», 2006- 256 с.

27

© 2010-2022