- Преподавателю
- Технология
- Методическая разработка Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии
Методическая разработка Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карнова Е.Н. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии»
Выполнил (а): Карнова Елена Николаевна,
учитель технологии
ГБОУ СОШ №8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска
.
2015 г.
Актуальность
Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом "делай, как я".
Американский ученый Джон Дьюи сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.
"Решить проблему" - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась с проблемами:
-
отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
-
ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);
-
испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине);
Наиболее эффективно эти проблемы решаются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий.
Целью моей педагогической деятельности является - развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях.
Поэтому в первую очередь необходимо решать задачи:
- развивать интерес, "разбудить воображение" и активизировать познавательную деятельность;
- научить разрабатывать идеи, при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;
- воспитывать коммуникативные качества личности.
В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:
-
коммуникативные;
-
личностные;
-
социальные;
-
художественные;
-
технологические.
В ходе выполнения проектов мы видим результаты :
1.Формируются и отрабатываются:
-
Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
-
Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
-
Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
-
Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
-
Умение работать в группе, в команде
-
Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества.
Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".
Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.
С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.
Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.
Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся: см. Таблица1
Таблица 1
Этапы
Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность педагога
Формы и методы
Поисковый этап
Постановка цели
Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы
Уточняют информацию
Обсуждают задание
Мотивирует учащегося
Объясняет цели проекта
Наблюдает
-
проблемная беседа
-
рассказ
-
консультация
-
сам. работа
Анализ и обработка информации
Анализ проблемы
Определение источников информации
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов
Распределение ролей в команде
Формируют задачи
Уточняют информацию (источники)
Выбирают и обосновывают свои критерии успеха
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе)
Наблюдает
-
экскурсия
Конструкторский этап
Планирование
Сбор и уточнение информации
Выбор оптимального варианта
Уточнение планов деятельности
Работают с информацией
Проводят синтез и анализ идей
Выполняют исследование
Наблюдает
Консультирует
Организует, активирует и направляет поиск на выработку идей, помогает в выборе решения
Беседа
Дискуссия
Дизайн- анализ
Ролевая игра
Сам. работа
Технологический этап Выполнение
Выполнение запланированных технологических операций
Текущий контроль качества
Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию
Выполняют исследование и работают над проектом
Осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности
Проводят контроль качества обработки изделия
Оформляют проект
Наблюдает
Советует (по просьбе)
Обеспечивает материальную базу
Косвенно руководит деятельностью учащихся
Организует и координирует процесс изготовления
Знакомит с новыми приемами обработки материалов
Беседа
Показ
Упражнение
Сам. работа
Практическая работа
(заполнение технологической карты)
Заключительный этап
Оценка результатов
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого
Анализ достижения поставленной цели
Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования
Готовят документацию к защите
Оказывает помощь
Организует защиту и обсуждение проектов
-
беседа
-
дискуссия
-
консультация
-
деловая (ролевая игра)
Защита
Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов
Оценка
Защищают проект
Участвуют в коллективной оценке результатов проекта
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
Аргументировано оценивает работу учащихся над проектом
Оценка проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее на каждом этапе проекта.
Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому - сам продолжает совершенствоваться.
Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Результаты показывают увеличение мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.
Таким образом, в процессе работы над проектом у школьника есть возможность осуществить свой замысел, воплотить свою идею, применить и показать на практике все свои знания и способности, и мы можем утверждать, что именно проект и есть тот самостоятельно выбранный путь реализации личности в образовательном процессе.
Планируемые результаты
Личностные:
-
Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов;
-
Проявление технико - технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
-
Самооценка умственных и физических способностей .
Метапредметные:
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.
Предметные:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов
Результатом моей работы является творческая деятельность моих учеников:
Руковожу школьным кружком " Юный дизайнер". Работы коллектива носят исследовательский характер в области конструирования, моделирования и дизайна одежды, предметов домашнего обихода. Кружок ежегодно участвует в городских и областных конкурсах по декоративно -прикладному творчеству.
Лучшие работы могут быть использованы как олимпиадные работы, либо в качестве пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и т.д.
-
Участие обучающихся в школьных, городских олимпиадах
-
Участие в конкурсах декоративно - прикладного творчества городского, областного, всероссийского уровня
Список используемой литературы.
-
Байбородова Л. В. Серебрянников Л. Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Методическое пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
-
Каневец О.Ф. Технология: Тетрадь для учащихся 5,6,7 классов.- Саратов: Лицей,2002.
-
Касьянов В. П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.- О.: 2004.
-
Крапивина Н. В. Технология 7кл.- Саратов: Лицей, 2005.
-
Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Личностно- деятельностные технологии обучения: Учебно - методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.
-
Межуева Ю.В. Технология 5,6 кл.- Саратов: Лицей, 2006.
-
Найденская Н. Г., Новокщенова Е. В., Трубецкова И. А. Человек. Образ. Стиль.- М.: Издательство "Познавательная книга плюс",2002.
-
Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2003.
-
Сасова И. А. Тетрадь творческих работ по технологии- М.: Вентана - Граф, 2003.
-
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений - м.: АРКТИ, 2005.
-
Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П. С. , Синица Н. В. Технология 8 кл.-М.: Вентана - Граф,1997.
-
Смирнов А. Мир профессий: Человек - художественный образ.- М.: Молодая гвардия, 1989.