• Преподавателю
  • Технология
  • ПРОГРАММА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

ПРОГРАММА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значим...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 30 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»


ПРОГРАММА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»




Комсомольск-на-Амуре

2014 г.

Рецензия






























Паспорт программы

Наименование программы

«Формирование поликультурной личности школьников на уроках технологии через изучение народного творчества»

Нормативно-правовая база программы

  • Закон об образовании Российской Федерации;

  • Устав школы-интерната № 30 ОАО «РЖД»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Заказчик программы

Школа-интернат № 30 ОАО «РЖД»

Разработчик программы

Сазонов Александр Владимирович, учитель технологии школы-интерната № 30 ОАО «РЖД»

Сроки реализации программы

3 года

Контроль за исполнением программы

Фудина И.В. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе


Название ОУ (по уставу)

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 30 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Организационно-правовая форма

Общеобразовательное учреждение

Регистрационное свидетельство о государственной аккредитации

Серия АА № 183

Дата выдачи 27 апреля 2010 г.

Срок действия до 26 апреля 2015 г.

Лицензия

Серия А, № 310200, дата выдачи 03.11.2009, срок действия 6 лет

Юридический адрес

681010, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина 58/3

Телефон / факс

(4217) 28-45-00

Электронная почта

[email protected]

Адрес сайта в интернете

shkola-internat30oaorzd.ru

Руководитель образовательного учреждения

Минько Наталья Васильевна



Содержание

Введение…………………………………………………………………...………5

  1. Пояснительная записка…………….……………………………………..10

    1. Содержание программы ……………………………………………...19

      1. Программа первого года обучения (5 класс) «Орнаменты Приамурья в декоративно-прикладном творчестве»………………………….19

      2. Программа второго года обучения (6 класс) «Художественные промыслы народов Дальнего Востока»………………………………………...21

      3. Программа третьего года обучения (7 класс) «Деревянные кружева России»…………………………………………………………………23

  2. Календарно-тематическое планирование……………………………….25

    1. Первого года обучения………………………………………………..25

    2. Второго года обучения………………………………………………..31

    3. Третьего года обучения……………………………………………….37

Список использованной литературы…………………………………………...43

Приложение 1…………………………………………………………………….45




Введение.

Резьба по дереву - древний вид народного декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Искусством плотницкого ремесла издавна славились русский Север, Поволжье, Вологодская, Ярославская, Новгородская и другие области. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и игрушки. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность резных деревянных изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением. Во многом это определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство, как в монументальных произведениях, так и в оформлении домашней утвари, деревянной посуды и детской игрушки.

Каждому центру народной резьбы по дереву присущи свои ярко выраженные художественно-стилистические черты, основанные на особенностях культурного развития, географических и природных условий, экономики края.

Издавна сложившиеся способы художественной резьбы по дереву в наши дни развивают художники и мастера народных художественных промыслов.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры.

Воспитание подрастающего поколения всегда волновало общество. Эта проблема особенно остро встает сегодня, поскольку нарастают негативные явления: бездуховность, рост подростковой преступности, низкий уровень физического и духовного здоровья детей и молодежи, снижение общей культуры подрастающего поколения. А потому так велик запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.

Понимая важность вышеперечисленных проблем, школа в свою очередь стремится реализовать способности ученика. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий по этому поводу отметил, что «именно в школе возможно взращивание человека, возведение его на более высокую ступень внутренней жизни». Ещё сто лет назад великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на огромное значение духовно-нравственного и трудового воспитания детей: «Особенно сильное влияние на формирование личности, оказывает труд, его внутренняя духовная сила, которую нельзя ни наследовать, ни купить, её можно только воспитать. В ребёнке нужно воспитывать потребность и любовь к труду, а для достижения её необходимо умственное развитие, нравственное и физическое здоровье». Сухомлинский в свою очередь доказал, что слова эти имеют смысл - при условии, если труд входит в духовную жизнь ребенка.

Известно, что первичная социализация ребенка происходит в семье, здесь осуществляется передача социальной информации, развитие интеллектуальных, эмоциональных способностей человека. Но сегодня время заставляет родителей все больше и больше внимания уделять работе. Поэтому забота о нравственности подрастающего поколения во многом ложится на школу. Уроки технологии и внеурочная деятельность в этом контексте играют особую роль: именно здесь происходит знакомство с историей и традициями народных художественных ремесел - это как раз та сфера деятельности, где художественная грань личности сможет вполне проявить себя.

Обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический вкус. И учащимся разных возрастов очень интересно придумывать и создавать своими руками оригинальные изделия.

Уроки технологии расширяют кругозор учащихся, оттачивая их мастерство. Необходимым моментом в работе ученического коллектива является проектно-исследовательская деятельность, выставка выполненных изделий, выявление лучших работ. Такая форма позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

И в заключении необходимо отметить, что в процессе урочной и внеурочной технологической деятельности успешно решается задача формирования у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Предмет технология, имеющий обширные межпредметные связи, оказывает помощь ребёнку в процессе социализации и создаёт условия для его самореализации. Культура и образ жизни этих народов неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач занятий по технологии.

Одним из важнейших факторов, определяющих процесс формирования культуры межэтнических отношений, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме. Известный исследователь Л.Гумилев отмечал, что «отсутствия традиции не достиг не один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей». Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается, прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требований с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Подрастающий человек воспитывается только личностью родителей и учителя, и никакие учебники не могут их заменить. Э то и есть основополагающий принцип народной педагогики.

Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, может понять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Вышесказанное обосновывает необходимость разработки специальной программы поликультурного воспитания на уроках технологии для учащихся 5-7классов, обучающихся в негосударственном общеобразовательном учреждении «Школе-интернате № 30 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги».








  1. Пояснительная записка

Программа по поликультурному воспитанию «Формирование поликультурной личности школьников на уроках технологии через изучение народного творчества» направлена на изучение и освоение вопросов взаимосвязи традиций и современной культуры, эстетического восприятия окружающего мира. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур.

Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности - как художественные, так и интеллектуальные.

Актуальность данной программы заключается в том, что в процессе обучения воспитанник получает качественные знания, навыки и умения в декоративно-прикладном искусстве.

Новизна программы состоит в том, что в ней в отличие от типовых программ по данному профилю обучения, различные виды работ по художественной обработке дерева объединены в общий курс.

Педагогическая целесообразность программы обоснована ее ориентацией на поддержку каждого воспитанника в его самопродвижении по индивидуальной траектории обучения.

Цели программы:

  • Раскрытие творческого потенциала и развитие нравственно-личностных качеств воспитанников через формирование ключевых компетенций и специальных навыков обработки древесины.

  • Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

  • Развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов декоративно-прикладного искусства,

  • Воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.

Задачи программы

  • изучение и возрождение народных традиций деревянного творчества;

  • воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить национальную культуру, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу;

  • обучение практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла;

  • формирование навыков практического применения знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства;

  • Формирование специальных знаний, обучение различным видам, приемам и технологиям художественной обработки древесины.

  • Формирование общечеловеческих ценностей, воспитание нравственных убеждений.

  • Развитие творческих способностей, художественно-эстетического вкуса, воображения и пространственного мышления, коммуникативных и рефлексивных навыков, навыков самостоятельной работы.

  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

  • Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

  • Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.

  • Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.

  • Познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства.

  • Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.

  • Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

  • Приобщение к эстетической культуре;

  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

  • Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций;

  • Развитие мелкой моторики рук детей;

  • Обогащать словарный запас детей.

Сроки освоения программы.

Программа по поликультурному воспитанию «Формирование поликультурной личности школьников на уроках технологии через изучение народного творчества» разработана для учащихся 5-7 классов.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Возраст воспитанников участвующих в реализации программы - 13-15 лет

На освоение программы отводится:

1 год обучения - 36 часов,

2 год обучения - 36 часов,

3 год обучения - 36 часов.

Формы проведения занятий:

Традиционные, беседы, консультации, практикумы, экскурсии, совместная деятельность педагога и воспитанников по разработке творческих проектов и изготовлению изделий, самостоятельная работа.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только технического ремесла, но и творческого начала.

Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы, начиная от традиций народов Приамурья, заканчивая представлениями о народных художественных промыслах, расположенных на территории России. Получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами и т.д.

Важным этапом на пути создания учащимися самостоятельных композиций является копирование образцов народной резьбы по дереву в местных художественных и краеведческих музеях. Копирование позволяет понять и усвоить не только разные виды и технику, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, созданные во время копирования произведений народных умельцев, должны рассматриваться как ценный методический фонд, на основе которого учениками разрабатываются собственные творческие композиции.

Требования к результатам освоения программы:

Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Родине; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры наследия народов России. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; овладение навыками и совершенствование методов учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации.

Система оценки достижения планируемых результатов: Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме выставок) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов), а также самоанализ и самооценка обучающихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

Итоговое оценивание строится на следующих принципах:

- раздельной оценки достижения базового и повышенных уровней требований к подготовке учащихся. Базовый уровень характеризуется таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно», а повышенные уровни - таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и/или сверстников»;

- оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом за превышение опорного уровня добавляются дополнительные баллы);

- кумулятивной (накопительной) оценки;

- открытости и реалистичности норм и критериев;

- признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;

- признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения учащимся более высокого уровня учебных достижений.










  1. Содержание программы

    1. Программа факультатива первого года обучения (5 класс)

«Орнаменты Приамурья в декоративно-прикладном творчестве»


Цель программы:

Развитие творчески активной личности посредством ознакомления с декоративно - прикладным искусством народов Приамурья, отражение племенных занятий, обрядов, исторических событий через орнамент.

Обучение практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.

Формирование знаний об исторически сложившихся традициях коренных народов Приамурья.

Задачи программы:

  • Развивать интерес к произведениям народного творчества, обычаям, обрядам, праздникам народного календаря.

  • Обучить основам техники и технологии, особенностям нанесения орнаментов, традиционных для народов Приамурья.

  • Развивать интерес к народному творчеству, обычаям, обрядам, праздникам народного календаря народов Приамурья.

  • Обобщить знания о коренных народах Приамурья и их отношении к природе.

  • Обучить владению инструментом для резьбы по дереву.

  • Научить правилам безопасности при обработке художественных изделий.


Прогнозируемые результаты:

  • Должны знать:

- правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми при работе с древесиной;

- виды и свойства древесины различных пород деревьев;

- декоративные особенности древесины;

- правила подготовки основы;

- правила перевода рисунка на основу;

- технологию нанесения орнамента;

- традиционные орнаменты народов Приамурья;

- смысловое значение традиционных образов и мотивов;

- инструменты и приспособления, предназначенные для резьбы по дереву;

- приемы покрытия готовых изделий лаком.

  • Должны уметь:

- правильно применять в процессе работы инструменты и приспособления;

- подобрать вид древесины для основы;

- подготовить основу;

- подобрать и перевести рисунок на основу;

- делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;

- создавать орнамент, соблюдая технологический процесс;

- покрыть готовое изделие лаком.



  1. Программа факультатива второго года обучения (6 класс)

«Художественные промыслы народов Дальнего Востока»


Цель программы:

Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.

Воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.

Задачи программы:

  • Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

  • Формирование художественных знаний, умений и навыков.

  • Воспитание понимания самобытности культур народов Дальнего Востока, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям.

  • Воспитание бережного отношения к природе, традициям коренного населения.

  • Развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства.

Прогнозируемые результаты:

  • Должны знать:

- правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми при работе с древесиной;

- порядок разметки и последовательность исполнения резьбы;

- различные способы отделки готовых изделий;

- последовательность выполнения различных изделий;

- об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;

- о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву;

- о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву.

  • Должны уметь:

- правильно применять в процессе работы инструменты и приспособления;

- конструировать и моделировать изделия из различных материалов;

- уметь пользоваться инструментами и приспособлениями, предназначенными для резьбы по дереву;

- выполнять контурную резьбу по светлой и затонированной древесине;

- последовательно выполнять разметку геометрической резьбы и исполнять резьбу;

- совершать отделку готового изделия (тонировать, лакировать, полировать);

- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения;

- воплощать собственный замысел с опорой на традиции народов Дальнего Востока;

- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.



  1. Программа факультатива третьего года обучения (7 класс)

«Деревянные кружева России»


Цель программы:

Изучение и возрождение русских народных традиций резьбы по дереву.

Формирование навыков практического применения знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства.

Развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

  • Активизировать способность к собственному восприятию обрядово-календарного и декоративно-прикладного народного творчества.

  • Сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России.

  • Развить художественный вкус, общую культуру личности.

  • Приобщить детей к истокам русской народной культуры.

  • Привить любовь к традиционному художественному ремеслу.

Прогнозируемые результаты:

  • Должны знать:

- правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми при работе с древесиной;

- об истоках и специфике образного языка декоративно-прикладного искусства;

- различные виды художественной резьбы по дереву;

- о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

- о полном процессе, изготовления резных художественных изделий.

  • Должны уметь:

- разрабатывать самостоятельно несложные резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

- владеть инструментом для резьбы по дереву;

- работать с различными материалами и в разных техниках;

- уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства;

- уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства

- уметь применять полученные знания на практике;

- логически мыслить, уметь сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни;

- самостоятельно реализовывать замысел в материале от эскиза до отделки;

- отражать в рисунках и «проектах» единство формы и декора народных представлений о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры цвета, формы, ритма, объема, а так же принципами декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций в духе русского народного искусства.








  1. Календарно-тематическое планирование

    1. Тематический план 1 года обучения

Тема: «Орнаменты Приамурья в декоративно-прикладном творчестве» (36 часов)

№ занятия

Тема

Количество часов

Тип занятия

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

примечание

План

Факт

1-4

Вводное занятие. Правила техники безопасности в мастерских. Охрана труда электро и пожарная безопасность. Знакомство с народными промыслами Приамурья. Экскурсия в музей п. Верхняя Эконь

4

Вводный. Комбинированный

Работа в группах. Экскурсия

Ответы на вопросы

Знать и выполнять требования по охране труда, электро- и пожарной безопасности. Культуру и обычаи народов Приамурья, традиционные народные ремесла народов Приамурья. Уметь: Соблюдать требования инструкций по технике безопасности при работе, электро и пожарной безопасности. Оказать первую помощь при несчастном случае


5-6

Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву и бересте. Техника безопасности при резьбе. Подготовка инструментов

2

Комбинированный

Индивидуальная работа, работа в группах

Ответы на вопросы. Контроль качества подготовки инструмента

Знать: Назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Виды и назначение резцов по дереву, правильные приемы работы резцами и стамесками, соблюдать правила безопасности. Уметь: организовать рабочее место, подбирать нужный инструмент, затачивать и подготавливать инструмент к работе.

7-8

Основные сведения о древесине и ее свойствах. Обработка древесины и древесных материалов. Подбор и подготовка древесных материалов.

2

Комбинированный

Работа в группах

Ответы на вопросы, знание видов материалов

Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов, области их применения, различного использования. Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам, выявлять пороки древесных материалов и заготовок.

9-10

Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву и бересте

2

Комбинированный

Работа в группах

Ответы на вопросы

Знать: виды и способы выполнения геометрической резьбы, правила техники безопасности. Уметь: владеть техническими приемами геометрической резьбы

11-12

Создание несложных композиций, узоров геометрической резьбы на бумаге, перевод созданных рисунков на изделия из дерева и бересты

2

Комбинированный

Работа в группах. Индивидуальная работа

Ответы на вопросы. Разметка заготовок по эскизам

Знать: понятие о композиции. Уметь: владеть приемами перевода созданных рисунков на изделия по дереву и бересте.

13-16

Выполнение резных узоров на изделиях из дерева и бересты

4

Индивидуальная работа

Контроль качества резьбы

Знать: способы и методы выполнения геометрической резьбы. Правила техники безопасности. Уметь: владеть техническими приемами геометрической резьбы

17-32

Творческий проект. Выполнение композиций по мотивам декоративно-прикладного творчества народов Приамурья

16

Комбинированный

Работа в группах. Индивидуальная работа

Ответы на вопросы. Изготовление изделия декоративно-прикладного назначения

Знать: этапы творческого проекта, их содержание, направление проектных работ, правила составления технологической последовательности изготовления изделия. Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; обосновывать свой выбор темы; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность изготовления изделия

33-34

Отделка готовых изделий

2

Комбинированный

Индивидуальная работа

Контроль качества

Знать: назначение и виды защитной и декоративной отделок; виды красок и лаков; правила техники безопасности. Уметь: выполнить декоративную и защитную отделку

35-36

Защита проекта. Организация выставки работ учащихся

2

Комбинированный

Индивидуальная работа

Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов. Уметь: обосновать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; оформлять творческий проект; представлять свою работу.















  1. Тематический план 2 года обучения

Тема: «Художественные промыслы народов Дальнего Востока» (36 часов)

№ занятия

Тема

Количество часов

Тип занятия

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

примечание

План

Факт

1-4

Вводное занятие. Правила техники безопасности в мастерских. Охрана труда электро и пожарная безопасность. Знакомство с народными промыслами Дальнего Востока. Экскурсия в краеведческий музей г. Комсомольска-на-Амуре

4

Вводный. Комбинированный

Работа в группах. Экскурсия

Ответы на вопросы

Знать и выполнять требования по охране труда, электро и пожарной безопасности. Культуру и обычаи народов Приамурья, традиционные народные ремесла народов Дальнего Востока. Уметь: Соблюдать требования инструкций по технике безопасности при работе, электро и пожарной безопасности. Оказать первую помощь при несчастном случае


5-6

Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву и бересте. Техника безопасности при резьбе. Подготовка инструментов. Копирование народных образцов резьбы по дереву и бересте

2

Комбинированный

Индивидуальная работа, работа в группах

Ответы на вопросы. Контроль качества подготовки инструмента

Знать: Назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Виды иназначение резцов по дереву, правильные приемы работы резцами и стамесками, соблюдать правила безопасности. Уметь: организовать рабочее место, подбирать нужный инструмент, затачивать и подготавливать инструмент к работе. Создавать эскизы с предметов и переводить их на материал изделия

7-8

Создание традиционных композиций резьбы по дереву в технике скобчатой и контурной резьбы

2

Комбинированный

Работа в группах

Ответы на вопросы

Знать: способы и методы скобчатой и контурной резьбы; правила техники безопасности. Уметь: создавать и разрабатывать на основе полученных знаний эскизы традиционных композиций народов дальнего Востока

9-10

Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной резьбы по дереву и бересте

2

Комбинированный

Работа в группах

Ответы на вопросы

Знать: художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы; назначение и выбор инструмента и материала. Уметь: владеть техническими приемами плоскорельефной резьбы, выполнять правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

11-14

Копирование готовых композиций по дереву в технике плоскорельефной резьбы народов дальнего Востока и реализация в материале

4

Комбинированный

Работа в группах. Индивидуальная работа

Знать: культуры и обычаи народов Дальнего Востока; традиционные народные ремесла характерные для этого региона. Уметь: копировать и владеть приемами перевода эскизов традиционных композиций на материал.

15-32

Творческий проект по созданию композиций с использованием линейного и растительного орнамента в плоскорельефной резьбе в стиле народов Дальнего Востока

18

Комбинированный

Индивидуальная работа

Ответы на вопросы. Создание композиции с использованием линейного и растительного орнамента

Знать: этапы творческого проекта, их содержание, направление проектных работ, правила составления технологической последовательности изготовления композиции. Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; обосновывать свой выбор темы; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность изготовления композиции

33-34

Отделка готовых изделий

2

Комбинированный

Индивидуальная работа

Контроль качества

Знать: назначение и виды защитной и декоративной отделок; виды красок и лаков; правила техники безопасности. Уметь: выполнить декоративную и защитную отделку

35-36

Защита проекта. Организация выставки работ учащихся

2

Комбинированный

Индивидуальная работа

Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов. Уметь: обосновать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; оформлять творческий проект; представлять свою работу.









  1. Тематический план 3 года обучения

Тема: «Деревянные кружева России» (36 часов)

№ занятия

Тема

Количество часов

Тип занятия

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1-2

Вводное занятие. Правила техники безопасности в мастерских. Охрана труда электро и пожарная безопасность. Знакомство с народными промыслами России

2

Вводный. Комбинированный

Работа в группах.

Ответы на вопросы

Знать и выполнять требования по охране труда, электро- и пожарной безопасности. Культуру и обычаи русского народа, традиционные русские народные ремесла. Уметь: Соблюдать требования инструкций по технике безопасности при работе, электро- и пожарной безопасности. Оказать первую помощь при несчастном случае

3-4

Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву и бересте. Техника безопасности при резьбе. Подготовка инструментов.

2

Комбинированный

Индивидуальная работа, работа в группах

Ответы на вопросы. Контроль качества подготовки инструмента

Знать: Назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Виды и назначение резцов по дереву, правильные приемы работы резцами и стамесками, соблюдать правила безопасности. Уметь: организовать рабочее место, подбирать нужный инструмент, затачивать и подготавливать инструмент к работе.

5-6

Знакомство с художественными и техническими приемами глухой и ажурной резьбы по дереву и бересте

2

Комбинированный

Работа в группах

Ответы на вопросы

Знать: художественные и технические особенности глухой и ажурной резьбы; назначение и выбор инструмента и материала. Уметь: владеть техническими приемами глухой и ажурной резьбы, выполнять правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

7-10

Копирование готовых композиций резьбы по дереву в технике ажурной и глухой резьбы

4

Комбинированный

Работа в группах. Индивидуальная работа

Ответы на вопросы

Знать: культуру и обычаи русского народа, характерные традиционные ремесла. Уметь: копировать и владеть приемами перевода эскизов традиционных композиций на материал

11-14

Токарная обработка древесины

4

Комбинированный

Работа в группах. Индивидуальная работа

Ответы на вопросы

Знать: устройство токарного станка; виды операций выполняемых на токарном станке; правила техники безопасности. Назначение и устройство ручного инструмента, правила заточки, приемы работы. Уметь: подготавливать рабочее место, подготавливать и закреплять заготовку, подбирать и подготавливать инструмент; контролировать качество и устранять выявленные дефекты

15-32

Творческий проект. Создание собственной композиции с элементами глухой и ажурной резьбы по дереву. Выполнение в материале с элементами токарной обработки

18

Комбинированный

Индивидуальная работа

Ответы на вопросы. Создание композиции

Знать: этапы творческого проекта, их содержание, направление проектных работ, правила составления технологической последовательности изготовления композиции. Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; обосновывать свой выбор темы; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность изготовления композиции

33-34

Окончательная отделка

2

Комбинированный

Индивидуальная работа

Контроль качества

Знать: назначение и виды защитной и декоративной отделок; виды красок и лаков; правила техники безопасности. Уметь: выполнить декоративную и защитную отделку

35-36

Защита проекта. Организация выставки работ учащихся

2

Комбинированный

Индивидуальная работа

Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов. Уметь: обосновать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; оформлять творческий проект; представлять свою работу.



© 2010-2022