- Преподавателю
- Технология
- Программа работы с родителями
Программа работы с родителями
Раздел | Технология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панина О.В. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования Администрации города Сургута
МБОУ Межшкольный учебный комбинат
«Центр индивидуального развития»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ МУК «ЦИР»
_______________________
Л.А. Постникова
«___»___________2012 г.
Программа работы с родителями учащихся профессионального направления «Электротехника с основами электроники»
Составитель:
Панина Ольга Владимировна,
учитель технологии
Рассмотрена на
экспертно-методическом
совете МБОУ МУК «ЦИР»
Протокол №__________
«___» ___________ 2014г.
г. Сургут. 2014 г.
Пояснительная записка
Сотрудничество с родителями есть условие развития современного образования, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для самоопределения и воспитания подростков.
Семья играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения учащихся и конечно в выборе будущей профессии. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов.
Стереотипы, искажающие и затрудняющие выбор профессии в подростковом возрасте, закладываются еще до школы.
Поэтому успешность выбора профессии и отношение к той или иной сфере профессиональной деятельности во многом будет зависеть, на сколько удалось учителю сделать родителей своими союзниками или хотя бы понять друг друга в стремлении помочь подросткам в выборе профессии - без этого бесполезны самые замечательные программы и технологии профориентационной работы.
Установление диалога между семьей и учителем, нахождение общего языка, разграничение ответственности, ознакомление родителей с содержанием учебных программ - необходимо и вполне достижимо, хотя и требует значительных усилий с обеих сторон.
Учитывая основную цель деятельности МБОУ Межшкольный учебный комбинат «Центр индивидуального развития» - адаптация обучающейся молодёжи к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии в ходе трудовой и профессиональной подготовки, осуществляемой в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего (полного) общего образования по образовательной области «Технология» ицелей образовательных программ профессионального направления «Электротехника с основами электроники» возникла необходимость создания данной программы работы с родителями.
Целью программы является повышение педагогической культуры и компетентности родителей, формирование активного педагогического сознания, готовности помочь своему ребенку в социально-профессиональном самоопределении.
Задачи:
1.Предоставить возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, умениями организации семейного воспитательного процесса по вопросам профессионального самоопределения.
2.Помочь родителям грамотно оценивать проблемные и критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учётом специфики их возраста.
3.Оказать практическую помощь родителям по повышению позитивного уровня моральной подготовки ребёнка к осознанному выбору профессии.
4.Способствовать осознанию родителями важности и значимости формирования социально-трудовых компетенций.
Учитывая специфику занятий обучающихся в МБОУ МУК «ЦИР»,
срок реализации программы - 2 года.
Предполагаемые результаты:
1.Повышение педагогической компетентности родителей;
2.Знание возрастных особенностей подростков и умение применять это знание в практике воспитания и помощи в самоопределении;
3.Овладение практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми;
4.Оказание помощи учителю в формировании социально-трудовых компетенций;
5.Оказание помощи взаимодействия с социальными партнерами.
6.Построение конструктивных (бесконфликтных) моделей общения.
7.Формирование активной позиции родителей как субъектов образовательных и воспитательных процессов в МБОУ МУК «ЦИР»;
8.Повышение открытости учреждения МБОУ МУК «ЦИР».
Программа представляет собой тематические родительские собрания, основной целью которых является ознакомление родителей старшеклассников со спецификой обучающей программы профессионального направления и целью деятельности МБОУ МУК «ЦИР».Проведение анкетирования для выявления проблем обучающихся связанных с самоопределением, в выборе профессии, с целью создания индивидуального плана помощи подросткам совместно с родителями с привлечением специалистов профориентационной и психологической службы МБОУ МУК «ЦИР».
Тематический план занятий с родителями 10-11 класс
№
Вид деятельности
Класс
Сроки проведения
1.
Родительское собрание.
Ознакомление с учебными программами профессионального направления «Электротехника с основами электроники». Ознакомление с программой дополнительного образования «Электротехника с основами электроники». Пути получения профессионального образования в г. Сургуте
10кл.
октябрь
2.
Работа с анкетами "Характеристика ученика"
10кл.
октябрь
3.
Индивидуальные консультации для родителей по результатам анкетирования.
10кл.
октябрь- ноябрь
4.
Работа с родителями учащихся пропускающих занятия и не успевающих по программе обучения.
10,11 кл.
в течение учебного года
5.
Организация профи встреч совместно с родителями
10,11 кл.
в течение учебного года
6.
Организация тематических экскурсий совместно с родителями
10,11 кл.
в течение учебного года
7.
Посещение родителями открытых занятий по дополнительной программе «Электротехника с основами электроники»
10,11 кл.
в течение учебного года
8.
Летняя школа для 10-х классов. Социальные и учебные практики.
10-11 кл.
март
9.
Работа с анкетами для родителей "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"
10кл.
март-май
10.
Родительское собрание.
Итоговая аттестация 11-х классов.
11кл.
март
11.
Работа с анкетами для родителей «Выявление проблем связанных с выбором сферы профессиональной деятельности»
11кл.
март-апрель
Содержание
1.Родительское собрание. 10-11 класс. Ознакомление с учебными программами профессионального направления «Электротехника с основами электроники». Ознакомление с программой дополнительного образования «Электротехника с основами электроники». Пути получения профессионального образования в г.Сургуте.
Знакомство с родителями учащихся.Ознакомление с учебной программами профессионального направления «Электротехника с основами электроники», с программой дополнительного образования «Электротехника с основами электроники» и рабочими программами на год. Обсуждение целей, задач, перспективы обучения, пути получения профессионального образования, возможности организации профи встреч и тематических экскурсий. Обсуждение необходимости прохождения социальной, учебной или производственной практики, получения свидетельства о присвоении квалификации или «обучался по профессии…». Привлечение родителей к организации профориентационных экскурсий на предприятия и организации нашего города. Родительское собрание проводится совместно с профориентационной службой и психологом-профконсультантом образовательного учреждения. Родителей знакомят с потребностями рынка труда, а так же с образовательной картой города, с целью помочь учащемуся составить дальнейший образовательный маршрут.
2. Работа с анкетами "Характеристика ученика". 10 класс.
Учитывая специфику обучения старшеклассников в МБОУ МУК «ЦИР», возникают сложности с проведением родительских собраний и организации тематических консультаций. Поэтому целесообразно выявлять проблемы, возникшие с обучением и адаптацией к образовательному учреждению, путем анкетирования.( Приложение №1).
3. Индивидуальные консультации для родителей по результатам анкетирования. 10 класс.
После проведения анкетирования проводится обработка данных, выявляются проблемы связанные с самоопределением и индивидуальными особенностями ученика совместно с психологом и профориентационной службой МБОУ МУК «ЦИР» составляется план работы с учеником. Родители информируются по телефону, приглашаются для личной индивидуальной беседы или консультации.
4. Работа с родителями учащихся пропускающих занятия и не успевающих по программе обучения 10,11 класса.
Проводится на протяжении всего обучения. Родители учащихся систематически пропускающих занятия приглашаются для профилактической беседы.
5. Организация профи встреч совместно с родителями
По возможности проводится на протяжении всего обучения в зависимости от занятости родителей.
6.Организация тематических экскурсий совместно с родителями
По возможности проводится на протяжении всего обучения в зависимости от занятости родителей.
7. Посещение родителями открытых занятий по дополнительной программе «Электротехника с основами электроники»
По возможности проводится на протяжении всего обучения в зависимости от занятости родителей и тематики занятия.
8. Летняя школа для 10-х классов. Социальные и учебные практики.
Летняя школа для 10-х классов, социальные и учебные практики. Летняя школа, как одна из форм приобретения социального и профориентационного опыта. Знакомство с целями задачами, формами, режимом работы, оформление необходимых документов. Перспективы и необходимость прохождения социальных и учебных практик. Родительское собрание проводится совместно с профориентационной службой образовательного учреждения. Родители получают информацию о рынке труда г. Сургута.
9. Работа с анкетами для родителей "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии" 10класс.
Проводится для выявления готовности учащихся к прохождению социальных, учебных, производственных практик. (Приложение № 2).На основании результатов проведения анкетирования составляются рекомендации выбора формы прохождения практики.
10. Родительское собрание. Итоговая аттестация 11-х классов.
Ежегодная конференция творческих проектов «Калейдоскоп творчества». Информация о формах проведения итоговой аттестации обучающихся в МБОУ МУК «ЦИР» перспективы непрерывного профессионального обучения в выбранной сфере профессиональной деятельности.
11. Работа с анкетами для родителей «Выявление проблем связанных с выбором сферы профессиональной деятельности» 11 класс. Анкетирование проводится с целью выявить проблемы, возникшие с выбором сферы профессиональной деятельности. Родители информируются по телефону, приглашаются для личной индивидуальной беседы или консультации со специалистом профориентационной службы психологом-профконсультантом. (Приложение № 3).
Учебно-методическое обеспечение программы
-
Медиапрезентация «Обзор рынка труда г.Сургута».
-
Видеофильмы «Мир профессий», «ВУЗы г.Сургута».
-
Видеофильмы «Мир художественных профессий»
-
Профессия «Реставратор»
-
Профессия «Стеклодув»
-
Профессия «Резчик по дереву» и др.
-
Раздаточный материал на бумажных носителях
-
«Обзор рынка труда г.Сургута»
-
Информация о правилах итоговой аттестации
-
Итоги тестирования
-
Работы учащихся
-
Папки по разделам учебных программ
-
Основы изобразительного искусства
-
Основы декоративно - прикладного искусства
-
Основы рекламной деятельности
-
Основы оформительского дела
-
Основы компьютерной графики
Источники информации
1.Л.С. Алексеева, А. Жданов; М, - ВТК «Классный руководитель», 1992.
2.Скоркина Н.М. Методические разработки родительских собраний 5-11 классы.- Волгоград, 2002.
3.Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 2001.
4.vashpsixolog.ru/working-with-parents/156-programmy-/1210-programma-qroditelskij-lektorijq
5.studentbank.ru/view.php?id=4020&p=3
6.zaoisc.ru/nauka/master/roditeli/prog-raboti-s-rod.html
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Анкета для родителей "Характеристика ученика"
Фамилия, имя ученика ___________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________
Домашний телефон_________________________________________
Сведения о семье __________________________________________
______________________________________________________________
Какую жилую площадь занимает Ваша семья (комната, несколько комнат, отдельная квартира)? ____________________________________________
Сведения об ученике:
Особенности выполнения домашней работы (нужное подчеркнутьили добавить): имеет режим, добросовестен, аккуратен, делает все самостоятельно, прибегает к помощи родителей, товарищей.
-
Общителен, отзывчив ______________________________________
-
Любимые занятия _________________________________________
-
Нелюбимые занятия _______________________________________
-
Общее состояние здоровья __________________________________
Какой путь получения профессии Вы рекомендуете своему ребенку (нужное подчеркнуть)?
Окончить 11 классов - ПУ.
Окончить 11 классов - техникум,лицей,колледж.
Окончить 11 классов - институт.
Окончить 11 классов - работа на предприятии.
Профессия или область деятельности, которую Вы рекомендуете своему ребенку __________________________________________
Почему Вы советуете выбрать именно эту профессию или область деятельности (нужное подчеркнуть или добавить)?
-
Творческий характер труда;
-
Возможность дальнейшего профессионального роста;
-
Нужна в Вашем регионе, всегда можно найти работу;
-
Соответствует индивидуальным особенностям ребенка (указать, каким именно) ______________________________________________________
-
Традиции семьи;
-
Высокая заработная плата;
-
Относительная легкость труда, короткий рабочий день;
-
Другие причины _________________________________________ .
Если Вашему ребенку не удастся поступить в рекомендуемое Вами учебное заведение, что Вы ему посоветуете делать? ______________
Если посоветуете поступить учиться в другое учебное заведение, чтобы овладеть другой профессией, то укажите, какой именно ______________________________________________________________.
Какая помощь, по Вашему мнению, необходима учащимся при выборе профессии? ____________________________________________________
Поделиться
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
.Анкета для родителей
"Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"
Инструкция. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".
1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь),
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решитьэтот вопрос самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
15. Я считаю, что можно наказывать трудом запроступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ:
"да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;
"нет" - 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.
Суммируйте полученные баллы. Если суммаих находится в пределах:
12-16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете
проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;
8-11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
4 - 7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
0-3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ваш ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь. Учитель МБОУ МУК «Центр индивидуального развития» может подсказать Вашему ребенку, как сделать этот выбор более осознанно. Вы же в свою очередь можете помочь в этом, ответив на вопросы анкеты.
После каждого вопроса нашей анкеты мы предлагаем список возможных ответов, из которых Вы можете выбрать по своему усмотрению соответствующие Вашему мнению по предложенному вопросу, подчеркнуть их. В некоторых случаях можно дать несколько ответов.
Ваша фамилия, имя, отчество ___________________________________
1. Выбрал ли Ваш сын (дочь) учебное заведение для продолжения образования?
а) да, выбрал;
б) выбрал, но еще колеблется;
в) не выбрал;
г) не знаю.
2. В каком учебном заведении, по Вашему мнению, следует продолжать
образование сыну (дочери)?
а) в профтехучилище;
б) в техникуме;
в) в школе.
3. Как вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием сына (дочери) илинет?
а) полностью совпадает;
б) совпадает в основном;
в) трудно сказать (не знаем);
г) не совпадает.
4. Если выбор дальнейшего места учебы сына или дочери не совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь?
а) буду настаивать на своем;
б) буду просить изменить свое решение;
в) трудносказать;
г) соглашусь с еговыбором.
5. Укажите, какие способности проявились у Вашего сына (дочери)?
а)технические;
б) математические;
в) литературные;
г) лингвистические (к языкам);
д) биологические;
е) педагогические;
ж) организаторские;
з) художественные;
и) музыкальные;
к) спортивные.
6. В какой области деятельности Вы советуете заниматься в дальнейшем?
а) производство;
б) сфера обслуживания;
в) наука;
г) медицина;
д) педагогика;
е) административная деятельность;
ж) искусство;
з)спорт;
и) военное дело.
7. Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеучебное время?
а) углубленное изучение учебного предметаили области знаний;
б) посещение специальных школ, участие в олимпиадах;
в) работа в предметных и технических кружках;
г) занятия искусством, спортом, чтение, общественная работа, просмотр телепередач;
д) не имеет определенных занятий.
8. Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?
а) мнение родителей;
б) интерес к профессии;
в) способность к данной профессии;
г) возможность профессионального роста;
д) потребности города в кадрах;
е) материальное благополучие;
ж) условия труда.
9. Что Вы можете сказать о здоровье Вашего ребенка?
а) ребенок здоров;
б) имеются отклонения в состоянии здоровья;
в) значительные отклонения в состоянииздоровья (состоит на учете врачей-специалистов) или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей.
Сведения о составителе
Панина Ольга Владимировна
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Межшкольный учебный комбинат «Центр индивидуального развития»
Должность: учитель технологии
Телефоны:
-
рабочий 50-09-67