Открытый урок на тему Стекольный инструменты и резка-раскрой стекла

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Учебная практика.

Группа:ПС-31.

Дата проведения:

Кабинет: Мастерская плотников.

Тема урока: Стекольный инструмент и резка-раскрой стекла.

Цели урока:


  1. Образовательные: Ознакомить обучающихся с приемами раскроя и резки стекла ручными инструментами. Научить выполнять эти виды работ. Формировать у обучающихся начальные трудовые знания и умения, развивать их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

  2. Развивающие: развитие логического мышления, развитие навыков индивидуальной практической деятельности.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся ответственное отношение к труду, содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии; чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.

Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.

Вид урока: урок упражнений, урок инструктирования.

Метод ведения урока: демонстрация, наглядный, практический, самостоятельная работа, вопросно-ответная беседа.

Межпредметная связь: материаловедение, профессиональный цикл.

Материально-техническое оснащение: ТСО, мультимедийная презентация «Стекольные инструменты», технологическая карта, стекло, стеклорез, наждачная бумага, угольник, метр рулетка.

.

План урока

1. Организационный момент (1-2 мин.)
Взаимное приветствие, отметка отсутствующих.

Проверка наличия спецодежды и дневников.
2. Вводный инструктаж по ТБ (7-10 мин.)
2.1.Сообщение темы и задачи урока для обучающихся
2.2.Вопросно-ответная беседа на знания теоретического материала.

3. Изучение нового материала.(20-25 мин.)
3.1.Слово учителя. Мотивация.

3.2.Актуализация знаний..

3.3.Обьяснение нового материала.

-Презентация «Последовательность выполнения работ по резке стекла.»

Комментарий учителя.

3.4.Демонстрация приемов работы.(5мин.)

4. Закрепление изученного материала.

4.1.Вопросы на восприятие.

4.2.Вопросы для закрепления нового материала.(10мин.)
5.Подведение итогов урока.

6. Рефлексия. (2)
8. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент (1-2 мин.)
- Проверка явки по журналу.
- Проверка готовности к уроку (наличие рабочих тетрадей и письменных принадлежностей).
- Проверка внешнего вида (спецодежды).
2.Вводный инструктаж и ТБ (7-10мин.)
2.1. Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске.)(2 мин)

2.2Тема урока:

Стекольный инструмент и резка-раскрой стекла.

Задачи урока:

Вы сегодня должны научиться приемам работы по резке-раскрою стекла. Это входит в нашу профессиональную компетенцию ПМ.04. Это сложная и травмоопасная работа, поэтому мы начнем с техники безопасности при работе со стеклом.
Вопросно-ответная беседа.

Вопросы: Расскажите о технике безопасности при раскрое и резке стекла. Техника безопасности при остеклении. Техника безопасности при вставке штучного стекла.

1.Техника безопасности при резке стекла

Ящики со стеклом доставляют на рабочее место и устанавливают только вертикально. Распаковывать ящики и вынимать стекло следует осторожно, чтобы не поколоть стекло и не поранить руки. Работу выполняют в рукавицах или резиновых перчатках. Треснувшие стекла больших размеров рекомендуется вынимать отдельными кусками, начиная с самых больших.

Категорически запрещается резать стекло на коленях и случайных предметах

Запрещается протирать стекла по линии реза незащищенным пальцем.

Применяя пнемоприсосы для выемки стекла, надо помнить, что они надежно удерживают только сухое и чистое стекло. Загрязнения и масляные пятна сильно снижают удерживающую способность. При отрицательной температуре удерживающая способность снижается до 15% при горизонтальном положении и на 20% при вертикальном положении стекла.Стекло следует ломать только в сторону, противоположной направлению реза. Губки плоскогубцев должны быть защищены резиновыми наконечниками или обернуты тканью, кожей или изоляционной лентой.

Стекло следует устанавливать у твердых прочных опор с наклоном в сторону опоры до 15 градусов. Через каждый час работы столы и верстаки рекомендуется очищать сухой щеткой от пыли, работая при этом в защитных очках. Категорически запрещается сдувать стеклянную пыль или стирать ее руками.

Сортировать и укладывать стекло надо в рукавицах или перчатках.

При работе на высоте категорически запрещается оставлять там после работы целые стекла или обрезки и сбрасывать оттуда стекла.

Работать электростеклорезами надо осторожно во избежание поражения током, а также возможных ожогов.

До начала работы надо проверить все инструменты и приспособления и заменить неисправные.

После каждого для работы спецодежду необходимо выбивать, очищая от пыли и частиц стекла. Работать следует в защитных очках.

3.Изучение новой темы.

3.1. Слово учителя.

Большие оконные блоки очень хороши для летнего периода, в них попадает солнечных лучей и становится светлыми и теплыми. Но в зимние время года солнечный день короткий и сквозь большие оконные блоки наоборот, из дома выходит больше тепла. И тогда мастеру приходится проверить реконструкцию оконных рам.

(Дома или на работе, если приходиться вставлять стекло или менять его размеры, необходимо иметь навыки стекольных работ.)

Вопросы:

3.2.Актуализация знаний.

1.Какие инструменты применяют при выполнении стекольных работ?

(Для стекольных работ применяют следующие инструменты. Для перекусывания проволоки, головок гвоздей применяют кусачки, а для выпрямления шпилек и обламывания стекол - плоскогубцы. Прямоугольность вырезаемых стекол проверяют угольником.)

2.Чем и как производят ломку стекла по линии надреза?

(Стекло ломают чаще всего о край стола или верстака, подвигая стекло линией надреза на край стола. Одной рукой прижимают на него и ломают.)

3. Назовите место, где производится раскрой и резка стекла?

(Резку стекла производят в специальном помещении, мастерской, оборудованном столом, верстаками, стеллажами. Ящики со стеклом за сутки до резки и остекления переплетов доставляют в мастерскую. Нельзя резать стекло, принесенное с мороза, до тех пор, пока на нем не высохнет влага.)

4. Каким инструментом пользуется мастер при резке стекла? Какие виды стеклорезов вы знаете? В каких случаях применяют каждый из них? Дайте ему характеристику.

3.3.Объяснение нового материала. (20 мин)

Презентация «Последовательность выполнения работ по резке стекла» с комментариями учителя.

Нарезка стекол производиться по заданным размерам с разметкой и складыванием их в стеллажи. Заготовку стекол и приготовление замазок, как правило, следует производить централизованно в мастерских. Раскрой стекла нужно вести рационально, чтобы как можно меньше было отходов -отрезков и боя стекла.

При раскрое стекла следует учесть, что размер стекла по ширине и длине должен быть меньше размера между внутренними гранями фальца на 4…6 мм, т.е. на каждую сторону на 2…3 мм. Это необходимо для того, чтобы при разбухании древесины переплета стекло не сжималось и не лопалось. Металлические переплеты при низкой температуре воздуха сжимаются, и зазор в 2…3 мм между стеклом и фальцем также предотвратит поломку стекла.

Для резки стекло должно быть очищено от пыли, грязи, не иметь пузырей, неровностей, трещин. Резать холодное и мокрое стекло нельзя, его необходимо прогреть, протереть и потом приступить к резке стекла.

До начала раскроя стекло берут из ящика и посредством вакуум- присоса укладывают на стол.

Режут стекло алмазным и роликовым стеклорезом из твердых сплавов. Алмазный стеклорез благодаря высокой прочности кристалла режут более качественно и служит дольше. Для качественной резки стекла и длительной работы алмазного стеклореза необходимо резать стекло по чистому и сухому месту, матовое и рифленое стекло- по гладкой поверхности. Влажное, грязное стекло затупляет стеклорез, поэтому место реза надо очистить сухой тряпкой. Обычно влажное, пыльное, грязное стекло протирают с двух сторон и устанавливают до резки для просушки. Резать стекло нужно по линейке, шаблону, обязательно плотно прижимая их к стеклу без сдвигов. Линейка для резки должна быть ровной, строго прямолинейной и иметь толщину порядка до 10 мм.

Демонстрация приемов работы(вживую)

Вы внимательно посмотрели приемы и последовательность стекольных работ. А теперь посмотрите, как эти работы выполняется на практике.

(напомнить о ТБ.)

  1. Правильная установка стеклореза.

  2. Выбор наклона.

  3. Резка стекла стеклорезом.

(Стеклорез берут большими и указательным пальцами так, что они находятся у молоточка. Делают на инструмент небольшой нажим, примерно как на карандаш, определяют его наклон путем пробных резок. Правильная установка стеклореза и соответствующая сила нажима на него определяются тем, что он оставляет на стекле ровный след в виде тонкой бесцветной чистой линии.)

Выполнение практического задания.


  1. Резка алмазным стеклорезом.

  2. Резка роликовым стеклорезом.

  3. Резка стекла по линейке.

3.4.Систематизация знаний по технике безопасности.

К стекольным работам можно допускать рабочих-стекольщиков, хорошо обученных приемам работы и прошедших инструктаж по технике безопасности. Работа по резке стекла требует аккуратности и соответствующих навыков. Рабочее место должно быть организовано так, чтобы стекольщик не делал лишних движений.

Стекло у рабочего стола должно храниться в специальных ящиках, а стекольные обрезки, бой стекла нужно складывать в отдельную тару. Сбор обрезков в тару нужно производить аккуратно в рукавицах, чтобы не пораниться. Стекольщик помимо рукавиц должен при резке стекла работать в нарукавниках, а при очистке окон от разбитых стекол одевать защитные очки и пользоваться напальчниками из кожи или резины.

только щеткой и в респираторе.

Резать стекло неочищенное и холодное ( с мороза) нельзя, оно должно быть чистое и иметь температуру не ниже 10 С. Очищать стекло от стеклянной пыли можно только щеткой и в респираторе.

4.Закрепление изучаемого материала (5мин

Прежде, чем перейти к практическую работу, давайте вспомним все, что мы узнали сегодня на уроке.

Вопросы для закрепления нового материала по теме: «Стекольный инструмент и резка-раскрой стекла».

  1. Кого можно допускать к стекольным работам?

( К стекольным работам можно допускать рабочих-стекольщиков, хорошо обученных приемам работы и прошедших инструктаж по технике безопасности.)

  1. Стекло - где и как должно храниться? Расскажите о спец одежде стекольщика.

(Стекло у рабочего стола должно храниться в специальных ящиках, а стекольные обрезки, бой стекла нужно складывать в отдельную тару. Сбор обрезков в тару нужно производить аккуратно в рукавицах, чтобы не пораниться. Стекольщик помимо рукавиц должен при резке стекла работать в нарукавниках, а при очистке окон от разбитых стекол одевать защитные очки и пользоваться напальчниками из кожи или резины.)

  1. При какой температуре можно резать стекло?

(Резать стекло неочищенное и холодное ( с мороза) нельзя, оно должно быть чистое и иметь температуру не ниже 10 С. Очищать стекло от стеклянной пыли можно только щеткой и в респираторе.)

4. Чем и как производят ломку стекла по линии надреза? Из каких частей состоят алмазный и роликовый стеклорезы?

5.Какие инструменты используется при работе со стеклом?

6.Для чего используются штапики?

Проблемный вопросы:

7.Выберите правильный ответ:

Появление широкой царапины и белой пыли на стекле при резании свидетельствует:

  1. о правильной установке алмазного стеклореза;

  2. о неправильной установке алмазного стеклореза.

8. Выберите правильный ответ:

Выполнять повторный рез по одной и той же линии дважды:

  1. можно;

  2. нельзя.

9. По окончании резки стекло:

  1. слегка простукивают, затем надламывают

  2. сразу надламывают

5.Рефлексия.

  1. Чем запомнился сегодняшний урок?

А что именно понравилось?
Всё ли вам было понятно?

6. Подведение итогов урока:
Выставление оценок обучающимся.
Сегодня на уроке ребята работали хорошо.

7.Домашнее задание.

Повторить тему «Стекольные работы». Выполнить задание по рабочей тетради, ответить на вопросы.

(Урок окончен. На следующих уроках мы продолжим работу по новой теме и уже вы самостоятельно под моим контролем будете выполнять практическое задание).






Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Байконурский индустриальный техникум»



Методическая разработка открытого урока по учебной практике.

На тему: Стекольный инструмент и резка-раскрой стекла.



Мастер производственного обучения

Бухарбаев К.Ж.




г.Байконур 2015.

© 2010-2022