Исследовательская работа Вязание как вид рукоделия

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделияXI районная научно-практическая конференция учащихся



Вязание

как вид рукоделия


Автор: Кокшарова Ирина

ученица 7 класса

МКОУ «Родниковская СОШ».

Руководитель:

Кокшарова Ольга Александровна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МКОУ «Родниковская СОШ»


П. Родники

2015 год.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….............с.3

Основная часть.

  1. Что такое рукоделие ……………………………………с.5

  2. До наших дней ………………………………………… с.7

  3. Новое время …………………………………………… с.11

  4. Воплощение замысла в реальность ………………….. с.14

Опытно-экспериментальная часть . .………………………………….. с.17

Заключение………………………………………………………………с.19

Список используемой литературы ……………………………………………………с.21

Приложения …………………………………………………………….. с.22

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вязание очень актуально. В нашем, 21 веке, не теряется интерес к этому виду рукоделия. Умение вязать у многих вызывает восхищение. Ведь это настоящее искусство, которое требует не только мастерства и фантазии, но и большой усидчивости и целеустремлённости. Вязание как спицами, так и крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

Тема исследовательской работы - Вязание как вид рукоделия.

Объектом настоящего исследования стало ручное вязание.

Цель нашей работы - выявить ценность секретов старинного рукоделия, чтобы научиться сохранять и развивать традиционные народные ремесла.

Чтобы достичь цели, нужно решить ряд задач:

  • изучить научную литературу по истории возникновения данного вида рукоделия,

  • провести социологический опрос по значимости рукоделия на сегодняшний день,

  • уточнить пути совершенствования мастерства в области рукоделия.

Вязание крючком и спицами - вид рукоделия, зарождение которого теряется в глубинах истории. Вязаные вещи прочны и удобны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Приложив немного терпения и труда, с помощью простого крючка и мотка ниток можно подарить любовь и радость родным людям и порадовать потрясающими подарками. Подарки своими руками, что может романтичнее, теплее? Эксклюзивные вещи и сувениры можно сделать самим, вложить в подарок тепло всех самых лучших пожеланий. Главное для любого подарка - доставить радость тому, кто его получает. Самые ценные подарки те, которые оригинально придуманы и к которым будет приложен труд, фантазия.

Для этого необходимо узнать историю происхождения самого вязания, а также провести небольшое исследование в нашей школе. В своей работе я попыталась отразить два мира: 1-прошлый, обогативший своим наследием нашу сегодняшнюю жизнь и 2-мир, современный, отражающий в себе опыт и мудрость прошлых поколений и создающий свои новые ценности.

Гипотеза исследования: если творчески подойти к изготовлению изделия, то может получиться эксклюзивный продукт, которого не купишь в магазине.

В процессе работы применены методы исследования:

  • анализ различной литературы научного, научно-популярного, справочного характера,

  • поиск информации в сети Интернет,

  • методы практической деятельности.

  • метод наблюдения и анкетирования

  • метод анализа данных и методы арифметической и математической обработки информации.

Наше исследование состоит из двух частей. В первой части мы познакомились с историей возникновения данного вида рукоделия, техникой и способами вязания, а во второй части провели исследование по значимости рукоделия на сегодняшний день

В исследовании участвовало около 200 человек - учителя и учащиеся МКОУ «Родниковская СОШ».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

  1. Что такое рукоделие?

В «Б. Э. С.» под редакцией Ушакова дается такое толкование этого слова:

Рукоделие - ручной труд, преимущественно женский (шитье, вязание и пр.) -исполненная ручным трудом вещь [1].

Работая с различными источниками информации, часто можно встретить вместо слова рукоделие слово hand made, что буквально переводится как сделанный своими руками.

Из древних источников, легенд и преданий мы узнаем, что женщина была ответственна за детей и домашнее хозяйство, кроме этого в ее обязанность входила роль умелой рукодельницы. В книге А. Сахарова и С. Троицкого «Живые голоса истории» рассказывается о средневековом укладе жизни, в том числе в ней говорится, что «женщине приходилось приспосабливаться к окружающему ее жизненному укладу, и она старалась быть хорошей хозяйкой». В середине 16 в. была выпущена книга «Домострой» (свод житейских правил и наставлений.), самим протопопом Благовещенского Собора в Москве Сильвестром, который являлся духовником Ивана Грозного. В этой книге были прописаны рекомендации, в том числе и для женщин, соблюдение которых, по мнению автора, «должно было содействовать нравственному совершенствованию человека, а так же сделать его хорошим человеком и рачительным хозяином». Домострой предписывал женщинам «не сидеть без рукоделия ни минуты, то есть заниматься им постоянно и кроме всего, освобождалась она от этого занятия, только в том случае, если была не способна по болезни им заниматься».

Можно увидеть, насколько принижали женщину в средневековье и возлагали на нее множество непосильных обязанностей.

По мнению другого автора, Мирчи Элиаде, женщине придавалось глубокое символическое значение в жизни. С глубокой древности жизнедеятельность человека была связана с земледелием и этому придавали сакральное значение, именно тогда стали появляться обряды и ритуалы, отголоски которых доходят и до наших дней. Так М.Элиаде пишет: «Плодородие земли связано с плодовитостью женщины; соответственно, на женщин ложится ответственность за урожай, поскольку им ведома «тайна» творения». Автор повествует о религиозной тайне, связанной с происхождением жизни на земле. И дальше он утверждает, что «именно эта «тайна творения» проявляется в женщине, когда она берется за рукоделие»[6].

Что же такое ТВОРЕНИЕ? В толковом словаре В. Даля творение - результат творческой деятельности, а творить - давать бытие, созидать, создавать, производить, рожать.

Осталось только понять, а что же такое творчество?

В энциклопедическом словаре «ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает ТВОРЦА - субъекта творческой деятельности»[5].

Да, такая роль женщины, создающей своими руками необыкновенные изделия, согревающая своим творчеством не только свой дом, но и окружающий ее мир, нам очень близка и понятна.

Не смотря на то, что сегодня модернизация текстильного производства и нарастание темпа жизни постепенно снизили интерес к ручному труду, многие виды рукоделия превратились в хобби.

РУКОДЕЛИЕ и ТВОРЧЕСТВО слова, неразделимые между собой, так как любая женщина, которой нравится заниматься рукоделием, сегодня делает эту работу без принуждения, вкладывает в каждое изделие свое мастерство и душу, стремиться к тому, чтобы все, что она создает, было неповторимым, оригинальным, необыкновенным, чтобы такого ни у кого не было. Именно это в первую очередь движет рукодельницами. Потому что сегодня очень легко и просто купить все в магазинах. А вот быть оригинальной - дело совсем непростое!

Своими руками можно сделать очень многое, но главное - включить фантазию и не бояться экспериментировать. И будьте уверены на все сто, Вашим рукодельным ручкам будут завидовать многие женщины и восхищаться мужчины.


  1. До наших дней

Издавна, стараясь украсить свой дом, разнообразить быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства.

Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета, а период более раннего развития был, без сомнения, очень длительным. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало типично женским занятием (Приложение 1, рис. 1-2)

Ведётся с давних пор, что хранительницей домашнего очага является женщина. В понятие «вести хозяйство» вкладывается очень много - приготовление пищи, воспитание детей, содержание дома в чистоте и порядке. Раньше много времени отводили также рукоделию. Женщина за прялкой или работающая иглой, спицами и крючком всегда была олицетворением домашнего тепла и уюта, того творческого начала, которое преображало и одухотворяло быт [11].

Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас учёные стараются доказать, что ещё задолго до начала нашей эры уже владели техникой вязания. И вязали сначала без каких-либо специальных приспособлений, а просто на пальцах.

Вспомним легенды древней Греции. Афина Паллада, как известно, была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знание, учила их искусствам и ремёслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные, как воздух, ткани, славилась Арахна. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегала гордячку - нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали её победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, решила покончить с собой. Афина спасла девушку, но превратила её в паука. И с тех пор паук - Арахна вечно ткёт свою паутину (Приложение1, рис. 3-4)

И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В древнем Китае из паутинного шёлка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции Людовик 14 получил от парламента города Монпелье сувенир - чулки и перчатки, связанные из шёлка паука. Однако давайте обратимся к археологическим исследованиям.

Пока самая древняя вязаная вещь - декоративный пояс с птицей колибри - найдена в Перу и относится к началу 3 века до н. э.

Сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствует о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте [13].

В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.

После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу [12].

В 13 веке вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию. В 16 веке вязание уже известно во всех странах Европы. Вязаные вещи стали очень популярными (главным образом при королевских дворах и среди знати).

Некоторые историки моды утверждают, что вообще все вязаные вещи в эпоху Средневековья в Европе и России стоили баснословных денег, и позволить себе их могли лишь богатые люди, простые же довольствовались домоткаными. Другие говорят что, самодельные вещи всегда были дешевле, чем приобретенные у частных мастеров. А вязать, как и сейчас умела практически каждая вторая женщина, так и пятьсот лет назад вряд ли было иначе. Да и нитки из шерсти домашней овцы (кролика, собаки), вычесанной и спряденной, дешевле ткацкого стана, даже самого маленького. Поэтому скорей всего вязаные вещи (кроме баснословно дорогих чулок и кружев) считались плебейскими, характерными лишь для крестьян, и дворянами полностью игнорировались [9].

В нашей стране вязание крючком получило распространение с конца XIX века и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки (Приложение1, рис. 5).

Вязание в России имеет древние традиции. В крестьянском быту его называли «тамбур». Крючком вязали кружева, которыми украшали полотенца, передники, фартуки, кофты, наволочки, блузы, или целые изделия - салфетки, скатерти, занавески, покрывала. Чаще всего такие изделия были однотонными, но в некоторых северных губерниях, как и в Рязанской, Тульской, Пензенской, праздничные вязаные изделия были украшены интересными орнаментами, народными узорами… Сколько кружевниц, столько и узоров. Делились друг с другом, что-то опускали, что-то свое добавляли, получалось новое, индивидуальное. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно из вышивки. Учились вязать с детства, это умение для каждой девочки считалось обязательным. Кружевами украшали даже будничную одежду (Приложение 1, рис. 6).

Зима. За окном трещит мороз, высоко в небе мерцают звезды, а в теплой избе при тусклом свете деревенские девушки и молодые женщины вяжут кружева. Из-под чутких проворных рук выходит волшебное полотно, тонкое ажурное чудо. Сколько души, сколько чувств в него вложено! Испокон веков женщины "ввязывали" в изделия с помощью молитв пожелания любви и здоровья своим близким. В каждой рукотворной вещи остается "частичка души". Неизменной спутницей мастериц была русская песня, бойкая и веселая, протяжная и печальная. Вольно льется она из тесной избы, и звенят в ней и бьются и заветная мечта, и желание, и надежда [14].

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок (Приложение 1, рис. 7).

И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особо выделялись вещи, выполненные крючком, поскольку оригинальные техники сплетения нитей совершенно не подвластны машинному производству. Вязаные шедевры мастеров признаются искусством и попадают в музеи, сохранившиеся в частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Подобно каждой новинке, вязание не было принято сразу, и кроме приверженцев, имела своих противников. На вязаный товар были установлены (даже парламентскими актами) довольно высокие официальные цены. Хорошие вещи всегда пользуются успехом и признанием. Сохранились документы и о вязании иных предметов домашнего обихода. Известная храмовая картина художника Бертрана, написанная около 1390 года, (Приложение 1, рис. 8) «Мадонна с вязанием» изображает деву Марию, вяжущую на пяти спицах рубашку для младенца. Наблюдающих за ней ангелов это занятие весьма удивляет. На картине отчётливо видно почти законченное вязание [15].

Вязание уже многие тысячелетия дарит людям возможность выразить себя в искусстве, сотворив красивую вещь для создания неповторимого интерьера, для сохранения тепла своего тела, для подарка любимым и близким людям. Развивалось и как само мастерство, так и предметы труда. Вязание не просто передавалось из поколения в поколение, все это время происходило его преобразование и совершенствование. Вязание - это настоящее искусство, а искусство не умирает. Древнее происхождение этого ремесла подтверждают древнейшие экспонаты музеев мира, там можно увидеть многочисленные сохранившиеся до наших дней прялки и веретена, ножницы и гребни, спицы и крючки, все эти предметы, пройдя столько тысячелетий, еще помнят непрестанную работу, еще содержат в себе ту энергию, которую когда-то давно получили от мастеров.

Сотрудники музея раскладывают экспонаты в соответствии с временными периодами, это позволяет еще лучше увидеть развитие и усовершенствование предметов труда: крючок из кости, крючок из дерева, крючок из металла заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы - различные геометрические фигуры, цветы [10].

Вывод: Ручное вязание - очень давнее искусство, рожденное свойственной людям тягой к красоте, к творчеству. Происхождение его рожденное человеком, будет жить вместе с ним вечно, открывая безграничные просторы для фантазии. Я много узнала об истории вязания крючком, но каково место этого древнего вида рукоделия в новое время?


  1. Новое время

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами. А знаете, как серьезно толкует словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона понятие слова «вязание»? «Вязание - производство ткани непрерывной ниткой, образующей ряд петель или узелков при помощи спиц или крючка…».

В разных уголках планеты люди создавали необходимые для жизни и быта вещи, используя самые простые и доступные материалы, сочетая несложные формы с незатейливыми узорами. На протяжении веков рукоделие развивалось, совершенствовалось и постепенно превратилось в настоящее искусство.

Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать.

В XX веке мода на некоторые время вытеснила этот вид декоративно-прикладного искусства из повседневной жизни.

Из-за обилия новых синтетических трикотажных тканей, казалось, ручное вязание навсегда потеряло актуальность. Но прошло время, и в наши дни это замечательное рукоделие живёт и развивается, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приёмами, современными материалами.

На "рынке трикотажных товаров" трудно найти изящные, со вкусом и высоким мастерством исполненные изделия. В основном - "ширпотреб" китайского производства - все предметы как близнецы-братья. А если где-то добавлены вставки ручной работы, то цены "взлетают" вверх как межпланетные корабли.

Технический прогресс скачет огромными прыжками, но никогда никакая машина не повторит "полета фантазии" человеческих рук и не передаст тепла души любящей женщины. В Туле и окрестных селах испокон веков вязали крючком очень красивые вещи: занавески на окна и скатерти, покрывала на кровати и накидки на подушки, кружева к простыням, наволочкам, полотенцам, нижнему белью. Кружевами украшали даже будничную одежду. Косыночка, носовой платок, отделанные кружевами, привлекали внимание нежностью, оригинальностью (Приложение 1, рис. 9).

Живет в народе многовековая традиция вязания, живет и не может прекратить свое существование. Интерес к нему не только не падает, а возрастает с каждым годом.

Развивалось и как само мастерство, так и предметы труда. Вязание не просто передавалось из поколения в поколение, все это время происходило его преобразование и совершенствование. Вязание - это настоящее искусство, а искусство не умирает.

Сегодня умеют вязать почти все, кто-то это делает лучше, кто-то хуже. Для одних это увлечение и отличный способ отдохнуть, уйти от плохих мыслей. У других простое хобби стало со временем основным источником дохода, ведь вязаная одежда всегда была и останется самой красивой и стильной, тем более, что сегодня разработано уже столько способов вязки и столько интересных моделей одежды! Дизайнеры всегда говорят, что вязаная одежда - самая модная!

Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Несмотря на свою компактность и простоту, оно позволяет создавать неповторимые, уникальные модели одежды и декоративные вещи. К тому же исходный материал (пряжу) можно использовать несколько раз без особых потерь. Проявив фантазию в работе с нитками разных фактур и цветов можно выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и в домашнем интерьере.

Вязаные вещи прочны и удобны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Приложив немного терпения и труда, с помощью простого крючка и мотка пряжи вы сможете подарить любовь и радость родным людям и порадовать себя потрясающими обновками!

Ещё в 30-40-е годы XX в. наши бабушки вязали крючком так же, как в старину - из тонких льняных и хлопчатобумажных ниток, украшая скромный быт тончайшим ажурным плетением.

Современные женщины предпочитают работать с менее трудоёмким материалом - с шерстяной или полушерстяной пряжей. Из мягких объёмных ниток можно довольно быстро связать обновки для пополнения гардероба - кофты, платья, жакеты, юбки, шарфы, пончо.

Да и вещи для домашнего интерьера - пледы, диванные подушки, игрушки - получаются яркими, красивыми и приятными в обращении. (Приложение 1, рис. 10, 11)

Для летних и ажурных изделий (топов, маек, накидок, болеро, салфеток, скатертей, занавесок) в наше время, как раньше, используют льняные и хлопчатобумажные нити, но гораздо толще, чем те, из которых вязали наши бабушки и прабабушки в своё неторопливое время. Из тонких нитей вяжут лишь особенно изысканные украшения - воротнички, жабо, брошки (Приложение 1, рис. 12).

В современных работах широко используется смешение стилей, узоров, сочетания различных нитей, техник работы спицами и крючком. Большинство узоров сами по себе не новы, но их комбинаций может быть бесконечное множество, а творческая мысль позволяет создавать всё новые и новые формы [7].

Вывод: И всё же очень важно соблюдать чувством меры - каждый элемент должен соответствовать замыслу и гармонировать с остальными, чтобы ваши модели не выглядели безвкусно. Технология вязания крючком также интересна и замысловата как и его история. Вот и наступил момент воплощения замысла в реальность. Как воплотить свою мечту?


  1. Воплощение замысла в реальность.

В вязании всё очень просто. Самое главное требуется - определённые навыки; внимание, терпение, аккуратность и вдохновения. Правда, иногда бывает так, что вещь, которая эффектно выглядит на картинке, тщательно связанная, совсем не смотрится. Вещь, сделанная своими руками, всегда будет оригинальной и неповторимой. Кроме того, она как нельзя лучше передаст настроение, подчеркнет ваш собственный стиль. Идеи для вязания можно почерпнуть где угодно - главное, не бояться экспериментировать1.

На уроках технологии нас познакомили с техникой вязания крючком и предложили выполнить что-то для себя. Так как этим видом рукоделия в моей семье занимается мама, то и мне захотелось последовать ее примеру.

Так как еще на уроках технологии было предложено связать летнюю кофточку, я решила не уходить от темы. Полистав журналы, поискала в Интернете и начала творить.

Выбор пряжи

Я рассмотрела разные виды пряжи: шелк, хлопок, вискоза и решила, что больше всего подойдет мерсиризированный хлопок.

Выбор техники вязания

Так как, это летний вариант, то для работы выбрала технику ажурного вязания крючком.

Инструменты и материалы

Для создания летней кофточки мне необходимы инструменты: крючок № 1,5; ножницы;

Материалы: мерсиризированный хлопок «Ярнарт виолет» производства Турция - 150 гр.

Изделие решила связать кофточку на круглой кокетке (Приложение 2, фото 1). Вязать сверху вниз. Цепочку из 170 возд. п. замкнуть в кольцо и вязать по кругу 15 рядов узором по схеме 1, это 17 раппортов. (Приложение 2, схема 1)

Круглая кокетка - это часть одежды, выполненная в одном из направлений:

а) от горловины вниз; от нижнего края кокетки вниз вяжутся рукава, спинка и перед;

б) от подмышечной впадины вверх.

Кофточка получается без швов, связанная вкруговую. Кокетка выполнена ажурным узором, а низ изделия простой вязкой. Горловину можно обвязать столбиком без накида, если получилось шире обычного. Готовое изделие нужно отпарить и носить с удовольствием (Приложение 2, фото 2).

Нити из натурального хлопка, не содержат химических элементов, влияющих на здоровье, не выделяет токсических запахов. Следовательно, выполненная мной работа является экологически безопасной.

Такое изделие можно связать в подарок своим родным или подругам.

На мой взгляд, работа получилась удачной, одноклассники были удивлены, когда увидели мою работу, а я испытала гордость и большое удовольствие. Это моя первая работа, сделанная мной лично без чьей-то помощи.

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Вязание крючком и спицами - вид рукоделия, зарождение которого теряется в глубинах истории. Вязаные вещи прочны и удобны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Приложив немного терпения и труда, с помощью простого крючка и мотка ниток можно подарить любовь и радость родным людям и порадовать потрясающими подарками. Подарки своими руками, что может романтичнее, теплее? Эксклюзивные вещи и сувениры можно сделать самим, вложить в подарок тепло всех самых лучших пожеланий. Главное для любого подарка - доставить радость тому, кто его получает. Самые ценные подарки те, которые оригинально придуманы и к которым будет приложен труд, фантазия.

Нам очень захотелось выяснить, какой же вид вязания сегодня пользуется большей популярностью?

С этой целью мы провели опрос среди учителей нашей школы. Было опрошено 10 человек.

Вопрос 1. «Умеете ли Вы вязать?»

(Приложение 3, диаграмма 1)

Вывод: Выяснилось, что все 10 опрощеных умеют вязать.

Вопрос 2 «Чем вяжут?»

чем?

количество человек

процент

крючок

0

0%

спицы

4

40%

спицы и крючок

6

60%

(Приложение 3, диаграмма 2)

Вывод: большинство учителей умеют вязать и спицами, и крючком

Вопрос 3 «С каой целью вяжут?»

с какой целью

количество

для себя

5

для семьи

5

на продажу

0

нравится

6

(Приложение 3, диаграмма 3)

Вывод: В основном учителя вяжут с удовольствием для себя и своей семьи.

Вопрос 4 «Как оценивают себя?»

как оцениваете

1

2

3

4

5

количество человек

-

-

3

5

2

(Приложение 3, диаграмма 4)

Вывод: Большая часть оценивают себя на «хорошо» и «отлично», значит отлично владеют техникой вязания.

После опроса учителей, мы провели наблюдение с целью «Носят ли вязаные вещи учащиеся нашей школы?

(Приложение 3, диаграмма 5)

Вывод: Учащиеся МКОУ «Родниковская СОШ» носят вязаные вещи, большинство это ребята среднего звена - 5-7 классы.

Сравнив результаты детей и педагогов, мы пришли к выводу, что больше всего предпочитают носить вязанные вещи взрослые, чем дети.

(Приложение 3, диаграмма 6)

Вывод: Также, понаблюдав за учителями, мы пришли к выводу, что из 20 учителей, работающих в нашей школе, большая часть (12 человек) носят вязаные вещи ручным способом. В основном это те, кто вяжет сам или же заказывает у местных рукодельниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая с литературой и справочным материалом, я получила много новых теоретических знаний. Выполняя работу, я получила большое удовольствие.

Результат полностью оправдал мои ожидания. Мне очень понравился внешний вид работы. Мое рукоделие оценили одноклассники и родственники. Я собираюсь и в дальнейшем выполнять изделия в технике вязания крючком.

В процессе исследования, я считаю что, мне удалось выявить границы становления и развития древнейшего рукоделия - вязания;

показать динамику развития рукоделия с древнейших времен до нашего времени.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, будто ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Несмотря на свою компактность и простоту, оно позволяет создавать неповторимые, уникальные модели одежды и декоративные вещи. К тому же исходный материал (пряжу) можно использовать несколько раз без особых потерь. Проявив фантазию в работе с нитками разных фактур и цветов, можно выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и в домашнем интерьере.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по трикотажу, а в работе с крючком и спицами много общего с вышивкой и ткачеством.

В современное время вязание - незаменимая часть нашей жизни и очень популярное хобби. Можно в неограниченном количестве создавать все новые и новые узоры и модели одежды. Вязаные вещи прочны и удобны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Приложив немного терпения и труда, с помощью простого крючка или спиц и мотка пряжи вы сможете подарить любовь и радость родным людям и порадовать себя!

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

В результате работы получился действительно оригинальная вещь, которую не купишь в магазине.

Кроме того, я совершенствовала практические навыки вязания крючком и могу поделиться полезными советами. (Приложение 4).

Ручное вязание - это прекрасный древний вид рукоделия. Это подлинно массовое искусство, собравшее по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного творчества, постоянно развивается и совершенствуется, здесь всегда есть место для повышения своего профессионального уровня, освоения новых навыков и умений. И все-таки даже на начальном этапе обучения возможно создание готового изделия, пусть и наипростейшего.








Список используемой литературы

  1. Б.Э.С. под редакцией Ушакова

  2. Григорьева А., «Золотая книга рукоделий», Москва 2008.

  3. Красичкова А. Энциклопедия по вязанию, «РИПОЛ классик», Москва 2008.

  4. Технология: поурочные планы по разделу «Вязание». 5-7 классы/авт.-сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: «Учитель, 2006.

  5. Толковый словарь живого великорусского языка. В. И. Даля, - М: Цитадель,1998

  6. livemaster.ru/to/edu/data/img/pic-02365608-istoriya-vyazaniya

  7. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5

  8. sites.google.com/site/irinash09/istoria

  9. livemaster.ru/to/edu/data/img/pic-023102824-vyazanie-ot-drevnih-vremen-do-nashih-dnej-aktualno

  10. rykodelnica.in.ua/vyazanie-ot-drevnih-vremen-do-nashih-dne

  11. artstyles.vstudia.com/history.html

  12. vjazanie.ucoz.ua/news/istorija_vjazanija/2009-10-20-13. antigla.ru/article/1001

  13. uroki-vyazaniya.ru/istoriya-vyazaniya.html

  14. myjane.ru/articles/text/?id=257


Приложение 1


Исследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделия



Исследовательская работа Вязание как вид рукоделия

Исследовательская работа Вязание как вид рукоделия


Исследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделия

Исследовательская работа Вязание как вид рукоделия




Исследовательская работа Вязание как вид рукоделия

Исследовательская работа Вязание как вид рукоделия







Исследовательская работа Вязание как вид рукоделияИсследовательская работа Вязание как вид рукоделия






Исследовательская работа Вязание как вид рукоделия













Приложение 2

Фото 1.

Исследовательская работа Вязание как вид рукоделия








Фото 2.

Исследовательская работа Вязание как вид рукоделия







Схема 1. Исследовательская работа Вязание как вид рукоделия





Приложение 3

Диаграмма 1 «Умеют ли вязать?»

Диаграмма 2 «Чем?»

Диаграмма 3 «С каой целью?»

Диаграмма 4 «Как оценивают себя?»

Диаграмма 5 «Носят ли вязаные вещи учащиеся МКОУ «Родниковская СОШ»?»

Диаграмма 6. «Кто больше носит вязанные вещи».

Приложение 4

СОВЕТЫ

Приступая к работе, ответь на три вопроса «что?», «как?», «зачем?».

Вопрос что? Поможет вам оценить внешний облик изделия и его художественные качества, определить для чего оно предназначено.

Вопрос как? Заставит вас внимательно всмотреться в художественное оформление, чтобы увидеть, как выполнены узоры, какие символические элементы присутствуют в них.

Вопрос зачем? Поможет вам открыть глубинные смыслы, которыми наполнен образный строй вещи: зачем люди украшали простые предметы.

Каждая вещь уникальна и не может быть выполнена без участия теплых рук и фантазии. Вязание крючком позволяет мне выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и в домашнем интерьере, подарить тепло и любовь родным для меня людям. Вязаные изделия наиболее стабильны, даже в русле капризной моды, подолгу украшают наш гардероб, даже пуловер который носила моя мама, по фасону и структуре узора на сегодняшний день очень актуальный. Поэтому даже старые журналы по вязанию можно использовать для своего творчества.


© 2010-2022