Урок по технологии на тему: Чеканка (7 класс)

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1 им. Г.М. Шубникова
















Открытый урок



по технологии в 7 классе

на тему: «Художественная обработка металла. Чеканка».














Учитель технологии и черчения

Краснослабодцева З.С.






Байконур


7 а класс

Открытый урок.

Тема: «Художественная обработка металла. Чеканка».

Цели урока:

  1. Образовательные цели урока: знать виды художественной обработки металлов, их применение, необходимые инструменты, правила безопасности при работе с тонколистовым металлом.

  2. Развивающие цели урока: уметь работать с тонколистовым металлом по операционной карте, изготавливать чеканку, соблюдая правила безопасности, развивать познавательный интерес.

  3. Воспитательные цели урока: воспитывать аккуратность при работе с металлом, бережное отношение к оборудованию.

Тип урока: комбинированный.

Объект труда: чеканка.

Оснащение: слайды, подкладные доски, тонколистовой металл, картон, бумага для рисунка, учебная таблица по безопасности работы с тонколистовым металлом, операционная карта на изготовление чеканки, образцы рисунков.

Инструменты: молоток, дюбель, линейка, карандаш, белила, кисточка, жесть.

Методические приемы: фронтальный опрос, иллюстрированный рассказ, «подбери необходимый инструмент» - игра, просмотр слайдов, работа с тетрадью, практическая работа с использованием операционной карты, индивидуальная помощь в процессе работы.

Ход урока:

  1. Организацоинный момент:

    1. проверка готовности учащихся к уроку.

    2. тема урока записана на слайде.

    3. определение темы, цели и задачи урока:

    4. - какой материал мы изучаем (обрабатываем)? - металл.

    5. - почти все о металле мы прошли осталась последняя тема. Каким видом обработки мы заканчивали изготовление изделий из древесины, чтобы оно было красивым?- художественной обработкой.

    6. - художественная обработка бывает разной - значит мы должны познакомиться с их видами.

    7. - чтоб пойти работать в мастерскую, что вы должны знать? - ПТБ

    8. - в мастерской инструменты старые, работа должна получится красивой, что нужно для этого? - бережно и аккуратно выполнять работу.

    9. Запишите тему урока в тетрадь.

  2. Повторение пройденного материала:

    1. фронтальный опрос:

- какие виды металлов вы знаете? (черные и цветные),

- приведите примеры цветных металлов (медь, латунь, алюминий…),

- приведите примеры черных металлов (сталь и чугун),

- почему сталь и чугун в народе часто называют железом? (сплав железа с углеродом),

- какие бывают виды сталей по составу (углеродистые и легированные), по применению (инструментальные, конструкционные, специальные), по качеству (высокого, обыкновенного и низкого качества). (можно примеры).

- как изменить свойство стали (термообработкой) - показ учебной таблицы.

- в каком виде выпускается на производстве металл? (тонколистовой и проволока),

- как это происходит? (способом проката) - показ слайда или учебной таблицы.

3. Объяснение новой темы: Виды тонколистового металла (слайды).

Записать в тетрадь: жесть (0,5 мм), станиоль (обертки шоколадок), золотая станиоль - сусальное золото (купола церквей), фольга (0.2 мм).

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов художественной обработки металла - чеканкой. Видов художественной обработки много и некоторые из них вы знаете или слышали о них. ( чеканка, литье, ковка, мозаика с металлическим контуром - филигрань, ажурные изделия из проволоки и др.) Записать в тетрадь виды художественной обработки металла (слайды): ручное тиснение на фольге, пропильной металл, декоративные изделия из проволоки ,мозаика с металлическим контуром, филигрань, басма, чеканка.

Беседа о видах художественной обработки металла (тонколистового и проволоки) об их применении, показ образцов ювелирных изделий, чеканок, мозаики, филиграни.

В русском прикладном творчестве техника басмы зародилась в 10-11 веках. Она применялась для оковки различных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т.д. основу делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей вбивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.

Сейчас для этой работы применяются матрицы (формы).

Чеканка же была известна еще в Древнем Египте, античной Греции и Риме, высокого совершенства она достигла в древнерусском искусстве в 15-17 веках. В настоящее время чеканные панно вошли в оформление интерьеров общественных зданий, станций метро и т.д.

Так же как в России и в Казахстане чеканки применяются до настоящего времени в ювелирных изделиях, сундуках, только в национальном стиле, включая различные орнаменты.

Чеканки изготавливают из тонколистового металла, как цветного, так и черного (стали, если это простое декоративное изделие), желательно, чтобы металл был мягким.

Все изделия изготовленные ручным способом являются дорогостоящими.

Работы с металлом выполняют люди разных профессий выберите из перечня профессий необходимые для изготовления чеканки: жестянщик, вальцовщик, волочильщик, слесарь- разметчик, инструментальщик, резчик металла, кузнец, штамповщик, сверловщик, сборщик.

Основным инструментом являются различные чеканы (слайды). Кроме него вам понадобятся и другие виды инструментов. Какие «попробуй угадай» - ребусы.

При работе чекан (дюбель) держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным, мизинец свободен. Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки.

Чекан наклоняется слегка назад при ударах он легко будет двигаться вперед. В правой руке молоточек (желательно маленький). Какие удары будем наносить? (кистевые).

Чтобы чекан (дюбель) не испортил изделие его нужно сточить напильником и зачистить наждачной шкуркой.

Мы будем выполнять плоскорельефную чеканку - она наиболее выразительная и простая в изготовлении.

Рассмотрим операционную карту:

№ п/п

Наименование операции

1

Изобразить рисунок без теней на листе бумаги. Оставляются поля 20 мм (для приклеивания).

2

Подготовить тонколистовой металл (вырезание ножницами по металлу, правка на правильной плите) оставляются поля 20 мм.

3

Опилить кромки заготовки напильником

4

Перевести рисунок на металл (покрыть белой краской, гуашью или белилами потом на нее положить копирку).

5

Выполнить чеканку по контуру рисунка (на подкладной доске или картоне).

6

Опускание фона с помощью чеканов-лощатников.

7

Отделка: затемнить и выполнить термообработку, патинировать, покрыть лаком, загнуть края.

Пояснение: некоторые отделочные работы мы, к сожалению, выполнить не сможем, т.к. для этого необходимо металл нагревать. У нас нет условий. И по ТБ школьникам не полагается выполнять эти работы. (аллергические реакции, ожоги и т.д)

  1. Закрепление.

Назовите виды художественной обработки металла - ручное тиснение на фольге, пропильный металл, декоративные изделия из проволоки, мозаика с металлическим контуром, филигрань, басма, чеканка.

Приведите примеры изделий.

Какие инструменты, материал необходимы для изготовления чеканки.

Назовите порядок изготовления чеканки.

Вспомним правила ТБ с тонколистовым металлом.

При резании, правке, гибке, работе с молотком. (использовать учебные таблицы или видео).

Почему изделие должно быть без острых углов и кромок? С помощью какого инструмента их нужно удалить?

Если остается время рассказать о том, что для поделок можно применить консервные банки (слайды). Но категорически запрещено использовать банки от аэрозоля и бытовых отравляющих веществ - дихлофоса, карбофоса, лака для волос и т.д. ни в коем случае их нельзя разбирать и бросать в огонь.

Расписаться в журнале по ТБ.

2-й урок.

  1. Практическая работа. Изготовление чеканки.

    1. Вводный инструктаж. (На доске требования, которые необходимо соблюдать при выполнении работы: аккуратность, соблюдение правил ТБ, терпение, правильность рабочей позы, взаимопомощь, дисциплина, самоконтроль, саморегуляция).

    2. Проверьте все ли необходимое для практической работы подготовлено. Возьмите инструкционную карту и проследите в каком порядке нужно выполнять работу.

    3. работа учащихся: выполнение рисунка на листе бумаги, изготовление чеканки по карте.

    4. текущий инструктаж: в процессе работы оказывать необходимую помощь учащимся, указывая на их ошибки.

    5. Физминутка. Ребята, вы наверное устали? Давайте прервемся и выполним небольшую разминку. Отложите инструменты и встаньте возле своих мест.

    6. 1. для глаз: посмотрите налево, направо, вверх, вниз, на кончик своего носа, вращение глазами по часовой, потом против часовой стрелки;

    7. 2. для шеи: наклоны головы влево, вправо, вперед, назад, вращение головой в одну, потом в другую сторону;

    8. 3. для плечевого пояса: руки на плечи - круговые движения плечами;

    9. 4. для кистей рук: круговые движения руками, сгибание и разгибание пальцев в кулак;

    10. 5. для мышц спины: потягивание с наклоном туловища назад и вперед;

    11. 6. для мышц ног: приседание.

    12. заключительный инструктаж: проверить работы учащихся, указав на их ошибки, определить трудности. Если остается время выполнить частичную отделку: шлифовку, загнуть края. Можно закрепить на картон или деревянные подложки.

  2. Подведение итогов урока, проверка выполнения практической работы, выставление оценок.


© 2010-2022