• Преподавателю
  • Технология
  • Статья «Активные методы обучения как средство повышения уровня мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»

Статья «Активные методы обучения как средство повышения уровня мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»

                 Видеть  и делать новое – очень большое удовольствие. (Ф.  Вольтер) Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что современное общество стремительно меняется. Настолько стремительно, что мы подчас оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет взрослеющему ребенку, поскольку именно в такие моменты осознаем, что ему через несколько лет вступать  в совершенно  иную жизнь, чем вступали мы сами. Метод проектов – это модель определенного способа, которым достигается поста...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Активные методы обучения как средство повышения уровня мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках технологии».

Бухарова Ирина Пранасовна, учитель технологии,

МБОУ «СОШ № 10»

Видеть и делать новое - очень большое удовольствие. (Ф. Вольтер)

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что современное общество стремительно меняется. Настолько стремительно, что мы подчас оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет взрослеющему ребенку, поскольку именно в такие моменты осознаем, что ему через несколько лет вступать в совершенно иную жизнь, чем вступали мы сами.

Метод проектов - это модель определенного способа, которым достигается поставленная цель. Он предусматривает наличие проблемы, которую нужно исследовать, и организацию процесса, позволяющего добиться запланированного результата. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную поисково-творческую деятельность учащихся, которая может быть как индивидуальной, так и групповой.

Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание.

В основе современного понимания проектного обучения, по мнению Е. С. Полат, лежит использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, - разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов [3].

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся [1-2], расширения их познавательного интереса [4], и на этой основе - возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний [5,7].
Основную цель проектного обучения Е. А. Ротмирова [6, с. 5] определяет как организацию условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться полученными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения и

системно мышление. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Этому способствует смещение акцента от инструментального подхода к технологическому, что происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.

Говоря об образовательной школе, то современный выпускник должен не только хорошо владеть знаниями, умениями и навыками в рамках школьной программы, но и ориентироваться в той неопределенности, в которую он попадает, выходя из школы. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. Он должен развивать в себе творческие способности, чтобы решать новые для себя задачи. Формированию необходимых для этого качеств личности, приобретению знаний и практического опыта их применения способствует выполнение творческих проектов [4].

Подросток, как правило, включен в широкий круг разных занятий - в школе, дома, в кругу сверстников. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, что позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка; повышение коммуникативной компетентности учащихся; развитие самоуважения и формирование адекватной самооценки; формирование потребности в творческой самореализации личности; ·формирование уважительного отношения к личности других людей.
Сегодня знание и умение применять вид учебной деятельности - как проектирование - разорваны, причем разорваны по учебным предметам. Поэтому соединение знания с умением его использовать - важная задача, решаемая средствами проектирования. И здесь целесообразно сказать об универсальных учебных действиях, которые мы развиваем у учащихся.

Говоря о структуре проекта, то он имеет следующие черты:

  • идея, замысел;

  • способ реализации;

  • результат.

Проходя через все эти этапы, ученик достигает цели, результатом которой является творческая работа. Важно, чтобы учащийся закончил то, что было запланировано. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.

На этапе - 5-7 классов дети впервые по - настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора, постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла. Оценка проектной деятельности носит, скорее, иллюстративный характер.

На этапе 8 класса ученики приобретают необходимые навыки - планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и т.д.

В старшей школе проектирование выходит за рамки пробы, это ответственный этап, который направлен на планирование своего будущего.

Работая в 5-8 и 10-11 классах, осознаешь, что проектная деятельность не просто дополняет традиционные формы обучения, она поляризует образовательное пространство, открывает его в сферу внешкольной деятельности, в направлении образовательной и профессиональной перспективы школьников.

В своей работе стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю. Ученики, разрабатывая проекты, проводят презентации с использованием ИКТ, участвуют в обсуждении результатов.

Вся работа учащихся над проектом способствует формированию УУД:

- личностные - самоконтроль, самооценка;

-регулятивные - умение выслушать мнение всех;

-коммуникативные - умение презентовать свою работу.
За последние три года моими учащимися было подготовлено более 50 творческих работ. Современные формы обучения позволяют учащимся делать маленькие открытия, развивать творческие и интеллектуальные способности. Эффективными формами организации совместной деятельности педагога и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, являются научно-практические конференции, участие в

мероприятиях научной направленности.
Учащиеся принимают участие в научных конференциях, становятся активными участниками, работы учащихся публикуются в сборниках научных конференций.

Работая в данном направлении, среди учащихся 5-11 классов мною было проведено анкетирование с целью выявления интереса ребят к работе над проектом.

В анкетировании приняли участие 66 человек. Школьникам была предложена анкета, состоящая из вопросов:

1. Какой вид деятельности тебе понравился больше всего в работе над проектом?

А) Работать в команде.

Б) Работать одному.

2. Трудно ли было тебе:

А) Выступать

Б) Обсуждать

В) Искать ответы на вопросы

Г) Другое

3. Пригодятся ли полученные в проекте навыки в дальнейшей учёбе?

А) да

Б) нет

В) не знаю

  1. Какие задания показались наиболее интересными?

  2. Какие задания показались вам совсем простыми и неинтересными?

  3. Ваши пожелания авторам проекта.

Результаты анкетирования показали, что: 60% ребятам понравилось работать одному (это были старшеклассники); 40% - работа в группах, ребята отвечали, что можно распределить выполнение какой- либо работы на других членов группы; 45%- ребятам было трудно выступать, так как эта деятельность была впервые, 20% - трудно было искать ответы на вопросы, 35% - трудно было оформлять пояснительную записку и составлять презентацию; 86% ребят ответили, что проект нужен и полученные знания пригодятся, 14% ответили, что им ничего не нужно и в дальнейшем они этим заниматься не будут. Большинство ребят, а их 34% ответили, что было интересно искать новую информацию, 62%- выполнять своими руками будущее изделие, 4% - выдвигать идеи. Самым простым оказалось, что тему проекта предложил учитель. Все было интересно. А пожелания были такие: «Все задания были очень интересными». «Ни одно не было скучным, неинтересным, всегда нужно было что-то разыскать, над чем-то подумать». «Считаем, что время потрачено не зря!». «Простых заданий в проекте не было». «Каждый этап был познавательным». «Интерес вызвало задание, где нужно было составить презентацию». «Защита проекта была волнительной». « От проекта осталось положительное впечатление. Спасибо».

В заключение хочется отметить, что без труда самих учащихся никакое обучение не возможно. Сколько бы ни трудился учитель, но если ему не удается вызвать ответный труд ребят, никаких положительных результатов не будет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Карачев А.А. О новых подходах к проектной деятельности школьников в условиях модернизации общего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 6. - С. 19-29.
2. Круглик О.С. Соотношение понятий проектная и исследовательская деятельность учащихся 5-6 классов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2013.- № 1.- С. 21-29.
3. Полат Е. С. Новые педагогические технологии: [Электронный ресурс] - Режим доступа: scholar.urc.ac.ru/courses/Tecаhnology/intro/html (дата доступа: 22.09.2012).

4.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2011.

5. Пушкарёва Е.А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1 (5). - C. 74-78.
6. Ротмирова Е. А. Проектная деятельность на уроках технологии.2006. - № 8. - С.

3-14.

7. Чернышенко Е. Г. Формирование исследовательской культуры учащихся в условиях общеобразовательного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - №5. - С. 20-26.


© 2010-2022