• Преподавателю
  • Технология
  • Сюжетно - ролевая игра для умственно-отсталых детей как средство для решения задач по художественной обработке текстильных и поделочных материалов

Сюжетно - ролевая игра для умственно-отсталых детей как средство для решения задач по художественной обработке текстильных и поделочных материалов

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Антонова Ольга Викторовна

Учитель технологии

МБОУ Ломовская СШ

Сюжетно - ролевая игра для умственно- отсталых детей как средство для решения задач по художественной обработке текстильных и поделочных материалов.

Первостепенная задача обучения умственно отсталых детей - обеспечение их общеобразовательными знаниями, развитие познавательных возможностей, подготовка к жизни.

Эффективным средством развития способностей учащихся 8 вида на уроке технологии и на дополнительных занятиях могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогают знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия. Игры побуждают к высказыванию оригинальных идей и принятию нестандартных решений.

Главное уважение к личности ученика - не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его.

Односторонний взгляд на игру только как на средство обучения и воспитания приводит к ограниченной оценке ее влияния на будущее данных ребят, не учитывается то замечательное воздействие, которое она оказывает на их оптимистическое мироощущение .

Игра удовлетворяет многие потребности аномальных детей : потребность выплеснуть накопившуюся энергию, испытать наслаждение от процесса игры, исследовать окружающий мир, насытить свое любопытство, выразить свои желания, продемонстрировать свои знания и способности. Игровая ситуация помогает снять усталость, усиливает непроизвольное запоминание, повышает интерес к изучаемому материалу и улучшает качество знаний, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, точность.

Игра - средство многогранное. С уверенностью можно говорить, что это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения.

Эта форма деятельности предоставляет возможность учащимся, независимо от умственных способностей, общаться, проявляя при этом те качества, которые не доступны им в повседневной школьной жизни. Общение учащихся в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, вносит иронию, шутку, юмор, усиливает мотивацию к учебной деятельности. При этом в игре мотивация приобретает целый комплекс познавательных, эстетических, нравственных, социальных побуждений, требующих от участников принятия конкретных решений.

Существует несколько видов дидактических игр, которые можно использовать на уроке и во внеурочное время.

В своей работе я использую сюжетно - ролевые игры, такие как сказка. Сказка - это рассказ о заведомо неизвестном, в ней есть фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают и часто помогают герою, предметы оказываются волшебными. « Сказка ложь да в ней намек - добрым молодцам урок!». И добрые молодцы действительно могут извлечь из нее для себя урок нравственности, честности, мудрости. Сказка делает нас добрее и улыбчивее, именно благодаря сказке, мы видим, насколько прекрасен и чист мир, окружающий нас.

Я использую данный дидактический прием на дополнительных занятиях с ребятами, учащимися начальной школы, в группу которых входят аномальные дети разных возрастов.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного). Эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Задача нашей работы такова: через сказку познакомить умственно - отсталых детей с приемами ручного творчества, развить воображение и умственные способности, научить сказочной мудрости, любить и радоваться самому малому, помочь детям адаптироваться в этом сложном, но интересном мире. Наш кружок называется «Сундучок сказок». Именно из «сундучка», где хранятся нитки, иголки, спицы, крючки, кусочки ткани, меха, пуговички и бусинки, и многое другое, выходят герои сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три поросенка», « Зайкина избушка», сделанные детскими руками.

Через этюды с куклами, театральные игры, сочинение сказок раскрываются индивидуальные способности умственно - отсталых детей, речевой аппарат и пластическая выразительность движений, основные психические процессы и качества, такие как восприятие, мышление, память. Дети являются и актерами - кукловодами и изготовителями сказочных персонажей и декораций. В процессе изготовления кукол развивается мастерство, пусть даже самое малое, практические навыки и умения по обработке текстильных и поделочных материалов с помощью таких видов декоративно-прикладного искусства как вязание крючком и спицами, изготовление изделий при помощи техники папье-маше, лепки из соленого теста.

Театрализованный показ сказок осуществляется в детском саду нашего поселка. Данное мероприятие приносит много радости малышам и удовлетворения, от проделанной работы, детям, сотворившим этот праздник!

В заключение хочу сказать: ,, Какие замечательные ручки у моих ребят и доброе сердце! Ради того, чтобы, немножечко непохожие на нормальных людей, дети были счастливы, стоит нам, педагогам, не опускать руки от сложности нашей профессии, а постараться ввести таких ребят в самостоятельную, интересную, а не приспособленческую жизнь. Удачи Вам!''

Литература

Пинский Б.И. Коррекционно - воспитательное значение труда для психического развития. - Москва, Педагогика,- 1985г.

Долгобородова Н.П. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников.- Ленинград- 1969.

Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.-1966.-№6.



© 2010-2022