Рабочая программа курса предпрофильной подготовки Информационная подготовка (9 класс)

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки Информационная подготовка (9 класс)

«Информационная подготовка»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы элективного курса «Информационная подготовка» для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, допущена к использованиюв учебном процессе экспертным заключением №103 от 21.09.05. Комитета по образованию. Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 9 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 11 часов.

Цели курса: знакомство с различнымы образовательными учреждениями и обучение построению индивидуальной траектории получения профессионального образования.

Задачи курса:

  • научить определять наиболее существенные факторы, влияющие на выбор направления продолжения образования;

  • способствовать формированию навыков самостоятельного конструирования индивидуальной траектории получения образования

  • научить сравнивать эти траектории по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта

Количество часов:

Всего:11

В неделю:1

Проектных работ: 1

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

  • понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;

  • типы образовательных учреждений;

  • классификацию профессиональных образовательных программ;

  • понятие «элективный курс»;

  • виды и задачи элективных курсов;

  • понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;

  • возможности приобретения профессии;

  • возможные пути получения профессионального образования;

  • возможности рынка образовательных услуг региона;

  • особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • определять предмет и задачи курса;

  • различать формы обучения;

  • определять типы образовательных учреждений;

  • находить алгоритм оптимального пути получения профессии;

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование Интернета. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Заключительные занятия целесообразно провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Выбор учреждения профессионального образования» (на примере конкретного учреждения).

Тематическое планирование курса

п/п

Наименование тем

Количество

часов

Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (первичная диагностика).

1

Система образования в Российской Федерации.

1

Особенности получения среднего (полного) общего образования.

2

Возможности получения профессии

1

Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений

1

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования

2

Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

2

Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика)

1

Итого

11

Содержание курса

1. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика

и профконсультирование (первичная диагностика образовательного запроса)

Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса. Цель и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела.

Учащиеся должны знать:

  • цель и задачи курса.

Учащиеся должны уметь:

  • перечислять основные разделы программы курса;

  • обосновывать важность компетентного выбора оптимальной формы обучения в зависимости от жизненной ситуации.

2. Система образования в Российской Федерации

Формы обучения. Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений. Понятие образовательной программы. Виды образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Классификация профессиональных образовательных программ.

Учащиеся должны знать:

  • понятие «образовательное учреждение»;

  • понятие «образовательная программа».

Учащиеся должны уметь:

  • перечислять существующие формы обучения;

  • объяснять особенности различных форм обучения;

  • доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;

  • перечислять существующие типы образовательных учреждений;

  • указывать отличительные особенности различных типов образовательных учреждений;

  • приводить примеры образовательных учреждений различных типов;

  • называть существующие виды образовательных программ;

  • называть отличительные особенности различных видов образовательных программ;

  • приводить примеры использования образовательных программ в образовательных учреждениях различных типов.

3. Особенности получения среднего (полного) общего образования.

Образовательные учреждения, реализующие программы общего образования. Образовательное учреждение, организующее универсальное обучение (непрофильное). Образовательное учреждение, осуществляющее профильное обучение. Возможные профили обучения:

  • физико-математический;

  • физико-химический;

  • химико-биологический;

  • биолого-географический;

  • социально-гуманитарный;

  • филологический;

  • информационно-технологический;

  • индустриально-технологический;

  • художественно-эстетический;

  • оборонно-спортивный.

4.Возможности приобретения профессии

Способы приобретения профессии:

  • профессиональная подготовка;

  • начальное профессиональное образование;

  • среднее профессиональное образование;

  • высшее профессиональное образование;

  • послевузовское профессиональное образование.

Возможные пути получения профессионального образования:

  • школа - пу; школа - пу - суз; школа - пу - суз - вуз; школа - пу - суз - вуз - аспирантура;

  • школа - суз; школа - суз - вуз; школа - суз - вуз - аспирантура;

  • школа - вуз; школа - вуз - аспирантура.

Учащиеся должны знать:

  • понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;

  • возможности приобретения профессии;

  • возможные пути получения профессионального образования.

Учащиеся должны уметь:

  • находить оптимальные пути получения профессии.

5. Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений

Лицензия. Приложение к лицензии. Свидетельство о государственной аккредитации. Процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация).

Учащиеся должны знать:

  • понятия «лицензия», «приложение к лицензии», «свидетельство о государственной аккредитации».

Учащиеся должны уметь:

  • перечислять процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца;

  • объяснять необходимость проведения процедур лицензирования, аттестации, государственной аккредитации;

  • объяснять назначение приложения к лицензии;

  • различать права, которые приобретает образовательное учреждение после лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;

  • перечислять основные документы, необходимые образовательному учреждению для осуществления образовательной деятельности и выдачи документов об образовании государственного образца.

6. Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования

Общеобразовательные учреждения района, области.

Учреждения профессиональной подготовки.

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Послевузовское образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  • особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

7. Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

Обобщенный алгоритм продолжения образования. Различные источники информации об образовательных учреждениях. Определение характерных особенностей образовательных учреждений. Конструирование версий продолжения образования в зависимости от индивидуальных условий. Выбор формы представления своего варианта. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». Структура проекта, требования к его оформлению и защите.

Учащиеся должны знать:

  • алгоритм продолжения образования;

  • виды источников информации об образовательных учреждениях;

  • структуру исследовательского проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять сбор информации об образовательных учреждениях, используя различные источники;

  • анализировать собранную информацию, используя знания, полученные учащимися при изучении курса;

  • определять характерные особенности образовательных учреждений;

  • конструировать версии продолжения образования;

  • составлять собственный вариант продолжения образования по алгоритму, предложенному учителем;

  • представлять свой вариант продолжения образования в виде проекта.

8. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика образовательного запроса)

Диагностика степени сформированности образовательного запроса учащихся. Помощь в определении индивидуальной цели, уровня притязаний и планирование профессиональной карьеры.

Диагностика жизненной ситуации учащегося, соотношение ее с ситуацией в обществе.

Диагностика представлений об альтернативах получения образования, соответствующих потребностям и возможностям.


Календарно тематическое планирование «Информационная подготовка» (9 класс)

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1

Предмет и задачи курса

1

Урок усвоения новых знаний

Цель и задачи курса. Варианты продолжения образования

Знать: основную цель курса, названия разделов курса; о возможности существования вариантов продолжения образования

Анкета

2

Формы обучения

1

Урок усвоения новых знаний

Формы обучения. Образовательное учреждение: понятие, типы. Образовательная программа

Знать: существующие формы обучения в РФ; понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа».

Фронтальный опрос

3

Универсальное и профильное обучение

1

Урок усвоения новых знаний

Универсальное и профильное обучение. Учебный план: понятие, структура.

Знать: формы реализации среднего(полного) общего образования; определение понятий: «универсальное обучение», «профильное обучение», «элективные курсы»

Уметь: делать выводы о содержании обучения на основе учебных планов

Фронтальный опрос

4

Элективные учебные предметы

1

Урок усвоения новых знаний. ПР

Элективные учебные предметы: определение, виды, задачи

Знать: определения, виды и задачи элективных учебных курсов

Задания 3.1, 3,2

5

Основные ступени профессионального образования в РФ

1

Урок усвоения новых знаний. ПР

Профессия и ее роль в жизни человека. Основные ступени профессионального образования

Знать: определение понятия каждой ступени профессионального образования и уровень получаемой подготовки

Задание 4.1

6

Лицензирование. Государственная аккредитация.

1

Урок усвоения новых знаний

Лицензия. Свидетельство о государственной аккредитации.

Знать: определение понятия «лицензия», «свидетельство о государственной аккредитации; назначение приложения к лицензии.

Задание 5.2

7

Образовательные учреждения

1

Урок усвоения новых знаний

Общеобразовательные учреждения. ПУ.СУЗ.ВУЗ.

Знать: информацию о общеобразовательном обучении, ПУ, ВУЗе, СУЗе.

Уметь: показывать их отличительные особенности

Индивидуальный устный опрос

8

Построение индивидуальной образовательной траектории

1

Урок применения новых знаний. ПР

Индивидуальная образовательная траектория.

Уметь: построить индивидуальную образовательную траекторию, с учетом нескольких вариантов

Задание 6.3

9-10

Проектирование получения профессионального образования

2

Урок усвоения новых знаний

Алгоритм построения траектории продолжения образования. Структура мини-проекта. Мини-проект.

Знать: обобщенный алгоритм построения траектории продолжения образования, структуру проекта

Задания 7.1,7.2

11

Индивидуальная траектория продолжения образования

1

Урок обобщения

Уметь: представлять собственный вариант продолжения образования

Список литературы

Для учителя:

  1. Федеральный закон «Об образовании».

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. - 2002. - Декабрь.

  4. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: книга для учителей / авторы-составители: И.С. Батракова, А.В. Мосина, А.П. Тряпицына. - СПб., 1993.

  5. Чистякова. С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. / под.ред. С.Н.Чистяковой. - М.: Просвещение, 2005.

  6. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением/ авт -сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. - М.: Глобус, 2007


Рабочая программа курса предпрофильной подготовки Информационная подготовка (9 класс)

© 2010-2022