Формирование УУД при выполнении проекта

На занятиях студии театра моды "Стиль" учащиеся выполняют разные виды проектов игровой, исследовательский, чаще всего - практико-ориентированный. Так учащиеся первого года обучения в возрасте 10 лет выполняют: коллективные игровые мини-проекты "Русская кукла", где знакомятся с историей куклы, практико-ориентированные проекты, в течении пяти занятий на тему "Изготовление игрушки - подружки". Учащиеся второго года обучения выполняют чаще - исследовательские, практико-ориентированные проекты. Заним...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий при выполнении практико-ориентированного проекта


На занятиях студии моды «Стиль» учащиеся выполняют разные виды проектов - игровые, исследовательские, чаще всего - практико-ориентированные. Цель проектов - привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

Так учащиеся 1-ого года обучения в возрасте 10 лет выполняют: коллективные мини - практико-ориентированные проекты «Русские самодельные куклы».

Учащиеся 2-ого года обучения выполняют проекты, на тему «Изготовление куклы - игрушки и подружки». Учатся работать в парах.

Учащиеся 3-ого года обучения выполняют чаще - индивидуальные, исследовательские, практико-ориентированные проекты. Занимаются исследованием национальной одежды и претворением в жизнь разного рода моделей для себя.

Учащиеся, выполняя разные виды проектов, учатся:

  • обосновывать тему выбора проекта;

  • разрабатывать требования к изделию;

  • проводить исследовательскую работу, ища информацию в литературе, в Интернет - ресурсах, электронных источниках;

  • разрабатывать технологическую карту изготовления изделия, применять знания по безопасной работе с оборудованием, изготавливать модели;

  • производить экономическое и экологическое обоснование изделия;

  • делать рекламу своего изделия;

  • защищать проект.

Работа производится как на занятиях, так и дома. Учащиеся, разрабатывая разные варианты изделий, советуются, беседуют с родителями, с бабушками. Они вынуждены много самостоятельно работать, изучить различные виды моделей кукол, одежды для них, выбирать оптимальный вариант для выполнения проекта.

При выполнении проекта учащиеся встречаются с постоянными проблемами, которые в обязательном порядке разрешаются. Помощь оказывают педагог и родители. Работу, по изготовлению изделия, будь то - изготовление куклы, одежды для нее или карнавального платья, нарядного, повседневного платья для себя, вначале проводят работу по образцу, а затем самостоятельно.

На протяжении выполнения всех этапов проекта дети получают постоянную поддержку, одобрение, похвалу за проявленное творчество. После защиты проекта лучшие награждаются символическими медалями.

Проектная деятельность на всех этапах выполнения разного вида проектов обеспечивает:

  1. Формирование личностных универсальных учебных действий:

так, выполняя проект «Изготовление куклы - игрушки и подружки» -

  • на мотивационно-целевом этапе - формируются социальные мотивы, устанавливается связь между целью и мотивом

(изготовить: куклу - какую, зачем, из чего);

  • На исследовательском этапе - формулируется исследовательские задачи (исследовать разные виды тряпичных кукол, их одежды);

  • На практическом этапе - проявляется интерес к получению готового изделия, потребность в социальном признании;

  • На аналитико-рефлексивном этапе - производится самооценка выполненного проекта.

2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

  • учащиеся ставят цель - в соответствии со своими интересами и увлечениями, задачи - выполнить проект в соответствии с требованиями к качеству, соблюдение времени, прогнозируют связь с окружающим миром, формулируют проблему - где взять материал, какого качества, для изготовления куклы и одежды для нее;

  • определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, пишут технологическую карту выполнения изделия и определяют последовательность действий;

  • собирают и уточняют информацию, корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения;

  • осуществляют итоговый контроль деятельности (что сделано) и пошаговый контроль (как выполнена каждая операция);

  • подготавливают отчет о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов; защищают проект;

3. Формирование познавательных универсальных учебных действий:

  • учащиеся при выполнении проекта выделяют - общее (выполнить проект) и частное (разработать этапы выполнения проекта);

  • умеют преодолевать трудности;

  • самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • умеют: использовать наглядные модели, делать их описание; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; строить самостоятельный поиск, исследование;

  • оценивают весомость выполненных работ;

  • анализируют, адекватно оценивают, сравнивают с эталоном результаты деятельности;

  • учащиеся способны презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

4. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

Учащиеся сами -

  • планируют взаимодействие с учителем, со сверстниками;

  • выражают свои мысли в соответствии с условиями и задачами;

  • слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблемы;

  • строят позитивное отношение к процессу сотрудничества;

  • согласовывают свои действия с одноклассниками, родителями, педагогом;

  • умеют слушать замечания;

  • способны давать оценку качества работы.

Несомненно, именно - проектная деятельность решает задачи по сформированности универсальных учебных действий.

У учащихся формируется «внутренняя позиция». Они способны: эмоционально позитивно спокойно относятся к процессу работы, контролировать свои действия, видеть ошибки, сотрудничать с учащимися, с педагогом и родителями.

В процессе работы над проектом развивают мелкую моторику рук, учатся составлять технологическую карту и использовать ее при изготовлении изделия, делать самооценку свого труда, положительно относиться к труду.

Учащиеся понимают, что полученные умения и навыки им пригодятся в жизни, помогут самоопределиться в выборе профессии.

Используемая литература:

1. Л.Н. Морозова, Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова - 2изд., Проектная деятельность учащихся, технология 5-11 класс, Волгоград: Учитель, 2008.

2. Л.В.Байбородова, Л.Н.Серебренников, Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах, Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2013


© 2010-2022