Урок технологии Елецкие кружева

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Беседа о Елецком кружеве.

Цели урока:

образовательные - пополнить знания учащихся об истории возникновения и развития Елецкого кружева;

развивающие - развивать самостоятельность мышления учащихся, умение делать выводы и заключения, художественный вкус, самостоятельность в получении нужной информации;

воспитательные - воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям своего города, интерес к народному декоративно-прикладному искусству, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия самим.

Ход урока.


I.Орг. момент.

1.Проверка посещаемости.

2.Сообщение темы урока.

II. Проверка домашнего задания.

1.Какова история возникновения лоскутного шитья?

2.Что делали на Руси из лоскутков?

III.Объяснение нового материала.

Особенности Елецкого кружева

Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью Елецкого кружева является изысканность, легкость, воздушность.
За последние годы усилиями художников был создан ряд высокохудожественных образцов кружевного искусства как с мелкой, так и с крупной орнаментикой, имеющих особый, «Елецкий» характер узоров. В отличие от изделий мастериц других районов страны, Елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев. Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картину.

КАК ПОЯВИЛОСЬ КРУЖЕВО

Слово «кружево» впервые появляется в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (Ипатьевская летопись, litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm).

В духовной грамоте XV века говорится о ларце «с костьми, а в нём каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».

Новый вид рукоделия - плетение узора из нитей на коклюшках - привезён в Россию из Западной Европы в начале XVII века, где кружевоплетение появилось во второй половине XVI века (до этого были известны лишь шитые кружева).

Вот тогда-то слово «кружево» укрепилось именно за сплетенными ажурными изделиями, не имеющими тканой основы.

ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА

Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Там выплетались кружева исключительно для домашнего обихода и, главным образом, для украшения полотенец.

Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения.

Документально подтвержденной датой рождения елецкого кружева следует считать 1801 год.

К этому времени относится сохранившееся кружевное полотенце со словами: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Ивановна, 1801 год».

На полотенце - белые кружева, льняные, с золотой шёлковой сканью по контурам фигур. Среди фигур - олень, птица и цветочный куст. Они выполнены «полотнянкой» и «сеткой». О елецком происхождении данного кружева говорит изображение оленя и наличие «сетки».

Постепенно кружево приобрело свой неповторимый облик, главной отличительной чертой которого стали природные мотивы и растительные орнаменты. В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности - «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «реченка». Нитки и ткани окрашивались экологически чистыми, растительными составами собственного приготовления - из лепестков желтоцвета получали желтую краску, из полевого василька - голубую.

К середине ХIХ века домашнее женское ремесло кружевоплетения превращается в Ельце в художественный промысел. Кружево плели и по заказам и для себя.

Расцвет истории елецкого кружева приходится на 1870-1880-е годы, его производство по своему объему занимало в России первое место.

В Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц, изготовляющих не менее 2 миллионов аршин кружев, на сумму до 300 тысяч рублей.

Накануне первой мировой войны мастериц стало больше сорока тысяч. А центром кружевоплетения становится Елецкий Знаменский женский монастырь.

НЕПОВТОРИМОСТЬ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА

В елецком кружеве нашли свое отражение сказочные морозные узоры на окнах, изящность и легкость падающих снежинок, неброская красота русского подстепья, июньское разнотравье, лиричность и грусть народных песен. Своеобразие ряда елецких кружевных изделий - в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора.

Основные виды узоров - «елецкий край» и «шашки», также популярностью пользуются «гречишка» и «жемчужная». Часто встречаются и такие виды узоров, как «узенькая перевенька», «пустушка» и «сливочки».

Специфика крупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля из отдельных элементов - розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной.

В этом - одна из выразительных особенностей елецкого кружева.

КАК ПЛЕТЁТСЯ КРУЖЕВО

Кружево вырабатывают различными способами: плетением, вязанием, вышиванием, ткачеством и др. Плетут кружева по особым рисункам - сколкам, которые наносят проколами на бумагу или картон. В проколы вставляют булавки, к ним прикрепляют кружево во время работы. Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка.

Техника плетения елецких кружевных изделий - парный способ, реже - сцепные кружева. Часть кружев (применяемых в основном для отделки швейных изделий) вырабатывают на кружевных машинах по рисункам, созданным в характере елецких кружев ручного плетения.

Кружевницы Ельца свободно владеют парной и сцепной техникой. Они обладают высоким уровнем мастерства и искусства кружевоплетения, которое используют при выполнении разнообразных воротников, жабо, жилетов, скатертей, салфеток и многих других изделий.

Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов.

Елецкие кружева получали разного рода дипломы, медали на Всемирных выставках в Париже (1937), Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970).

В 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали.

Всего же "елецкое чудо" экспонировалось на 120 международных выставках, всякий раз неизменно вызывая восхищение.

Лучшие образцы работ елецких мастеров включены в коллекции ведущих хранилищ народного искусства, а также находятся во многих частных собраниях России и Европы.

ФИРМА КРУЖЕВА ПЛЕТЁТ

В 1960 году основан Елецкий комбинат художественных изделий, с 1974 - ПО «Елецкие кружева». Сейчас - ЗАО «Елецкие кружева».

ЗАО «Елецкие кружева» расположено в 6 км. к северо-западу от города Ельца в селе Пищулино Елецкого района Липецкой области.

Современная фирма «Елецкие кружева» - это около тысячи работающих как в цехах, так и на дому опытных кружевниц, это новые декоративные решения и технологические приемы.

Но бережно чтутся и применяются прежние традиции искусства кружевоплетения. Не случайно лучшие образцы работ из Ельца представлены как в коллекциях ведущих хранилищ народного искусства, так и в частных собраниях.

Елецкое кружево

Прилетел тополиным пухом,

Зазвенел комаром над ухом,

Целый день до вечерней зари

О любви мне своей говорил…

Убеждал, что он - добрая весть,

Что с ним буду я счастлива здесь…

Только он мне совсем не нужен,

И другой мне на счастье сужен…

Ах, спасибо, бабуля моя,

Что плести научила меня

Ох, елецкое тонкое кружево,

Под коклюшки душою звеня...

Из комода я сколок возьму,

Все иголочки в нем переткну,

Молча выплету черный узор -

Не получится наш разговор.

Я подумаю: нет, ты не пух,

Но тебе не скажу это вслух

И не выйду тебя провожать -

Буду дальше любимого ждать…

Он приедет, я знаю, весной,

Работящий, веселый такой!

Буду я в белом платье из кружев -

Мы в сиреневом вальсе закружим…

Ах, спасибо, бабуля моя,

Что плести научила меня

Ох, елецкое тонкое кружево,

Под коклюшки душою звеня…

Из комода я сколок возьму,

Все иголочки в нем переткну…

Счастья выплету белый узор -

И получится наш разговор!

Надежда Цыплакова

IV. Закрепление нового материала.

-Какие узоры характерны для изделий Елецкого кружева?

- Какая сетка в Елецком кружеве?

- Какова особенность орнамента в Елецком кружеве?

V.Подведение итогов.

VI.Домашнее задание: подготовить сообщение « Из истории Елецкого кружева», принести крючок, нитки, платочек.





© 2010-2022