- Преподавателю
- Технология
- Конспект урока на тему: «Робот – исполнитель алгоритмов»
Конспект урока на тему: «Робот – исполнитель алгоритмов»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грудинина Ю.С. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа
средняя общеобразовательная школа №4
Конспект урока
на тему:
«Робот - исполнитель алгоритмов»
учитель информатики и ИКТ
Грудинина Юлия Сергеевна,
первая квалификационная категория
2015 уч.год
Конспект урока на тему: «Робот - исполнитель алгоритмов»
Урок из курса информатики и ИКТ, раздел - «Алгоритмы». На уроке, используя конструктор LEGO Mindstorms 9797 , ученики строят Лего-модель, подключают ее к ЛЕГО-коммутатору и управляют ей посредством компьютерной программы, построенной по определенному алгоритму. Рассмотренные на уроке алгоритмы движения визуально представляют собой различные геометрические фигуры.
Цели урока:
Предметные: ознакомление с робототехникой с помощью конструктора LEGO Mindstorms 9797; систематизация знаний по теме «Алгоритмы» (на примере работы Роботов).
Метапредметные: формирование алгоритмического мышления через составление простейших алгоритмов в среде LEGO NXT; развитие универсальных способов деятельности.
Коммуникативные: развить коммуникативные умения при работе в группе или команде.
Личностные: развитие памяти и мышления, возможность изучения робототехники в старших классах.
Задачи урока:
Развитие личности ребенка через формирование универсальных учебных действий:
Познавательных:
- систематизация и обобщение знания по теме «Алгоритмы» входе реализации алгоритма работы робота;
- изучение робототехники, создание собственного робота, умение программировать в среде NXT;
- умение программировать роботов с помощью программы LEGO NXT;
Регулятивных:
-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
-экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-практикум
Оборудование: мультимедиа проектор, конструктор LEGO Mindstorms 9797, включая программируемый блок управления NXT, 3 сервомотора, датчики звука, расстояния, касания и освещенности.
Ход урока:
Учитель: Добрый день, ребята! На прошлом уроке мы занимались конструированием роботов из конструктора NXT. Сегодня мы будем создавать для них программы, которые они будут выполнять.
Учитель: Как вы себе представляете самый простой танец?
Ученики: Шаг вперед, остановка, два шага назад, остановка и поворот.
Учитель: Тогда мы будем постоянно отступать назад.
Ученики: Надо после поворота сделать шаг вперед и оказаться на том же месте, откуда начали.
Учитель: Если процесс повторяется с возвратом в начальную точку, то это называется замкнутым циклом. Теперь что надо сообщить танцующему?
Ученики:: Шаг вперед, два шага назад, поворот и шаг вперед.
Учитель, изображая робота делает большой шаг вперед, поворачивается на 15 градусов налево, делает еще один большой шаг вперед и два маленьких назад. Он, конечно, не попадает в начальную точку.
Учитель: Не попал! Да и танец не получился. А почему?
Ученики:: А вы неправильно движения выполняли, не по порядку. И шаги, то короткие, то длинные делали. И повернулись не туда и не вокруг себя.
Учитель: Давайте напишем что и как я буду делать.
1. Команда "движение", характеристика команды - 1 шаг вперед со скоростью 5км/час, размером 50см
2. Остановка на 2 сек
3. Движение - 2 шага назад со скоростью 5км/час, размером 50 см каждый
4. Остановка на 2 сек
5. Поворот на 360 градусов на точке
6. Движение - 1 шаг вперед со скоростью 5км/час, размером 50см
7. Остановка на 2 сек
Учитель:Конечно для человека запись танца выглядела бы проще, многое воспринимается по-умолчанию. Такие параметры как скорость регулируются музыкой или ритмом, но робот нуждается в более точном описании действий.
Учитель:Конструкция робота так же должна подразумевать, что у него есть чем определить направление и есть на чем перемещаться.
Учитель:Если мы напишем программу для человека типа: сделайте три шага подряд левой ногой, то ни один танцор не изобразит такое действие, хотя у него и есть левая нога.
Учитель записывает на доске корявыми крокозяблами како-то текст.
Учитель:: Все понятно? Запишите эту программу к себе.
Ученики: Нет, не понятно! Что там написано?
Учитель: Да, программа долна быть записана на понятном роботу языке - языке программирования именно для этой системы. Так же как и у людей для разных программ существуют разные языки программирования. Мы будем создавать свои программы на языке NXT на компьютере, а затем загружать готовую программу в блок.
Учитель:Теперь надо сообщить роботу как найти запись этого танца: то есть дать нашей программе имя и загрузить в его мозги - создать программное обеспечение.
Учитель:Теперь запишем и повторим порядок создания программы:
1. Поставить задачу
2. Определить какие конструктивные особенности должны быть у робота для ее решения, какие датчики потребуются.
3. Определить действия и их последовательность
4. Назвать, создать, записать и сохранить программу.
Запишите домашнее задание: подумать и изобразить схематично пример собственного робота-исполнителя и написать алгоритм его работы на естественном языке.
Задание обязательно будет оценено!
Спасибо за урок! До свидания, ребята.
Список использованных текстовых и графических источников:
-
Инструкция для работы с комплектом LEGO Mindstorms 9797.
-
Фото робота и скрины - авторские.