- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии для 8 класса (вариант для девочек)
Рабочая программа по технологии для 8 класса (вариант для девочек)
Раздел | Технология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бухтоярова Н.А. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СОГЛАСОВАНО Введено приказом № 4.3-О Принято педагогическим
МО учителей-предметников от 02.09.2015 советом №1
от 26.08.2015 Директор МБОУ «СОШ №37» от 28.08.2015
_________________________ _________________________
_________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Бухтояровой Надежды Александровны
по предмету «Технология»
Классы: 8 А, 8 Б, 8 В.
2015 - 2016 учебный год
Содержание
Пояснительная записка……………….……………………………….………………….…..3
Цели и задачи программы.....................................……………………………………….…..3
Планируемые результаты изучения предмета «Технология»…..…..……………………...4
Содержание тем учебного курса……………………………..……………………………...5
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса..............8
Календарно - тематическое планирование….………………………………….…………12
Оценивание обучающихся…….…………..………………………………………………..14
1. Пояснительная записка
Рабочие программы по технологии для 5-8 неделимых классов (менее 25 обучающихся) составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного (общего) образования, с учетом требований образовательного стандарта и ориентированы на работу по учебникам под редакцией В. Д. Симоненко (М.: Вентана-Граф, 2011). Программы реализуются: в 5-7 классах - в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год, и в 8 классах - 1 час в неделю, 35 часов в год.
Данные программы рекомендуются для обеспечения непрерывности технологического образования. Они позволяют учителю получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета, а также конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, отражают распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программы носят рекомендуемую последовательность с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся и рекомендованы с учетом оснащенности школ, материальных возможностей обучающихся и социальной востребованности.
Базовыми являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технологии ведения дома», «Электротехнические работы», «Творческие проектные работы», каждый из которых предусматривает использование общепедагогических дидактических принципов: связь теории с практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний, а значит, достижение дидактической цели, которую надо понять и осознать.
Особый акцент сделан на инновационный раздел «Дизайн пришкольного участка». Его актуальность заключается в том, что в последнее время большое внимание уделяется экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Ландшафтная архитектура и озеленение имеют огромное эстетическое, воспитательное и санитарно-гигиеническое значение. При этом в процессе изучения данного раздела учащиеся осваивают не только варианты озеленения школьного участка (двора жилого дома), но и знакомятся с различными видами художественного оформления участка из недорогих, практически «бросовых» материалов. Инициатива, самостоятельность, творческий подход, совершенствование умений работы в коллективе при выполнении творческих проектов - это лишь часть задач, которые решаются в процессе изучения данного раздела. А положительные отзывы, полученные от жителей прилегающих к школам домов, позволяют учащимся оценить социальную значимость выполняемых ими проектов.
В реализации программы должное место отводится методу проектов для вовлечения школьников в исследовательскую деятельность, что формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.
В данной программе прослеживается модернизация раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Предлагаемое содержание этого раздела позволяет познакомить обучающихся с конструкционными изделиями из бросового материала, свойствами и технологиями его обработки с учетом экономического и экологического аспектов, направленных на освоение нового практического опыта.
Программы предполагают широкое использование нетрадиционных форм уроков, которые позволяют решить задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением, используя «ключевые компетенции» в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях; за счет получения обучающимися профессиональных знаний и умений, облегчающих процесс социальной адаптации, помогают активизировать и углубить познавательную деятельность, при этом избежать пагубных перегрузок, сопоставить требования избранного вида труда к здоровью профессионала и собственный медицинский прогноз.
2. Цели и задачи программы:
-
освоение технологических знаний; основ культуры по созданию личностно или общественно значимых изделий;
-
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда;
-
развитие познавательных интересов, технического мышления; сенсорных и моторных навыков, умений учебного труда; волевой и эмоциональной сферы;
-
воспитание патриотизма, мотивов учения и труда, гуманности и коллективизма, дисциплинированности, эстетических взглядов, творческого начала личности, трудолюбия, предприимчивости.
3. В результате обучения обучающиеся
должны знать:
-
правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования;
-
технологию приготовления и требования к качеству готовых блюд, правила подачи к столу;
-
правила оказания первой помощи при ожогах и поражениях током, пищевых отравлениях;
-
виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в художественных ремёслах;
-
основные свойства волокон и тканей из них, виды пород древесины;
-
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
-
виды ремонтно-отделочных работ, материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; виды санитарно-технических работ, оборудования; принципы ухода за одеждой и обувью; цели и значение семейной экономики;
-
пути экономии электрической энергии в быту, правила работы с электроприборами; каково влияние электрических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
-
сферы современного производства, пути получения профессионального образования;
-
основные методы и приёмы выращивания и проектирования зелёных насаждений, историю развития «зелёного строительства», этапы и правила озеленения пришкольной территории;
должны уметь:
-
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены, оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;
-
определять качество продуктов, готовность блюд, способы подачи готовых блюд к столу; заготавливать на зиму овощи и фрукты;
-
владеть простейшими способами технологии художественной отделки изделий;
-
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
-
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
-
находить необходимую информацию; осуществлять контроль качества изготавляемых изделий;
-
выполнять технологические операции с использованием инструментов и приспособлений;
-
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
-
применять технологические знания на практике;
использовать знания и умения, приобретенные в практической деятельности и в повседневной жизни:
-
для консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;
-
проектирование и изготовление полезных изделий из конструкторских и поделочных материалов;
-
выполнение различных видов художественного оформления изделий;
-
планирование и оформление интерьера комнаты;
-
уход за одеждой и обувью;
-
безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов.
4. Содержание тем учебного курса
Кол-во
часов
Название раздела, темы
Основное содержание
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Виды контроля
1ч.
Вводное занятие. ТБ
Цели и задачи курса "Технология". Правила внутреннего распорядка. Инструктаж по ТБ.
Знать санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских
Опрос учащихся по ТБ
9ч.
Кулинария
Технология приготовления пищи. Виды домашней птицы. Виды гарниров к мясным блюдам. Расчет стоимости продуктов, меню.
Виды домашних птиц, их кулинарное применение. Первичная обработка птицы: оттаивание, опаливание, потрошение, промывание. Основные, вспомогательные, комбинированные приемы тепловой обработки кур. Санитарно-гигиенические требования. Время приготовления и способы приготовления гарниров. Требования к оформлению готовых блюд. Составление меню. Расчет стоимости продуктов. Способы подачи готовых блюд к столу. Способы консервирования фруктов и ягод. Стерилизация и способы укупорки банок с компотом. ТБ.
Знать первичную и тепловую обработку кур; сроки и способы хранения пищевых продуктов. Знать способы определения готовности блюд; способы подачи готовых блюд к столу. Знать технологию стерилизации в домашних условиях.
Уметь выполнять первичную обработку птицы; пользоваться приемами тепловой обработки кур; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь разделывать птицу и оформлять готовое блюдо; соблюдать правила хранения пищевых продуктов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Опрос.
Проверка практической работы.
8ч.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Рукоделие. Материаловедение и машиноведение. Конструирование и моделирование. Технология изготовления изделия.
Краткие сведения из истории рукоделия. Ассортимент изделий, выполненных в технике "декупаж". Сырье, материалы и приспособления. ТБ. Использовании е ИКТ в технологическом процессе. Требования, предъявляемые к готовому изделию. ТБ. Подготовка поверхности, грунтовка, сушка изделия. Заготовка фрагментов салфетки, закрепление на изделии. Покрытие лаком готового изделия. Уход за изделиями в процессе эксплуатации. Классификация химических волокон. Способы получения. Промышленное значение при изготовлении тканей. Сложные переплетения и размерные величины ткани.
Знать современные направления декорирования, правила по ТБ. Знать основные этапы выполнения изделия в технике "декупаж". Знать свойства тканей.
Уметь декорировать изделие; подбирать материал и цветовую гамму; оценивать свою деятельность, ориентируясь на поставленные цели. Уметь выполнять требования, предъявляемые к готовому изделию. Уметь закреплять фрагменты салфетки на заготовке изделия.
Уметь определять вид ткани сложных структур, синтетические и искусственные нити в тканях; сравнивать прочность ниток из различных волокон.
Опрос
Тест
Анализ выполненной работы
5ч.
Технологии ведения дома
Ремонт помещений
Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты. Подбор строительных материалов по каталогам. Соблюдение правил ТБ. Экологическая безопасность. Подбор декоративных украшений интерьера. Доходная и расходная часть бюджета семьи. Структура семейного бюджета. Расчет минимальной стоимости потребительской корзины. Качество товаров, их хранение, безопасность. Прибыль, патент, лицензия, реклама. Изучение цен на рынке товаров и услуг. Защита прав потребителя.
Знать влияние применяемых материалов на экологическую среду.
Знать элементы декора.
Знать доходную и расходную части бюджета семьи. Знать основные источники информации о товарах.
Уметь подбирать строительные материалы по каталогу; планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования. Уметь определять положительные и отрицательные потребительские качества вещей.
Анализ выполненной работы
Опрос
Практическая работа
1ч.
Электромонтажные работы
Значимость и виды электроосветительных приборов. Пути экономии электроэнергии. Лампы накаливания и люминесцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации. ТБ
Знать пути экономии электрической энергии.
Уметь пользоваться электроосветительными приборами
Опрос
6ч.
Творческие проектные работы
Правила выполнения и оформления творческого проекта. Презентация. Выбор и обоснование проблемы, дизайн - анализ. Подбор материалов и инструментов. Технология выполнения выбранного изделия. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Расчет себестоимости изделия. Экологическое обоснование проекта. Презентация готового изделия. Защита проекта.
Знать этапы выполнения творческого проекта; технологические понятия. Знать технологию проектируемого изделия. Знать формы защиты проекта и требования к ним.
Уметь ставить дизайнерские задачи; выбирать способ графического отображения объекта или процесса. Уметь подбирать материалы и инструменты; рассчитывать себестоимость изделия.
Проект
Опрос
Самоанализ
Оценка проекта и выполненной работы
3ч.
Современное производство и профессиональное образование
Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Анализ структуры предприятия. Понятие о профессии, специальности, квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Построение плана профессиональной карьеры. Роль и виды массовых профессий производства и сервиса. Региональный рынок труда. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Интересы и увлечения человека. Определение склонностей и качеств личности, построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Знать сферы современного производства; профессиональное деление работников.
Знать о роли профессии в жизни человека.
Уметь анализировать структуру предприятия; находить информацию о региональных учреждениях профессионального учреждения. Уметь определять факторы, влияющие на уровень оплаты труда; использовать приобретенные знания в практической деятельности для выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
Уметь находить источники информации о профессиональном образовании.
Практическая работа "Анализ структуры предприятия легкой промышленности"
Тестирование
2ч.
Дизайн пришкольного участка
Основные теоретические сведения о способах обустройства пришкольного участка. Основные стили садово-паркового искусства. Ассортимент и правила подбора растений. Основные стилевые формы ландшафта для создания декоративного оформления пришкольного участка.
Знать элементы декоративного оформления пришкольного участка; основные особенности ландшафтного стиля. Уметь использовать элементы декоративного оформления участка; подбирать растения для газонов.
Опрос
Тестирование
Итого: 35 ч.
Проектные работы
1. Проект "Скатерть для праздничного стола".
2. Проект "ПДД в технике "декупаж".
3. Проект "Мотоцикл и велосипед. ПДД в технике "квилинг".
4. Проект "Аксессуары для вечернего платья".
5. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
№
п/п
Вид средства обучения
Наименование средства обучения / учебного пособия
1
Книгопечатная продукция
УМК:
● Технология. Обслуживающий труд: 8 класс: учебник для
обучающихся образовательных учреждений/ [В.Д. Симоненко,
А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.]. - 3-е изд., перераб. - М.:
Вентана - Граф, 201.-160с.: ил.
-
Технология. Обслуживающий труд: 8 класс: учебник для обучающихся образовательных учреждений/ [ Н.В. Синица, О.В. Табурчак, О.А.Кожина и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2013.-176 с.: ил.
-
Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М.: Вентана-Граф,2015.-160с.
-
Технология. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов / авт.-сост. Н.П. Литвиненко, О.А. Чельцова, Т.А. Подмаркова. - Изд.2-у.- Волгоград: Учитель, 2014. - 51с.
-
Рабочая тетрадь к учебнику под ред. В.Д.Симоненко. Технология: для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Вентана-Граф», 2012 год
-
Рабочая тетрадь «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 год
Методические рекомендации по оборудованию мастерской
М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. «Формула правильного питания», методическое пособие для педагога. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 год
2
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор ручных инструментов и приспособлений
Виды швов, вышивок, орнаментов
Комплект оборудования и приспособлений для ВТО
Таблицы и плакаты по ТБ, основам кулинарии, машиноведению, изготовлению швейного изделия, вышиванию.
3
Натуральные объекты
Коллекции текстильных волокон
Коллекции текстильных материалов
Аптечка первой мед. помощи
4
Оборудование кабинета (мастерской)
Парты ученические
Стулья ученические
Стол учительский
Стол для раскроя ткани
Стенды с выставкой ученических работ
Секционные шкафы
Утюг, гладильная доска
Машины швейные бытовые (6 шт.)
Машина швейная краеобметочная (оверлог)
Список литературы:
-
Технология. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов / авт.-сост. Н.П. Литвиненко, О.А. Чельцова, Т.А. Подмаркова. - Изд.2-у.- Волгоград: Учитель, 2014. - 51с.
-
Технология. Обслуживающий труд: 8 класс: учебник для обучающихся образовательных учреждений/ [В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.]. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 201.-160с.: ил.
-
Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М.: Вентана-Граф,2015.-160с.
-
Рабочая тетрадь к учебнику под ред. В.Д.Симоненко. Технология: для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Вентана-Граф», 2012 год
5. Симоненко В.Д., ХотунцевВ.Д. программа общеобразовательных учреждений «Технология.
Трудовое обучение» Москва, «Просвещение», 2005г.
6. История костюма, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г.
7. Бровина Е.В. Швея, портной легкого женского платья. Комплект инструкционно-технологических карт. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
8. Брюшко О.Н. Шьем Брюки.- Р-н/Д.: Феникс, 2007, - 218с.
9. Бычкова Е.Р. Практический курс кройки и шитья. - М.: АСТ, 2009.-286 с.
10. Гальперина Г.А. Красота и уют своими руками. - М.: «Риполл классик», 2004.
11. Грожан Д.В. Детали интерьера. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.
12. Гориянова О.В. Рюкзачки-игрушки и игрушки-подушки. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.-254
13. Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление одежды, М.: Академия, 2000
14. Иванова Т.Н. Домашние заготовки. - М.: Локид, 1998.
15. Ивушкина О.А. Горячие бутерброды. - М.: Рипол классик, 2006.
16. Карпенко Т.И. Вышивка в умелых руках. - М.: Астрель, 2003.
17. Клиентов А. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2002. - 48с.
18. Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
19. Мартыненко И.П. Техника вязания. - М., 1999.- 178 с.
20. Павлова М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А. - М.: Вентана-Граф, 2003. -296 с.
Интернет-ресурсы:
· информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда //
master-class.narod.ru
· Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // ipk.yar.ru
· Начала экономики // besh.websib.ru
· Игры и задачи на развитие творческого мышления // rozmisel.ru
· Сайт о стиле и моде // sarafan.ru
· Сайт о стиле и моде // shpilka.ru
· Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //
sneg.by.ru
· Академия школы дизайна // designacademy.ru
· Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // kpcdesign.ru
· Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // sostav.ru
· Современное экономическое образование // spb-economics.narod.ru
· Детский театр моды «Меланж» // melange.by.ru
· Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) // webvernisage.com
Приложение к программе
Таблица календарно - тематического планирования
по предмету «Технология» 8 класс
№ урока
Тема учебного занятия
Кол-во часов
Дата
8 "А"
8 "Б"
8 "В"
1
ТБ в кабинете технологии.
1
2
Виды домашней птицы.
1
3
Способы определения готовности блюд.
1
4
Оформление готовых блюд из птицы.
1
5,6
Виды гарниров к мясным блюдам.
2
7
Расчет стоимости продуктов, меню
1
8
Сервировка стола. Правила этикета.
1
9
Способы консервирования фруктов и ягод.
1
10
Стерилизация фруктов в домашних условиях.
1
11
Рукоделие. Художественные ремесла.
1
12
Декорирование в стиле "декупаж"
1
13
Декорирование на тему "ПДД".
1
14,
15
Поэтапное изготовление изделия.
2
16
Окончательная обработка изделия.
1
17, 18
Синтетические волокна.
Определение ткани сложных структур.
2
19
Творческие проектные работы на тему "ПДД".
1
20
Разработка дизайнерской задачи.
1
21
Технология выполнения изделия.
1
22
Изготовление изделия.
1
23
Изготовление изделия.
1
24
Экономическое и социальное обоснование проекта.
1
25
Защита проекта.
1
26
Ремонт помещений.
1
27
Эскиз декоративного украшения интерьера.
1
28
Расходы семьи и их планирование.
1
29
Бюджет семьи. Проверочная работа.
1
30
Анализ потребительских качеств товаров и услуг.
1
31
Электрические источники света.
1
32
Сферы и отрасли современного производства
1
33
Профессии, связанные с безопасностью на дорогах.
1
34
Диагностика склонностей и качеств личностей.
1
35
Выставка работ "Безопасная дорога жизни".
1
Итого: 35 часов
Оценивание обучающихся
Контроль выполнения программы осуществляется по следующим параметрам качества:
-
степень самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий,
-
характер деятельности (репродуктивная, творческая),
-
качество выполняемых работ и итогового продукта.
При оценке выполнения практических заданий можно руководствоваться следующими критериями:
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения, общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки), изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении отдельных операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.