• Преподавателю
  • Технология
  • Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 110809 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 110809 «Механизация сельского хозяйства»

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП 10«Основы экономики, менеджмента и маркетинга»







Чистополь, 2014 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 110809 « Механизация сельского хозяйства»

базовой подготовки утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ 5 октября 2009г.№370, зарегистрированной в Минюсте России от 09 декабря 2009г.№15461

Разработчики:

Иванова Е.И. - преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Чистопольский сельскохозяйственный техникум» Министерство образования и науки Республики Татарстан имени Усманова.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии « Естественнонаучные и социально-экономические дисциплины

«Председатель цикловой комиссии _________/Фатхутдинова А.Р../

Протокол№1 от04.09.2014 года2012 г.

Утверждено

Заместитель директора

по учебной работе

_____________/Гайнуллин М.З./

05. 09___2014 г.

Рассмотрено

Методическим Советом.

Методист

______________/Нуретдинова Н.С/

______04.09._2014г.











СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………..

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………








  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 10 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»


  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 110809 « Механизация сельского хозяйства»

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при повышении квалификации и переподготовки.


  1. Место и дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональный цикл


  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • 1.Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

  • 2.Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

  • 3.Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

  • 4.Анализировать основные технико-экономические показатели деятельности организации;(В)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • 1Основные положения экономической теории;

  • 2Принципы рыночной экономики;

  • 3.Современное состояние и перспективы развития отрасли;

  • 4.Роли и организацию хозяйствующих субьектов в рыночной экономике;

  • 5.Механизм ценообразования на продукцию (услуги);

  • 6.Формы оплаты труда;

  • 7.Стили управления, виды коммуникации;

  • 8.Принципы делового общения в коллективе;

  • 9.Управленческий цикл;

  • 10.Особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

  • 11.Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

  • 12.Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации;

  • 13.Особенности интенсификации сельского хозяйства.( В )


  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплин:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:


  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 40 часов.







  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

В том числе:


Практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

В том числе:


Реферат

14

Доклад

4

Оформление практических заданий

4

Выполнение индивидуальных заданий

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета






Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы экономической теории.

12


Тема 1.1.

Основные положения экономической теории.

.

Содержание учебного материала

8


1

Основные положения экономической теории.

  1. Этапы становления и развития экономической теории

  2. Основные положения экономической теории.

  3. Принципы рыночной экономики.

2



2

2

2


2

Самостоятельная работа обучающихся.1

Реферат на тему « Современные экономические системы их преимущества и недостатки»

2


2

3

Основные проблемы экономики.

  1. Производственные возможности общества.

  2. Кривая производственных возможностей .

  3. Факторы производства.

2


2

2

2

4

Самостоятельная работа обучающихся.2

Реферат на тему « Человеческий фактор и его роль в рыночной экономике»»

2

2

Тема 1.2.

Основные законы рыночного саморегулирования.

Содержание учебного материала

4


1

Основные законы рыночного саморегулирования

  1. Закон спроса.

  2. Закон предложения.

  3. Формирование рыночной цены.

  4. Конкуренция.

2


2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №3.

  1. Реферат на тему : «Ценовая эластичность» и «Ценовая конкуренция».

.

2

2

1

2

3

4

Раздел 2. Отрасль в условиях рынка

32


Тема 2.1. Современное состояние и перспективы развития отрасли.

Содержание учебного материала

8


1

Сельское хозяйство как основная сфера АПК.

  1. Роль и значение отрасли в системе АПК.

  2. Особенности отрасли, современное состояние и перспективы развития.

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся№4.

Реферат на тему «Продовольственная безопасность страны»

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся №5.

Составить таблицу « Состав и структура сфер АПК»

2

2

4

Интенсификация сельского хозяйства.

  1. Сущность и основные направления интенсификации сельского хозяйства.

  2. Показатели интенсификации.

2

2

2

Тема 2.2. Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике


Содержание учебного материала

6


1

Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект.

  1. Организация( предприятие) - как основное звено экономики отрасли и их признаки

  2. Классификация современных предприятий

2


2

2

2

Основные характеристики и принципы функционирования современных форм хозяйствования в АПК.

  1. Хозяйственные товарищества.

  2. Хозяйственные общества.

  3. Производственные кооперативы.

  4. Государственные и индивидуальные предприятия.

2



2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся№6.

1.Составить таблицу « Особенности современных сельскохозяйственных предприятий».

2


2

Тема 2.3. Основные показатели деятельности организации.

Содержание учебного материала

4


1

Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий.

  1. Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные.

  2. Технико-экономические показатели использования оборудования.

  3. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся№7.

Составить словарь по основным показателям деятельности сельхоз предприятий.

2

2

1

2

3

4

Тема 2.4. Земельные ресурсы и их роль в сельском хозяйстве.

Содержание учебного материала

4


Земельные ресурсы и их роль в сельском хозяйстве.


  1. Земля как главное средство производства и ее особенности.

  2. Классификация земельных угодий.

  3. Пути повышения эффективности использования земли в сельском хозяйстве.

2



2

2

2

6

Практическая работа.№1

1.Определение структуры землепользования сельскохозяйственного предприятия. 2.Определение показателей и анализ эффективности использовании земли на предприятии.

2




3

3

Тема 2.5. Средства производства и их роль в сельском хозяйстве.

Содержание учебного материала

8


1

Основные средства производства и показатели их использования.


  1. Классификация и оценка основных средств.

  2. Показатели использования основных средств.

2


2

2

2

Оборотные средства производства и показатели их использования.


  1. Сущность и классификация оборотных средств.

  2. Показатели использования оборотных средств.

2


2

2

3

Практическая работа.2


  1. Расчет показателей обеспеченности и эффективности использования основных и оборотных средств производства и их анализ.


2


3


4

Самостоятельная работа обучающихся№8.

Реферат на тему «Капитальные вложения и инвестиции в АПК»


2


2

1

2

3

4

Тема 2.6. Цены и ценообразование на сельскохозяйственную продукцию


Содержание учебного материала

6


1

Цены и ценообразование на сельскохозяйственную продукцию


  1. Понятие и экономическое содержание цены.

  2. Система цен на сельскохозяйственную продукцию.

  3. Механизм рыночного ценообразования.

2



2

2

2

2

Практическая работа 3


  1. Расчёт средней цены реализации с.х. продукции

2



3

4

Самостоятельная работа обучающихся.№9

Составить тест на тему « Цены и ценообразование на товары и услуги»

2

2

Раздел 3.. Кадры и оплата труда в организации.

18


Тема 3.1.

Кадры организации и производительность труда

Содержание учебного материала

4


1

Кадры организации и особенности их использования в сельском хозяйстве.


  1. Понятие трудовых ресурсов и их использование в сельском хозяйстве.

  2. Состав и структура кадров организации.

  3. Рабочее время и его использование.

2





2

1

1

2

Практическая работа.4


  1. Определить структуру трудовых ресурсов и структуру затрат труда на предприятии их анализ.

2



3

Тема 3.2. Нормирование труда

Содержание учебного материала

4


1

Нормирование труда.

  1. Сущность нормирования и виды норм труда.

  2. Методы нормирования труда.

2

2

1

2

Самостоятельная работа обучающихся№10.


  1. Используя справочную литературу составить таблицу

« Нормы выработки на основные сельскохозяйственные работы».

2



3

1

2

3

4

Тема 3.3. Производительность труда.

Содержание учебного материала

4


1

Производительность труда.


  1. Производительность труда - понятие и значение.

  2. Показатели уровня производительности труда.

  3. Факторы роста производительности труда.

2


2

2

2

2

Практическая работа.5


  1. Расчет показателей производительности труда на предприятии в целом, по отраслям в отдельности и на производстве отдельных видов продукции и их анализ.

2



3

Тема 3.4. Формы и системы оплаты труда

Содержание учебного материала

6


1

Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики.


  1. Мотивация труда и ее основные направления..

  2. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание.

  3. Бестарифная система оплаты труда.

2



1

2

1

2

Формы и системы оплаты труда.


  1. Сдельная и повременная системы оплаты труда, их разновидности, преимущества и недостатки.

  2. Фонд оплаты труда и его структура.

2




2

2


3

Практическая работа. 6


  1. Расчет расценок и начисление зарплаты работникам сельскохозяйственных предприятий.


2



3

1

2

3

4

Раздел 4. Основные экономические показатели деятельности организации (предприятия)

14


Тема 4.1.

Издержки производства и реализации продукции

Содержание учебного материала

6


1

Себестоимость и издержки производства.


  1. Понятие и виды себестоимости.

  2. Классификация затрат по статьям и элементам.

  3. Отраслевые особенности структуры себестоимости.

2



2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №11.

Реферат на тему «Пути снижения себестоимости в сельском хозяйстве.»

2

2

3

Практическая работа.7

  1. Расчет и анализ уровня и структуры себестоимости продукции на предприятии.

2


3


Тема 4.2. Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

8


1

Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности.


  1. Сущность прибыли, ее источники.

  2. Факторы, влияющие на величину прибыли.

  3. Распределение и использование прибыли.

  4. Показатели рентабельности

2




2

2

2

2

3

Практическая работа.8

  1. Расчет и анализ размера прибыли, уровня рентабельности и нормы прибыли.

2

3

4

Самостоятельная работа обучающихся №12

  1. Разработка схемы распределения прибыли

2


2

5

Самостоятельная работа обучающихся №13

1.Реферат «Пути повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства»

2


2

1

2

3

4

Раздел 5. Менеджмент.

26


Тема 5.1.Сущность и содержание менеджмента в отрасли.

Содержание учебного материала

8


1

Сущность и содержание « Менеджмента»

1.Сущность, цели и особенности менеджмента в сельском хозяйстве.

  1. Типы структур управления сельскохозяйственными предприятиями.

2



2

2

2

Практическая работа.9

  1. Рассчитать структуру товарной продукции предприятия.

2


3

3

3.

Самостоятельная работа обучающихся№14

1.Начертить производственную структуру предприятия.

2.На основе производственной структуры начертить организационную структуру предприятия и структуру управления.

2


3

3

4

Самостоятельная работа обучающихся№15

Доклад. « Должностные инструкции работников инженерной службы»

2


Тема 5.2.Функции менеджмента.

Содержание учебного материала

4


1

Управленческий цикл и его элементы.

  1. Понятие управленческого цикла.

  2. Классификация функций управления.

2



2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №16.

Реферат на тему « Органы управления сельскохозяйственным производством и их функции»

2


2

Тема 5.3. Методы управления.

Содержание учебного материала

4


1

Методы управления.

1.Система методов управления производством.

2. Экономические методы управления.

3.Административные методы управления.

4. Социально -психологические методы управления.

2


2

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся№17.

Доклад на тему «Основные виды экономических методов управления»

2

2

1

2

3

4

5

Тема 5.4.

Стили управления.

Содержание учебного материала

6


1

Стили управления.


  1. Понятие и виды стилей управления.

  2. Требования предъявляемые к управлению.

  3. Принципы делового общения в коллективе.

2


2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся№18.


  1. Составить таблицу « Положительные и отрицательные стороны разных стилей управления»

2


2

3

Управленческий персонал на предприятии.

1.Роль, значение и состав кадров управления.

2.Система управления персоналом.

3. Особенности менеджмента в области сельского хозяйства.

2


1

2

2

Тема 5.5. Коммуникации в управлении..

Содержание учебного материала

4


1

Информационное обеспечение управления.

1.Сущность и значение информации в управлении.

2.Классификация и виды информации.

2


2

2

2

Коммуникационные системы.


  1. Виды коммуникаций в управлении.

  2. Управленческие решения.

2


1

2

3

4

5

Раздел 6 .Маркетинг.



Тема 6.1. Маркетинговая деятельность сельскохозяйственной организации (предприятия)

Содержание учебного материала

10


1

Маркетинговая деятельность сельскохозяйственной организации (предприятия)


  1. Понятия и концепции маркетинга: концепция совершенствования производства, концепция качества товаров, концепция сбыта.

  2. Принципы и цели маркетинга: ориентация производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность.

  3. Основные функции маркетинга.

2


2



2

2


2

Самостоятельная работа обучающихся.№19

1.Реферат на тему «Качество и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции».

2


2

3.

Организация службы маркетинга на предприятиях АПК.

1.Маркетинг и менеджмент их связь.

2. Организация службы маркетинга на предприятиях АПК.

3. Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

2


2

2

2

4

Самостоятельная работа обучающихся№20.

  1. Составить программу рекламной компании сельскохозяйственного предприятия.

2


2

5

Практическая работа.10

  1. Выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции.

2


2

Дифференцированный зачет

2


Дифференцированный зачет

2


Всего:

120


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономики и менеджмента»;

Оборудование учебного кабинета:

  • Рабочие места по количеству обучающихся;

  • Рабочее место преподавателя;

  • Комплект учебно-методической документации;

  • Наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;

  • Видеотека по курсу;

  • Учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины;

Технические средства обучения:

  • Компьютер, мультимедиа комплекс.








  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендованных учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. - 3-е изд., стер. - КноРус, 2007.

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

4. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Дело и сервис, 2001.

5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.

6. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2007.

7. Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2006.

Дополнительные источники:

1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) - М., 2007.

2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. - М., 2006.

3. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - М.: КолосС, 2004.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.

5. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2008.

6. Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2002.

7. . «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.

8. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.

9. Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».

1. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: www



  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


  • Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

Практические задания


  • Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

Решение ситуационных задач

  • Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

Практические задания


  • Анализировать основные технико-экономические показатели деятельности организации;(В)

Практические задания

Знания:


  • Основные положения экономической теории;

Тестирование.

  • Принципы рыночной экономики;

Тестирование.

  • Современное состояние и перспективы развития отрасли;

Тестирование

  • Роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

Тестирование.


  • Механизм ценообразования на продукцию (услуги0;

Практические задания

Тестирование.

  • Формы оплаты труда;

Практические задания

Тестирование.

  • Стили управления, виды коммуникации;

Тестирование.


  • Принципы делового общения в коллективе;

Тестирование.


  • Управленческий цикл;

Тестирование.


  • Особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

Тестирование.


  • Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

Тестирование.


  • Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации;

Тестирование

  • Особенности интенсификации сельского хозяйства.( В )

Тестирование.

Практические задания

Итоговая аттестация усвоенных знаний и освоенных умений

Дифференцированный зачет


© 2010-2022