Открытый урок по внекласной деятельности Трощиевой Е. В. Изготовление куклы-оберега Желанницы

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта занятия по программе «Культура домашнего праздника»


Педагог: Трощиева Е.В.

Класс: 5

Тема: Сувенир кукла-оберег « Желанница»

Цель занятия: создание условий для приобретения учащимися знаний о технологии изготовления кукол - оберегов формирования первичных навыков в изготовлении кукол на примере куклы Желанница

Задачи занятия:

1. Метапредметные

- Регулятивные - закрепить навык определения последовательности решения промежуточных задач с учетом конечного результата; уметь составлять план последовательности действий; формулировать свои мысли в устной форме; правильно воспринимать речь других.

- Познавательные - освоить выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи; переработки полученной информации; систематизировать и обобщать свои знания о разновидностях народной куклы.

Коммуникативные - развивать умение вести учебное сотрудничество с педагогом, девочками в группе и коллективе;

2. Личностные - способствовать формированию бережливости, экономности при выполнении трудовых приемов.

Тип занятия: Практическая работа

Оборудование: компьютер, ножницы, швейные принадлежности (лоскуты ткани, иглы, нитки, тесьма, ленты, кружево, мелок, карандаш), линейка, инструкционная карта.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

- Приветствует учащихся;

- организует проверку явки учащихся - проверяет готовность учащихся к занятиям;

- демонстрирует изделия выполненные другими людьми, мотивирует учащихся.

Приветствуют педагога.

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к занятию

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.

2. Повторение материала предыдущего занятия

-Беседует с учащимися по предыдущей теме занятия: «История кукол- оберегов»

-Ребята, каким символом являлась кукла в древности?

-Какие волшебные свойства приписывались Куклам ?

-Назовите ,в каких народных сказках и преданиях, герои и персонажи загадывали желания, и какими методами шли к их исполнению?

В жизни древних славян, роль исполнительницы желаний для девушек играла кукла Желанница,.

-Как вы думаете, чем «Желанница» отличалась от других кукол?

Обладательница куклы «Желанницы» доверяла ей самые тайные мысли и откровения, а еще, загадывала желание, дарила ей в подарок на платьице бусинку или ленточку, и подносила к зеркалу, приговаривая: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни».

Активно наблюдают, рассматривают образцы, выдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей.

Предполагаемые ответы:

-Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и обрядах.

-Куклы могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

- К исполнению желаний они привлекали и золотых рыбок, и щуку, и лягушку, множество разных фей и волшебниц, и даже бабу Ягу.

Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания, умение ориентироваться в средствах и технологиях работы с материалами материалов.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на занятии с педагогом и детьми

3. Подготовка к практической работе

-Педагог подводит учащихся к определению темы занятия с наглядными примерами;

-актуализирует знания, полученные при изучении темы;

-показывает разные другие сувениры, в том числе изготовленные девочками ранее.

-Какие из представленных сувениров вы умеете делать?

-Хотели бы вы научиться делать куклу Желанницу?

-Может ли эта кукла-оберег быть сувениром, т.е. подарком?

-Для кого она может быть подарком

-Чем же мы сегодня будем заниматься?

Организует работу учащихся с инструкцией по изготовлению сувенира Куклы-оберега «Желанница»:

Слушают педагога, анализируют информацию, рассматривают образцы сувениров, отвечают на поставленные вопросы - в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач.

При показе кукол сложной формы и ответе на вопросы учителя - отвечают. Ученики вспоминают, где они могли встретить подобные изделия При ответе на вопрос о знаниях необходимых для изготовления куклы предполагают, что необходимо для работы и какие правила ТБ нужно соблюдать (тем самым определяя план урока).

При решении, проблемной ситуации, совместно выбирают наиболее рациональные приемы работы.

Регулятивные:

умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и учащимися.

4. Инструктаж по работе с инструментами и материалами

-Знакомит учащихся с заданием.

-Педагог подводит учащихся к повторению инструктажа по технике безопасности по работе с инструментами и материалами

Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы.

Внимательно слушают педагога при проведении инструктажа, формулируют и рассказывают правила по технике безопасности

при работе с ножницами:

1.Правильно передавать ножницы кольцами вперед.

2.Ножницы должны лежать на столе справа.

3.Ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми концами/закрытыми/.

4.Не маши ножницами.

5.Не подноси ножницы близко к лицу.

6.Используй ножницы по назначению.

7.Старайся не ронять ножницы на пол - портятся лезвия.

8.После окончания работы убери ножницы в специальное место.

- напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий;

Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи.

Коммуникативные: обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами.

5. Самостоятель-ная практическая работа учащихся.

- Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений);

- проводит целевые обходы:

1й обход - проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности

2й обход - проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности

3й обход - проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля.

Определяют и выполняют технологические операции в соответствии с Инструкционной картой, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.

Личностные: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.

Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая к коллективе.

6. Рефлексивно-оценочный этап

-педагог предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её.

- организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ - не называя авторов, и просит учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки);

-Посмотрите, какие у нас получились сувениры. Что можно сказать о качестве вашей работы? Молодцы, вы хорошо поработали.

- оценивает совместно с девочками результаты их работы на уроке, выставляет отметки.

- проводит рефлексию, предлагает ответить на вопросы:

-Что мы успели сделать с вами?

-Насколько ваша кукла приблизилась к образцу?

-Что еще предстоит сделать, чтобы ваша кукла - оберег, стала сувениром, то есть была закончена?

-Как вы планируете использовать готовую куклу?

Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.

На примере нескольких работ, совместно с педагогом выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости процесса.

Отвечают на поставленные вопросы:

-Подарить как сувенир , как подарок, или будем использовать сами, загадывать желание и украшать ленточками и бусинками

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений , доказательств.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

7. Уборка рабочих мест

- организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными

Проводят уборку своих рабочих мест.

Регулятивные: оценивают качество уборки рабочих мест.

Личностные: выполняют правила поведения в гимназии.



© 2010-2022