План-конспект урока технологии Основы композиции одежды (9 класс)

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока технологии (8 класс)

Подготовила: Подгузова Т.Г., учитель технологии ГУ СШГ № 9 г. Актобе

Тема урока: Основы композиции одежды.

Цель: познакомить учащихся с основами композиции одежды, показать способы коррекции фигуры с помощью зрительных иллюзий.

Задачи:

· активизировать познавательную деятельность учащихся,

· развивать творческие способности, эстетический вкус, чувство стиля,

· развивать навыки работы с компьютером,

· воспитывать умение работать самостоятельно, используя имеющийся арсенал средств,

· корректировать зрительное и слуховое восприятие.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, программа «Эффекты зрительных иллюзий», презентация «Основы композиции одежды», дидактический материал «Костюмы разных эпох», таблица «Пропорции фигуры», рабочие тетради.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Эпиграфом к уроку «Основы композиции одежды» я бы взяла слова английского графа, писателя и государственного деятеля Филиппа Дормера Стенхопа Честерфилда: «Забота о красоте одежды - большая глупость, и вместе с тем не меньшая глупость не уметь хорошо одеваться». Воспитанный человек всегда должен думать о том, как он одет, просто из уважения к обществу. Как утверждал герой Бульвера-Литтона Пелэм: «Истинно расположенный к людям человек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью». Поэтому наша цель сегодня - познакомиться с основами композиции костюма и со способами коррекции фигуры, чтобы «не оскорблять» окружающих своим внешним видом.

II. Актуализация необходимых знаний.

Вопросы для повторения:

1. Что такое костюм? Чем обусловлено его историческое развитие?

2. Что такое мода? В чем она проявляется? Когда появилась в России?

3. Что такое стиль в одежде?

4. Определите стиль костюма. Дайте характеристику данного стиля. (Для выполнения этого задания учащимся предлагается раздаточный материал «Костюмы разных эпох»)

III. Изучение темы урока.

«В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли», - утверждал А.П.Чехов. И действительно, ни для кого не секрет, что в одежде проявляется личность человека, его характер, уровень общей культуры, интересы, вкусы. Умение с помощью одежды, макияжа, аксессуаров скрывать свои недостатки и подчеркивать достоинства помогает нам чувствовать себя в обществе легко и непринужденно, а значит, способствует достижению наших жизненных целей.

Важнейшее качество одежды - ее композиционное решение. В переводе с латинского слово «композиция» означает «составление, связывание». Связывая все элементы одежды в единое целое, мы создаем определенный образ, воплощая свой замысел. Композиция тесно связана с такими понятиями, как силуэт, фасон, покрой.

«Силуэт» в переводе с французского означает «внешнее очертание предмета». В одежде он определяется тремя линиями: плеча, талии и низа. По характерному силуэту мы легко отличаем костюмы минувших веков и прошедших десятилетий. Несмотря на все своеобразие и неповторимость, их, как и костюм современный, можно «вписать» в одну из геометрических фигур: прямоугольник (если основные линии силуэта параллельны), трапецию (если основные линии расходятся в разные стороны), треугольник (если линии пересекаются), овал (если линии плавные и кривые). Конечно же, подразумевается только самое общее впечатление, а не буквальное подобие.

Внутри силуэта располагаются силуэтные линии, которые подразделяются на конструктивные и декоративные.

Конструктивные линии - это линии основных швов.

Декоративные линии - линии рельефов, складок, карманов и т.п. Конструктивные и декоративные линии могут совпадать. Можете самостоятель привести пример, когда они совпадают? (Например, если линия кокетки отделана декоративной строчкой.)

Линии в костюме должны располагаться не хаотично, а согласованно друг с другом и с природным строением фигуры человека.

«Фасон» в переводе с французского означает «внешняя форма». В швейных изделиях он определяется формой деталей, линиями и их соотношениями, различными отделками. Изменение фасона не меняет всей конструкции. А вот покрой, наоборот, определяет конкретную форму одежды, его изменения связаны с изменением конструктивной основы модели.

Еще одно очень важное композиционное средство - пропорции. От того, насколько правильно выдержаны пропорциональные соотношения частей одежды, зависит ее художественная выразительность.

Образцом (каноном) гармонии и соразмерности объемов и линий издавно считалось идеальное человеческое тело. Если за единицу его измерения (модуль) принять размеры головы (от темени до подбородка), то в росте такой фигуры он будет укладываться 7.5-8 раз. Ширина талии в этом случае будет равна 1 модулю, ширина плеч - 1.5 модуля, длина нижней части фигуры (от талии) -5 модулям, верхней - 3. Отношения 3:5 и 5:8 свидетельствуют о гармоничных пропорциях фигуры и называются «золотым сечением». Это название ввел Леонардо да Винчи.

Принцип «золотого сечения» выражается такими пропорциями, когда верхняя часть фигуры относится к нижней, как нижняя к целой фигуре.

Но идеальные фигуры встречаются в жизни не так уж часто. Скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры можно используя эффекты зрительных иллюзий. Иллюзия - нечто кажущееся, обман чувств, ошибочное восприятие предметов, явлений. Иллюзии возникают по разным причинам: из-за оптических несовершенств человеческого глаза, вследствие особенностей психологии и физиологии человека. Зрительные иллюзии - это искаженное восприятие глазом действительности. Посмотрите на рисунки. Что вы видите? (Демонстрация примеров зрительных иллюзий)).

Зная законы зрительных иллюзий, можно зрительно изменить фигуру человека: уменьшить или увеличить, расширить или сузить, скрыть или подчеркнуть. Иллюзии издавна, и с большим успехом, используются для того, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной с точки зрения бытующей моды.

Первая иллюзия, с которой мы познакомимся, называется иллюзией подравнивания (ассимиляции). Она заключается в том, что линия, на концах которой есть обращенные внутрь углы, кажется намного короче, чем равная ей линия, у которой углы на концах обращены наружу. В одежде она проявляется в том, например, что оборки по горловине платья создают впечатление более широких плеч.

Следующая иллюзия - иллюзия контраста. Она проявляется, когда какой-нибудь предмет находится по соседству с другим, резко отличающимся от первого. В этом случае характерные черты предметов воспринимаются нами особенно четко, кажутся более выразительными. Характерный пример такой иллюзии у вас на экране: любой угол, окруженный большим углом, будет казаться меньше, чем он есть на самом деле. В одежде эта иллюзия проявляется в том, что в широком вырезе горловины платья тонкая шея кажется еще более тонкой. Та же шея при небольшом вырезе горловины будет казаться нормальной. Талия при широкой юбке кажется тоньше и т.п.

Иллюзия незамкнутого контура заключается в том, что средний квадрат, ограниченный только с двух сторон (смотрите графическое изображение) кажется выше и уже, чем два боковых квадрата, незамкнутых с боковых сторон. В одежде проявляется при вырезе горловины с острым концом, который зрительно удлиняет короткую шею.

Иллюзия заполненного промежутка заключается в том, что заполненное пространство всегда кажется больше, чем равное ему незаполненное. В одежде она сводится к использованию однотонных и набивных тканей.Лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.

Иллюзия переоценки вертикали: вертикальное расстояние кажется больше горизонтального, равного ему по величине. В одежде яркая вертикальная полоса удлиняет фигуру, делает ее стройнее. Яркий исторический пример - русский сарафан, делающий фигуру статной и величавой.

Иллюзия полосатой ткани: частая поперечная полоса удлиняет (!) фигуру, а редкая - наоборот. Равномерно широкие вертикальные полосы создают впечатление расширения фигуры, а равномерно узкие удлиняют ее.

Выбирая расположение полос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно, например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос.

При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже если сделать вертикальную вставку посередине.

IV. Практическая работа.

А сейчас я предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с эффектами зрительных иллюзий. Используя возможности программы «эффекты зрительных иллюзий», подберите для себя оптимальный цвет и контрастность экрана. Сделайте в тетради эскизы моделей современной одежды, используя эффекты зрительных иллюзий.

V. Закрепление изученного материала.

Мода - это не только вечное стремление человека к переменам, но и постоянная погоня за идеалом. Какой бы новый образец для подражания ни предложили нам, мы готовы на любые хитрости и уловки, чтобы доказать, что в полной мере соответствуем ему, что обладаем несомненно "идеальной фигурой". И здесь абсолютно невозможно обойтись без законов зрительных иллюзий.

Знание и правильное использование зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект. При этом можно использовать два абсолютно разных метода:

• подчеркивание достоинств фигуры

• скрытие недостатков.

Первый метод иногда называют "французским", а второй - "русским". А как по-вашему, что лучше?

Вопросы:

1. Что включает в себя композиция костюма?

2.. Чем силуэт отличается от фасона?

3. Как можно «исправить» недостатки фигуры?

4. Как зрительно расширить линию плеч?

5. Как скрыть несимметричность фигуры?

6. Как можно зрительно увеличить (уменьшить) рост?

7.Как «скрыть» сутулую спину?

8. Чем уравновесить широкие плечи?

VI. Итоги урока. Домашнее задание.


© 2010-2022