Методическая разработка урока Технологические возможности металлообрабатывающих станков

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка урока Технологические возможности металлообрабатывающих станков.

Министерство образования и науки Челябинской области


государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева»


Методическая разработка урока Технологические возможности металлообрабатывающих станков.








Методическая разработка

Урока производственного обучения


ПМ 01. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин

(Технология машиностроения)


Тема 1.2. Технологические возможности металлообрабатывающих станков



Составитель

Г.Х Шамухаметова


Челябинск, 2016




Технологическая карта урока производственного обучения

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Обрабатывать детали и инструменты на токарных станках.

ПК 1.2. Проверять качество выполненных токарных работ.

Дидактическая: формирование умений обрабатывать детали на универсальных токарных станках с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и на специализированных станках, налаженных для обработки определенных простых и средней сложности деталей или выполнения отдельных операций;

Формирование и развитие умения анализировать;

Формирование умения: осуществлять планирование своих действий, выбирать наиболее рациональное их сочетание и чередование с учетом вида работы, производственной ситуации.

Воспитательные цели

Формирование профессионально важных качества личности у будущих рабочих: нетерпимости к браку; интереса к профессии; профессионального достоинства; стремления добиваться высоких результатов в работе.

Задачи урока:

1. Ознакомить с характером и содержанием предстоящей работы.

2. Закрепить технические знания по обработке отверстий.

3. Освоить приемы растачивания отверстий.

4. Систематизировать и углубить знания студентов в области разработки технологического процесса.

Тип урока - Урок по изучению трудовых приемов и операций

Форма учебной деятельности - групповая.

Метод проведения урока - показ трудовых технологических операций, воспроизведение действий по образцу, контроль и корректировка действий. Взаимо- и самооценка результатов труда, закрепление знаний в виде опроса.

Средства обучения:

  • Токарно - винторезный станок 1К62

  • Трехкулачковый патрон

  • Торцовый ключ

  • Проходной отогнутый резец

  • Расточной сквозной и упорный резец

  • Штангенциркуль ЩЦ-1.

  • Калибр- пробка

  • Щетка - сметка.

  • Заготовка пруток Сталь 35

  • Образец готовой детали.

Дидактическое оснащение урока:

  • Инструкционно-технологическая карта

  • Критерии оценивания выполнения детали

  • Применение ЦОР (мультимедийная презентация)

  • Блиц опрос

  • Чертеж детали

  • Технологическая карта для изготовления детали «Втулка»

Межпредметные связи:

- ОП.01. Технические измерения

- ОП.02. Техническая графика

- ОП.04. Основы материаловедения

-ОП.05. Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках





Ход урока

Деятельность мастера

Деятельность студента

1

2

Вводный инструктаж

  1. Организационный момент.

Встреча студентов, проверка внешнего вида, наличие тетрадей, назначение дежурных.

Сообщение бригадира о готовности группы к уроку.

1Сообщение темы и цели урока.

Прослушивание темы, занесение в тетрадь

1Актуализация опорных знаний.

1.1. Проверка знаний студентов по пройденной теме «Сверление отверстий»






1.2. Проверка правильности выполнения трудовых приемов сверления отверстий

Отвечают на вопросы

Блиц - опрос

1.Режущий инструмент для обработки отверстий … ( сверла, зенкера, развертки, расточные резцы)

2.По способу крепления сверла классифицируются (с коническим , цилиндрическим хвостовиком)

3.Часть сверла, соединяющая рабочую часть и хвостовик называется ( шейка)

4.Часть сверла для его крепления называется ( хвостовик)…

5.Сходит стружка и подается охлаждающая жидкость по ( канавкам)…

6.Сверла с коническим хвостовиком устанавливаются в пиноли задней бабки с помощью (переходной втулки)

7.Режущая часть сверла изготавливается из материала (Р6М5).

8.Сверла с цилиндрическим хвостовиком устанавливаются в ( сверлильный патрон)…

9.Угол сверла для обработки сталей равен ( 118- 120)…

10.Сверло из переходной втулки освобождается при помощи (Молотка и клина)…

11.Сверло большого диаметра устанавливаются непосредственно(в пиноль задней бабки)

12.Стружка бывает следующих видов ( сливная, скалывания,

надлома, элементная)


Показ трудовых приемов выполнение операции «Сверление отверстий» (с комментариями).

1.3.Объяснение темы

а) Настройка станка

Опрос студентов о правилах подбора и установки режущих резцов в резцедержателе

Расточные резцы устанавливают и закрепляют в резцедержателе параллельно оси заготовки.

При черновом растачивании отверстий резец устанавливают по центру детали или ниже центра на 1…1,5 мм, что приводит к увеличению переднего угла γ. При чистовом растачивании устанавливают по центру детали или выше центра на 0,5-1 мм. Для получения заданной глубины отверстия используют лимб продольной подачи, на резце наносят риску или используют продольные упоры.

Внимательно слушают объяснения мастера п/о и конспектируют последовательность выполнения наладки станка. Задают вопросы попутно объяснению.

Повторяют знания по установке инструмента и заготовки


  1. Инструктирование по теме урока:

2.1. Растачивают отверстия на токарных станках тогда, когда сверление, рассверливание или зенкерование не обеспечивают необходимой точности размеров отверстия, а также чистоты обработанной поверхности, либо когда отсутствует сверло или зенкер требуемого диаметра.

2.2 При растачивании отверстий на токарных станках можно получить отверстие не выше 4-3-го класса точности и чистоту обработанной поверхности 3-4 при черновой обработке и 5-7 при чистовой.

При растачивании отверстий в цветных металлах твердосплавными резцами на станках для тонкого точения можно получить точность размеров, достигающую 2-го и даже 1-го класса, и чистоту обработанной поверхности ,

при растачивании менее удобно наблюдать за работой резца, так как резание происходит внутри отверстия

2.3.Перед растачиванием отверстия необходимо установить резец на требуемый диаметр по лимбу винта поперечной подачи, а затем расточить отверстие ручной подачей на длину 2-3 мм.

Измерив диаметр штангенциркулем или другим измерительным прибором и убедившись в правильности размера, растачивают отверстие на остальную длину. Особенно важно правильно установить резец на требуемый диаметр при чистовом растачивании

Контроль выполненной детали.

Инструктирует по правилам ТБ. 2.4Показ и объяснение приемов обработки детали на токарном станке и контроля качества выполненных работ.


2.5 Выдача студентам чертежа (Приложение 2) с заданием: самостоятельно составить технологический процесс изготавливаемой детали

Фиксирование в тетрадях основных моментов.




























Наблюдение за показом трудовых приемов мастера п/о




Самостоятельно составляют технологический процесс изготавливаемой детали «Втулка»

2.6 Первичное закрепление пройденного учебного материала и проверка знаний студентов

1.Расскажите, при помощи какого измерительного инструмента контролируют отверстия с высокими требованиями точности?

(микрометрическим штихмасом)

2. Какие действия вы произведете в первую очередь перед растачиванием? ( Сверление отверстий)

Устные ответы на вопросы мастера п/о.

Текущий инструктаж.

  1. Уточнение ученических норм времени на его выполнение.

Распределение студентов по рабочим местам.

  1. Самостоятельная работа студентов.

Организация рабочего места, самоконтроль по технике безопасности. Настройка токарно - винторезного станка.

Установка заготовки в трехкулачковый патрон.

Установка режущего инструмента.

Растачивание сквозных отверстий и с уступами.

Контроль бригадиром выполненных работ. Определение качества выполненной детали.

  1. Целевые обходы студентов мастером производственного обучения с целью проверки и корректировки:

-подготовки рабочих мест и начала работы;

-правильности организации рабочего места;

-соблюдение правил безопасности труда;

-соблюдение последовательности работ;

-соблюдение технологии выполнения приёмов обработки детали;

-определение качества выполненной детали.

Прием работ студентов.

Выполняют задание согласно инструкционно-технологической карты.

Проверяют качество.

При необходимости задают вопросы мастеру п/о

Заключительный инструктаж

  1. Сообщение о результатах в достижении целей урока. Подведение итогов работы группы мастером п/о.

Устные дополнительные рекомендации по предупреждению дефектов, ответы на вопросы студентов, оценивание работ студентов, комментирование отметок (фиксирование рекомендаций в рабочих тетрадях; формулирование вопросов по затруднениям, возникшем в ходе работы.

Подведение итогов работ бригадиром: (оценка качества выполненной работы, выявление допущенных дефектов, брака, сравнение с эталоном).

  1. Выдача домашнего задания

Тестовые задания:







1. Вводный инструктаж: (слайд1).

1. Организационный момент.

Мастер встречает студентов, бригадиры докладывают мастеру о готовности подгрупп, о присутствующих и отсутствующих студентов

1.2 Мастер п/о сообщает тему и цели урока, знакомит с характером и содержанием предстоящей работы, студенты записывают в тетрадь тему урока.

1.3 Актуализация опорных знаний.

Мастер п/о предлагает студентам вспомнить пройденный урок «Блиц опрос по пройденной теме «Сверление отверстий»

  1. Техника безопасности при сверлении отверстий.

  2. Самостоятельный показ студентами трудовых приемов: Сверление отверстий с комментариями.

Последовательное изложение нового материала мастером п/о. Студенты слушают, фиксируют основные моменты записывают. (слайд 3, )

2. Инструктирование студентов по теме урока. ( слайд)

Растачивают отверстия на токарных станках тогда, когда сверление, рассверливание или зенкерование не обеспечивают необходимой точности размеров отверстия, а также чистоты обработанной поверхности, либо, когда отсутствует сверло или зенкер требуемого диаметра.

При растачивании отверстий на токарных станках можно получить отверстие не выше 4-3-го класса точности и чистоту обработанной поверхности 3-4 при черновой обработке и 5-7 при чистовой.

При растачивании отверстий в цветных металлах твердосплавными резцами на станках для тонкого точения можно получить точность размеров, достигающую 2-го и даже 1-го класса, и чистоту обработанной поверхности,

при растачивании менее удобно наблюдать за работой резца, так как резание происходит внутри отверстия

Перед растачиванием отверстия необходимо установить резец на требуемый диаметр по лимбу винта поперечной подачи, а затем расточить отверстие ручной подачей на длину 2-3 мм. Измерив диаметр штангенциркулем или другим измерительным прибором и убедившись в правильности размера, растачивают отверстие на остальную длину. Особенно важно правильно установить резец на требуемый диаметр при чистовом растачивании

Контроль выполненной детали.

Инструктирует по правилам ТБ.

Правила безопасности при обработке детали.

Перед началом работы:

 привести в порядок рабочую одежду;

 проверить исправность станка;

 проверить заземление станка;

 привести в порядок рабочее место;

 подготовить к работе режущий, измерительный инструмент и приспособления;

 проверить исправность подножной решетки.

Во время работы:

 работать в защитных очках;

 надежно и прочно закреплять заготовки в патроне;

 не оставлять ключ в патроне после закрепления или освобождения заготовки;

 при установке резца применять минимальное число подкладок;

 перед включением станка убедится в том, что пуск его никому не угрожает

опасностью;

 работать на режимах резания, указанных в технологической карте;

 не производить никаких измерений измерительными инструментами на ходу станка;

 не работать на станке в перчатках или рукавицах;

 не облокачиваться на станок во время работы;

 не убирать стружку во время работы станка;

 стружку убирать крючком и щеткой.

После окончания работы:

 выключить электродвигатель станка;

 убрать и смазать станок;

 привести в порядок рабочее место.


Мастер п/о показывает приемы растачивания сквозных отверстий и уступов

Закрепление материала урока (слайд 12)

Для закрепления темы мастер п/о задает студентам следующие вопросы:

Расскажите, при помощи какого измерительного инструмента контролируют отверстия с высокими требованиями точности?

(микрометрическим штихмасом)

2. Какие действия вы произведете в первую очередь перед растачиванием? (Сверление отверстий)

2. Текущий инструктаж.

2.1 Мастер п/о выдает бригадирам чертежи, далее они распределяют по рабочим местам.

2.2 Самостоятельная работа студентов.

Студенты приступают к выполнению задания, соблюдая последовательность работы:

  • выполняют настройку станка:

  • подбирают режимы резания;

  • режущий, мерительный инструмент

  • Обрабатывают деталь по чертежу

  • определяют качество выполненной детали;

  • самоконтроль по технике безопасности и организации рабочего места

    1. Целевые обходы студентов мастером п/о с целью проверки и корректировки:

  • своевременности начала работы;

  • правильности организации рабочего места;

  • соблюдения правил безопасности труда;

  • соблюдения последовательности работ;

  • соблюдение технологию растачивания сквозных отверстий и уступов, определения качества выполненной детали;

  • прием работ студентов.

3. Заключительный инструктаж

3.1 Бригадир подводят итог работ своей подгруппы, пользуясь картой оценивания.

Подведение итогов работы группы мастером п/о.

Устные дополнительные рекомендации по предупреждению дефектов, ответы на вопросы студентов, оценивание работ студентов, комментированием отметок (фиксирование рекомендаций в рабочих тетрадях; формулирование вопросов по затруднениям, возникшим в ходе работ).

3.2 Выдача домашнего задания



© 2010-2022