Проблемное обучение на уроках технологии как условие повышения качества учебной деятельности

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемное обучение на уроках технологии как условие повышения качества учебной деятельности.

Учитель технологии

Кирилина Галина Петровна

МКОУ СОШ №11

П. Оус, Ивдельского района,

Свердловской обл.

« Дайте ученику как можно больше

сведений и вызывайте его на

наибольшее число наблюдений

по всем отраслям знания, но как

можно меньше сообщайте ему общих

выводов, определений, подразделений

и всякой терминологии»

Л. Н. Толстой

На основании Концепции ФГОС второго поколения основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний учащиеся должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Поэтому главная задача учителя - организовать так учебно- познавательную деятельность учащихся, чтобы знания стали результатом их собственных усилий..

Содержание учебного материала само по себе не побуждает к учебной деятельности, поэтому одним из важных средств активизации познавательной деятельности является метод проблемного обучения.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин, зачинатели проблемного обучения в нашей стране, усматривают его своеобразие в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевать опытом творческой деятельности… Разумно организованное обучение начинается не с передачи « готовых» знаний и умений, а в создании условий происхождения человеческих способностей, т. е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решения которых эти способности формируются, а эти знания , умения и навыки усваиваются.[1]

Проблемное обучение - это система методов и средств обучения, основой которых выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.

Задачами проблемного обучения являются:

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы.

3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Одними из методов проблемного обучения являются проблемное изложение материала учителем на уроке, частично- поисковый и исследовательский методы обучения. Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебного процесса, который предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности школьников, что ведёт к развитию творческого потенциала личности и к повышению качества знаний.

Это осуществляется через создание на уроке проблемных ситуаций.

В проблемной ситуации особенно ярко проявляется детское удивление, любопытство, с которого начинается познание. В сознании детей такая ситуация проявляется в виде затруднения, для преодоления которой нужна интенсивная мыслительная деятельность. Активность познавательного интереса побуждает поисково- исследовательскую деятельность школьника, создаёт ситуацию творческого поиска.

Проблемное обучение является наиболее эффективным действенным способом активизации мышления учащихся. На протяжении нескольких лет в своей работе применяю на уроках методы проблемного обучения. Для мотивации учебной деятельности включаю специальные проблемные ситуации. Применяю приём выдвижения гипотез, экспериментального исследования, эвристическую беседу, проблемное изложение материала.

Привожу пример: в разделе « Красота и гигиена девушки».

Исторический факт: - Поводом для Троянской войны в истории стала красота самой прекрасной женщины - Елены.

Проблема - «Красота - страшная сила?!»

Проблемный вопрос:

- Что входит в понятие « Красота»?

- Красота - это залог успеха?

Эвристическая беседа:

- Кто впервые сказал это выражение с экрана кино?

- Девочек волнуют вопросы красоты. Некоторые думают, что все красавицы легко могут добиться в жизни всего желаемого.

- Да, красивые люди привлекают внимание, иногда им удаётся решать проблемы гораздо легче, чем всем остальным. Связано это с инстинктом, это заложено у нас генетически.

« Меня ничем не испортишь»,- заявила Красота.

« Спорим!»- ухмыльнувшись, сказало Время.

- Народное выражение говорит: « Не родись красивой, а родись счастливой. Красота увянет, счастье не обманет».

- Почему красивые люди редко бывают счастливы?

Красота- источник больших и маленьких проблем.

О « страшной силе» красоты и проблемой, к которой она порой приводит, сложено немало сказочных историй. Мачеха выгоняет внешне красивую падчерицу из дома. Внешне красивые люди легче добиваются целей в жизни, но не умеют удерживать свои желания. Им не свойственны терпеливость, упорство. Такие натуры склонны к истерическим проявлениям, часто капризны.

- Многие мужчины предпочитают красоте внешней красоту душевную. Девушки с обычной внешностью способны обладать безумной привлекательностью.

- Можно ли купить красоту в косметических салонах?

- Есть ли у вас идеалы красоты?

Работа с информационным материалом.

( учебник, дополнительная литература, Интернет- ресурсы и.др.)

- Как стать привлекательной?

( санитарно- гигиенические требования)

- Сформулируйте выводы.

- Составьте рекомендации, которым можно следовать, чтобы стать привлекательной.

Проблемное обучение можно применять на разных этапах урока. Но наибольшая возможность для проблемного обучения- уроки изучения нового материала. Особое значение при этом приобретает актуализация знаний учащихся. Если на данном этапе задача учителя - подготовить почву для активного усвоения нового материала, то прежние знания становятся актуальными в данный момент - это актуализация опорных знаний. Например, элементы урока технологии в 6 классе тема «Моделирование юбки». Учитель создаёт проблемную ситуацию, а проблема формулируется и разрешается учащимися. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила учащихся, вызвала у них интерес, желание разобраться. Проблемная ситуация завершается вопросом, задачей, заданием, призывом к поиску. Методическими приёмами являются анализ, систематизация, сравнение, обобщение, выводы.

Цель: Научить основным приёмам моделирования юбки.

I Мотивация учебной деятельности.

1.Создание проблемной ситуации:

Демонстрация готовых моделей юбок:

- Ира пришла в школу, надев прямую юбку;

-А Даше нравится юбка с бантовой складкой;

- У Оли - юбка с прямой кокеткой;

- У Нины - юбка с рельефными швами.

-А вам хотелось бы выглядеть всегда стильной и модной, иметь несколько таких юбок?

- В чём тогда дело? В чём проблема?

2. Проблемный вопрос:

- Как получить несколько разных моделей юбок.

3. Обсуждение предложений.

Варианты предположений:

- обмотать вокруг себя ткань;

-взять ткань длиннее и спереди сделать складку;

- отрезать в верхней части прямой юбки часть ткани и потом пришить её к нижней и т. д.

Это макетный способ, он использовался в прежние времена, когда для дам шили белошвейки. Им пользуются иногда и модельеры, создавая новые модели. Но мы поступим более рационально, будем изменять основу выкройки прямой юбки.

II Определение темы и цели урока.

- Определите цель нашего урока:

- Научиться создавать разные модели юбок.

Этот процесс называется моделированием. С ним вы знакомы с 5 класса. - Выделите корень этого слова ( модель).

-Вспомните определение этого понятия, что оно означает?

Гипотеза: Предположим, что мы будем разрезать бумажную выкройку прямой юбки.

Тогда возникает вопрос « Как правильно разрезать и какие есть правила ?»

III Актуализация знаний.

Эвристическая беседа:

- В чём сходство этих юбок?

- В выкройке прямой юбки есть вытачка.

- В моделях юбок присутствует вытачка?

- Почему их можно сравнить с моделью прямой юбки?

- Найдите в каждой из них элемент прямой юбки ( верх, низ).

2. Практическая значимость получения этих знаний и умений.

-Зачем это нужно?

И т. д.

В разделе « Кулинария» - задание исследовательского характера для самостоятельной работы:

- «Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».

- определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.

На своих уроках применяю технологию проблемного обучения, включая эксперименты, исследование, лабораторные опыты.

Пример проблемного обучения на уроке технологии (частично- поисковый метод).

Проблемная ситуация: «Мнение хозяек о том, что приготовление пищи на электрической плите занимает намного больше времени, чем на газовой».

- Проблемный вопрос:

- А как это проверить?

Дети делают предположения, высказывания:

( посоветоваться с мамой, у которой есть опыт приготовления пищи на плите, может быть, надо иметь какую-то особую посуду и т. д.)

Учитель направляет на верный путь решения проблемы:

- Какие особенности электроплиты надо знать?

- Почему на плите электрической разные по размеру конфорки?

- Почему у хозяйки разные по размеру кастрюли?

Выводы:

1. Правильное использование посуды для приготовления пищи:

- тепло от поверхности конфорок к дну посуды передаётся благодаря плотному контакту, поэтому дно посуды должно быть ровным;

- диаметр посуды и соответственно диаметр конфорки должны быть одинаковы;

- лучше использовать посуду с антипригарным покрытием;

- применение посуды с толстым дном;

- равномерное распределение количества тепла.

Другой пример:

Создание проблемной ситуации при изучении пищевых жиров:

« В продуктовом магазине приятельницы покупают растительное масло. Одна из них выбрала натуральное растительное масло, другая - берёт несколько ёмкостей с маслом, не читая этикеток, а третья взяла несколько ёмкостей - просто на них были красивые этикетки.»

Проблемная задача:

- Как правильно выбрать растительное масло в магазине?

- Предложите способы из жизненного опыта своей семьи.

Учебное исследование. Практическая работа « Анализ информации на этикетках различных видов подсолнечного масла».

Понятия: рафинированное масло, дезодорированное, с витаминами Д,Е и.т.д.

Получение информации из источников:

- состав масел;

- технология получения и очистка растительного масла;

-чтение информации на этикетках

Вывод: - составить рекомендации для родителей.

В разделе « Кулинария» - задание исследовательского характера для самостоятельной работы:

- «Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».

- определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.

В теме « Обработка нижнего среза изделия» ставлю проблемный вопрос:

- Всякое ли изделие необходимо подгибать?

- Каковы ваши предложения?

-Предложите способы сохранения края нижнего среза юбки, платья от осыпания.

- Посмотрите на эту проблему глазами мамы, как поступила бы она?

Основные условия успешности проблемного обучения:

- необходимость вызова интереса к проблеме;

- обеспечить посильность работы для учащихся с возникшей проблемой;

- информация должна быть значимой, важной в учебном плане;

- проблемное обучение реализуется успешно лишь при определённом стиле общения между учителем и учеником, когда возможно свободно выражать свои мысли и взгляды. Такое общение в виде диалога направлено на развитие познавательной мыслительной активности обучающихся, что в конечном итоге повышает качество знаний и умений школьников.

Но ученики обладают разным уровнем познания. Поэтому возникает необходимость использования дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, что применимо для этапа первичного усвоения и осознания нового материала.

Типичными заданиями проблемного обучения являются:

- рассмотреть явления с различных позиций;

- провести сравнение, обобщение;

- сформулировать выводы из ситуации;

- сопоставить факты;

- сформулировать самим конкретные вопросы.

Проблемное обучение не является единственным способом добывания знаний. Проблемное обучение в меньшей мере, чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков. Поэтому, не исключено и применение традиционного репродуктивного метода, когда используются полученные готовые знания и формируются умения и навыки как действовать по образцу. Тогда учитель применяет различные упражнения, задания, учебные задачи. А учащиеся овладевают приёмами выполнения упражнений, усвоение алгоритмов практических действий. Это темы, связанные с обучением правил снятия мерок с фигуры человека, выполнение машинных швов, раскрой изделий и др. На таких уроках отрабатываются умения и навыки. Форма представления проблемных ситуаций аналогична традиционному обучению: это учебные задачи и вопросы. Но, если в традиционном обучении эти средства применяются для закрепления учебного материала и приобретения новых навыков, то в проблемном обучении они служат предпосылкой для новых знаний. Задача становится проблемной, если она носит познавательный, а не закрепляющий и тренировочный характер.

« Мышление берёт своё начало в проблемной ситуации, которая означает, что в ходе своей деятельности человек начинает испытывать какие- то непонятные трудности, препятствующие успешному продвижению вперёд… Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознанную человеком задачу» - это высказывание А. В. Брушлинского подтверждает связь проблемного обучения с развивающим, где его задача- развитие интеллекта ученика за счёт увеличения самостоятельности обучающихся, при решении проблемных ситуаций формируется познавательная деятельность.

М. И. Махмутов указывает следующие способы создания проблемных ситуаций:

- при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

- при организации практической работы обучаемых;

- при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их к столкновению с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;

- при формулировании гипотез;

- при побуждении к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

- при побуждению к предварительному обобщению новых фактов;

- при исследовательских заданиях.

, платья от осыпания.

Метод проектов является одним из видов проблемного обучения.

Работа над проектом « Найди свой стиль» подтверждает народное изречение «По одежде встречают, по уму провожают».

Проблема: Каково влияние внешнего вида человека на восприятие его окружающими? Создание своего имиджа.

Через частично- поисковый метод и исследование решается задача сбора информации о различных видах костюмов, разработка эскизов, знакомство с различными стилями одежды.

Практическая работа: составление эскизов, зарисовок из журналов мод, краткое описание элементов костюмов, составление творческих эскизов.

В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, создаётся банк идей и предложений. Найден лучший вариант, идёт дальнейшая работа над проектом.

Проблемное обучение повышает интерес к предмету и активность учащихся. При этом складываются хорошие отношения с учителем, формируется дружественный и благоприятный климат в коллективе. Развивается внимание, воля, повышается самооценка личности. Это отражается на усвоении знаний, умений и навыков, на повышение качества обучения. По мнению М. И. Махмутова , проблемное обучение не может заменить всего обучения, но без принципа проблемности обучение не сможет быть развивающим.

Библиографический список:

1. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.- М., : Знание. 1991.- 80 с. ( серия « Педагогика и психология», №4

2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., « Просвещение», 1977., 240 с.

3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, 181 с.

4. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., « Просвещение», 1975, 148 с.

5. Кривопуст Н. Л. Учимся выбирать растительные жиры. Транс - жиры в нашей пище// Школа и производство.- 2009,- № 1-2

© 2010-2022