Методическая разработка Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Методическая разработка

Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии»








Выполнил (а): Карнова Елена Николаевна,

учитель технологии

ГБОУ СОШ №8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска



.

2015 г.

Актуальность

Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом "делай, как я".

Американский ученый Джон Дьюи сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

"Решить проблему" - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась с проблемами:

  • отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);

  • ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);

  • испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине);

Наиболее эффективно эти проблемы решаются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий.

Целью моей педагогической деятельности является - развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях.

Поэтому в первую очередь необходимо решать задачи:

- развивать интерес, "разбудить воображение" и активизировать познавательную деятельность;

- научить разрабатывать идеи, при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;

- воспитывать коммуникативные качества личности.

В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

  • коммуникативные;

  • личностные;

  • социальные;

  • художественные;

  • технологические.

В ходе выполнения проектов мы видим результаты :

1.Формируются и отрабатываются:

  • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

  • Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

  • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

  • Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

  • Умение работать в группе, в команде

  • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества.

Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.

С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.

Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.

Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся: см. Таблица1

Таблица 1

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Формы и методы

Поисковый этап

Постановка цели

Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы

Уточняют информацию

Обсуждают задание

Мотивирует учащегося

Объясняет цели проекта

Наблюдает

  • проблемная беседа

  • рассказ

  • консультация

  • сам. работа

Анализ и обработка информации

Анализ проблемы

Определение источников информации

Постановка задач и выбор критериев оценки результатов

Распределение ролей в команде

Формируют задачи

Уточняют информацию (источники)

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе)

Наблюдает

  • экскурсия

Конструкторский этап

Планирование

Сбор и уточнение информации

Выбор оптимального варианта

Уточнение планов деятельности

Работают с информацией

Проводят синтез и анализ идей

Выполняют исследование

Наблюдает

Консультирует

Организует, активирует и направляет поиск на выработку идей, помогает в выборе решения

Беседа

Дискуссия

Дизайн- анализ

Ролевая игра

Сам. работа

Технологический этап Выполнение

Выполнение запланированных технологических операций

Текущий контроль качества

Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию

Выполняют исследование и работают над проектом

Осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности

Проводят контроль качества обработки изделия

Оформляют проект

Наблюдает

Советует (по просьбе)

Обеспечивает материальную базу

Косвенно руководит деятельностью учащихся

Организует и координирует процесс изготовления

Знакомит с новыми приемами обработки материалов

Беседа

Показ

Упражнение

Сам. работа

Практическая работа

(заполнение технологической карты)

Заключительный этап

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Анализ достижения поставленной цели

Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования

Готовят документацию к защите

Оказывает помощь

Организует защиту и обсуждение проектов

  • беседа

  • дискуссия

  • консультация

  • деловая (ролевая игра)

Защита

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов

Оценка

Защищают проект

Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Аргументировано оценивает работу учащихся над проектом

Оценка проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее на каждом этапе проекта.

Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому - сам продолжает совершенствоваться.

Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Результаты показывают увеличение мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.

Таким образом, в процессе работы над проектом у школьника есть возможность осуществить свой замысел, воплотить свою идею, применить и показать на практике все свои знания и способности, и мы можем утверждать, что именно проект и есть тот самостоятельно выбранный путь реализации личности в образовательном процессе.

Планируемые результаты

Личностные:

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов;

  • Проявление технико - технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • Самооценка умственных и физических способностей .

Метапредметные:

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Предметные:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

• разработка вариантов рекламных образов

Результатом моей работы является творческая деятельность моих учеников:

Руковожу школьным кружком " Юный дизайнер". Работы коллектива носят исследовательский характер в области конструирования, моделирования и дизайна одежды, предметов домашнего обихода. Кружок ежегодно участвует в городских и областных конкурсах по декоративно -прикладному творчеству.

Лучшие работы могут быть использованы как олимпиадные работы, либо в качестве пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и т.д.



  1. Участие обучающихся в школьных, городских олимпиадах

Методическая разработка Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии



  1. Участие в конкурсах декоративно - прикладного творчества городского, областного, всероссийского уровня

Методическая разработка Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии Методическая разработка Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии

Список используемой литературы.

  1. Байбородова Л. В. Серебрянников Л. Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Методическое пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

  2. Каневец О.Ф. Технология: Тетрадь для учащихся 5,6,7 классов.- Саратов: Лицей,2002.

  3. Касьянов В. П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.- О.: 2004.

  4. Крапивина Н. В. Технология 7кл.- Саратов: Лицей, 2005.

  5. Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Личностно- деятельностные технологии обучения: Учебно - методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.

  6. Межуева Ю.В. Технология 5,6 кл.- Саратов: Лицей, 2006.

  7. Найденская Н. Г., Новокщенова Е. В., Трубецкова И. А. Человек. Образ. Стиль.- М.: Издательство "Познавательная книга плюс",2002.

  8. Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2003.

  9. Сасова И. А. Тетрадь творческих работ по технологии- М.: Вентана - Граф, 2003.

  10. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений - м.: АРКТИ, 2005.

  11. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П. С. , Синица Н. В. Технология 8 кл.-М.: Вентана - Граф,1997.

  12. Смирнов А. Мир профессий: Человек - художественный образ.- М.: Молодая гвардия, 1989.


© 2010-2022