Открытый урок по столярному делу, 8 класс 2016 г

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ С(К) ОШ "Злагода"

Симферопольского городского совета Республики Крым






Открытый урок

по технологии


8 класс


Тема " Токарные работы на токарном станке ТСД-120"

Учитель технологии: Божок Н.М.




Симферополь 2016г.

Тема. Токарная обработка древесины.

Цель: учит приемам безопасной работы на токарном станке по дереву;

- учить применять на практике полученные знания о токарной обработке древесины путем изготовления бытовых изделий;

- коррекция и развития связной и устной речи, пополнение и обогащение словарного запаса учащихся техническими терминами;

- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук: формирование ручной умелости, развитие плавности и соразмерности движений при обработке древесины на токарном станке;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности при планировании, работе и анализе выполненного изделия;

- воспитывать интерес к технике предмету технология;

- воспитывать усидчивость и выдержку, трудолюбие.

Оборудование урока: компьютер, технологические карты, карточки-задания, резцы, заготовки, ТСД-120, плакат "Точение на токарном станке", плакат "Безопасные приемы работы на токарном станке".

Ход занятия

I. Вводный инструктаж.

Организационно подготовительный этап.

1. Взаимное приветствие.

2. Рапорт дежурного.

3. Проверка готовности к уроку (Рабочее место, рабочая поза, внешний вид).

Ребята, тема сегодняшнего урока: " Токарная обработка древесины".

Сегодня мы должны учить приемы безопасной работы на токарном станке по дереву.

II. Основной этап.

1. Повторение.

Ребята на предыдущих занятиях мы изучали устройство и назначение токарного станка по дереву. Назовите пожалуйста марку станка, объясните, что она означает.

- Назовите назначение ТСД-120

- Назовите основные узлы станка ТСД-120

- расскажите о назначении основных узлов станка

- Какой инструмент применяется для обработки заготовок на станке?

Ребята, а сейчас вы выполните первое задание по устройству токарного станка по дереву (задание №1). В задании изображен чертеж станка на котором цифрами указаны основные узлы. Вам необходимо в клеточки вписать название основных узлов станка. Для крепления заготовок в станке используют 4 приспособления (планшайба, патрон, тризуб, самоцентрирующий патрон ). На второй карточке заданий нарисованы эти приспособления и название этих приспособлений в неправильном порядке. Вам нужно соединить правильно название приспособления и само приспособление линией(раздача карточек заданий №2).

- Ребята, для работы на токарном станке по дереву нам необходим измерительный инструмент. Назовите этот инструмент.

- Расскажите устройство штангенциркуля

Задание №3. Снятие размеров с детали штангенциркулем. Необходимо снять по 2 размера (длину и ширину) этих деталей. Результаты запишите в тетрадь.

2. Сообщение нового материала.

- Ребята, сегодня мы изучаем технологию токарной обработки древесины. Вы должны знать последовательность обработки древесины на токарном станке и в своей работе использовать только безопасные приемы.

Технологии токарной обработки можно условно разделить на 3 этапа:

1 этап - это подготовительные работы. В этот этап входит: подбор материала для изделия. Материал для изделия должен соответствовать следующим требованиям: древесина должна быть сухой, на заготовке не должно быть сучков, трещин, вмятин. Если не соблюдать эти требования то это может привести к травмам. Итак, вы выбрали заготовку. В основном это будет 4-гранный брус, вам нужно по возможности приблизить форму квадрата к окружности. Мы должны с 4-гранного бруска сделать 8-гранный брусок. Для этого размечаем рейсмусом наши грани и выстругав рубанком ребра мы получим 8-гранник (демонстрирую 8-гранную заготовку). После этого нам нужно определить центр вращения заготовки. Для этого мы проводим 2 линии на торцах заготовки под прямым углом. И место пересечения будет нашим центром вращения. Шилом мы обозначаем центр. Для трезубца мы запиливаем заготовку на глубину 5 мм. (посмотрите как это показано на плакате).

2 этап - это установка заготовки на станке, проверка холостого хода, зазора между сапогом и подручником, а также заземления станка, необходимо одеть очки и по разрешению учителя включить станок. Чтобы правильно точить нужно плавно без резких движений подвести полукруглую стамеску к заготовке и опираясь на подручник плавно перемещать инструмент вдоль заготовки. Это т инструмент (реер) предназначен для черновой обработки заготовки. Для точности обработки необходимо контролировать размеры штангенциркулем. Измерять заготовку, переустанавливать подручник необходимо после полной остановки вращения заготовки. Для чистовой обработки и для разметки используется стаместка, которая называется "косяк" или "мейзель". Ею нужно работать особенно осторожно, так как, острый угол может выбить заготовку из крепления и поэтому нужно точить лишь серединой и тупым углом.

3 этап - это отделка. Готовое изделие шлифуется напильником, наждачной бумагой на колодке, полируется планкой из древесины более плотной породы, на заготовке на торцах делаются припуски для подрезания "мейзелем" и потом окончательно обрезаются ножовкой на верстаке.

- Ребята! Сейчас мы просмотрим видеоролик о приемах работы на токарном станке. В этом видеосюжете будут различия от той технологии о которой я вам рассказал. Ваша задача определить эти различия и рассказать об этом. (Определение различий в технологиях).

3. Закрепление материала

1. Назовите три этапа точения древесины.

2. Назовите инструмент для обработки древесины.

3. Какой зазор нужно соблюдать между заготовкой и подручником.

4. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при работе на станке.

4. Практическая работа

1. Технологическая карта на доске.

- Ребята! Сегодня вы будете изготавливать изделие, которое называется картофелемялка. Это будет не просто изделие, а изделие которое можно использовать в быту на кухне. И чтобы изделие получилось красивым нужно точно придерживаться технологической карты, тем размерам которые указаны на чертеже. Так как станок один, вы будете работать по очереди. Первый будет работать на станке Котов Евгений, остальные (Гашимов, Котов Т., Сейтмеметов) будут выполнять подготовительные работы для точения древесины. Необходимо подготовить по три заготовки (разметить рейсмусом грани, выстругать ребра, определить центры вращения на торцах запилить под тризуб).

Дополнительное задание тоже будет иметь прикладное значение: на учебном брусе нужно выдолбить гнездо под замок (размеры замка 18X120).

III. Заключительный этап.

1. Анализ выполненной работы каждого ученика.

2. Самооценка и оценка за работу.

3. Проверка и оценка за теорию по первому, второму и третьему заданию.

4. Подведение итогов.

Сегодня мы изучали тему " Токарная обработка древесины".

Ребята! Вы узнали приемы безопасной работы на токарном станке и применили их на практике. Хороших результатов добились ...................................................................................... Изделие на отлично выполнили .......................................................................................................

Уборка рабочих мест.

Список использованной литературы:

1. Б.А. Журавлев . Столярное дело. Учебное пособие для 7-8 классов. М.1989г.

2. И.В. Афонин Технология. Учебник. М.Дрофаю 2014г.

3Задание 1; задание 2.

4. Видеоролик "Токарная обработка древесины.

5. Слайды "Технология токарной обработки древесины

6. Технологическая карта. Изготовление толкушки.


5


© 2010-2022