РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По технологии 10 класс

Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 16


Рассмотрено

На заседании МО

Протокол №_____

«___»_____________ 2015г.

Рук МО_________________

Согласовано

Зам. директора

_____________________________

«____»_______________2015г.



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По технологии 10 класс



Инчина Александра Николаевича,

учителя технологии



























2015 - 2016 учебный год

Содержание рабочей программы


  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………….3

  2. Содержание тем учебного курса………………………………………………………………………..5

  3. Требования к уровню подготовки учащихся…………………………………………………………..5

  4. Критерии оценок знаний учащихся…………………………………………………………………….6

  5. Календарно-тематический планирование……………………………………………………………...8

  6. Учебно-методическое материально-техническое обеспечение образовательной деятельности…11












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена для изучения курса «Технология» обучающимися 10 классов общеобразовательной школы.

Рабочая программа разработана на основе программы по «Технологии» для 10 классов общеобразовательных учреждений (авторская программа В.Д. Симоненко. Технология 10-11 классов. Москва. «Просвещение» 2005г.), примерной программы среднего (полного) общего образования по «Технологии» (базовый уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников (2004).

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Основные цели изучения курса:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Программа включают в себя разделы «Основы предпринимательства», «Имидж и этикет современного делового человека», «Основы художественного проектирования изделий», «Проектная деятельность».

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с информатикой при поиске информации, использовании современных информационных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов.

Задачи изучения курса:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений на этапе среднего полного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Место предмета в учебном плане

В Федеральном базисном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится 70 часов на этапе среднего (полного) общего образования для обязательного изучения предмета «Технология», в том числе, в 10 классе - 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю.

В соответствии с образовательной программой учреждения, на 2015 - 2016 учебный год, на изучение предмета «Технология» в 10 классе отведено 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Содержание обучения по направлениям

Промышленность. Общая технология производства, специальная технология, оборудование, материаловедение, информационные технологии, психология общения, промышленный дизайн, вопросы экономики, основы предпринимательской деятельности.

Экономика. Основы экономической теории, бухгалтерского учета, менеджмента, маркетинга, ценообразования, коммерческого права, рынка ценных бумаг, информационные технологии, этика деловых отношений.

Педагогика. Этика и эстетика, информационные технологии, возрастная физиология и гигиена, психология общения.

Строительство. Общестроительные работы, столярно-плотницкие и паркетные работы, санитарно-технические работы, строительный дизайн, информационные технологии, основы предпринимательской деятельности, история архитектуры.

Сфера управления. Основы менеджмента, компьютерное делопроизводство, оргтехника, этика деловых отношений, психология общения.

Технология ручной и станочной обработки конструкционных материалов (варианты определяются по видам материалов). Пиление, точение, строгание, фрезерование, механическое и термическое пластическое формирование, сварка, склейка, пайка, термообработка, шлифование и полирование, окраска и лакирование.

Техника (машиноведение). Виды машин и станков, их классификация, устройство, принцип действия и наладка металлорежущих и деревообрабатывающих станков.

Информационные технологии. Набор и форматирование текста, вывод на принтер, систематизация информации, работа с файлами в операционной системе, работа с прикладными программами.

Художественная обработка материалов. Технология прикладного художественного творчества Дизайн, декоративное ткачество; резьба по дереву; фигурное точение; гравирование; мозаика, инкрустация, роспись, выжигание; тиснение; художественная чеканка.

Графика. Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов, чертежей, схем, графиков, диаграмм; работа с чертежными инструментами и с помощью компьютерных средств.

Основы предпринимательства. Организация и регистрация индивидуальной трудовой деятельности, кооператива, малого предприятия. Предпринимательская деятельность в системе маркетинга. Менеджмент. Оплата налогов.

Профессиональное самоопределение. Ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека. Ориентирование в мире профессий. Самооценка профессиональных интересов, склонностей и способностей. Выбор социально-экономических ориентиров в труде.

Культура. Понятие о культуре и ее видах, становление трудовой культуры. Деятельность человека, техника и технология, их роль и место в формировании трудовой культуры. Знания о себе и профессиональной деятельности как одно из условий развития личности и производства.

Содержание тем учебного курса.

Вводное занятие (1 ч.)

Повторение правил техники безопасности в учебных мастерских. Ознакомление с программой обучения на 10 класс и её разделами, целями и задачами.

Технология как часть общечеловеческой культуры. (19 ч.)

Технологическая культура. Понятие «технология». Технологические уклады.

Связь технологий с наукой, техникой и производством. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. Энергетика и энергоресурсы. Промышленные технологии и транспорт. Сельское хозяйство в системе природопользования. Природоохранные технологии. Переработка бытового мусора и промышленных отходов.

Рациональное использование лесов, пахотных земель и минеральных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов. Использование альтернативных источников энергии. Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире.

Перспективные направления развития современных технологий. Новые универсальные технологии. Электротехнологии. Лучевые и ультразвуковые технологии. Плазменная обработка. Технологии послойного прототипирования. Нанотехнологии. Новые принципы организации современного производства. Автоматизация технологических процессов.

Практические работы могут выполняться, анализируя один проект или отдельные компоненты разных проектов, как ранее выполненных, так и планируемых.

Методы решения творческих задач (15ч.)

Творческий процесс. Защита интеллектуальной собственности. Логические и эвристические методы решения задач. Как ускорить решение творческих задач. Мозговая атака. Метод обратной мозговой атаки. Метод контрольных вопросов. Синектика. Морфологический анализ. Функционально стоимостный анализ. Эвристические методы, основанные на ассоциации. Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

По итогам изучения раздела учащиеся выполняют творческий проект: «Методы решения творческих задач».

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

- о средствах преобразовательной деятельности, перспективных технологиях профильной или профессиональной подготовки;

- об основах проектирования;

- об организации и планировании рабочего места, обеспечении безопасных условий труда;

- основы культуры труда, этики и психологии общения;

- документацию и правила работы с ней;

- приемы и методы выполнения специальных работ;

- основы профессионального самоопределения;

- основы экономики и предпринимательства;

- налогообложение в России.

Учащиеся должны уметь:

- рационально организовывать и планировать свою работу;

- выполнять специальные задания и виды работ;

- контролировать качество выполняемых работ;

- использовать знания в нестандартных ситуациях, осуществлять адекватный профессиональный выбор;

- составлять чертежей частей изделия;

- рассчитывать себестоимость продукта.

Основными методами обучения и контроля усвоения учебной программы являются упражнения, тесты, решение прикладных задач, практические работы, моделирование и конструирование.

Критерии оценок знаний учащихся по предмету технология.

Теория.

Отметка «5». Правильный и полный ответ с необходимым объяснением и конкретными примерами.

Описание технологического процесса может быть дано в упрощенном виде, главное требование - ученик должен выделить основные этапы технологии, их последовательность, назвать необходимые орудия и инструменты, экологические требования, назвать профессии работников, выполняющих те или иные виды работ.

Ученик:

•знает правила безопасного труда в мастерской и использования всех ручных и механизированных инструментов, оборудования и может объяснить сущность этих правил, рассказать о возможных последствиях их нарушения;

•знает свойства основных конструкционных материалов, их особенности, сферы применения;

•объясняет принципы действия основных станков, инструментов и оборудования;

•знает содержание труда специалистов основных профессий, связанных с обработкой конструкционных материалов, электротехникой, строительными работами.

Отметка «4». Ответ в целом правильный, без серьезных ошибок, но неполный. Например, учащийся может дать только определение понятия, но не показывает знания его сущности на конкретных примерах.

Ученик:

•знает правила безопасного труда в мастерской и использования всех ручных и механизированных инструментов, оборудования и может рассказать о возможных последствиях их нарушения (без объяснения сущности правил);

•знает назначение и устройство станков, но не может объяснить принцип действия;

•знает свойства основных конструкционных материалов и сферы их применения без объяснения особенностей;

•знает содержание труда специалистов основных профессий, связанных с обработкой конструкционных материалов, электротехникой, со строительными работами

Отметка «3». При ответе ученик обнаруживает наличие минимального объема знаний, допускает ошибки в определениях, в представлении фактического материала. Он знает общие правила безопасности для школьной мастерской, правила безопасного использования всех ручных и механизированных инструментов, оборудования (без объяснения).

Отметка «2». Ученик не владеет даже минимальным фактическим материалом, не может назвать основные конструкционные материалы, инструменты и оборудование для их обработки, не знает правила безопасного труда.

Практика.

Отметка «5». Ученик владеет алгоритмом расчетов, свободно пользуется справочными таблицами, может объяснить каждый этап выполнения расчетов. Свободно читает предложенные чертежи, составляет по ним технологические карты, свободно пользуется всеми измерительными и обрабатывающими инструментами и станками, правильно выполняет трудовые операции.

Отметка «4». Ход расчетов в целом правильный, и ученик может его объяснить, но есть неточности и ошибки в расчетах; может читать чертежи, но допускает отдельные ошибки; может выделить основные этапы технологического процесса и изготовить деталь по чертежу и отразить их в технологической карте, но допускает ошибки.

Отметка «3». Ученик может выполнить только отдельные простые расчеты или отдельные этапы сложных расчетов, может прочитать только самый простой чертеж детали.

При изготовлении детали нарушает технологию изготовления и обработки.

Отметка «2». Ученик не может выполнить расчеты, даже их отдельные этапы; не может прочесть простейший чертеж и изготовить деталь.

Оценка тестовой работы.

Отметка «5». - 90-100%

Отметка «4». - 50-89%

Отметка «3». - 35-50%

Отметка «2». - менее 35%










































Календарно-тематическое планирование

Количество часов:

Всего 35 часов; в неделю 1час.

Проектов - 1

Учебник Технология 10 класс В.Д. Симоненко Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009

№ п/п

Кол-во часов

Тема урока

Планируемые результаты

Домашнее задание

Сроки изучения

Прим.

план

факт

Водное занятие

1

Вводное занятие.

Знать/понимать:
-что такое технология,
-три составляющие производственной технологии;

Учебник, с.3-5, правила ТБ

5.09


Технология как часть общечеловеческой культуры. (20 ч.)


1

Технологическая культура.

Знать/понимать:
-что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой;
-основные виды культуры;
-понятие «технологическая культура»;
-три составляющие производственной технологии;

Учебник, с.6-11

12.09

1

Технологические уклады.

Учебник, с.12-15

19.09

1

Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства.

Знать/понимать:
-взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства,
-роль науки в развитии технологического прогресса;
понятия «наукоемкость» производства

Учебник, с.16-18

26.09

1

Доклад об историческом событии в науке или технике

Учебник, с.18-19 Доклад об историческом событии в науке или технике.

3.10

1

Энергетика и энергоресурсы.

Знать/понимать:-взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов;-причины (производственные технологические процессы), парниковый эффект, озоновая дыра;

Учебник, с.19-24 Презентация "Виды электростанций".

10.10

1

Промышленные технологии и транспорт.

Учебник, с.26-33

17.10

1

Сельское хозяйство в системе природопользования.

Учебник, с.33-39

24.10

1

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду

Знать/понимать:- что такое экологический мониторинг;-сущность безотходных технологий ( производств );Уметь:
-выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды

Учебник, с.39-52

31.10

1

Экологическое сознание

Знать/ понимать:
- почему возникла необходимость в новом экологическом сознании (морали);
- сущность, характерные
черты нового экологического сознания

Учебник, с.53-57

14.11

1

Новые универсальные технологии.

Знать/понимать:-виды современных электротехнологий, примеры их использования;-сущность и области применения лучевых и ультразвуковых технологий;
- метод послойного протипирования и области его применения;-сущность понятий « наноматериал» наночастица» ;- перспективы использования

Учебник, с.57-65 Доклад

21.11

1

Лучевые и ультразвуковые технологии.

Учебник, с.66-70

28.11

1

Плазменная обработка.

Учебник, с.70-75

5.12

1

Нанотехнологии.

Учебник, с.75-79

12.12

1

Презентация «Нанотехнологии»

Учебник, с.75-79

19.12



1

Современное производство

Знать/понимать:
- смысл понятий «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства;
- сущность непрерывного (поточного) производства;
- что представляют собой гибкие производственные системы;
- в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства.

Учебник, с.79-81

26.12

1

Автоматизация технологических процессов.

Знать/понимать:
- сущность понятий «автомат» и «автоматизация производства»
автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП).

Учебник, с.81-86 Доклад "Применение современных технологий".

16.01

1

Творческий процесс.

Знать/понимать:
- понятие «творчество», «творческий процесс»;
- виды творческой деятельности
- изобретательство, ТРИЗ.

Учебник, с.87-90

23.01

1

Защита интеллектуальной собственности

Знать/понимать:
- понятие «интеллектуальная собственность»;
- объекты интеллектуальной собственности;
- понятие « авторское право»;
- существующие формы защиты авторских прав;
- что такое патент;

Учебник, с.90-93

30.01

1

Методы решения творческих задач

Знать/понимать:
- сущность и особенность методов активизации поиска решения задач;
-методы поиска оптимального варианта
- способы применения ассоциативных методов решения творческих задач.
Уметь:- использовать методы решения творческих задач в практической деятельности

Учебник, с.93-96

6.02

Методы решения творческих задач (15 часов).

1

Метод прямой и обратной мозговой атаки.

Знать/понимать:
- сущность и особенность методов активизации поиска решения задач;
-методы поиска оптимального варианта и их применение.
- способы применения ассоциативных методов решения творческих задач.
Уметь:- использовать методы решения творческих задач в практической деятельности

Учебник, с.97-102 Практ раб. стр.102

13.02


1

Метод контрольных вопросов. Синектика

Учебник, с.103-109 Практ раб. стр.108

20.02

1

Выбор оптимального варианта.

Учебник, с.109-115 Практ раб. стр.115 №4

27.02

1

Эвристические методы..

Учебник, с.116-121 Практ раб. стр.119

5.03

1

Особенности современного проектирования.

Знать/понимать:
- требования к современному проектированию;
- понятия «инновация», «проектное задание», «техническое задание»
- качества проектировщика
- значение эстетического фактора в проектировании
- законы художественного конструирования

Учебник, с.123-129

12.03

1

Экспертиза рабочего места.

Учебник, с.123-129

19.03

1

Алгоритм дизайна.

Знать/понимать:
- этапы проектной деятельности
- пошаговое планирование проектной деятельности
- что включает понятие «алгоритм дизайна»
Уметь: - планировать деятельность по учебному проектированию

Учебник, с.129-131

2.04

1

Планирование проектной деятельности.

Учебник, с.129-131

9.04

1

Источники информации при проектировании

Знать/понимать:
- роль информации в современном обществе;
- научный подход к проектированию;
- источники информации для дизайнера;

Учебник, с.139-141

16.04

1

Создание банка идей продуктов труда

Знать/понимать:
- что представляет собой банк идей при проектировании;
- методы формирования банка идей;
Уметь:- формировать банк идей для своего проектируемого изделия;
- графически оформлять идеи проектируемого изделия;

Учебник, с.131-133

23.04

1

Создание банка идей

Технические рисунки изделий.

30.04

1

Дизайн отвечает потребностям.

Знать/понимать:
- взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования;
- что такое «рынок потребительских товаров и услуг»;
- методы исследования рынка потребительских товаров (услуг);

Учебник, с.133-136

7.05

1

Правовые отношения на рынке товаров и услуг

Знать/понимать:
- взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг;
- виды и назначение нормативных актов, регулирующих отношения между покупателем и производителем (продавцами);
- назначение и виды страховых услуг;
- способы получения информации о товарах, услугах.
Уметь:- читать торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод товаров.

Конспект. Правила покупки товара.

14.05

1

Выбор способов реализации в проектировании

Знать/понимать:
- сущность понятия маркетинг, реклама;
- что такое бизнес-план;
Цели и задачи бизнес-плана;
Понятие рентабельности.
Уметь:- составлять экономическое обоснование собственного проекта (или условного изделия);
- рассчитывать рентабельность производства

Учебник, с.136-139 Бизнес-план.

21.05

1

Проект «Бизнес-план.»

Учебник, с.139 Бизнес-план.

28.05












Учебно-методическое материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

  1. Учебно-методическое обеспечение

    Название

    Автор

    Наличие электронного приложения

    I

    Учебники

    1

    Технология 10-11 класс Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014;

    В.Д. Симоненко

    II

    Учебно-методическое пособия

    1

    Технология. Рекомендации по использованию учебников. Москва «Вентана-Граф» 2007 г

    В.Д. Симоненко

    2

    Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. - Екатеринбург, 1996.

    Безрукова В.С.

    3

    Программно-методические материалы «Технология. 5-11 классы» / Сост.. - М., 1999

    А.В. Марченко

    4

    Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990

    Климов Е.А.


  2. Материально-техническое обеспечение

2.1 Учебное оборудование и компьютерная техника

Наименование учебного оборудования

Номера тем, в изучении которых применяется данное оборудование

I

Учебное оборудование

II

Компьютерная техника и интерактивное оборудование

1

Медиа проектор

1,4, 8,25-35

2.2 Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые для изучения предмета(курса)

Наименование учебного оборудования

Номера тем, в изучении которых применяется ЭОР

I

Электронные образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2,7,6,

Свободные образовательные Интернет-ресурсы

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Российский общеобразовательный портал

25-35


1


© 2010-2022