- Преподавателю
- Технология
- Календарное планирование. 6 класс. Технология
Календарное планирование. 6 класс. Технология
Раздел | Технология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карамашев О.А. |
Дата | 17.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Технология 5-11 классы», авторы Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, издательство Москва «Просвещение», 2010 год.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находят разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомства с произведениями декоративно - прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников.
Данный вид деятельности вовлекает в учебный процесс те силы и способности детей, которые другими средствами не могут быть задействованы. Он развивает важные для ребенка и процесса обучения психофизические, интеллектуальные и нравственные силы к которым относятся зрение, слух, память, внимание, привычка к порядку и точности, настойчивость и т.д. Обогащается непосредственный, живой опыт школьников, будится творческая мысль, развиваются познавательные потребности, формируется общее умение работать: определять цель, объём работы, последовательность её выполнения, предвидеть последствия ошибок, приучать к добросовестности в работе, формирует любовь к физическому труду.
Художественная обработка материалов требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментоми станочным оборудованием. Одновременно с этим дает уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Художественная обработка природных материалов развивает духовные способности человека, в том числе «чувствующий красоту формы глаз». В слаженной, согласной работе глаз, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации.
Задачи, которые необходимо реализовать на уроках технологии:
-
Формировать интерес к различным материалам, научить учащихся правильно подбирать материалы для изделий, учитывать размеры деталей, физические и механические свойства древесины и металла;
-
Формировать навыки работы столярным и слесарными инструментами,обработки материалов на станках, отделки поверхности изделий, эстетического оформления изделий;
-
Формировать у учащихся знания и умения, способствующие самостоятельно разрабатывать и изготавливать собственные изделия, анализировать их преимущества и недостатки (размеры, прочность, эстетическое оформление, трудоёмкость их изготовления, доступность материалов и затраты на них и т.д.)
-
Развивать творческое и логическое мышление, эстетический вкус у учащихся;
-
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей среде и рабочему инструменту.
Обучение в 6-х классах рассчитано на 1 год обучения, всего 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Формы организации познавательной деятельности - коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы занятий - традиционные, творческие, практические.
Методы обучения - словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично поисковый, репродуктивный, практический, продуктивный.
В календарно-тематическом планировании предусмотрено изучение технологии обработки древесины, обработки различных материалов, изобразительного искусства, элементов начертательной геометрии и графики.
Для работы учащихся 6-х классов требуются следующие оборудования и инструменты: контрольно измерительный инструмент, верстаки, ножовки, рубанки, струбцины, молотки, отвёртки, стамески, долота, наборы винтовых пальцевых и перьевых сверл, выжигательный аппарат, шурупы, гвозди, клей, кисти, масляные и нитро лаки и краски, шлифовальная бумага, образцы пород древесины, заготовки из древесины различных пород.
На уроке технологии учащиеся 6-х классов должны знать:
-
Правила охраны труда в столярной мастерской
-
Правила заготовки древесины
-
Производство и применение пиломатериалов
-
Способы соединения деталей.
-
Назначение столярного верстака, шерхебеля, рубанка, ножовки, лобзика, ручной дрели.
-
Технический рисунок, эскиз, чертёж.
-
Способы зачистки поверхности древесины и древесных материалов.
-
Способы отделки поверхностей изделий.
-
Породы и пороки древесины, свойства древесины.
-
Правила чтения чертежей, эскизов и технологических карт.
-
Устройство и назначение сверлильного станка.
-
Устройство и назначение СТД-120М.
-
Устройство и назначение переносного электроинструмента для обработки древесины.
-
Устройство и назначения штангенциркуля.
-
Разметочный и контрольно-измерительный инструмент.
-
Инструмент для ручной обработки древесины.
-
Инструмент для ручной обработки металла.
-
Способы художественной обработки древесины.
-
Способы отделки изделий.
-
Лакокрасочные материалы.
-
Правила ТБ при работе деревообрабатывающих станках
-
Правила ТБ при ручной и механической обработки древесины.
-
Правила ТБ при ручной и механической обработки металлов.
-
Правила ТБ при проведении отделочных и лакокрасочных работ.
Учащиеся 6-х классов должны уметь:
-
Организовывать рабочее место.
-
Пользоваться верстаком.
-
Различать твердые и мягкие породы древесины.
-
Размечать экономно заготовки.
-
Работать инструментом для ручной обработки древесины, соблюдая безопасные приёмы работы.
-
Сверлить отверстия в древесине и древесных материалов ручной дрелью и на сверлильном станке.
-
Соединять деревянные детали гвоздями, шурупами, клеем.
-
Читать технические рисунки и эскизы.
-
Составлять операционные карты.
-
Зачищать поверхность заготовки рашпилем напильником и шлифовальной бумагой.
-
Отделывать поверхность заготовок.
-
Подбирать заготовки из древесины и древесных материалов, учитывая нагрузку на них и условия эксплуатации.
-
Эстетически украшать изделия.
-
Покрывать изделия лаками и красками.
Уровень обученности и воспитанности отслеживается в процессе педагогического наблюдения, на зачётных занятиях, на выставках и конкурсах.
Цель: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, оказание помощи им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.
Класс
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы
Реквизиты
программы
УМК
обучающихся
УМК
учителя
Федеральный
компонент
Региональный
компонент
Школьный
Компонент
6
2
Программа «Технология 5-11 классы», авторы Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, издательство -М «Просвещение», 2010 год.
Технология: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков. /П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; под ред. В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2010г.
Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[М.Б. Павлова, И.А. Сасова, М.И. Гуревич и др.]; под ред. И.А. Сасовой. -М.: Вентана-Граф, 2011г.
Технология. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков. /П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010г. Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[М.Б. Павлова, И.А. Сасова, М.И. Гуревич и др.]; под ред. И.А. Сасовой. -М.: Вентана-Граф, 2011г. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков) 6 класс К.Л. Дерендяев -М.: ВАКО, 2009г.
Технология: 6 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / - Волгоград: Учитель, 2007г.
Технология 5-9 классы «Организация проектной деятельности»; О.А. Нессонова и др. - Волгоград; Учитель 2009г.
Научная редакция сборника: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко.
6 класс.
№
урока
Содержание
(общая тема,
тема урока)
Кол-во
часов
Дата проведения уроков
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся на уроке
Контроль достижения результата.
Примечание
Планируемая
Фактическая
Технология создания изделий из древесины.
6а
6б
6а
6б
1-2
Инструктаж по ТБ и ППБ в мастерской. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.
2
02.09.
02.09.
Знать: структуру лесной и деревообрабатывающей промышленности; способы заготовки древесины; виды лесоматериалов; профессии, связанные с заготовкой древесины.
Уметь: определять виды лесоматериалов; рассчитывать объём заготовленной древесины.
Устный опрос учащихся. Тест.
3-4
Пороки древесины.
2
09.09.
09.09.
Знать: понятие порок древесины; природные и технологические пороки.
Уметь: распознавать пороки древесины.
Устный опрос учащихся. Тест.
5-6
Производство и применение пиломатериалов.
2
16.09.
16.09.
Знать: виды пиломатериалов; способы их получения; область применения различных пиломатериалов.
Уметь: определять виды пиломатериалов.
Устный опрос учащихся. Тест.
7-8
Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
2
23.09.
23.09.
Знать: о влиянии технологий заготовки лесоматериалов на окружающую среду и здоровье человека; основные законы и мероприятия по охране труда в России; правила безопасного поведения в природе.
Уметь: бережно относиться к природным богатствам; рационально использовать дары природы (лес, воду, воздух, полезные ископаемые и т. д.)
Устный опрос учащихся. Тест.
9-10
Чертёж детали. Сборочный чертёж.
2
30.09.
30.09.
Знать: технологические понятия чертёж детали, сборочный чертёж; графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм, конструктивных элементов деталей; виды проекций деталей на чертеже. Уметь: читать чертежи (эскизы) призматической и цилиндрической форм; определять последовательность сборки изделия по сборочному чертежу и технологической карте.
Устный опрос учащихся. Тест.
11-12
Основы конструирования и моделирования изделия из древесины.
2
07.10.
07.10.
Знать: понятия конструирование, моделирование, модель; функции вещей; требования, учитываемые при конструировании изделия; этапы конструирования.
Уметь: конструировать простейшие изделия; создавать эскиз и технические рисунки сконструированного изделия.
Устный опрос учащихся. Тест.
13-14
Соединение брусков. ТБ при соединении брусков.
2
14.10.
14.10.
Знать: виды соединений брусков; способы соединения деталей; ручные инструменты для выполнения соединений брусков; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять соединение брусков различными способами.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
15-16
Соединение брусков. ТБ при соединении брусков.
2
21.10.
21.10.
Знать: виды соединений брусков; способы соединения деталей; ручные инструменты для выполнения соединений брусков; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять соединение брусков различными способами.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
17-18
Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным способом. ТБ при изготовлении деталей ручным способом.
2
28.10.
28.10.
Знать: технологию изготовления цилиндрических и конических деталей ручным способом; назначение инструментов и рациональные приёмы работы с ними; правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом; проводить визуальный и инструментальный контроль качества.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
19-20
Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным способом. ТБ при изготовлении деталей ручным способом.
2
11.11.
11.11.
Знать: технологию изготовления цилиндрических и конических деталей ручным способом; назначение инструментов и рациональные приёмы работы с ними; правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом; проводить визуальный и инструментальный контроль качества.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
21-22
Составные части машин.
2
18.11.
18.11.
Знать: составные части машин; виды зубчатых передач; условные графические обозначения на кинематических схемах; правила расчёта передаточного отношения в зубчатых передачах.
Уметь: читать и составлять кинематические схемы.
Устный опрос учащихся. Тест.
23-24
Устройство токарного станка для точения древесины.
2
25.11.
25.11.
Знать: устройство токарного станка, его кинематическую схему; виды операций, выполняемых на токарном станке; правила безопасной работы на станке.
Уметь: организовывать рабочее место; закреплять заготовки на станке.
Устный опрос учащихся. Тест.
25-26
Устройство токарного станка для точения древесины.
2
02.12.
02.12.
Знать: устройство токарного станка, его кинематическую схему; виды операций, выполняемых на токарном станке; правила безопасной работы на станке.
Уметь: организовывать рабочее место; закреплять заготовки на станке.
Устный опрос учащихся. Тест.
27-28
Технология точения древесины на токарном станке. ТБ при точении на станке.
2
09.12.
09.12.
Знать: приёмы подготовки заготовок к точению на токарном станке; назначение и устройство ручного инструмента; правила заточки инструмента; приёмы работы на токарном станке.
Уметь: подготавливать заготовки к точению; выполнять работу на токарном станке с опорой на технологическую карту; контролировать качество и устранять выявленные дефекты.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
29-30
Технология точения древесины на токарном станке. ТБ при точении на станке.
2
16.12.
16.12.
Знать: приёмы подготовки заготовок к точению на токарном станке; назначение и устройство ручного инструмента; правила заточки инструмента; приёмы работы на токарном станке.
Уметь: подготавливать заготовки к точению; выполнять работу на токарном станке с опорой на технологическую карту; контролировать качество и устранять выявленные дефекты.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
31-32
Художественная обработка изделий из древесины. ТБ при работе с резцами.
2
23.12.
23.12.
Знать: виды орнамента; виды резьбы; инструменты для выполнения ручной художественной резьбы; приёмы выполнения резьбы; правила безопасной работы.
Уметь: размечать рисунок резьбы; подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
33-34
Художественная обработка изделий из древесины. ТБ при работе с резцами.
2
13.01.
13.01.
Знать: виды орнамента; виды резьбы; инструменты для выполнения ручной художественной резьбы; приёмы выполнения резьбы; правила безопасной работы.
Уметь: размечать рисунок резьбы; подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
35-36
Защитная и декоративная отделка изделий из древесины. ТБ при отделке изделий.
2
20.01.
20.01.
Знать: назначение защитной отделки изделий из древесины; виды защитной и декоративной отделок; виды красок и лаков; правила безопасной работы; правила расчёта затрат на изготовление изделий.
Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделия; рассчитывать затраты на изготовление изделия.
Устный опрос учащихся. Тест.
Технология создания изделий из металла.
37-38
Свойства черных и цветных металлов.
2
27.01.
27.01.
Знать: общие сведения о металлургической промышленности; влияние технологии производства и обработки металлов на окружающую среду; основные свойства металлов и сплавов; правила поведения в слесарной мастерской.
Уметь: распознавать металлы и сплавы по внешнему виду и свойствам.
Устный опрос учащихся. Тест.
39-40
Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката.
2
03.02.
03.02.
Знать: виды изделий из сортового металлического проката; способы получения сортового проката; графическое изображение деталей из сортового проката; области применения сортового проката.
Уметь: читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с использованием сортового проката.
Устный опрос учащихся. Тест.
41-42
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. ТБ при работе с штангенциркулем.
2
10.02.
10.02.
Знать: инструменты для разметки; назначение и устройство штангенциркуля; приёмы измерения штангенциркулем.
Уметь: выполнять разметку заготовок сортового проката с использованием штангенциркуля.
Устный опрос учащихся. Тест.
43-44
Изготовление изделий из сортового проката. ТБ при изготовлении изделий.
2
17.02.
17.02.
Знать: понятия технологический процесс, технологическая операция; профессии, связанные с обработкой металла.
Уметь: составлять технологическую карту.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
45-46
Резание металла слесарной ножовкой. ТБ при работе слесарной ножовкой.
2
24.02.
24.02.
Знать: назначение и устройство слесарной ножовки; правила выполнения резания металла; правила безопасной работы.
Уметь: подготавливать ножовку к резанию; выполнять резание металла.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
47-48
Рубка металла. ТБ при рубке металла зубилом.
2
03.03.
03.03.
Знать: инструменты для рубки металла; правила безопасной работы; приёмы работы.
Уметь: выполнять рубку деталей из металла.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
49-50
Опиливание металла. ТБ при опиливании металла напильником.
2
10.03.
10.03.
Знать: виды инструментов для выполнения операции опиливания; назначение операции опиливания заготовок; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять операцию опиливания деталей из металла.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
51-52
Отделка изделий из металла. ТБ при отделке изделий.
2
17.03.
17.03.
Знать: сущность процесса отделки изделий из сортового металла; инструменты для выполнения отделочных операций; виды декоративных покрытий; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять отделочные операции при изготовлении изделий из сортового проката.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
Культура дома.
53-54
Закрепление настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных петель.
2
07.04.
07.04.
Знать: виды ремонтно-строительных работ; инструменты и приспособления для проведения ремонтных работ; технологию некоторых видов ремонтных работ; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять закрепление настенных предметов; устанавливать форточки, оконные створки и двери.
Устный опрос учащихся. Тест.
55-56
Устройство и установка дверных замков.
2
14.04.
14.04.
Знать: виды и устройство дверных замков; инструменты для установки дверных замков; правила безопасной работы.
Уметь: устанавливать дверные замки.
Устный опрос учащихся. Тест.
57-58
Простейший ремонт сантехнического оборудования.
2
21.04.
21.04.
Знать: устройство водопроводного крана и смесителя; виды неисправностей и способы их устранения; инструменты для ремонта сантехнического оборудования; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей.
Устный опрос учащихся. Тест.
Творческий проект.
59-60
Техническая эстетика изделий.
2
28.04.
28.04.
Знать: содержание науки о технической эстетике; требования к технической эстетике; сущность понятия золотое сечение и способы применения данного правила; требование к внешней отделке.
Уметь: видеть в процессе труда и создаваемых предметах красоту во всех её проявлениях.
61-62
Основные требования к проектированию изделий. Элементы конструирования.
2
05.05.
05.05.
Знать: требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта.
Уметь: анализировать свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта.
63-64
Разработка творческого проекта.
2
12.05.
12.05.
Знать: методы определения потребностей и спроса на рынке товаров и услуг; методы поиска информации об изделиях и материалах; последовательность разработки творческого проекта.
Уметь: обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составлять технологическую карту.
65-66
Выбор и оформление творческого проекта.
2
19.05.
19.05.
Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов.
Уметь: обосновывать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; изготовить изделие; оформлять. творческий проект; представлять свою работу.
67-68
Выбор и оформление творческого проекта.
2
26.05.
26.05.
Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов.
Уметь: обосновывать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; изготовить изделие; оформлять, творческий проект; представлять свою работу.
Защита выполненного творческого проекта.