ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИЗАЙНЕ И ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.В. Богодухова

[email protected]



Обучение студентов использованию инновационных технологий в дизайне и проектировании костюма


Проектная деятельность является уникальным набором процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих критериям, определённым заранее. Использование инновационных технологий значительно облегчает и ускоряет процесс проектирования. Многолетний опыт работы показал, что данные положения полностью соответствуют структуре дизайн-проекта одежды, предоставляя целый ряд не только технических, но и образовательных возможностей.

Дизайн костюма, осуществляемый в контексте проектной деятельности студентов, позволяет расширить спектр дисциплинарных тем и направлений работы, обратиться к рассмотрению комплекса биосоциальных и философско-эстетических аспектов моделирования костюма, учитывая психолого-физиологические особенности человека и социально-экономические факторы его существования.

Так, например, в ходе разработки проекта «Пути решения проблемы адресного проектирования одежды с учётом антропоморфологических признаков» студенты активно включались в такие виды деятельности как:

- глубокое изучение антропоморфологических признаков и психотипов человека, предполагающее анализ научно-методической литературы по основам прикладной антропологии, биомеханики и психологии (Л.П. Шершнёва, М.И. Килошенко, Е.К. Коблякова и др.). Необходимость данного вида деятельности связана с поиском путей решения проблемы максимального удовлетворения потребностей потребителей в одежде, требующего учета большого числа факторов о внешнем облике человека и разработки более совершенных, объективных методов его представления;

- проведение экспериментальной работы с использованием опросника Г. Айзенка1, который предназначен для анализа и систематизации свойств, характеризующих личность. Эти данные могут быть использованы при проектировании одежды, что поможет удовлетворить потребности потребителей всех типов темперамента;

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИЗАЙНЕ И ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМАОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИЗАЙНЕ И ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА




Рис.1 Фигура, имеющая проблемную форму ног

- проведение экспериментальной работы с использованием фотоизображений в современном проектировании одежды с расширенным применением фототехнологий в определении внешнего облика человека и его антропоморфологических параметров, выявление особенностей строения фигуры, цветотипа человека (при использовании цветной фотографии), влияющих на выбор композиционно - конструктивных решений модели. Размерная характеристика тела обеспечивает получение исходных данных для конструирования одежды, но не позволяет судить о пространственном положении основных антропометрических точек и не характеризует пластику формы поверхности тела человека в целом. Это затрудняет его графическое воспроизведение при проектировании скульптурных эталонов фигур и манекенов для одежды. Особенности проектирования одежды для очень сложных фигур или фигур с неярко выраженными особенностями, зависят от уровня адресности одежды. Уровень адресности, в свою очередь, зависит от физиологических, социальных и личных особенностей потребителя. Особенности проектирования проявляются либо в адаптации (корректировке формы, конструкции, фасона и т.п.), либо в предпочтительности, скрывающей недостатки и подчёркивающей достоинства фигуры. Пример такой фигуры, имеющей проблемную форму ног, представлен на рис.1. Женщина, изображённая на рис.1, имеет стандартные размерные признаки и форму туловища при этом испытывает затруднения при выборе длины изделия и фасона брюк;

- ознакомление с инновационной технологией работы и преимуществом использования бодисканеров, позволяющих производить быстрое и точное измерение всех участков тела, учитывать в проектировании одежды особенности фигур типового и нетипового телосложения. Так, с помощью бодисканера фирмы «Human Solutions»2 (Германия) производят быстрое и точное измерение всех участков тела за короткий период времени (12 секунд).

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИЗАЙНЕ И ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА




Рис.2 Виртуальный 3D манекен, созданный с помощью бодисканера

фирмы «Human Solutions».

Цифровая информация, получаемая после сканирования реальных объектов, отражает особенности телосложения и реального расположения одежды на фигуре потребителя. На монитор компьютера выводится виртуальный 3D манекен (рис. 2), который воспроизводится в программе assist Vidya 3D - визуализация и симуляция. В сканере используется принцип двойной триангуляции. Когда на колонне одна камера установлена выше лазера и с небольшим углом наклона вниз, другая камера установлена вне связи с лазером и с углом наклона вверх. Это позволяет просмотреть «скрытые» области под подбородком, подмышечных впадин при поднятых руках. Однако там, где поверхности перекрывают друг друга, геометрическая модель не может быть полностью восстановлена. Например, область подмышечных впадин при опущенных руках. Четырехколонный бодисканер ANTHROSCAN Basic XXL - относится к последнему поколению четырехлазерных бодисканеров с восемью камерами. Он единственный в мире подходит под Международный стандарт ISO 20685. Позволяет проводить всесторонние измерения тела человека с возможностью считывания информации при нестандартном положении фигуры относительно внутреннего пространства бодисканера с точностью до 1 мм;

- включение в работу с использованием системы автоматизированного проектирования одежды (САПР). В настоящее время наряду с плоскостными активно развиваются системы трехмерного проектирования одежды:

  • получение развертки поверхности по ее трехмерной модели;

  • получение трехмерной модели одежды по имеющейся развертке из ткани.

Отсутствие достаточной информации об особенностях строения фигур с разной мышечной массой делает невозможным использование существующих систем проектирования одежды и внедрение в САПР. Комплектация БОДИСКАНЕР и САПР в единый измерительно-проектный комплекс позволит решить многие проблемы в трёхмерном проектировании одежды для фигур типового и нетипового телосложения и разработать технологию пердачи всего объёма информации в средах 2D в 3D.

Инновационным решением для проектирования одежды является виртуальное зеркало (Virtual Mirror): примерка производится на 3D аватар (рис. 3). Отпадает необходимость в примерке одежды на человека, экономится время заказчика. Заказчик может видеть себя в выбранном изделии, даже если его нет в наличии.

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИЗАЙНЕ И ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА


Рис. 2 Использование виртуального зеркала для примерки на 3D аватар.

- изготовление коллекции одежды с учётом биосоциальных признаков человека, т.к. современное проектирование одежды учитывает не только биологические, но и социально-демографические характеристики индивида.

Использование вышеназванных видов деятельности, предполагает «сверхпрограммное», более глубокое рассмотрение целого ряда научно-практических проблем, что, в свою очередь позволяет говорить о предоставляющихся возможностях раскрытия творческих и интеллектуальных потенциалов студентов.

Следовательно, задача преподавателя, руководящего проектной деятельностью студентов и ставящего своей целью их творческое и профессиональное развитие, создать необходимые психолого-педагогические и организационно-методические условия:

- доброжелательное отношение к студенту, стимулирование его творческой и познавательной активности;

- поддержка креативного мышления студентов, развитие оригинальных их дизайнерских идей;

- «сверхпрограммное» обучение студентов использованию в проектной деятельности методов инверсии, аналогии, новых и случайных комбинаций, стандартизации и идентификации;

- оказание помощи в поиске и анализе необходимой информации;

- предоставление возможностей посещения и участия в профильных выставках всероссийского и международного уровня, на которых студенты знакомятся с тенденциями мировой моды, инновациями в области модной индустрии, идеями маркетинговой политики, новыми технологиями и материалами;

- предоставление возможностей участия в конкурсах и фестивалях профессионального мастерства;

- организация экскурсий в учреждения культуры для повышения общекультурного уровня и эстетического воспитания, получения материала для выбора творческого источника;

- установление связей со швейными предприятиями, что предоставляет студентам возможности внедрения их проектов в промышленное изготовление одежды и выстраивания перспективных отношений с потенциальными работодателями;

- подготовка, организация и проведение мастер-классов по использованию инновационных технологий в дизайне одежды, осуществление совместной творческо-практической деятельности.

1 Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов - М., 1995. С.217-224.

2 Трансметалл: что такое бодисканер? [Электронный источник] Сайт: transmetall.ru Режим доступа: transmetall.ru/articles/index.php?ID=409271, свободный, яз.рус.

© 2010-2022