- Преподавателю
- Технология
- Статья Применение технологических карт на уроках швейного дела
Статья Применение технологических карт на уроках швейного дела
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орехова Е.В. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Казенное образовательное учреждение Воронежской области Борисоглебская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Тема «Применение технологических карт на уроках швейного дела»
Подготовила и провела :
учитель профессионально-
трудового обучения
Орехова Елена Валентиновна
2015
учебный год
Основная задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в том, чтобы максимально облегчить выпускникам школы адаптацию социализацию в обществе.
Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков учащихся. Эффективность методов обучения зависит от системного ,поэтапного и комплексного подхода.
На начальном этапе существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие. При чувственном восприятии образы изучаемого материала формируются быстрее, дольше сохраняются в памяти, чем и объясняется эффективность использования средств наглядности.
Именно по этой причине наглядность, ее функции, характер и приемы ее использования в учебном процессе коррекционной школы играют ведущую роль. Без них трудно будет представить себе и повышение теоретического уровня знаний школьников в овладении ими практическими технологиями
Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и поддерживая интерес учащихся к учебной деятельности.
Наряду с этим, наглядность выполняет и такие важные функции в учебном процессе, как убедительности обучения и выработки у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии.
При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке материала. К средствам наглядности относятся реальные предметы, изображения, демонстрируемые трудовые действия
. Особое внимание следует уделить таким средствам наглядности, как пооперационно-технологические карты, которые представляют собой образцы выполнения отдельных операций
Количество предметных образцов технологической карты полностью соответствует числу технологических операций.
В процессе работы с предметными технологическими картами можно выделить три этапа:
-
Работа по подробным технологическим картам.
-
Работа по технологическим картам с неполным заданием.
-
Самостоятельное планирование предстоящих трудовых действий.
Использование предметно-технологических карт на уроках швейного дела помогают учащимся:
-устанавливатьлогическую последовательность изготовления изделия,
- подбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления
, -пользоваться рациональными приёмами труда
- применять необходимые правила техники безопасности,
- осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия
- осознавать необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности.
- активизировать деятельность, и делать работу более интересной и привлекательной
Предметно-технологические карты дают возможность учителю чётко организовать урок,рационально использовать учебное время.рационально использовать учебное время. учитывать индивидуальные возможности учащихся.
. Основной задачей учителя на первом этапе обучения состоит в том, чтобы привить элементарные навыки работы по технологическим картам, понимать их построение и содержание, правильно и осознано выполнять предложенный учащимся план работы.
Для решения этой задачи учитель подробно объясняю технологическую карту, сопровождая каждый этап трудовыми действиями, используя наглядность (рисунок, чертеж, схема, образец и т.д.), привлекая к обсуждению учащихся. Обсуждая последовательность пошива какого-либо изделия, эффективно варьировать карточками плана. Это позволяет учащимся ясно представить, что в одних случаях определённая последовательность диктуется необходимостью (иначе нельзя), а в других - из ряда вариантов выбирается наиболее целесообразная последовательность обработки.
При работе с технологическими картами важно приучать девочек обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе., при этом нужно следить, чтобы учащиеся использовали профессиональные термины при назывании операций и деталей.
По мере накопления у школьников необходимых знаний и умений время на объяснение технологической карты постоянно сокращается, демонстрируются и объясняются только новые трудовые операции, инструменты или приемы работы. Постепенно объяснения учителем предметной технологической карты полностью заменяются коллективным анализом ее содержания и самостоятельной работой учащихся...
Кроме того на заключительном этапе урока я вывешиваю карту проверки качества изделия в которой перечислено на что необходимо обратить внимание при оценке качества работы .На этом этапе активно использую взаимоанализ и самоанализ
Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно.
В заключение несколько слов о требованиях, предъявляемых к наглядности:
• Наглядность должна соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся
. • Быть доступной и составляться с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников.
• Наглядные пособия должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями.
• Должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой.
Целенаправленное включение наглядных средств в структуру урока позволяет активизировать внимание учащихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. А соответственно, успешное освоение предмета труда способствует вхождению учащихся в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность, что и является нашей основной целью!