- Преподавателю
- Технология
- Открытый урок по внекласной деятельности Трощиевой Е. В. Изготовление куклы-оберега Желанницы
Открытый урок по внекласной деятельности Трощиевой Е. В. Изготовление куклы-оберега Желанницы
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Трощиева Е.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта занятия по программе «Культура домашнего праздника»
Педагог: Трощиева Е.В.
Класс: 5
Тема: Сувенир кукла-оберег « Желанница»
Цель занятия: создание условий для приобретения учащимися знаний о технологии изготовления кукол - оберегов формирования первичных навыков в изготовлении кукол на примере куклы Желанница
Задачи занятия:
1. Метапредметные
- Регулятивные - закрепить навык определения последовательности решения промежуточных задач с учетом конечного результата; уметь составлять план последовательности действий; формулировать свои мысли в устной форме; правильно воспринимать речь других.
- Познавательные - освоить выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи; переработки полученной информации; систематизировать и обобщать свои знания о разновидностях народной куклы.
Коммуникативные - развивать умение вести учебное сотрудничество с педагогом, девочками в группе и коллективе;
2. Личностные - способствовать формированию бережливости, экономности при выполнении трудовых приемов.
Тип занятия: Практическая работа
Оборудование: компьютер, ножницы, швейные принадлежности (лоскуты ткани, иглы, нитки, тесьма, ленты, кружево, мелок, карандаш), линейка, инструкционная карта.
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучащихся
Формируемые УУД
1. Орг. момент
- Приветствует учащихся;
- организует проверку явки учащихся - проверяет готовность учащихся к занятиям;
- демонстрирует изделия выполненные другими людьми, мотивирует учащихся.
Приветствуют педагога.
Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к занятию
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.
2. Повторение материала предыдущего занятия
-Беседует с учащимися по предыдущей теме занятия: «История кукол- оберегов»
-Ребята, каким символом являлась кукла в древности?
-Какие волшебные свойства приписывались Куклам ?
-Назовите ,в каких народных сказках и преданиях, герои и персонажи загадывали желания, и какими методами шли к их исполнению?
В жизни древних славян, роль исполнительницы желаний для девушек играла кукла Желанница,.
-Как вы думаете, чем «Желанница» отличалась от других кукол?
Обладательница куклы «Желанницы» доверяла ей самые тайные мысли и откровения, а еще, загадывала желание, дарила ей в подарок на платьице бусинку или ленточку, и подносила к зеркалу, приговаривая: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни».
Активно наблюдают, рассматривают образцы, выдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей.
Предполагаемые ответы:
-Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и обрядах.
-Куклы могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
- К исполнению желаний они привлекали и золотых рыбок, и щуку, и лягушку, множество разных фей и волшебниц, и даже бабу Ягу.
Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания, умение ориентироваться в средствах и технологиях работы с материалами материалов.
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на занятии с педагогом и детьми
3. Подготовка к практической работе
-Педагог подводит учащихся к определению темы занятия с наглядными примерами;
-актуализирует знания, полученные при изучении темы;
-показывает разные другие сувениры, в том числе изготовленные девочками ранее.
-Какие из представленных сувениров вы умеете делать?
-Хотели бы вы научиться делать куклу Желанницу?
-Может ли эта кукла-оберег быть сувениром, т.е. подарком?
-Для кого она может быть подарком
-Чем же мы сегодня будем заниматься?
Организует работу учащихся с инструкцией по изготовлению сувенира Куклы-оберега «Желанница»:
Слушают педагога, анализируют информацию, рассматривают образцы сувениров, отвечают на поставленные вопросы - в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач.
При показе кукол сложной формы и ответе на вопросы учителя - отвечают. Ученики вспоминают, где они могли встретить подобные изделия При ответе на вопрос о знаниях необходимых для изготовления куклы предполагают, что необходимо для работы и какие правила ТБ нужно соблюдать (тем самым определяя план урока).
При решении, проблемной ситуации, совместно выбирают наиболее рациональные приемы работы.
Регулятивные:
умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и учащимися.
4. Инструктаж по работе с инструментами и материалами
-Знакомит учащихся с заданием.
-Педагог подводит учащихся к повторению инструктажа по технике безопасности по работе с инструментами и материалами
Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы.
Внимательно слушают педагога при проведении инструктажа, формулируют и рассказывают правила по технике безопасности
при работе с ножницами:
1.Правильно передавать ножницы кольцами вперед.
2.Ножницы должны лежать на столе справа.
3.Ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми концами/закрытыми/.
4.Не маши ножницами.
5.Не подноси ножницы близко к лицу.
6.Используй ножницы по назначению.
7.Старайся не ронять ножницы на пол - портятся лезвия.
8.После окончания работы убери ножницы в специальное место.
- напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий;
Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи.
Коммуникативные: обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами.
5. Самостоятель-ная практическая работа учащихся.
- Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений);
- проводит целевые обходы:
1й обход - проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности
2й обход - проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности
3й обход - проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля.
Определяют и выполняют технологические операции в соответствии с Инструкционной картой, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.
Личностные: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.
Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.
Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая к коллективе.
6. Рефлексивно-оценочный этап
-педагог предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её.
- организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ - не называя авторов, и просит учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки);
-Посмотрите, какие у нас получились сувениры. Что можно сказать о качестве вашей работы? Молодцы, вы хорошо поработали.
- оценивает совместно с девочками результаты их работы на уроке, выставляет отметки.
- проводит рефлексию, предлагает ответить на вопросы:
-Что мы успели сделать с вами?
-Насколько ваша кукла приблизилась к образцу?
-Что еще предстоит сделать, чтобы ваша кукла - оберег, стала сувениром, то есть была закончена?
-Как вы планируете использовать готовую куклу?
Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.
На примере нескольких работ, совместно с педагогом выявляют ошибки и устанавливают их причины.
Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости процесса.
Отвечают на поставленные вопросы:
-Подарить как сувенир , как подарок, или будем использовать сами, загадывать желание и украшать ленточками и бусинками
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений , доказательств.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
7. Уборка рабочих мест
- организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными
Проводят уборку своих рабочих мест.
Регулятивные: оценивают качество уборки рабочих мест.
Личностные: выполняют правила поведения в гимназии.