Программа элективного курса Электротехника (8 класс)

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Елабужский институт


Центр повышения квалификации,

переподготовки и дополнительного образования







Итоговая квалификационная работа


СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ

В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа выполнена:

слушателем курсов повышения квалификации

Исхаковой Ф.М.

Научный руководитель:

О. В. Шатунова

Работа допущена к защите:

«___»_____________________ 2014 г.

Работа защищена с оценкой

________________________________

«___»_____________________ 2014 г.

Елабуга, 2014





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В настоящее время цели и задачи технологической подготовки школьников определяются необходимостью развития экономики страны, подъема ее перерабатывающих отраслей с использованием высоких технологий, подготовки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров.

Трудовая подготовка и технологическое образование способствуют самореализации личности и ее гражданскому становлению.

«Технология» в современной российской школе способствует формированию технологической культуры, качественно изменяя технологическую, профильную и начальную профессиональную подготовку. Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).

В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в 1993 г., включена новая образовательная область «Технология».

В примерной программе по технологии1, разработанной на базе ФГОС ООО, одна из целей данного учебного предмета - способствовать профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Перечень формируемых при изучении учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые взятые вместе составляют ее категориальный строй. Таким образом, в программе содержание обучения выступает в обобщенном, систематизированном виде.

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подбирая объекты труда и т.д. Поэтому учитель обязан всегда представлять себе не только в целом, о чем идет речь в программе, но и четко просматривать дидактическую связь между одноименными ее разделами. Необходимо опереться на полученные учащимися знания и умения и помнить о том, что изучаемый материал в свою очередь должен послужить базой для усвоения нового материала в последующие годы обучения.

Длительная работа по созданию федеральных компонентов государственных стандартов обусловила утверждение обязательного содержательного минимума для российской школы.

В соответствии с этим минимумом в Российской академии образования под руководством академика В.А.Полякова большим коллективом ученых и учителей-практиков разработаны примерные программы для образовательной области «Технология».

Программа учебного предмета - один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения школьников. Перечень формируемых при изучении учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые взятые вместе составляют ее категориальный строй. Таким образом, в программе содержание обучения выступает в обобщенном, систематизированном виде.

В отечественной педагогике технологическая подготовка и технологические аспекты в профессиональном образовании рассматривались, в основном, в контексте производственной деятельности. Это нашло отражение в трудах П.Р. Атутова, П.Н. Андрианова, С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, М.Н. Жиделева, К.Н. Катханова, И.Д. Клочкова, Н.И. Кузьминой, В.С. Леднева, А.С. Макаренко, А.М. Новикова, В.А. Полякова, В.А. Сластенина, С.А. Шапоринского и др.

Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Перед общеобразовательной школой в качестве одной из важных целей общего образования ставиться: «Подготовить к профессиональному выбору, т. е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля».

В целом в организации профориентационной работы учащейся молодежи, в их профессиональном самоопределении можно выделить следующие основные проблемы:

  1. Отсутствие системного, целостного подхода в организации профориентационной работы с обучающимися.

  2. В республике, муниципальных районах и в образовательных учреждениях не создана целостная инфраструктура для организации профориентационной работы.

  3. Профессиональная работа проводится в основном только на старшей ступени школы, что явно недостаточно.

  4. В профориентационной работе не задействованы работодатели, слабо участвуют службы занятости, недостаточно используются возможности СМИ, включая электронные.

Объект исследования - профильная подготовка учащихся.

Предмет исследования - методика обучения школьников 8 класса специальной технологической подготовки.

Цель исследования - разработать модель содержания специальной технологической подготовки учащихся в профильной школе.

Исходя из цели данной работы, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить источники информации по теме исследования.

  2. Определить основные понятия, связанные с новыми технологиями преподавания электротехники на профильном уровне.

  3. Рассмотреть содержание специальной технологической подготовки учащихся старших классов.

  4. Определить методические особенности специальной технологической подготовки учащихся в профильной школе на примере элективного курса «Электротехнические работы».

  5. Разработать методику проведения элективных курсов «Электротехника» на 24 часа.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют: концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, концепции политехнического и технологического образования П.Р. Атутова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ теоретических источников по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта; проектирование; моделирование.

- эмпирические: наблюдение, беседа, опрос.

Практическая значимость работы заключается в разработке содержания элективного курса «Электротехника» для обучающихся профильных классов технологической направленности, разработки дидактических карточек - заданий.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.







Глава 2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ


2.1 «Технология» как образовательная область

В начале нашего исследования рассмотрим и проанализируем содержание примерной программы школьного предмета «Технология», составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.

Ю.Л. Хотунцев отмечает, что образовательная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности. Поэтому во многих развитых странах «Технология» является одним из основных предметов обучения от детского сада до окончания старшей школы.

В основной школе учащийся должен овладеть приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности.

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;

  • распространенные технологии современного производства;

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

  • методы технической, творческой, проектной деятельности;

В процессе обучения технологии учащиеся:

знакомятся:

  • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

  • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

  • с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

  • с производительностью труда; реализацией продукции;

  • с экологичностью технологий производства;

  • с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, механизмов, инструментов);

  • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

овладевают:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

  • умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые к профессиям.

При разработке авторских вариантов программ, рекомендуется учитывать следующие положения:

  • распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства;

  • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

  • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

  • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый компонент примерной программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой посильный объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий.


2.2 Особенности изучения технологии на базовом и углубленном уровне в школе

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Общеобразовательные учреждения, исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом и профильном уровнях).

В результате изучения технологии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

Перечень знаний и умений, формируемый у обучающихся 8 классов (раздел: Электротехника и электроника):

  • Обучающиеся должны знать:

  • об электризации тел, электрических зарядах и их взаимодействии;

  • об электрическом токе, проводниках и изоляторах;

  • о действии тока (тепловое и механическое);

  • о видах соединения элементов электрических цепей.

  • Обучающиеся должны уметь:

  • определять соответствие источника тока и нагрузки по напряжению;

  • заменять источники тока с соблюдением полярности;

  • находить нарушение контакта в электрической цепи и устранять его;

  • составлять простейшие электрические схемы;

  • собирать простейшие электрические цепи, состоящие из источника тока, нагрузки и выключающего элемента.

  • 4. Межпредметные и внутрипредметные связи раздела

  • Межпредметные связи:

  • Физика, раздел «Электричество» содержит в себе первичные понятия (заряд, электрический ток, напряжение и так далее) и законы (закон Ома для участка цепи, первый и второй закон Кирхгофа), необходимые для изучения электро- и радиотехники. Физические законы и формулы также используются для расчета электрических цепей;

  • Черчение. Схемы электорадиоприборов (Обозначения элементов, толщина линий и т.п.) должны соответствовать ГОСТу;

  • Математика. Используются элементарные математические действия для расчета электрических цепей.

  • Внутрипредметные:

  • Культура дома, технологии обработки материалов и элементы техники в начальных классах, техническое творчество, технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения, информационные технологии.

Переход к профильному обучению позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, Физика, Химия, Биология являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; Литература, Русский язык и Иностранный язык - в филологическом профиле; Обществознание, Право, Экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы Математика, Русский язык, Литература, Иностранный язык, История и Физическая культура, входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

3.1 Особенности организации профильного обучения в классах технологической направленности

В настоящее время профилизация школы - одно из наиболее позитивно оцениваемых обществом направлений модернизации общего образования.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения.

Обучение в профильных технологических классах должно быть организовано в тесном сотрудничестве с учреждениями начального и среднего профессионального образования. Приходится признать, что технологический профиль собирает далеко не лучший контингент учащихся. Это дети, которые не попали ни в математические, ни в гуманитарные классы, со средней успеваемостью и без явно выраженных интересов.

Однако при выборе направления профилизации практически не учитываются рынок труда и развитие муниципального хозяйства страны. Это говорит о том, что существует опасность того, что выпускники школ будут подготовлены не для рынка труда, а для биржи безработных.




3.2 Тематическое планирование элективного курса по теме: «Электротехника» в 8 классе.


Целью курса является ориентация будущих выпускников школы на профессии электротехнического профиля, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Задачи:

- получение знаний по электротехнике;

- приобретение умения чтения электрических схем;

- овладение учащимися умением монтажа электрических цепей;

- овладение навыками работы ручным электромонтажным инструментом;

- приобретение навыков пользования электроизмерительными приборами;

- получение информации о профессиях электротехнического профиля.

Необходимость проведения данного элективного курса вызвана тем обстоятельством, что в России за последние 10-15 лет вследствие социально-экономических причин молодых специалистов гуманитарного направления было подготовлено гораздо больше, чем их требуется на рынке труда. Поэтому многие выпускники гуманитарных профессий не могут найти работу. И, наоборот, специалистов технического профиля готовилось в эти годы недостаточно. Сейчас экономика страны выходит из кризиса, промышленность набирает темпы роста, и поэтому возникла острая потребность в специалистах технического профиля. Востребованность молодого специалиста технического профиля будет способствовать успешности его в жизни, уверенности в завтрашнем дне в условиях рыночных отношений.

Формирование интереса к электротехническим профессиям можно осуществить на элективном курсе "Электротехника". Занимаясь на этом курсе, учащиеся могут определиться с выбором профессии, с выбором профиля учебного заведения, в котором продолжат обучение после окончания школы.

Данный элективный курс отличается от курса электротехники, который изучают в рамках курса технологии, следующими критериями:

а) более глубокое изучение разделов, посвященных электродинамике и электромагнитным явлениям;
б) практическая направленность и занимательность при изучении тем;
в) получение навыков работы с электромонтажными инструментами и измерительными приборами;
г) знакомство с материалами и арматурой, используемыми в электротехнике;
д) получение информации о профессиях электротехнического профиля.

Элективный курс опирается на базовые знания, которые учащиеся получают на уроках технологии и физики, на знания из бытовой жизни, а также на присущий многим ребятам интерес к технике.

При знакомстве с новым материалом полезно использовать следующие методы обучения:

- словесный метод обучения - рассказ, беседы, фронтальный опрос, объяснение, устный инструктаж;
- практические методы обучения - демонстрация приемов электромонтажных работ, технологии ремонта электроприборов, изготовление макетов электрифицированных устройств, чтение и составление электрических схем.

Для организации занятий используются следующие формы:

  • лекционное изложение материала;

  • эвристические беседы;

  • практикумы, исследования;

  • работа в малых группах;

  • домашние эксперименты.

Формами контроля при проведении данного курса являются:

  • Самостоятельная работа;

  • Сообщения по результатам выполнения домашних экспериментальных заданий;

  • Тесты по результатам проведенных работ.

Основные виды деятельности учащихся

  • Индивидуальное, коллективное, групповое решение теоретических и практических заданий.

  • Участие и решение олимпиадных задач.

  • Подбор, материла для выполнения практических работ.

  • Взаимопроверка выполнения работ по курсу.

  • Составление профессиограммы, проекта в электронном виде.

Данный курс предполагает следующие результаты:

  • Овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных электротехнических задач.

  • Предпрофильная подготовка учащихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов электротехнического цикла.

  • Успешная самореализация учащихся.

  • Опыт работы в коллективе.

  • Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.

  • Опыт составления индивидуальной программы обучения.

  • Систематизация знаний.

  • Возникновение потребности читать дополнительную литературу.

  • Умение искать, отбирать, оценивать информацию.

  • Экономное использование электричества.

Практическая работа составляет 80% всего учебного времени.

Ожидаемые результаты курса:

- ориентация учащихся на профессии электротехнического профиля;
- приобретение практических навыков электромонтажных работ;
- углубление теоретических знаний по электротехнике.

Одним из элементов защиты является подготовленный и красочно оформленный выставочный материал: проектная документация, и др. Видеоматериалы и презентации используют в процессе защиты.

Срок реализации программы курса - 1 год, продолжительность - 24 часа.

Возраст учащихся - 8-9 класс.

Учебный план

Название темы

Теория

(час)

Практ

(час)

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

0,5

0,5

собеседование

2

Электромонтажные работы

1

3

Собеседование, практ. работа

3

Электрические цепи

1

3

Собеседование, практ. работа

4

Бытовая электроарматура

1

2

Собеседование, практ. работа

5

Осветительная сеть

1

2

Собеседование, практ. работа

6

Бытовые нагревательные приборы

1

1

Собеседование, практ. работа

7

Элементы автоматики

1

1

Собеседование, практ. работа

8

Электропривод

1

1

Собеседование, практ. работа

9

Реферат, проект

0,5

0,5

Собеседование, защита работы

10

Итог

0,5

0,5

Собеседование, практ. работа

Содержание занятий

Раздел темы

Содержание темы

Кол.час

1

Вводное занятие

Человек и электроэнергия. Действие электрического тока на человека. Правила безопасности работы ручным инструментом и электробезопасности. Защитные средства от поражения электрическим током. Организация рабочего места.

1

2

Электромонтажные работы

Инструменты для электромонтажа, виды проводов, изоляционная лента, изоляционные трубки. Электромонтажные работы, виды монтажа.

Требования правил безопасности труда при выполнении электромонтажных работ. Пайка, электропаяльник, припой, флюс. Монтаж проводов скруткой, пайкой, винтовым соединением.

4

3

Электрические цепи

Напряжение, сила тока, сопротивление, закон Ома. Источники тока. Электрическая цепь, условные обозначения, электрическая схема. Последовательное и параллельное соединение потребителей. Составление принципиальной схемы и сборка по ней электрической цепи. Электроизмерительные приборы - Авометры.

Изготовление электрифицированной игрушки (макет)

4

4

Бытовая электроарматура

Лампа накаливания и электрический патрон. Электрическая вилка и выключатель. Осветительные приборы - светильники.

Монтаж и подключение электрического патрона, вилки и выключателя.

Изготовление однолампового светильника.

3

5

Осветительная сеть

Понятие об однофазном и трехфазном токе. Электроснабжение жилых домов.

Электрическая сеть квартиры.

Провода, предохранители и изоляторы осветительной сети.

Ответвления проводов, монтажные коробки. Электрическая розетка - устройство, монтаж и подключение розетки.

Однофазный электрический счетчик.

4

6

Бытовые нагревательные приборы

Назначение, устройство, эксплуатация и ремонт электронагревательных приборов.

Ремонт утюга, электроплитки.

2

7

Элементы автоматики

Электромагниты, их применение.

Реле, принцип действия, устройство, применение. Устройство и ремонт электрического звонка.

2

8

Электропривод

Электродвигатели, коммутационная аппаратура, схемы подключения электродвигателей. Электрический транспорт, электроподъемные механизмы - краны, лифты.

Ознакомление с профессией электромеханика. Экскурсия.

2

9

Реферат, проект

Профессиограмма на тему «Электромеханик». Проект.

Защита профессиограммы, проекта.

1

10

Итог

Тест

1

Содержание курса:

Занятие 1. Лекция. Человек и электроэнергия. Действие электрического тока на человека. Правила безопасности работы ручным инструментом и электробезопасности. Защитные средства от поражения электрическим током.

Практическая работа. Организация рабочего места. (0,5 часа)

Занятие 2. Лекция. Инструменты для электромонтажа, виды проводов, изоляционная лента, изоляционные трубки. Электромонтажные работы, виды монтажа. (1 час)

Практическая работа. Требования правил безопасности труда при выполнении электромонтажных работ. Пайка, электропаяльник, припой, флюс. Монтаж проводов скруткой, пайкой, винтовым соединением. (3 часа)

Занятие 3. Лекция. Напряжение, сила тока, сопротивление, закон Ома. Источники тока. Электрическая цепь, условные обозначения, электрическая схема. (1 час)

Практическая работа. Последовательное и параллельное соединение потребителей. Составление принципиальной схемы и сборка по ней электрической цепи. Электроизмерительные приборы - Авометры. Изготовление электрифицированной игрушки (макет). (3 часа)

Занятие 4. Лекция. Лампа накаливания и электрический патрон. Электрическая вилка и выключатель. Осветительные приборы - светильники. (1 час)

Практическая работа. Монтаж и подключение электрического патрона, вилки и выключателя. Изготовление однолампового светильника. (2 часа)

Занятие 5. Лекция. Понятие об однофазном и трехфазном токе. Электроснабжение жилых домов. Электрическая сеть квартиры. Провода, предохранители и изоляторы осветительной сети. Ответвления проводов, монтажные коробки. (1 час)

Практическая работа. Электрическая розетка - устройство, монтаж и подключение розетки. Однофазный электрический счетчик. (3 часа)

Занятие 6. Лекция. Назначение, устройство, эксплуатация и ремонт электронагревательных приборов. (1 час)

Практическая работа. Ремонт утюга, электроплитки. (1 час)

Занятие 7. Лекция. Электромагниты, их применение. Реле, принцип действия, устройство, применение. (1 час)

Практическая работа. Устройство и ремонт электрического звонка. (1 час)

Занятие 8. Лекция. Электродвигатели, коммутационная аппаратура, схемы подключения электродвигателей. Электрический транспорт, электроподъемные механизмы - краны, лифты. (1 час)

Практическая работа. Ознакомление с профессией электромеханика. Экскурсия. (1 час)

Занятие 9. Лекция. (0,5 часа)

Профессиограмма на тему «Электромеханик». Проект. (0,5 часа)

Практическая работа. Защита профессиограммы, проекта. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения. Оформление изделия. Контроль качества изделия. Изготовление проектируемого изделия. Презентации проектов. (0,5 часа)

Занятие 10. Лекция. (0,5часа)

Практическая работа. Тест. (0,5часа)

Планируемый результат:

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами электротехнических работ, оформления интерьера, вызвать интерес к профессии электрика, художника-оформителя. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни. Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка выпускников школы к трудовой, профессиональной деятельности и образованию на любом этапе развития общества является важнейшей социальной, экономической и политической задачей. Это объясняется приоритетностью труда в становлении личности и сферой проявления ее творческих задатков и дарований, их развития, областью самовыражения и самообеспечения человека. От качества трудовой (технологической) подготовки зависит успех выпускников в профессиональном образовании и профессиональной деятельности.

В ходе выполнения нашего исследования мы изучили историю профильного образования, проанализировали проблемы, которые были поставлены перед школами программой Концепции профильного образования, а также определили содержание технологического профиля, как одного из направлений профилизации.

Проведенное исследование позволило сделать нам определенные выводы:

1. Одним из направлений повышения качества технологической подготовки выпускников школы является профильное технологическое обучение, с которым связывают возможность максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей школьников, более эффективной и целенаправленной их подготовки к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности. В настоящее время многообразие интересов, склонностей, способностей учащихся не всегда находит свое отражение в существующем спектре учебных профилей, при этом большинство из них, как и профессиональные планы учащихся, не соответствуют реальным потребностям рынка труда в кадрах.

2. Технологическое образование выпускников школы способствует успешной адаптации к социально-экономическим условиям жизни; реализации права учащегося на образование и труд в соответствии со своими интересами, способностями и возможностями; формированию самоопределения, стратегии профессионального роста и построению собственной траектории профессиональной карьеры; обеспечению единства обучения, воспитания и всестороннего развития личности; формированию потребностей в знаниях, высоких мотивах учения, в стремлении к постоянному самообразованию, подготовке к продолжению образования.

3. Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору учащихся начиная с 8-9-10-11 классов в различных направлениях трудовой деятельности. Выбор определяется кадровым составом школы и ее материально-технологической базой при учете пожеланий школьников и их родителей. Технологический профиль обладает широкими возможностями предоставления старшеклассникам такого выбора.

4. Разработанная нами учебная программа элективного курса «Электротехнические работы» для учащихся, обучающихся в профильных классах технологической направленности, может быть использована в учебном процессе. Ее реализация позволит учащимся глубже познакомиться с электротехникой как одной из важнейших наук, составляющих основу инженерно-технологического образования, не теряющего своей востребованности на рынке труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Адаменко, А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков / А.С. Адаменко. - М.: Дрофа, 2003. - 384 с.

  2. Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся / В.Е. Алексеев. - М.: Дрофа, 2004. - 238 с.

  3. Алексеева, Н.Н. Методическая поддержка профильного обучения / Н.Н. Алексеева // Профильная школа. - 2007. - №4. - С. 9-16.

  4. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И.С. Артюхова // Педагогика. - 2004. - №2. - С. 28-33.

  5. Бесценная, В.В. Конструирование содержания элективных курсов в профильном обучении : Автореф. … дисс. канд. пед. наук : защищена 07.12.06 : утверждена 24.05.07 / В.В. Бесценная. - Омск, 2006. - 20 с.

  6. Бобровская, Л.Н. Модель реализации технологического профиля обучения / Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Н.Н. Рождественская // Профильная школа. - 2006. - № 5. - С. 44-47.

  7. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.

  8. Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е.В. Воронина. - М. : 5 за знания, 2006. - 256 с.

  9. Галагузова, М.А., Комский, Д.М. Первые шаги в электротехнику. Москва, "Просвещение", 1996. - 189 с.

  10. Казакевич, В.М. Стандартизация «Технологии» в условиях профильного обучения / В.М. Казакевич // Профильная школа. - 2004. - № 1. - С. 40-47.

  11. Казакевич, В.М. Технологическое образование в век высоких технологий / В.М. Казакевич // Школа и производство. - 2001. - №1. - С.2-5.

  12. Китунович, В.И. Новые технологии обработки материалов в творческих проектах старшеклассников / В.И. Китунович // Школа и производство. - 2008. - № 7. - С. 29.

  13. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М., 2002. - 21 с.

  14. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений / Г.И. Кругликов. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 448 с.

  15. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. - Брянск : Изд-во БГПУ, 2000. - 342 с.

  16. Нагель, О.И. Преодолеваем трудности проектного метода / О.И. Нагель // Школа и производство. - 2008. - №5. - С. 11-14.

  17. Овечкин, В.П. Технологическое образование в постиндустриальном обществе / В.П. Овечкин // Школа и производство. - 2008. - №5. - С. 6-9.

  18. Пашкова, М.Ю. Технологический профиль в общеобразовательном учреждении / М.Ю. Пашкова, Л.В. Стаценко, Н.Л. Подобряева // Школа и производство. - 2008. - №1. - С. 3-8.

  19. Пичугина, Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании / Г.В. Пичугина // Школа и производство. - 2006. - № 1. - С. 10-15.

  20. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы : проект. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.

  21. Программы образовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение / Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.

  22. Программы элективных курсов для средней (полной) общеобразовательной школы / Сост. А.А. Журин. - М. : Дрофа, 2007. - 234 с.

  23. Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М. : МГППИ, 2001. - 128 с.

  24. Роботова, А.С. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учеб.-метод. пособие / А.С. Роботова, И.Н. Никонов; Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб. : КАРО, 2005. - 80 с.

  25. Родионов, М.А. Модель предпрофильной подготовки школьников на основе сочетания базовых и элективных курсов / М.А. Родионов, Ю.Н. Пудовкина // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 26. - Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/model-predprofilnoy-podgotovki-shkolnikov-na-osnove-sochetaniya-bazovyh-i-elektivnyh-kursov (дата обращения: 25.05.2014).

  26. Сасова, И.А. От трудового обучения - к технологическому образованию / И.А. Сасова // Школа и производство. - 2008. - № 5. - С. 3-6.

  27. Серебренников, Л.Н. Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников / Л.Н. Серебренников // Школа и производство. - 2006. - №5. - С. 6-10.

  28. Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры. 10-11 классы / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 176 с.

  29. Селезнев, А.М. Основы электротехники. Москва, "Высшая школа", 1998г.

  30. Хотунцев, Ю.Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран / Ю.Л. Хотунцев. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 199 с.

  31. Федоров, С.Р. Справочник электрика. Москва, "Просвещение", 2001. - 132 с.

  32. Чистякова, С.Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения / С.Н. Чистякова // Профильная школа. - 2004. - №5. - С. 5-10.

  33. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников: Учеб-метод. пособие / С.Н. Чистякова и др.. - М. : АПКиПРО, 2003. - 102 с.

  34. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология». - М. : Вита-Пресс, 2004. - 48 с.

  1. Примерные программы по учебным предметам. Технология. - Режим доступа: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2754.

  2. schu1243c.mskobr.ru

  3. teacherphysicis.ucoz.ru

  4. Схемы: klassremonta.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Тест

  1. Отметьте правильный ответ:

К энергетическим машинам относятся:

а) Легковые автомобили;

б) Самолеты;

в) Электропаяльники;

г) Электрические генераторы

  1. Укажите правильный ответ

Если человек находится под действием электрического тока необходимо прежде всего:

а) вызвать врача;

б) освободить пострадавшего от действия электрического тока;

в) сделать искусственное дыхание;

г) сделать непрямой массаж сердца.

3. Укажите правильный ответ

Мощность электромагнита не зависит от:

а) напряжения;

б) числа витков обмотки;

в) цвета сердечника;

г) толщина провода.

4. Укажите правильный ответ

Последовательно или параллельно с бытовыми электроприборами включают плавкий предохранитель на электрическом щите:

а) параллельно;

б) последовательно;

в) можно последовательно, можно параллельно.

5. Укажите правильный ответ

К энергетическим машинам относится:

а) фрезерный станок;

б) швейная машина;

в) сверлильный станок;

г) генератор.

6. Укажите правильный ответ

Безопасным является электрическое напряжение до:

а) 380 В;

б) 220 В;

в) 127 В;

г) 36 В;

д) 12 В.

7. Укажите правильный ответ

Устройствами управления и защиты в электрических цепях являются:

а) трансформаторы;

б) выпрямители;

в) осветительные приборы;

г) выключатели и предохранители;

д) нагревательные приборы.

8. Укажите правильный ответ

Для передачи информации с помощью сотовых телефонов используются:

а) ультразвук;

б) линии электропередачи;

в) электромагнитные волны;

г) переменный ток на частоте 50 Гц.

9. Укажите правильный ответ

К профессиям типа «человек - техника» относится:

а) педагог;

б) программист;

в) бухгалтер;

г) инженер.

10. Укажите правильный ответ

Электрические лампы в электрической цепи могут соединяться

1 - последовательно

2 - параллельно

3 - перпендикулярно

4 - смешанно

11. Амперметр служит:

а) для измерения напряжения

б) для измерения силы тока

в) для измерения сопротивления

12. Сердечник электромагнита изготавливают:

а) из пластмассы или древесины;

б) из меди;

в) из стали.

13. Подвижная часть электродвигателя называется:

а) статор

б) ротор

в) вентилятор

г) коллекторные пластины;

д) обмотки


1 Примерные программы по учебным предметам. Технология. - Режим доступа: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2754.

© 2010-2022